Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 7 - 8 мая 1884 г.

17.

1884 г. Мая 7—8. Москва.

Сейчасъ получилъ ваше письмо 6-го мая. Оно порадовало меня за васъ. Мне кажется, что вамъ хорошо. Хорошо въ томъ смысле, что вы не сомневаетесь въ томъ, что делаете то, что вамъ нужно делать. Я на вашемъ месте делалъ бы тоже: все свои силы отдавалъ бы матери, т. е. содействовалъ бы сколько могъ ея благу. Благо же ея и всехъ людей въ одномъ, и потому нечего остерегаться. Остерегаться долженъ только тотъ, кто ищетъ своего блага или кто допускаетъ справедливость насилiя или всякаго причиняемаго другому страданiя. Я въ своей жизни упрекалъ себя (въ дурныя минуты) за то, что я не настаивалъ на своемъ, но никогда не могъ настаивать не только на деле, но и на словахъ. Какъ только я виделъ, что действiя или слова мои заставляютъ страдать, я останавливался, или если не останавливался, то раскаивался въ этомъ. И не могъ иначе, потому что цель моя, признаваемая мною, есть благо другихъ. Если же выходить имъ зло, значить я виноватъ, и верно, что-нибудь не такъ делаю. Но мало того, я убедился, что слова: никто не приходить ко Мнњ, ,1 суть самое точное определенiе действительности. Какъ совершается это возрожденiе, воскресенiе людей къ жизни истинной, это тайна, совершающаяся на нашихъ глазахъ, но постигнуть ея процессъ невозможно. Это тайна Бога — это Его отношенiе съ каждымъ человекомъ. Мешаться въ это — нельзя, грехъ. Привлечь, обратить другого никто никогда не можетъ, и желанiе привлечь, обратить другого, именно определеннаго человека или людей есть причина страшныхъ золъ. Но светить темъ светомъ, который есть въ насъ, передъ людьми (всеми людьми) есть святое дело жизни. Это очень трудно сначала, но потомъ это даетъ большую силу и спокойствiе. Не моя воля будетъ, но Его. Мне хочется служить этимъ людямъ, а Онъ хочетъ Свое, и мне нельзя вмешиваться въ Его распоряженiя. Мое дело искать Его волю и исполнять ее. А воля Его есть любовь ко всемъ, къ темъ, которые ближе всего ко мне, покорность Ему и смиренiе передъ ними. Такъ чего жъ мне остерегаться? —

Если же ваша мать сама идетъ по этому пути — установленiя более правильнаго баланса между темъ, что мы беремъ у людей и даемъ имъ, то для васъ это должна быть большая радость; и дорого и радостно не известное положенiе, a движенiе и направленiе.

Статья Б. Г.,2 которая васъ огорчила, меня не огорчила. Ответъ такъ простъ: для общаго блага нужны судьи и пр. Прекрасно. Я не призванъ учреждать это общее благосостояние. И даже если и думаю объ общемъ благосостоянiи, то не могу думать иначе, какъ такъ, какъ меня научаетъ думать о немъ Христосъ, какъ о состоянiи Ц[арства] Б[ожьяго]. Но такъ какъ я не призванъ учреждать это благосостоянiе, то единственная моя обязанность въ этомъ отношенiи это та, чтобы жить такъ, чтобы не нарушать общее благосостоянiе; а жить такъ я не могу иначе, какъ не делая никогда зла другому ни въ какой форме. А приговорить человека въ тюрьму есть зло для этого человека и для его родныхъ. Мне это такъ просто и ясно, что удивляюсь только тому, что можно возражать.

3 — Не скажу, чтобы я былъ въ дурномъ духе. Я спокоенъ, не несчастливъ, но мысль о смерти чаще и чаще представляется мне, какъ что-то запрещенное пока мне, но очень желательное.4 Я знаю, что это дурно, что это возмущенiе противъ Его воли, но каюсь, что меня радуетъ при этомъ освобожденiе отъ всякаго страха передъ личной смертью. Если она манитъ меня, то значитъ, что я могу быть свободенъ отъ личной жизни.

Обнимаю васъ, милый другъ. Неужели мы не увидимся передъ вашимъ отъездомъ. (Разорвите письмо).

Примечания

строки, не вошедшие в копию, как это было в предшествующих письмах, уничтоженных по желанию Толстого, а также подпись Толстого, выяснить не удалось. Сохранившийся текст был напечатан, с искажениями, в СК, стр. 141—142, a затем в журнале «Голос Толстого и Единение», М. 1917—1918, в «Новогоднем добавлении» к № 6, стр. 17. Датируем письмо, исходя из пометки Черткова, сделанной на копии: «8 мая 84», означающей, вероятно, штемпель отправления, и заключающегося в письме сообщения о только что полученном (из Петербурга) письме Черткова от 6 мая.

— от 1 мая и от 6 мая. В первом из них, посылая Толстому № 3 рукописного журнала П. И. Бирюкова «Переписка с друзьями» (См. прим. 2 к письму № 6, от 4—6 марта), Чертков выражает свое огорчение по поводу помещенной в ней статьи кн. Бориса Борисовича Голицына, друга П. И. Бирюкова, офицера морской службы (впоследствии профессора физики и академика). «Он, казалось, был так близок к правильному разрешению вопроса, а между тем спотыкается об это несчастное недоразумение о приложимости учения Христа исключительно к личным отношениям, а не к общественным», — пишет Чертков. Письмо его от 6 мая, в связи со смертью его отца, почти целиком посвящено состоянию его матери. Отвечая на совет Толстого дать прочесть матери главу из «Алфавита духовного» Димитрия Ростовского, Чертков говорит: «Дмитрия Ростовского непременно приобрету для матери; она ужасно, ужасно скорбит и страдает. Мы приискали более скромную квартиру в 3 тысячи вместо нынешней в 61/2 т... Сначала мать думала ехать прямо к себе в деревню. Но теперь она склоняется на то, чтобы съездить за границу месяца на два, и я думаю, что такая поездка ей окажет существенную пользу и, быть может, поможет ей собраться с силами для дальнейшего служения ближнему... Вообще она хочет в будущем возможно меньше тратить на себя, не изменяя некоторым привычкам и «приличной» обстановке, которые разрушать не следует по ее искреннему убеждению. Я, разумеется, служу исполнителем ее желаний и стараюсь для нее так распоряжаться, как она желает, чтò, разумеется, постоянно ставит меня в обстановку прямо противоречащую моим личным убеждениям и желаниям... Если мать поедет за границу, я поеду с ней». Далее Чертков отвечает на вопрос Толстого, обращенный к нему в письме от 2 мая, сообщая, что «раздавать подчеркнутые Евангелия можно, ибо Пашков делает это», и в заключение уведомляет Толстого, что продолжает начатую им работу над переводом на английский язык статьи его «В чем моя вера?» и надеется довести это дело до конца.

1 Цитата из VI гл. Евангелия от Иоанна, но не совсем точная. В Евангелии от Иоанна одна и та же мысль выражена в двух вариантах. В ст. 44 указанной главы, в русском переводе, говорится: «Никто не может прийти ко мне, если не привлечет его Отец, пославший меня». В ст. 65 той же главы: « ... «никто не может прийти ко мне, если то не дано будет ему от Отца моего».

2 Статья Б. Г. — статья кн. Б. Б. Голицына (см. выше, пояснение письма Черткова от 1 мая).

3 «Так что же нам делать?»: по Дневнику его этого периода можно видеть, что он всё время возвращается к этой работе, которая то «уясняется» для него, то «не идет» (см. прим. 6 к письму № 15 от 25—27 апреля).

4 Записи в Дневнике Толстого за этот период и особенно за первую неделю мая 1884 г. говорят о необычайно тяжелых настроениях его вследствие полного внутреннего расхождения его, по принципиальным мотивам, с женой и всеми окружающими его в семье. Так, в Дневнике от 3 мая он пишет: «... нашел письмо жены. Бедная, как она ненавидит меня. Господи, помоги мне. Крест бы, так крест, чтобы давил, раздавил меня. А это дерганье души — ужасно не только тяжело, больно, но трудно... Я ничтожное, жалкое, ненужное существо и еще занят собой. Одно хорошо, чго я хочу умереть»; 5 мая — «Дома всё та же всеобщая смерть. Одни маленькие дети — живы. Какой-то опять за чаем тяжелый разговор. Всю жизнь под страхом»; — «Тоска, смерть»; 7 мая — «... тяжело то, что возненавидели меня напрасно»; — «Точно моя жизнь на счет их, чем я живее, тем они мертвее... Живу в семье, и ближе всех мне золоторотец Александр Пет[рович] и Лукьян — кучер». Об Александре Петровиче Иванове см. прим. 2 к письму № 10 от 27 марта 1884 г.