Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 21 августа 1889 г.

230.

1889 г. Августа 21. Я. П.

Не только замучала меня совесть, милые, дорогiе друзья мои, но просто чего то недостаетъ мне, когда долго нетъ общенiя съ вами, общенiя, имеющаго совершенно особенный характера и очень дорогаго мне. Хорошо, милый другъ Галя, что вы черезъ Бога и его законъ смотрите на плотскую смерть. Жизнь ваша въ васъ включаетъ въ себе все — не только Олю (хотя бы вы никогда не видали ее), но все — она включаетъ въ себе Бога. И если есть Богъ въ душе, то душа полна и нетъ потери. А есть Богъ — есть любовь къ нему и къ людямъ, къ несчастнымъ, нуждающимся въ любви. Вы идете по этому пути, помогай вамъ Богъ. Ведь это не утешенье, не то, что: дай, я буду делать доброе, чтобъ меньше горевать, a делать доброе — жить по Божьи, держать въ себе Бога, — это неизбежное прямое последствiе того, что мы называемъ горемъ и смертью, а что есть, по прекрасному выраженiю одного писателя, пробужденiе отъ заблужденiя въ действительности матерьяльной жизни.1

Работы въ поле кончились. Я бы долженъ былъ сесть за писанье, но последнее время были все посетители и такiе все радостные. Пришли пешкомъ Золотаревъ2 и Хохловъ,3 два юноши. Они все лето работали у Золотарева — босые, загорелые, безъ паспортовъ — совсемъ мужики. Сначала пугаешься — думаешь — не внешность ли одна работы, не мода ли, молодечество? Но поговорить и видишь, что это только последствiе — основанiе же желанiе служить Богу, любить, быть христiаниномъ. Тутъ же прiехалъ Ругинъ4 изъ общины Алехинской,5 въ к[оторой] б[ылъ] обыскъ,6 о к[оторомъ] вы верно знаете. Тутъ же заехалъ Булыгинъ и, наконецъ, Н. Н. Ге старшiй.7 Такъ б[ыло] радостно всемъ узнать другъ друга, такъ хорошо, я почти уверенъ, съ пользою во имя Его поговорили. Вчера все разъехались, остался одинъ Н[иколай] Н[иколаевичъ].

Да, о сборнике.8 Можетъ быть, это будетъ хорошо, но непременно безъ имени и непременно какъ можно строже. Ну пока прощайте. Вижу васъ во сне часто. Целую васъ.

Л. Т.

Передайте мой сердечный приветъ Лизавете Ивановне.

Примечания

—125, 116 и в ТЕ 1913, стр. 80. На подлиннике надпись чернильным карандашом рукой Черткова: «№ 227. Я. П. 24 авг. 89». Дата письма устанавливается записью в Дневнике Толстого от 21 августа 1889 года: «Обедал и после писал письма 6 — Чертк[ову], Бирю[кову], Свешн[иковой], Алекс[ееву] (Читу), Гроту, и еще кому то».

Толстой отвечает на письма Черткова, одно от 22 июля, написанное в ответ на письмо Толстого от 17 июля, и другое, которое было начато 1 августа, закончено через несколько дней и послано 10 августа, как это видно из письма И. И. Горбунова к Толстому от 10 августа 1889 года. (АТБ) В Дневнике от 14 августа 1889 года Толстой сделал запись о том, что он «вчера» получил «письмо прекрасное от Черткова». В этом письме Чертков писал: «Духовное пропитание следует зарабатывать точно так же, как и плотское. В физическом отношении всякий голодный человек, если иначе получить его не может, непременно станет зарабатывать свое пропитание. К духовному же пропитанию мы относимся равнодушнее и часто не ищем и не стараемся paздобыть его и тогда, когда мы давно уже истощили предшествовавший запас духовной пищи. Это происходит от того, что мы большею частью меньше боимся духовной смерти, чем физической. Поэтому самому у всех людей существуют определенные ежедневные занятия обедом, ужином и проч. Но мало кто считает необходимым ежедневно питаться духовно»... «Я разумею, конечно, не умственные занятия, а именно — принятие духовной пищи. — Мы с Галей теперь нуждаемся в таком принятии, и, имея около себя ее 16-тилетнюю сестру, кончающую гимназический курс, мы начали сообща исполнять одну работу, давно задуманную, а именно — делать выписки из всех ваших писаний рукописных с целью составить сборник сначала рукописный для давания читать тем, кто хотят узнать, хотя бы приблизительно, в чем дело, а потом, сократив и смягчив эту рукопись в необходимой степени, напечатать ее (без вашего имени). А потом, если бог даст, эту книгу переложить понятно для самого простого читателя (в роде того, как с Эпиктетом). Не знаю, доведется ли именно нам осуществить эту задачу, но наверное знаю, что работа эта будет доставлять нам то духовное питание, в котором мы так нуждаемся. Радостно и то, что питаясь сами, мы в то же время будем облегчать духовное питание других людей — так сказать, распределять по порциям удобоваримые и доступные блюда духовной пищи, получаемой через посредство вас, нашего повара. При составлении этого сборника нам хотелось бы, чтобы он по возможности: 1) содержал бы только такое, что может содействовать единению, а не разобщению всех искренних людей каких бы то ни было «религиозных» убеждений и 2) освещал учение истины со всех сторон, затронутых вами, так сказать, открывал бы горизонты во все стороны. А кто захочет после чтения нашего сборника поближе осмотреть тот или другой наиболее свойственный или симпатичный ему горизонт, тот будет уже сознательно искать именно то ваше подробное сочинение, в котором об этом подробно трактуется». См. т. 50.

1 Ср. запись, сделанную Толстым в связи с чтением журнала «The World’s Advance Thought» в Дневнике от 1 августа 1889 г.: «Получил еще «World Advance Thought» и, как всегда, испытал великий подъем духа. Чудесные мысли, например, смерть есть пробуждение от заблуждения о реальности материальной жизни». См. т. 50.

2 Василий Петрович Золотарев (р. 1866). Одно время был по своим религиозно-этическим взглядам близок Толстому. Имел небольшой участок земли, на котором жил и работал. О нем см. прим. к письму Толстого к нему, т. 64. В Дневнике Толстого от 11 августа 1889 г. имеется запись: «И пришли ко мне Золотарев и Хохлов. Чудные ребята». Из Ясной поляны Золотарев и Хохлов уехали 20 августа.

3 Петр Галактионович Хохлов (1863—1896), сын биржевого маклера, против воли семьи оставил в марте 1889 года техническое училище с тем, чтобы поселиться в деревне и жить земледельческим трудом. В 1894 году заболел душевно, умер в 1896 году в больнице для душевно-больных. О нем см. прим. к письму Толстого к нему от 29 сентября 1889 г., т. 64.

4 «Посредник». Впоследствии перестал разделять религиозные убеждения Толстого и отошел от его друзей. В Ясной поляне Ругин пробыл с 14 по 20 августа 1889 г. О нем см. прим. к письму Толстого к нему от 2 октября 1889 г., т. 64 и т. 50.

5 Земледельческая община, основанная в Смоленской губернии Аркадием Васильевичем Алехиным на принадлежавшем ему участке земли. Община существовала в 1889 и 1890 годах. Толстой, сочувствуя попыткам людей, разделявших его взгляды, жить земледельческим трудом, соединяясь в общины, в то же время считал, что, выделяя себя из среды других людей и придавая очень большое значение своему образу жизни, они ставят себя в ложное положение. В частности, об общине, основанной Алехиным, Толстой в письме к H. Н. Ге от 26 ноября 1889 г. (т. 64) писал: «Был у меня А. Алехин осенью; живет он и они все удивительно. Например, вопрос половой они решают полным воздержанием, жизнь святая. Но, Господи, прости мои согрешения, — осталось у меня тяжелое впечатление. Не от того, что я завидую их жизни из своей грязи, этого нет, я признаю их высоту и, как на свою, радуюсь, но что-то не то».

6 Обыск в общине, основанной Алехиным, был сделан в ночь с 27 на 28 июля 1889 года. Об этом обыске есть запись в Дневнике Толстого от 1 августа 1889 года: «Еще получил письмо от Алехина с известием о том, что у них б[ыл]обыск и отобрали все мои писанья и их письма». См. т. 50.

7

8 Сборник мыслей Толстого, о котором писал Чертков в своем письме к Толстому 1—10 августа, не был пропущен цензурой. Мысль о таких сборниках явилась при начале работы над «сводом мыслей» Толстого. Ряд сборников мыслей Толстого по определенным вопросам (о боге, о половом вопросе и т. д.) был выпущен впоследствии Чертковым в Англии в издании «Свободного слова».