Толстой Л. Н. - Черткову В. Г. и Иванову H. Н.,20 - 28 сентября 1888 г.

200.
В. Г. Черткову и H. Н. Иванову.

1888 г. Сентября 20.... 28. Я. П.

Хотелъ нынче писать вамъ и получилъ ваше письмо съ листкомъ, въ к[оторомъ] вы спрашиваете объ экз[емпляре] «О жизни» для Эртеля.1 Экз[емпляръ] одинъ есть и нынче съ радостью посылаю его Эртелю, очень симпатичному, но, къ сожаленiю, какъ мне кажется, интересующемуся, какъ и очень многiе, самыми коренными жизненными вопросами не для решенiя ихъ для себя, чтобы жить, а для изложенiя и вопросовъ и решенiй ихъ (различныхъ) для другихъ. Иногда я, признаюсь, предпочитаю ненавистниковъ, ругателей истины, сочувствующимъ ей, но не для того, чтобы ей следовать. Я не про Эр[теля] говорю, а къ слову. Къ советамъ въ календаре2 не могу ничего прибавлять. Не могу войти въ тонъ. Мне гораздо легче писать вновь, чемъ войти въ прежнiй тонъ, к[оторымъ], какъ всегда, недоволенъ.

Теперь пишу обращаясь преимущественно къ милому Иванову и его повести.3 Я еe вчера получилъ и прочелъ. — Не хорошо, т. е. не дурно, но хорошаго ничего нетъ. Ничего нетъ новаго своего, все есть подражанiе читанному и описанiя верныя виденнаго, но ненужныя. Вся повесть не нужная, т. е. автору не было потребности писать ее, и читателю ничего она не скажетъ, ни новаго, ни определеннаго. Напечатать повестъ, я думаю, можно. Впрочемъ, вы это знаете лучше меня, сравнительно съ темъ, что у васъ есть. Вы, голубчикъ Н. Д.,4 постарайтесь не думать о писательстве, решите, что вамъ писать не нужно и не зa чемъ, и тогда, можетъ быть, вамъ придется летъ черезъ 10 или 30 написать что нибудь хорошее, а можетъ быть и ничего не придется написать никогда, и беды отъ этаго не только не будетъ никакой, но даже5 это будетъ очень хорошо. Устраивайте такъ свою жизнь, чтобы въ программу ея совсемъ не входило писательство. И это я говорю не отъ того, что вы хуже, менее способны другихъ людей, а, напротивъ, отъ того, что вы хорошiй и способный человекъ. Если бы только люди клали въ жизнь всю силу, к[оторую] они кладутъ въ писанье, въ говоренье. Гораздо лучше, чтобъ человекъ, способный хорошо писать, ничего бы не написалъ, чемъ если бы этотъ человекъ истратилъ нужную для жизни силу въ писаньи. Я говорю это по позднему опыту и теперь только учусь тому, чтобы переводить воду, к[оторую] я пускалъ на6 писанье, пускать всю на колесо жизни. Писанье такое дело, что если не выскажешь, особенно не напишешь, свою мысль даже тогда, когда она вполне ясна, она не можетъ пропасть, и она7 проявится въ томъ или другомъ виде въ жизни, и потери нетъ, но если выскажешь неопределенно зародышъ мысли, сделаешь себе привычку делать это, то это великiй душевный вредъ,8 вполне соответствующiй физическому греху онанизма, и последствiя его дурныя. Мы9 окружены примерами этаго при нашей легкости печататься и выгодахъ матерiальныхъ этаго.

Спасибо, Вл[адимiръ] Г[ригорьевичъ], за ваше предпоследнее письмо, где вы за мое осужденiе жесткое книжекъ еще благодарите меня, и главное пишете про себя и семью.

Не верьте, милый другъ Галя, что вы слабы. Ведь тутъ большая доля представленiя.10 Родили прекрасн[ую] девочку, родите, Б[огъ] дастъ, еще мальчика, и сами выкормите. Чтó все ваши? Передайте мою любовь Лизавете Иван[овне],11 если она съ вами, и роднымъ Гали, к[оторые] у васъ.12 13 Ник[олаю] Лукичу,14 Залюбовскому,15 Фед[ору] Эдуард[овичу],16 Оле,17 18 19 Я живъ, здоровъ. Кузмин[скiе]20 уехали, остались ихь девочки.21 Жена уезжаетъ въ Октябре,22 а я остаюсь до Ноября съ девочками. Мне очень хорошо б[ыло] все лето и теперь. Любящiй васъ Л. Т.

«Жизни». Мне б[ыло] очень прiятно дать ихъ кое кому и 2) за выписки изъ письма къ Орлову и дневника.23 Это мне всегда хочется знать и радуетъ за любимыхъ людей, что въ нихъ идетъ внутренняя настоящая работа. Все тамъ хорошо и мне б[ыло] радостно читать, и я ни съ чемъ не несогласенъ. Вопросъ о томъ, что христ[ианское] ученiе даетъ благо, и пот[ому] кто следуетъ ему, тотъ не можетъ мучаться; а борьба есть мученье — вопросъ, действительно многихъ вводящiй въ заблужденiе. Оправданiе верою въ искупленiе, причащенiе и исповедь, все это попытки уничтожить борьбу. — Христiанское ученiе требуетъ совершенства, подобнаго совершенству Отца, а мы все исполнены греховъ, и пот[ому] приближенiе къ совершенству есть борьба, а борьба представляется всегда, какъ страданiе, мученiе и пот[ому] христ[iанское] ученiе ведетъ къ страданiямъ, къ мученiямъ. Такъ и понимаютъ его многiе. Съ другой стороны хр[истiанское] ученiе есть благодать, откровенiе блага, и Хр[истосъ] избавилъ людей отъ страданiй и мученiй. Какъ это соединить? Все исповеданiя христiанскiя суть попытки разрешенiя этаго противоречiя.

A разрешенiе одно только и возможно, то самое, к[оторое] въ приводимомъ вами месте Паскаля (жаль, что нетъ у меня и не помню верно), разрешенiе одно: благо въ борьбе, т. е. въ движенiи впередъ къ совершенству, подобному совершенству Отца.

Тутъ происходитъ нечто подобное тому, что происходитъ по отношенiю работы, телесной, грубой работы. Благо человека въ томъ, чтобы кормиться, а кормиться нельзя безъ борьбы, безъ усилiй, представляющихся страданiями, мученiями. И вотъ люди придумываютъ средства, какъ бы кормиться безъ труда, какъ въ раю, какъ бы съ себя на другихъ свалить трудъ, какъ бы такiя машины выдумать, чтобы оне за насъ работали. И разумеется, ничего не выходитъ, а не выйдетъ до техъ поръ, пока люди не догадаются, что благо телесное и состоитъ въ томъ, чтобы, трудясь, кормиться, что благо, главное, въ труде. То же и съ нашими грехами и потребностью блаженства.24 Сколько не придумывай такiя состоянiя, въ к[оторыхъ] не было или не будетъ греховъ, сколько ни уверяй себя, что Христосъ или таинства черезъ Христа очистили насъ, грехи — все грехи, и мы ихъ знаемъ въ себе и съ ними не можемъ быть блаженны. И разумеется ничего не выйдетъ до техъ поръ, пока мы не поймемъ, что блаженство наше и состоитъ въ освобожденiи отъ греховъ и въ движенiи къ совершенству. И въ этомъ христ[iанское] ученiе; оно освобождаетъ отъ греха и даетъ возможность приближенiя къ совершенству.

и, разумеется, не достигалъ и ослабевалъ; точно такъ же, какъ и въ работе. Прежде бросался на работу, желая какъ можно скорее кончить, и ослабевалъ и бросалъ. И только недавно какъ я въ работе узналъ, что дело не въ томъ, чтобы кончить, а въ томъ напротивъ, чтобы иметь счастье работать, (часто я жалею теперь, что работа кончается), такъ и въ христiанской жизни я начинаю чувствовать радость въ самой работе надъ своими грехами и надъ приближенiемъ къ Отцу. Не думайте, читая эту нескладицу, что я пишу, что попало. Нетъ, я очень знаю, чтó хочу сказать, только не умею, можетъ быть. Я описываю очень определенную разницу, происшедшую въ моей жизни: прежде бороться хоть съ самымъ главнымъ грехомъ своимъ — злость[ю] недоброжелательства къ людямъ б[ыло] мученiемъ, а теперь это самое дело (эта борьба) есть лучшая радость моей жизни. Только что поднимется на кого злость, а я себе скажу: «неправда, я его люблю за то, за то», и злость стихаетъ и делается радостно опять, точно также, какъ работа косить, пахать, пока не умеешь — мука а потомъ радость.

Ну, прощайте, милые друзья. Целую васъ.

Примечания

Полностью публикуется впервые. Отрывки напечатаны в ТЕ 1913, стр. 70, Б, III, стр. 71—73, 92—93, «Толстой и Чертков», стр. 154. Подлинник вложен в листок почтовой бумаги, на котором черным карандашом рукой Черткова написано: «№ 195, Я. П., 29 Сент. 88». Число «195» перечеркнуто и написано «198». Толстой пишет, что «нынче» получил письмо Черткова. Письмо это помечено 18 сентября и, если оно действительно было послано в день написания, то оно могло быть получено в Ясной поляне 20 сентября. Вместе с тем письмо Толстого написано до получения письма Черткова от 26 сентября, которое, если оно было отправлено своевременно, должно было быть получено в Ясной поляне не позднее 29 сентября. Возможно, что письмо было начато в день получения письма Черткова от 18 сентября, а приписка к нему, по размеру превосходящая письмо, сделана на несколько дней позднее. Ответ Черткова на это письмо помечен 30 сентября, и надо думать, что оно было отправлено из Ясной поляны не позднее 28 сентября. Поэтому письмо датируется 20.... 28 сентября.

Толстой отвечает Черткову на приписку его к письму Н. Н. Иванова от 15 сентября и на его письма от 16 и 18 сентября. В своей приписке к письму Н. Н. Иванова Чертков писал, что посылает ценной посылкой рукопись Иванова и просит возможно скорее вернуть ее, и, если он найдет ее пригодной для печати, написать Стасову и попросить его устроить печатание рукописи в «Вестнике Европы». В письме от 16 сентября Чертков писал: «Спасибо вам, дорогой Лев Николаевич, за ваше письмо о Полушине и с оценкой изданий «Посредника». Я в таких ваших отзывах нуждаюсь и желал бы их почаще получать, так как всякое подобное ваше слово идет мне в помощь и предохраняет от повторения тех же ошибок. Ведь собственно мне приходится выбирать материал для издания в силу обстоятельств. В действительности же подбором материала следовало бы заняться человеку с большею опытностью и с более верною и чуткою впечатлительностью; мне же подобало бы только действовать под его руководством. Последнее время я не писал вам о всех моих сомнениях по выбору материала единственно потому, что, не получая всегда ответов от вас, я понял, что вам в это время было не до переписки со мною. И потому я теперь особенно радуюсь получению от вас кое-каких указаний. Пожалуйста, не оставляйте меня вашими указаниями: я и дело в них очень нуждаемся.

«Царя Ахриана», та, кому я поручил писать о Будде. Она премилая, добрая и умная женщина и драгоценная сотрудница. Когда она окончит один отдел «Будды», то я доставлю вам рукопись для получения ваших указаний. У нас жизнь идет своим тихим порядком. Ребенок процветает, а Галя хворает. Теперь обнаружилось, что она на втором месяце беременности. Она гораздо слабее, чем была в такое же время при первой беременности и вообще против своего обыкновения за лето почти вовсе не поправилась, ест мало, все худеет и очень слаба. Но мы знаем, что всё будет так, как нужно богу, и спокойно ожидаем того, что будет». В письме от 18 сентября Чертков писал: «Дорогой Лев Николаевич, надеюсь, что вы получили те несколько экземпляров литографированных вашей статьи «О жизни», которые я вам послал. Если вы еще их не все раздали, то, пожалуйста, пошлите один экземпляр по следующему адресу: Павлу Васильевичу Огаркову для А. И. Эртеля, г. Усмань, Тамбовская губ. Нынче летом и осенью Эртель гостил у меня. Он очень сочувственно относится к нашим изданиям, много помог мне разными указаниями, и готовится написать для нас рассказ, весьма сочувственного нам содержания. Он горячо интересуется всеми вашими неизданными писаниями, которые я ему доставляю для прочтения. Ему очень хочется иметь статью «О жизни», которую я ему доставлял только для прочтения. Вот почему я и прошу вас выслать ему эту рукопись. Если не можете, то сообщите мне: я постараюсь раздобыть ее для него другим путем.

Полушин получил место редактора у Сытина.

Я летом перечитывал ваши советы хлебопашцам из календаря, нынче запрещенного. Не знаю, лежит ли теперь ваше сердце к такой работе, но на всякий случай выскажу вам свое мнение. Советы эти принадлежат к числу наиболее одобренных народом ваших работ для него. Не следовало бы допустить, чтобы советы эти вышли из печати. Я думаю даже, что можно было бы их расширить и углубить их назначение в том смысле, в каком я сделал приписку карандашом на прилагаемом листке. Впрочем, вы сами увидите, если прочтете написанное вами. Мне теперь хочется составить род календаря или, вернее, чтения на каждую неделю, на все года безразлично, состоящее из подбора пословиц на главные христианские положения (наподобие одобренного вами листка). В начале каждого месяца крайне желательно было бы поместить ваши «советы» без перечня работ, и, если вы можете, с расширением и усилением их содержания. Я уверен, что подобная книжка удовлетворяла бы в течение круглого года и многих лет духовную потребность многих и многих простых рабочих людей, вовсе почти лишенных всякой поддержки и одобрения с этой стороны. Если вы согласны, то сделайте приписки на прилагаемом листке, и я вышлю вам в таком же виде все остальные ваши советы».

1 Александр Иванович Эртель (р. 7 июля 1855 г., ум. 7 февраля 1908 г.), писатель. О нем см. прим. к письму Толстого к Черткову № 95 от 16—17 января 1886 г., т. 85 и к письму Толстого к Эртелю от 17? сентября 1885 г., т. 63.

Толстой имеет в виду один из гектографированных экземпляров книги «О жизни», которые были сделаны для распространения рукописи, так как издание книги «О жизни» было конфисковано.

2 «Календарь с пословицами на 1887 год». Спб. 1887. Второе издание этого календаря не было разрешено цензурой.

3 Повесть H. Н. Иванова (о нем см. прим. к письму № 130) «В люди», посланная Толстому Чертковым 15 сентября, не была напечатана. Автор, приняв к сведению мнение Толстого и перестав писать беллетристические произведения, не пытался издавать свою повесть.

4 Ошибка — Иванова звали Николай Никитич.

5

6 Слово: на .

7 Зачеркнуто: выразится

8 Зачеркнуто: очень

9 Слово: мы я

10 Слово: представленiя написано по буквам: воо[бражения]

11

12 К Чертковым в это время приехали родные А. К. Чертковой — ее отец Константин Александрович Дитерихс (р. 18 января 1825 г., ум. 20 (?) декабря 1899 г.), мать Ольга Иосифовна Дитерихс, рожд. Мусницкая (р. 8 ноября 1840 г., ум. 26 марта 1893 г.), брат Иосиф Константинович Дитерихс (р. 29 июня 1868 г., ум. 14 декабря 1931 г.) и сестра Ольга Константиновна Дитерихс (р. 27 сентября 1872 г.).

13 Александр Константинович Дитерихс (р. 24 апреля 1864 г.), брат А. К. Чертковой, покончил жизнь самоубийством 21 мая 1888 г. Причина самоубийства осталась невыясненной. Подробности о его смерти стали известны Чертковым из рассказов приехавших к ним родных и под этим впечатлением А. К. Черткова написала Толстому письмо, на которое он отзывается в комментируемом письме.

14 Николай Лукич Озмидов (о нем см. прим. к письму № 144).

15 Алексей Петрович Залюбовский (о нем см. прим. к письму № 177).

16

17 Ольга Николаевна Спенглер (о ней см. прим. к письму № 144).

18 Ещенко Емельян Максимович (о нем см. прим. к письму № 126).

19 Петр Семенович Апурин (о нем см. прим. к письму № 181 от 4 марта 1888 г.).

20 Кузминские Татьяна Андреевна (1846—1925), младшая сестра С. А. Толстой и ее муж Александр Михайлович (1845—1917).

21

22 письме от 6 ноября 1888 г. Толстой писал Бирюкову: «Мы еще в деревне. Жену задержали холода, но теперь оттепель, и после завтра она хочет ехать, мы же останемся еще на несколько дней». (См. т. 64.)

23

24 Зачеркнуто: совершенства

«Наконец я дождался от вас, добрый друг Лев Николаевич, письма в прежнем, старом роде. Я не могу сетовать на вас, когда вы не пишете таких писем, потому что я знаю, что тот свет, который есть в каждом из нас, всегда светит кому-нибудь, и ваш свет, когда вы не пишете мне, светит тем другим, кому он и должен светить. Но я не могу не радоваться особенно, когда получаю от вас такие письма, потому что особенно наглядно вижу и чувствую, сколько добра и поддержки они приносят мне и тем, кто около меня. Это для нас всё равно, что окно открыли и впустили свежего воздуху. И дышется легче и живется лучше».

Раздел сайта: