Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 12 ноября 1888 г.

204.

1888 г. Ноября 12. Я. П

Можетъ быть, я не въ духе, но мне это очень не понравилось.1 Фальшь по форме и по содержанiю. Это поэзiя для Англiйскихъ гостиныхъ, въ роде восковыхъ цветовъ.

Белый стихъ — невозможное кривлянье. Есть многое2 вамъ писать, но все нетъ такой сильной потребности словесно выражать мысли, какъ бывало прежде. Я скучаю объ этомъ, а можетъ быть это лучше.

Л. Т.

Примечания

Полностью публикуется впервые. Отрывок напечатан в ТЕ 1913, стр. 71. Написано на сложенном вдвое листке писчей бумаги величиной в 1/4 долю листа. На подлиннике надпись черным карандашем рукой Черткова: «Я. П. 12 нояб. 88, № 199». На обороте письма черным карандашом написано: «№ 199», зачеркнуто и написано: «202». Как видно из ответного письма Черткова от 16 ноября, Толстой сообщает в этом письме свой отзыв о рукописи поэмы Теннисона «Спасенный», переведенной Барыковой, и возможно, что комментируемое письмо является запиской, приложенной к возвращаемой Черткову рукописи.

1 «Спасенный», повесть в стихах (из Теннисона) А. П. Барыковой, тип. И. Д. Сытина. М. 1888. Дозволено цензурой 21 января 1889. В «Правительственном вестнике» за 1889 г. (№ 81 от 15 апреля) эта книжка указана в списке книг, вышедших 9—15 марта 1889 г., и надо думать, что год на титульном листе проставлен ошибочно.

2 Слова: есть многое написаны по словам:

На это письмо Чертков отвечал Толстому письмом от 16 ноября 1888 г., в котором писал: «Дорогой Лев Николаевич, я понимаю ваше отношение к поэме Теннисона «Спасенный» и готов с ним согласиться и жалею теперь, что задал эту работу Барыковой. Видно во мне сохранилась доля английской сентиментальности, внесенная воспитанием и близким общением с англичанами. Поэму эту я всё-таки думаю напечатать главным образом потому, что не хочется огорчить Барыкову. Ведь вреда, я думаю, она никому принести не может, и может даже с некоторою пользою заменить одну из отвратительных лубочных сказок в стихах.

Ваше отсутствие потребности писательства я понимаю. Понимаю и то, что вы мне раньше говорили о том, что писательство побуждается внутренними законами, которых не прейдеши, а также — о том, что трудно решиться учить людей. И я не хочу, не могу допустить в себе мысли возражать вам на это или полагать, что вам следовало бы поступить иначе. Но у меня есть свое отношение к вашим писаниям, свои наблюдения над их результатами в читателях, и я не вижу причины насильственно воздерживаться от того, чтобы поделиться с вами своими мыслями по этому поводу, лишь бы вы не думали, что я желаю влиять на вас или что-нибудь в таком роде. Когда я испытываю на себе и вижу на других благотворные практические как разврат жизни постепенно втягивает в себя молодых людей, в особенности когда вижу самое начало этого всасывания живого юноши в болото плотских наслаждений, то так хочется помочь ему сделать тот шаг назад, на твердую почву, который может его спасти — передать ему несколько слов предостережения, обращенных непосредственно к его совести и разуму, и на которые должно откликнуться всё чистое, святое, незапятнанное еще в его молодой душе. И вот в этих случаях я вспоминаю вас и благословенное богом влияние вашего слова, и так, так хочется, чтобы вы помогли этим людям...

Все остальное — разрушение лжи, наросшей на учении Христа, восстановление смысла «Евангелий», обличение закоренелых общих форм лжи — всё это уже сделано вами, насколько можно словами. Как хотелось бы, чтобы вы теперь, на время отложив всякое другое писание, забыв себя, прямо обратились бы ко всему молодому, совсем юному человечеству и сказали бы им только то, что вы теперь сожалеете, что вам не говорили, когда вам было 17—25 лет. Обратились бы к обыкновенным, заурядным людям, а не к тем только, которые сами напряженно ищут и потому найдут, и не к тем, кто решились не найти».

Раздел сайта: