Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 1 августа 1894 г.

382.

1894 г. 1 августа г. 19—23. Я. П.

Мне очень грустно безъ васъ, милые друзья, и грустно за васъ, какъ вы доехали. Вероятно это письмо разойдется съ вашимъ, въ кот[оромъ] вы мне дадите известiя о себе. И какъ прiятно думать, что если бы здоровье и не было такъ хорошо, какъ мы желаемъ, душевное состоянiе будетъ хорошо.

Мы совсемъ поступили на осеннее положенiе. Я живу съ Таней, Машей, Мишей, Сашей и Ваней. Письмо это было начато дня 4 тому назадъ. Съ техъ поръ получилъ ваше письмецо — очень долго оно шло и мое положенье изменилось. Житье наше осеннее нарушено: прiехали гости Мамонова,1 Рачинская,2 — жена Ильи съ детьми3 и некто Маковицкiй, славянинъ,4 одинъ изъ техъ студентовъ, кот[орые] переписывались съ Евггенiемъ Ив[ановичемъ], когда онъ жилъ у васъ въ Ржевске. Кроме того, жена прiехала вчера, а Маша на смену ей уехала къ Леве.5 За это время былъ еще Количка.6 Его положенiе такое, что онъ сошелся, как онъ мне говорилъ, духовно съ кузиной — женою Рубана и два человека: его жена и Рубанъ — ненавидятъ ихъ и страдаютъ. Я ему говорилъ, что надо во что бы то ни стало уничтожить эту ненависть. А онъ говоритъ, что онъ не можетъ этаго сделать. Какъ онъ выпутается изъ этаго, не знаю. Положение его очень трудное, но у него есть орудiе для разрешенiя всякихъ трудностей: ученiе Христа, въ кот[орое] онъ веритъ. Я радъ былъ, что виделъ его, хотя свиданiе было тяжелое.

7 Все изменяю прежнее, но какъ будто все приближаюсь къ большей ясности. Маковицкiй очень мне былъ интересенъ. Они, Славяне, угнетены, и всю духовную энергiю употребляютъ на борьбу съ этимъ угнетениемъ; но борются они оружiемъ угнетенiя: отстаиваютъ свою нацiональность противъ чужой нацiональности, свое исповеданiе, свой языкъ, свои выгоды. И все это делаютъ они черезъ споры, журналистику, черезъ интриги, кружки, общества, выборы въ сеймъ и т. п. А тутъ же у нихъ, рядомъ съ ними, въ ихъ стране, въ народе все более и более разрастается секта назареновъ (ихъ въ 1876 [г.] было 6 тысячъ, теперь 30 тысячъ),8 отъ всехъ узъ и всехъ угнетенiй въ этой вере, и смотрятъ черезъ нихъ, отыскивая себе спасенiе въ томъ, что губитъ ихъ. Мы много говорили съ нимъ про это. И онъ понимаетъ. Ну, прощайте пока, пишите чаще. Передайте пожалуйста Аннушке9 отъ насъ 5 рублей въ благодарность за ея труды на печенiе намъ хлебовъ, если это можно.

Л. Толстой.

—239. На подлиннике надпись чернилами рукой Черткова: «№ 378 Я. П. 24 Авг. 94». Дата окончания письма определяется словами о том, что «жена приехала вчера» — С А. Толстая вернулась в Ясную поляну 22 августа. Так как начато письмо было за 4 дня до окончания, то оно датируется 19—23 августа, хотя в Дневнике от. 22 августа есть упоминание, что 21 августа написано письмо Черткову.

1 Софья Эммануиловна Дмитриева-Мамонова (р. 1860 г. ) — подруга Т. Л. Толстой по Школе живописи, ваяния и зодчества, нередко посещавшая дом Толстых.

2 Мария Константиновна Рачинская (1865—1900) — дочь директора Петровской сельско-хозяйственной академии Константина Александровича Рачинского, племянница педагога Сергея Александровича Рачинского, с которым Толстой был знаком и находился в переписке. В 1895 г. вышла замуж за С. Л. Толстого.

3 О ней и ее детях см. прим. к п. № 360.

4 —1921) — врач, окончивший медицинский факультет Пражского университета. Еще будучи студентом, познакомившись с учением Толстого, стал его единомышленником. Д. П. Маковицкий и его товарищ по университету А. Шкарван обратились к Толстому с просьбой доставить им возможность познакомиться с книгой «Соединение и перевод четырех евангелий». Толстой передал их просьбу Черткову, который выразил желание приготовить для них копию этой книги, обращавшейся лишь в рукописях, поручив это дело Е. И. Попову, в то время ему помогавшему, и в связи с этим между Е. И. Поповым с одной стороны и Маковицким и Шкарваном с другой стороны завязалась в 1891 г. переписка. В 1894 г. Маковицкий впервые посетил Толстого, затем посещал его в 1897 и 1901 гг., а с конца 1904 г. поселился в Ясной поляне в качестве домашнего врача Толстых и прожил там до смерти Толстого. Живя у Толстого, вел подробный дневник, начало которого опубликовано под заглавием: Д. Маковицкий, «Яснополянские записки», вып. I, изд. «Задруга», М. 1922; вып. II, М. 1923. О Маковицком см. письма 1895 г., т. 68.

5 Лев Львович Толстой находился в Москве, продолжая испытывать острый упадок сил и лечась у московских врачей. При нем поочереди находились Татьяна Львовна, Марья Львовна и Софья Андреевна Толстые. М. Л. Толстая вернулась из Москвы 16 августа и в тот же день на смену ей поехала С. А. Толстая, прожившая в Москве до 22 августа, когда ее сменила вновь Марья Львовна.

6 И. Н. Ге сын приезжал и Ясную поляну 18 августа.

7 Толстой имеет в виду свою работу над изложением сущности христианского учения в форме катехизиса. В Дневнике Толстого от 22 августа записано: «Пришла мне в голову мысль, что надо начинать с изложения учения ветхого и нового завета, но голова болит и ничего не вышло». В Дневнике Толстого от 27 августа записано: «Всё бьюсь с катехизисом». «Катехизис» в переработанном виде, под названием «Христианское учение», был напечатан в 1898 г. в издании В. Черткова в Англии. Многочисленные подготовительные работы Толстого над «катехизисом» впервые печатаются в томе 31 настоящего издания.

8 — секта, возникшая в Венгрии в сороковых годах XIX века и распространенная преимущественно в Юго-славии, отрицающая церковные обряды и отвергающая военную службу, как противоречащую христианскому учению. О ней см. т. 86, стр. 82.

9 — близкий человек к семье Чертковых, дочь ветеринарного фельдшера, служившего в экономии Чертковых и происходившего из их крепостных крестьян. С 1888 г. начала служить у В. Г. и А. К. Чертковых, работая на кухне; с течением времени стала поварихой и вместе с тем заведовала домашним хозяйством семьи Чертковых, живя с ними сперва в Ржевске, затем, после высылки их из России, — в Англии. Вернувшись с ними в Россию, продолжала служить у Чертковых.

Раздел сайта: