Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 10 августа 1890 г.

264.

1890 г. Августа 10. Я. П.

Вотъ и пишу вамъ, дорогiе друзья, то, что происходитъ во мне, что меня двигаетъ. Вы такъ радостно настроены, что то, что мне близко и важно, близко и вамъ.

Чемъ дальше живу, темъ больше и больше нуждаюсь въ молитве и духовно питаюсь ей. Молюсь я все такъ же, какъ молился и какъ учитъ Хр[истосъ]: Отче нашъ... и т. д.1 но съ2 годами все значительнее и радостнее и нужнее становится мне3 молитва.

Отче нашъ, иже ecu на небесехъ, да св[ятится] имя; Твое. Имя твое есть любовь. И сейчасъ я вспоминаю стихъ изъ Посланiя I[оанна], где сказано: «И кто не любитъ, тотъ не позналъ Бога, п[отому] ч[то] Б[огъ] есть любовь». И сейчасъ же думаю, что такое любовь? и почему Богъ любовь? Любовь есть стремленiе сознавать жизнь другаго такъ же, какъ я сознаю свою — войти въ другаго, быть имъ. И когда любишь, то стремишься быть не собой однимъ, a всемъ, стремишься быть темъ, что Богъ, и познаешь Бога. — Это одно. Другое же то, что если свята любовь, и жизнь моя есть любовь и Богъ есть любовь, то какъ же я не люблю NN? и я вспоминаю, кого я не люблю и стараюсь войти въ его душу, и чтобы войти въ его душу, говорю себе, что буду стараться войти въ общенiе съ нимъ, искать его, сближаться съ нимъ, вызывать его на высказыванiе себя.

Да прiидетъ Ц[арствiе] Т[вое]. Царство Твое Бога. Богъ же есть любовь. Стало быть царство любви. И я вспоминаю стихъ «Ищите Ц[арства] Неб[еснаго] и правды Его, а ост[альное] пр[иложится] в[амъ].4 И я вспоминаю, чемъ я могу, могъ бы служить установленiю царства любви въ людяхъ. Где бы я могъ примирить людей, где я мешаю установленiю его. Ужъ если мне надо между другими устанавливать любовь, то, казалось бы, немыслимо самому заводить раздоръ. И вотъ, вспоминаю и вижу, что я не устанавливаю этаго царства между другими и самъ съ другими. Надо помнить, чтобъ этаго не было, говорю себе.

5 Да будетъ воля Т[воя] я[ко] н[а] н[ебеси], т[акъ] и на з[емли], чтобы и совершалась воля Твоя, т. е. чтобы царствовалъ везде законъ любви, и чтобы ничья чужая и мнимая моя воля не мешала, не становилась бы поперекъ Твоей. И я вспоминаю молитву Христа и слова по одному Еванг[елiю]: «Но не моя воля да будетъ, но Твоя»; по другому Ев[ангелiю]: «Но [не] то, что я хочу, но что Ты хочешь»; и по 3-му Ев[ангелiю]: «и не такъ, какъ я хочу,а такъ, ». И я вспоминаю о томъ, какъ мне представляется, что должно совершиться Ц[арство] Б[ожiе], и тотчасъ же отрекаюсь отъ этаго представленiя, и не то, что я хочу, и не такъ, какъ я хочу, и не то мое место, моя роль и мое участiе въ Ц[арстве] Б[ожiемъ], кот[орое] я представляю, a совсемъ, можетъ быть, другое. И мое место не то значительное, кот[орое] я себе приписываю, а самое ничтожное или вовсе непонятное для меня. И это я стараюсь думать не объ одной здешней жизни, не о томъ только, что на земле, но и на небеси, но и о томъ, что будетъ после плотской смерти. Тамъ и тогда будетъ тоже не моя воля, — чтобы я былъ личность, или даже былъ, но Твоя, и не то я буду, что я хочу, и не такъ я буду, какъ мне кажется и хочется, а то и такъ, какъ Ты хочешь. И эта преданность воле Бога въ томъ, что будетъ со мной после смерти, особенно радостно, успокоительно действуетъ на меня. —

Хлебъ н[ашъ] нас[ущный] д[аждъ] н[амъ]; д[несъ]. Жизнь дай мне настоящую. Тутъ я вспоминаю стихи 28—31 XI гл. Мф.6 Жизнь эта дана. Бери ее. Она есть иго такое, какое онъ несъ. Жизнь это работа, участiе въ работе, хомутъ. И чтобы онъ былъ легокъ, надо научиться быть, какъ онъ. Научитесь отъ меня, ибо важнаго передъ людьми. Но стоитъ откинуть этотъ вздоръ, смириться хоть въ мысляхъ, и сейчасъ отпадаетъ все, что тревожило, мучало. И видишь, что онъ правъ, говоря, «иго мое благо и бремя мое легко». — Къ этой же части молитвы вспоминаю и другой стихъ. Луки IX, 23 такъ, какъ онъ есть везде, кроме нашихъ евангелiй: «И кто хочетъ идти за Мной, тотъ отвергнись отъ себя, возьми крестъ свой на каждый день и с[ледуй] з[а] м[ной»].7 И вспоминаешь при этомъ къ словамъ «отвергнись отъ себя», что я делаю для себя только, и стараешься помнить, что этого надо не делать, или делать, какъ можно меньше; а еще, и главное, вспоминаешь къ словамъ: на каждый день предо мной. А передо мной дело съ NN 8 и разговоръ съ В.8 и т. п. И еще вспоминаю при этомъ стихе, что жизнь по определенiю Христа, т. е. истины, не есть нечто мое, не включаетъ въ себе никакой задачи для меня, никакого цельнаго дела, исполнимаго здесь, а что жизнь есть иго или крестъ, есть нечто, чемъ я везу, или нечто, что я несу, и что все мое вниманiе должно быть устремлено не на то, чтобы сделать что-то, а на то, чтобы не переставать делать дело божiе, вечно нескончаемое и неохватываемое, и непонимаемое моимъ разумомъ, но участiе или не участiе въ кот[оромъ] всегда сознается мною. При этомъ думаю иногда, что при всякой деятельности настоящей важно не то, что изъ нея вышло, a усиленiе того, кто въ ней участвуетъ. Человекъ вытащилъ другого изъ огня. Тутъ дело божiе не въ опасенiи человека (онъ можетъ быть ненуженъ или вреденъ, себе даже), а въ томъ росте духа, к[оторый] совершился, когда спасавшiй боролся, т. е. росъ духовно и выросъ — решился. Не то дело, что стирается брусокъ, а то, что точится лезвiе.

9 И остави намъ д[олги] н[аши], я[ко] ж[е] и м[ы] о[ставляемъ] Долги мои, непрощенные передъ Богомъ, это мои привычные соблазны, это мои слабости, к[оторыя] я плачу за прежнiе пороки и к[оторыя] не могу побороть. И вотъ говорится, что одно средство побороть эти слабости — освободиться отъ соблазновъ, это простить должникамъ своимъ. И я вспоминаю изъ XVIII гл[авы] М[ат]ф[ея] последнiй стихъ: «И не проститъ вамъ Отецъ вашъ, если каждый изъ в[асъ]....» и читаю его такъ: «И простится и вамъ только тогда, когда вы отъ сердца простите братьямъ все прегрешенiя ихъ».10 И я думаю о томъ, что мне обещается, что я освобожусь отъ соблазновъ только, когда я прощу всемъ, никому не буду делать ни въ чемъ никакого упрека, т. е. буду любить всехъ. И я вижу, что это правда, что если я люблю, то для меня нетъ соблазновъ, и все злое прошедшее стерто и не мешаетъ мне больше. И я стараюсь вспомнить всехъ техъ людей, кот[орыхъ] я осуждаю, обвиняю и стараюсь вникнуть въ ихъ душу, полюбить ихъ, и по мере того, какъ достигаю этого, чувствую освобожденiе отъ соблазновъ. И говорю себе, чтобъ такъ и жить нынче.

Читая этотъ стихъ, я думаю11 о томъ, чтобъ мне не соблазняться славой людской — это мое главное искушенiе — именно искушенiе — испытанiе о томъ, для Бога ли я делаю или для людей. И я вспоминаю стихи съ 1—18 VI гл. Мф. и первое «Смотрите, не делайте ваши добрыя дела (я читаю вместо милостыни) передъ людьми, ч[тобы] о [ни] в[идели] в[асъ]; и[наче] н[е] п[олучите] н[аграды]... И я проверяю все то, что я делаю и хочу делать. Сталъ ли бы я то же делать, если бъ меня не только не хвалили, не знали, но даже бранили, презирали, не толпа, а уважаемые мною люди. И отпадаетъ много делъ. И видишь свою слабость и равно душiе къ делу Божiю и то, что почти все, что делаешь не для похоти, делаешь для славы людской. И тутъ думаю, что хорошо бы прослыть дурнымъ, подлымъ передъ людьми хоть «бы только для того, чтобы узнать, есть ли во мне хоть что-нибудь твердаго, божескаго. Юродство необходимо, какъ духовное упражненiе. И тутъ вспоминаешь, оцениваешь свои поступки, насколько они сделаны для Б[ога] и насколько для людей, и стараешься, сбираешься въ предстоящемъ дне откидывать все, что для людей.

Но избави насъ (отъ лукаваго) отъ зла, того зла, к[оторое] внутри насъ, въ сердце, и кот[орое] сквернитъ, выходя изъ устъ. И я вспоминаю этотъ стихъ Мф. XV, 19: .... И перебираю порознь и злые помыслы,12 — особенно злые помыслы, хуленiя да и другое.

И чемъ ближе къ себе, къ частнымъ лицамъ, случаямъ, удается прилагать слова молитвы, темъ она более помогаетъ и радуетъ.

И какъ хочется молиться и особенно после суеты. Да в всегда. —

Много есть, что писать, но нынче усталъ. Несколько писемъ я просилъ Машу списать и сообщу вамъ. Пишите о себе.

Любящiй васъ Л. Толстой.

Публикуется впервые. На подлиннике черным карандашом рукой Черткова: «Я. П. 10 Авг. 90 № 259». Дата эта подтверждается записью в Дневнике Толстого от 10 августа: «Написал длинное письмо Черткову».

Комментируемое письмо можно до некоторой степени считать откликом на письмо Черткова от 5 июля, в котором Чертков писал о своем настроении, более радостном, чем в предшествующий период: «После наших последних грустных писем, которые, по вашей любви и доброте к нам, должны были произвести на вас тяжелое впечатление, я хочу теперь написать вам два слова, дорогой, милый Лев Николаевич, чтобы сказать вам, что, слава богу, во мне кажется состоялся перелом уже чересчур скверной жизни последнего времени...»

В комментируемом письме Толстой подробно излагает свои мысли о молитве, конспективно намеченные в записи его Дневника от 20 июля. О том же см. письмо Толстого к Черткову № 287, и письмо к П. И. Бирюкову от 14 февраля 1890 г. и Н. Н. Ге-сыну от 9 апреля 1890 г., т. 65.

1 Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 9—13.

2 съ движенiемъ впередъ

3 Зачеркнуто: это

4 Евангелие от Матфея, гл. б, ст. 337.

5 Абзац редактора.

6 «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою вас. Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго мое благо и бремя мое легко» (Евангелие от Матфея, гл. XI, ст. 28—31).

7 Слова: на каждый день, подчеркнутые Толстым, отсутствуют в русском и славянском переводах Евангелия.

8

9 Абзац редактора.

10 Заключительные слова притчи о рабе, который, будучи прощен господином за долги, не простил в свою очередь своего должника и был зa то наказан господином: «Так и отец мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Евангелие от Матфея, гл. 18, ст. 35).

11 Зачеркнуто: молюсь. думаю

12 Далее зачеркнуты четыре строки.

Раздел сайта: