Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 12 декабря 1890 г.

274.

1890 г. Декабря 12. Я. П.

Прiехалъ Поша и подтвердилъ мне то, чтó вы мне писали и чего отъ меня ждете о картинахъ. Я вчера занялся ими, сколько могъ внимательно, и ничего не сделалъ. Вы увидите тамъ — въ объясненiи вашемъ о цели издания1 я попробовалъ изменить и вписать и въ описанiях картинъ, но ничего стоющаго вниманiя не вышло. Къ двумъ картинамъ: Манифеста2 и въ вагоне,3 Буткевичъ Анатолiй4 написалъ; я его попросилъ. И какъ канва, по кот[орой] можно исправить, можетъ быть вамъ пригодится.5 Въ манифесте мне понравился конецъ — мысль о томъ, что ничего не стало лучше, и не отъ того, какъ онъ говоритъ, что люди нашли новый способъ поработить, а отъ того, что люди ни те, ни другiе не просветились светомъ любви и не соединились въ ней. — Меня же это дело въ томъ виде, въ какомъ оно теперь, не завлекло. Несмотря на все желанiе, приступалъ несколько разъ,6 я не могъ написать ничего. Мне все кажется, что всякое описанiе суживаетъ значение картины. Какъ ни странно это можетъ показаться: на евангельскую картину мне кажется, что можно писать и я бы могъ, и тамъ описанiе помогаетъ картине, а тутъ напротивъ. — Не говоря о томъ, что тамъ важно, a здесь нетъ, тамъ основа — текстъ Евангелiя, a здесь, если произведете хорошо, какъ прелестная картина Ерошенко7 и осужденный Мак[овскаго],8 на этомъ, пишу, чтó мне показалось. Во всякомъ случае писать на картины объясненiя очень трудно и надо иметь литературную ловкость, талантъ, которыхъ — не думайте, что я шучу — у меня совсемъ нетъ. — Теперь о другомъ — более важномъ: вы пишете, что въ томъ соотоянiи, въ кот[оромъ] вы находитесь, вы не можете ничего иного делать, какъ служить людямъ изданiемъ книгъ, картинъ и сообразно съ этимъ вы и устраиваете свою жизнь. Мне кажется, что грехъ (ошибка) устраивать свою жизнь даже считать, что она должна быть такою или иною и соображать о томъ, что такая то деятельность моя въ этой жизни хороша, полезна и выкупаетъ то, ч[то] въ моей жизни нехорошо. Всякое устройство своей жизни, всякая затея — связь, соблазнъ, и выкупать ничто ничего не можетъ, п[отому] ч[то], какъ вы знаете такъ же, какъ и я, деятельности самой по себе никакой нетъ ни хорошей ни дурной; есть только хорошiя или дурныя побужденiя. А считать какое либо свое дело хорошимъ, позволять левой знать, что делаетъ правая, оглядываться назадъ — нехорошо. Вы скажете: «нельзя же не устраивать дело, не предвидеть, не обдумать впередъ, если что нибудь делаешь». Да нужно обдумывать впередъ, впередъ пахать, потомъ сеять и т. п. Это правда; но дела, въ к[оторыя] надо загадывать, обдумывать, расчитывать впередъ, дела не важныя, не жизненныя — такiя, въ к[оторыхъ] нетъ ни хорошаго, ни дурного и потому они выкупать ничего не могутъ. И потому какiя бы ни были эти дела, въ к[оторыхъ] нужно впередъ обдумывать, весъ или цена делъ, поступковъ, въ к[оторыхъ] не нужно обдумывать, а въ к[оторыхъ] сейчасъ въ каждую данную минуту надо поступать хорошо или дурно, остаются теми же и не могутъ измениться теми обдумываемыми (пустыми) делами. Такъ что требования вашей настоящей жизни, наибольшее, приведенiе поступковъ въ соответствiе съ сознанiемъ, всегда остаются такими же, чемъ бы вы ни занимались. Не думайте, милый другъ, чтобы я былъ требователенъ къ вамъ, чтобы я осуждалъ васъ въ чемъ нибудь. Я люблю васъ и потому только могу жалеть, когда мне кажется, что вы бы могли быть счастливее, т. е. лучше, чемъ вы есть. Все же пищу изъ страха вероятно напраснаго, чтобы вы не сделали себе. ширмы, зa к[оторыми] бы могли засыпать, когда нужно не переставая бодрствовать, бороться, страдать, то есть жить, то самое, чтó вы до сихъ поръ делаете.

Радуюсь тому, что Гале и Диме лучше. Поша у насъ и мне очень хорошо и радостно съ нимъ. —

Не сердитесь на меня зa мое отношенiе къ картинамъ, повторяю, что это мое случайное м[ожетъ] б[ыть] впечатленiе, а вы делайте начатое дело: дело несомненно не вредное и полезное въ области техъ делъ, к[оторыя] не бываютъ ни хорошими, ни дурными. Можетъ быть, я попробую еще описанiя картинъ. Главное, они длинны и ненатуральны. Тонъ не найденъ. Просить Эртеля9 и Короленко.10 Я думаю, они могутъ это сделать хорошо.

Л. Толстой.

Еще пишу, отсылая картины и письмо. Прибавить хочется къ тому, чтó пишу въ томъ письме, то, что опасно считать какiя либо занятiя хорошими, полезными — оправданiями своихъ греховъ. Такой взглядъ уменьшаетъ энергiю истинной жизни.

Поша велелъ мне ответить на ваше письмо о безбрачiи и насилiи и нашелъ его.11 Я перечелъ его и опять решилъ, что нечего отвечать: ответъ на это я выразилъ, какъ умелъ, въ «Послесловiй» и другого ничего не могу сказать. Если вы подразумеваете то, да и говорите это, что несправедливо ставить на одну доску воздержанiе отъ брака и отъ прелюбодеянiя и не правильно безбрачiе считать заповедью Христа, какъ его 5 заповедей (это вы говорите), то тутъ недоразуменiе: 5 заповедей суть указанiя соблазновъ, сбивающихъ съ пути человека, a безбрачiе есть то, стремясь къ чему, долженъ жить человекъ, такъ же, какъ отсутствiе собственности, заботы о завтрашнемъ дне, полное равенство любви ко всемъ людямъ, полная готовность жертвы всей своей жизни для другихъ, совершенное отсутствiе всякаго насилiя.12 кот[орымъ] мы поддаемся и кот[орыя] отвлекаютъ насъ отъ этаго стремленiя: искупiенiе гнева, женской похоти, клятвы, мести, разделенiя народностей.

Прощайте пока. Пишите мне поскорее, чтобы я зналъ, что вы на меня не сердитесь. Поша нынче уезжаетъ.13 — Я живу по немногу. Писать хочется больше, чемъ успеваю.

Л. Т.

Полностью публикуется впервые. Отрывки напечатаны в ТЕ 1913, стр. 89. На подлиннике черным карандашом рукой Черткова: «Я. П. 14 Дек. 90 № 268». В приписке к комментируемому письму Толстой пишет: «Поша уезжает нынче». П. И. Бирюков уехал из Ясной поляны 12 декабря (см. «Дневники С А. Толстой. 1860—1891 г.», изд. М. и С. Сабашниковых, М. 4928, стр. 152).

1 «Объяснением» Толстой называет проект проспекта «Посредника» об издании картин русских художников. Проспект был издан в 1893 г. Перепечатан в ТЕ 1913, стр, 128—131.

2 Картина Г. Г. Мясоедова «Чтение положения 19 февраля 1861 г.», находящаяся в Государственной Третьяковской галлерее, издана «Посредником» с объяснительным текстом без подписи составителя.

3 Репродукция картины Ярошенко «Всюду жизнь», хранящейся в Государственной Третьяковской галлерее, напечатана «Посредником» без объяснительного текста.

4 Анатолий Степанович Буткевич (р. 1859 г.) — с середины восьмидесятых годов единомышленник Толстого. О нем см. Письма 1890 г., т. 65, и т. 86, стр. 153. А. С. Буткевич приезжал в Ясную поляну 10 декабря 1890 г. О его приезде см. записи в Дневнике Толстого от 15 декабря 1890 г. (т. 51) и в Дневнике С. А. Толстой от 10 декабря 1890 г. («Дневники С. А. Толстой. 1860—1891», стр. 151).

5 После слова нак сноски. Следующая фраза, к которой он относится, написана на полях и по тексту письма.

6 Слова: вписаны над строкой.

7 Художник Николай Александрович Ярошенко. Толстой имеет в виду его картину «Всюду жизнь».

8 Владимир Егорович Маковский (1846—1920). Репродукция его картины «Осужденный» издана «Посредником» без объяснительного текста.

9 Александр Иванович Эртель (1855—1908) — писатель-беллетрист. Не разделяя жизнепонимания Толстого,сочувствовал некоторым его взглядам и находился в дружеских отношениях с Чертковым. О А. И. Эртеле см. т. 63, стр. 285. Еще до получения комментируемого письма Чертков обращался к А. И. Эртелю с просьбой написать текст к некоторым картинам. В письме к А. И. Эртелю от 23 октября 1890 (копия AЧ) Чертков писал: «Спасибо, милый друг, за скорое исполнение моей просьбы. Изложение твое к гувернантке — [«Приезд гувернантки» Перова] прекрасно по содержанию» Со стороны приема изложения желательна маленькая обработка... Посылаю тебе с этою же почтою вторую картину, входящую в твою порцию: «Неравный брак» Пукирева.

10 —1921) — писатель. О нем см. прим. к письму Толстого к нему от 20 января 1904 года, т. 75, и т. 86, стр. 26.

11 Письмо Черткова от 21 сентября, в котором Чертков писал: «Относительно безбрачия весьма вероятно, что вы правы, так как действительно я, просоченный насквозь превратными понятиями... Меня только смущает, верно ли ставить на одну доску безбрачие например с воздержанием от прелюбодеяния и другими безусловными предписаниями Христа.. Смущает меня несколько также и то, что вы выразили в свое время согласие на мои два письма по этому поводу, а между тем теперь как-будто не делаете отличие между, как вы их называете, «пятью заповедями Христа» и положением о безбрачии. Высказываю вам это не в виде спора, так как повторяю, что вы весьма вероятно правы, а скорее — как случай моего недомыслия. Бог один знает, сколько времени нам еще жить на этом свете и увидимся ли мы еще раз. Так лучше уж не стану скрывать от вас или откладывать до личного свидания сообщение того, что для меня еще темно. Другое, о чем жалею, что в свою последнюю бытность у вас, я не расспросил вас основательнее, и к чему часто приходится возвращаться мысленно, — это то, можно ли или нет запирать бешеную собаку. Убивать я понимаю, что нельзя, но запирать и при возможности лечить. У деда моего по матери, как и у некоторых знахарей в настоящее время, было верное народное средство против бешенства и он с самоотречением и опасностью для своей жизни многих собак спасал от бешенства и вылечивал, давая им это средство. Но для этого требуется некоторое насилие. Неужели он был неправ? И вообще, насколько законно применять некоторое насилие по отношению к животным? И если нельзя, то как насчет пахания на волах и т. п.? Все это для меня еще не ясно, и меня беспокоит то, что я не знаю вашего определенного взгляда на это. Если находите, что стоит, то пожалуйста помогите мне, если не разобраться, то по крайней мере увидать путь, хоть какой-нибудь просвет к выходу из этого затруднения разумения, которое стало для меня просто мучительным».

12 Слова: это уже разрешаетъ вопросъ о бешеной собаке.

13 П. И. Бирюков гостил в Ясной поляне 9—12 декабря. («Дневники С. А. Толстой I860—1891», стр. 150—153).

Раздел сайта: