• Наши партнеры
    Paraclub.ru - Paraclub.ru предлагает вам: продажа параплана с мотором в москве быстро
  • Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., февраль 1890 г.

    251.

    1890 г. Февраль. Я. П.

    Ну, вотъ вамъ исторiя. Надо поскорее разсказать, а то забуду.

    1 Служилъ въ сороковыхъ годахъ въ гвардейск[омъ] кавал[ерiйскомъ] полку воспитан[никъ] Пажск[аго] корпуса князь Касатскiй-Ростовцевъ. Онъ б[ылъ] красивъ, молодъ, не бедень и любимъ товар[ищами] и начальствомъ. Жизнь онъ велъ не распутную, какъ все, а все собирался жениться. —

    И выбралъ онъ девушку, но накануне свадьбы онъ узналъ, что девушка эта обманывала его, а б[ыла] любовницей важнаго лица, и ее выдавали за него замужъ, чтобы прикрыть грехъ. Онъ отказался. Девушка заболела и черезъ годъ умерла въ чахотке. Она любила его. Онъ б[ылъ] при ея смерти. Она каялась ему и просила его прощенья. А онъ чувствовалъ себя виноватымъ передъ ней. Когда она умерла, онъ сталъ думать иначе о жизни и смерти. Онъ еще съ молоду 18 летъ б[ылъ] очень набоженъ и хотелъ идти въ монахи.2 Тогда его уговорили родные делать, какъ все, служить, и онъ поступилъ въ полкъ. Теперь онъ вернулся къ темъ мыслямъ и чувствамъ, к[оторыя] были въ немъ тогда, но теперь онъ уже не сомневался въ томъ, что онъ б[ылъ] правъ, когда хотелъ думать не о теле и мiрской жизни, а о душе и о Боге, и решилъ выдти въ отставку и посвятить свою жизнь служенiю Богу.

    Онъ такъ и сделалъ. Отца у него не было. Мать сама б[ыла] набожна и, хотя3 отговаривала сына, боясь того, чтобы онъ не раскаялся въ своемъ намереньи, въ душе одобряла его. Касат[скiй]-Ростов[цевъ] вышелъ въ отставку, отрекся отъ мiра и поступилъ въ монастырь, известный строгостью жизни братiи. Ему тогда только минуло 30 летъ. Первое время ему4 очень трудно б[ыло] въ монастыре.5 Плотской похоти онъ боялся больше всего и постоянно вооружался противъ нея. Оружiемъ противъ нея б[ыло] у него то, чтобы, думая о женщинахъ, думать прежде всего объ умирающей, обманутой своей невесте такъ, чтобы ея образъ, вызывавшiй въ немъ одну жалость, закрывалъ отъ него все другiе женскiе образы; и 2-е то, чтобы никогда не видать женщинъ.6

    Онъ прожилъ въ монастыре 7 летъ и на 5-мъ году своей жизни б[ылъ] постриженъ въ iеромонахи. На 7-мъ году его жизни съ нимъ случилось, казалось бы, ничтожное событiе, но такое, вследствiе к[отораго] онъ оставилъ монастырь.7

    Случай, по к[оторому] онъ оставилъ монастырь, б[ылъ] такой: Великимъ постомъ онъ говелъ и б[ылъ] въ особенно радостномъ состоянiй духа, въ к[оторомъ], какъ онъ говорилъ, онъ чувствовалъ близость Бога. Онъ стоялъ въ одинъ день у всенощной на обычномъ своемъ месте, когда монахъ, отецъ Никодимъ, подошелъ къ нему и, поклонившись, сказалъ, что игуменъ, служившiй въ этотъ день, зоветъ его къ себе въ алтарь. Отецъ Сергiй (такое имя въ монастыре носилъ Кас[атскiй]-Рост[овцевъ]), всегда не любившiй допускать разговоры во время службы, нынче особенно не желавшiй нарушать своего настроенiя, поклонился Никодиму и, исполняя обетъ монашескаго послушанiя, тотчасъ же пошелъ, куда его звали.

    Въ алтаре стоялъ настоятель въ облаченiи и улыбаясь, говорилъ что-то съ генераломъ, к[отораго] сейчасъ же узналъ О[тецъ] С[ергiй]. Это б[ылъ] бывшiй командиръ ихъ полка. Генералъ этотъ теперь занималъ важное положенiе, и О[тецъ] С[ергiй] тотчасъ же заметилъ, какъ О[тецъ] И[гуменъ] ласкался къ нему. Видъ этотъ оскорбилъ и огорчилъ О[тца] С[ергiя] и чувство еще усилилось, когда онъ услыхалъ отъ игумена, что вызовъ его, От[ца] Серг[iя], ни на что другое не б[ылъ] нуженъ, какъ только на то, чтобы удовлетворить любопытство генерала увидать своего прежняго сослуживца, какъ онъ выразился.

    8 — Очень радъ васъ видеть въ ангельскомъ образе, сказалъ ген[ералъ], протягивая руку, — надеюсь, что вы не забыли стараго товарища.

    8 Все лицо иг[умена], среди сединъ красное и улыбающееся, какъ бы одобряющее то, что говорилъ ген[ералъ], выхоленное лицо генер[ала] съ самодовольной улыбкой, запахъ вина изо рта генер[ала] и сигаръ отъ его бакенбардъ,9 все это взорвало От[ца] Серг[iя]. Онъ поклонился иг[умену] и сказалъ: — Вы призвали меня? Что вамъ угодно?

    10 Иг[уменъ] ск[азалъ]: — Да повидаться съ ген[ераломъ].

    10 — От[ецъ] иг[уменъ], я ушелъ отъ мiра, чтобы спастись отъ соблазновъ.11 За что же вы здесь подвергаете меня имъ. Во время молитвъ и въ храме Божiемъ?

    — Иди, иди,12 — вспыхнувъ и нахмурившись, сказалъ игуменъ.

    молитве, решилъ, что ему надо оставить монастырь.

    От[ецъ] Серг[iй] еще и въ миру и особенно въ монастыре сделалъ себе привычку решать все свои сомненiя съ Богомъ. Если ему надо б[ыло] на что решиться, онъ становился на молитву и до техъ поръ молился, пока сомненiе уничтожалось, и онъ слышалъ (какъ онъ говорилъ), голосъ, к[оторый] произносилъ решенiе, к[оторое] онъ долженъ б[ылъ] принять. — Такъ б[ыло] и теперь. Голосъ сказалъ ему, что онъ долженъ оставить монастырь и поселиться въ пустыне.

    13 Онъ еще не зналъ, где и какъ онъ поселится, какъ чрезъ неделю после этаго14 архимандритъ, посетившiй монастырь, узнавши о случившемся, предложилъ Отцу Сергiю поселиться въ заброшенномъ скиту около его монастыря въ другой соседней губернiи. От[ецъ] Серг[iй] принялъ предложенiе и поселился въ одной изъ келiй заброшеннаго скита. Нашлись люди, к[оторые] захотели служить О[тцу] С[ергiю] и стали доставлять ему пищу.15

    Въ уединен[ной] келье этой прожилъ О[тецъ] С[ергiй] еще 7 летъ. Сначала О[тецъ] С[ергiй] принималъ многое изъ того, что ему приносили, — и чай, и сахаръ, и белый хлебъ, и молоко, и одежду, и дрова, но чемъ дальше и дальше шло время, темъ строже и строже устанавливалъ свою жизнь О[тецъ] С[ергiй], отказываясь отъ всего излишняго, и наконецъ дошель до того, что не принималъ больше ничего, кроме чернаго хлеба одинъ разъ въ неделю. Все16 то, что приносили ему, раздавалъ беднымъ, приходившимъ къ нему.

    Все время свое О[тецъ] С[ергiй] проводилъ въ келье на молитве или въ беседе съ посетителями, к[оторыхъ] все становилось больше и больше. Выходилъ О[тецъ] С[ергiй] только въ церковь раза три въ годъ, и за водой, и зa дровами, когда была въ томъ нужда.

    Посетителей стало приходить все больше и больше, и около его кельи поселились монахи, построилась церковь и гостинница. После 7 летъ прошла далеко слава про Отца Сергiя, какъ всегда преувеличивая его подвиги. Стали стекаться къ нему издалека и стали приводить къ нему болящихъ, утверждая, что онъ исцеляетъ ихъ.

    Первое посещенiе больного 14 летн[яго] мальчика, к[отораго] привела мать къ О[тцу] С[ергiю] съ требованiемъ, чтобы онъ исцелилъ его, б[ыло] для него тяжелымъ испытанiемъ. О[тц]у С[ергi]ю и въ мысли не приходило, чтобы онъ могъ исцелять болящихъ. Онъ считалъ бы такую мысль великимъ грехомъ гордости, но мать, приведшая мальчика, неотступно молила его, валяясь въ ногахъ, говорила: зa что онъ, исцеляя другихъ, не хочетъ помочь ея сыну, каялась въ своихъ грехахъ, просила ради Христа; на утвержденiя О[тца] С[ергiя], что только Богъ исцеляетъ, говорила, что она проситъ его только наложить руку и помолиться. О[тецъ] С[ергiй] отказался и ушелъ въ свою келью.

    17 и услыхалъ те же мольбы. О[тецъ] С[ергiй] вспомнилъ притчу о неправедн[омъ] судье и, прежде не имевши сомненiя въ томъ, что онъ долженъ отказатъ, почувствовалъ сомненiе; а почувствовавъ сомненiе, сталъ на молитву и молился до техъ поръ, пока въ душе его не возникло решенiе. Решенiе б[ыло] такое, что онъ долженъ исполнить требованiе женщины, что вера ея можетъ спасти ея сына; самъ же онъ, О[тецъ] С[ергiй], въ этомъ случае ничто иное какъ ничтожное орудiе, избранное Богомъ. И выйдя къ матери, О[тецъ] C[ергiй] исполнилъ ея желанiе, положилъ руку на голову мальчика и сталъ молиться.

    18 Мать уехала19 съ сыномъ, и черезъ месяцъ мальчикъ выздоровелъ и по округе прошла слава о святой целебной силе старца Сергiя, какъ его называли теперь. Съ техъ поръ не проходило недели, чтобы къ О[тцу] С[ергiю] не приходили, не прiезжали больные. И не отказавъ одной, онъ не могъ отказывать и другимъ, и накладывалъ руку и молился. И исцелялись многiе, и слава О[тца] С[ергiя] распространялась дальше и дальше.

    Такъ дожилъ О[тецъ] С[ергiй] до 50[-ти]летняго возраста. Онъ уже 20 летъ былъ монахомъ; изъ к[оторыхъ] 7 л[етъ] прожилъ въ монастыре и 13 л[етъ] въ уединенiи. От[ецъ] С[ергiй] имелъ видъ старца: борода у него б[ыла] длинная и седа, но волосы, хотя и редкiе, еще черные и курчавые.

    20 Компанiя состояла изъ двухъ адвокатовъ, одного богатаго помещика, офицера и 4-хъ женщинъ. 2 были жены офицера и помещика, одна была девица, сестра помещика, и 4-я была разводная жена, красавица, богачка и чудачка, удивлявшая и мутившая городъ своими выходками.

    Погода была прекрасная, дорога, какъ полъ. Проехавъ 8 верстъ за городъ, остановились и началось совещанiе, куда ехать: назадъ или дальше.

    — Дa куда ведетъ эта дорога? — спросила Маковкина, разводная жена, красавица.

    — Въ Т., отсюда 12 верстъ, — сказалъ адвокатъ, ухаживавшiй за М[аковкиной].

    — Ну а потомъ?

    — А потомъ на Л., черезъ монастырь, где Касаткинъ живетъ.

    — Касаткинъ? Этотъ красавецъ пустынникъ?

    — Да.

    — Медамъ! Господа! Едемте къ Касаткину. Въ Т. отдохнемъ, закусимъ.

    — Но мы не доспеемъ ночевать домой.

    — Ничего, ночуемъ у Касаткина.

    — Положимъ, тамъ есть гостиница монастырская и очень хорошо. Я б[ылъ], когда защищалъ Махина.

    — Нетъ, я у Касаткина буду ночевать.

    — Ну ужъ это даже съ вашимъ всемогуществомъ невозможно.

    — Не возможно? Пари.

    — Идетъ. Если вы ночуете у него, то я — чтó хотите.

    — A discrétion.21

    — И вы тоже.

    22 — Ну, да, едемте.

    23 поспорили, кому ехать передомъ, и одинъ, молодой, повернувшись ухарски бокомъ, повелъ длиннымъ кнутовищемъ, крикнулъ, и залились колокольчики, и завизжали полозья. —

    Примечания

    Опубликовано по копии В. Г. Черткова в книге: Л. Толстой, «Полное собрание художественных произведений», т. XIV, Государственное издательство, М. -Л. 1930, стр. 211—212. По автографу публикуется впервые. Письмо хранится в АТБ. На подлиннике пометка Черткова с обозначением даты и места написания отсутствует.

    Письмо не могло быть написано позднее, чем в мае 1890 г., так как Чертков в письме от 3 июня 1890 г. сообщал, что отправил Толстому одно его письмо с копией, причем из дальнейшей переписки Толстого с Чертковым ясно, что речь идет именно об этом письме.

    «посылаю вам одно ваше письмо» наводят на мысль, что письмо это было получено Чертковым сравнительно давно. По сообщению Черткова, оно было написано после разговора, в котором Толстой поделился с ним мыслью написать повесть «О. Сергий», причем Чертков просил его записать сюжет этой повести возможно скорее. Слова письма: «надо поскорее рассказать, а то забуду» заставляют думать, что Толстой выполнил просьбу Черткова и сделал набросок начала повести «Отец Сергий», содержащийся в этом письме, в ближайшие дни после разговора с Чертковым. Толстой и Чертков в первой половине 1890 г. виделись друг с другом лишь один раз, когда Чертков пробыл в Ясной поляне с 28 по 30 января. Таким образом следует предположить, что письмо написано в начале февраля 1890 г. Это предположение подтверждается и тем обстоятельством, что единственная запись в Дневнике Толстого в период с января до конца мая 1890 г., связанная с сюжетом «О. Сергия», относится к 3 февраля. Вместе с тем оно совпадает с сообщением Черткова, записанным с его слов и напечатанным в примечаниях к первой публикации «Отца Сергия», в котором указывается, что это письмо было первым после того, как Чертков уехал от Толстого. См. «Посмертные художественные произведения Льва Николаевича Толстого» под редакцией В. Г. Черткова, т. II, изд. А. Л. Толстой, М. 1911, стр. 233—234.

    Опасаясь, что повесть останется ненаписанной и желая втянуть Толстого в работу над нею, Чертков переписал полученное им письмо, оставляя между строками возможно больше места для дальнейших поправок, и возвратил Толстому переписанное вместе с подлинником. Этим объясняется то обстоятельство, что подлинник комментируемого письма отсутствует в архиве Черткова, где сохранились все письма Толстого, а находится в архиве Толстого.

    См. т. 31.

    1

    2 Зачеркнуто:

    3 Зач.: против

    4 Зач.: тяжело

    5 главная борьба его была с плотью похотью женской и с гордостью.

    6 Переделано из слов: съ плотской похотью онъ справлялся такъ легко, какъ не ожидалъ этого. Въ воображенiи его была... Далее зачеркнуто: «но гордость смущала его. Онъ не гордился ни своимъ родомъ ни своимъ образованiемъ, умомъ, красотой, но гордился темъ, что онъ пожертвовалъ всемъ этимъ для Бога. И все окружающiе, выхваляя его зa это, поддерживали въ немъ эту гордость». Над последними строками надписано и зачеркнуто: онъ смирялся передъ всеми братьями и онъ думалъ, что победилъ гордость, но въ душе своей онъ гордился именно своимъ смиренiемъ и темъ, что онъ пожертво[валъ].

    7 Зачеркнуто: и удалился въ уедин[енный] скитъ уединен[ную] въ келью, построенную въ лесу не далеко отъ монастыря.

    8

    9 Слова: запахъ вина изо рта генерала и сигаръ отъ его бакенбардъ вписаны между строк.

    10

    11 не довольно силенъ, чтобы противиться искушенiю, если ж

    12 Переделано из: идите, идите,

    13 Абзац редактора.

    14 одна старушка помещица

    15 Зачеркнуто: пищу О[тцу] С[ергiю] приносили только хлебъ

    16 После слова: все что

    17 Зачеркнуто: страдавшимъ какой-то непонятной болезнью

    18 Абзац редактора.

    19 Слово: зачеркнуто очевидно по ошибке.

    20 Зачеркнуто: погода и дорога были прекрасны

    21 [На что угодно].

    22

    23 Зачеркнуто: повернулись ухарски бокомъ

    Раздел сайта: