ТОЛСТОВСТВО СРЕДИ КРЕСТЬЯН НА ЧЕРНИГОВЩИНЕ
(По личным воспоминаниям)
В местечке Ущерепье б. Сурожского уезда на Черниговщине в конце XIX в. существовала одна из интереснейших крестьянских общин — община последователей учения Л. Н. Толстого, числом до 50 человек.
Наблюдателю прежде всего бросалось в глаза отрицательное отношение крестьян-толстовцев к обрядности и к духовенству. Они не крестили детей, хоронили своих покойников без священника, работали и в будни и в праздники, оказывали друг другу (также не состоявшим в общине) помощь и т. д. Община возникла под влиянием интеллигента С. Л.1, местного жителя, который настойчиво проводил в жизнь толстовство и заинтересовал этим крестьян-земляков. Через известное время у С. Л. нашлись последователи; выдвинулись талантливые пропагандисты-крестьяне. В Ущерепье стали наезжать епархиальные миссионеры. Начались собеседования с толстовцами вроде следующих:
— Можете ли сомневаться, — говорит епархиальный миссионер, — в тех чудесах, о которых повествует евангелие? Можно ли сомневаться, например, в воскрешении Лазаря?
— Я не верю в эти чудеса, — отвечает толстовец.
— Не могу не пожалеть о вашем неверии, — отвечает миссионер.
Местное духовенство объясняло успех толстовства среди крестьян подражанием и чисто материальными расчетами. В «Отчете о состоянии и деятельности братства св. Михаила, князя Черниговского» за 1906 г. мы встречаем нижеследующие строки:
«Главный пропагандист этого учения [толстовства] С. Л. вел деятельную пропаганду. Одевшись в чуйку, живя на своем хуторе «Кипень», работая вместе с крестьянами даже в такие праздники, как светлое христово воскресенье, обедая с ними за одним столом, он деятельно ведет среди них свою пропаганду».
— Глядя на «панича», — говорил один старик миссионеру, — мы все не налагаем на себя крестного знамения и работаем по праздникам вместе с ним.
Один из главных его помощников, читаем мы далее в упомянутом «Отчете», Афанасий Корзик2, по прозванию «деревяшка», в мае 1906 г. умер, и труп его единомышленниками был отнесен на кладбище и зарыт там в землю без священника.
Впоследствии среди толстовцев выдвинулся крестьянин Гурий из села Лысых, у него было двое взрослых детей и трое малолетних некрещенных.
Пишущему эти строки пришлось видеть на стене монастыря, находившегося в 12 верстах от Глухова, на границе б. Черниговской Глинской пустыни и Курской губерний, чрезвычайно любопытную картину, нарисованную монастырским живописцем с целью просвещения толстовцев и других заблудших. Картина называлась «Воинствующая церковь». Церковь была изображена в виде корабля, плывущего вдоль берега по бурному морю и подвергающегося с берега свирепым нападениям многоразличных еретиков старого и нового времени. Как объясняли надписи, среди еретиков наблюдатель мог увидеть: Ирода, Нерона, Траяна, Диоклетиана, Л. Н. Толстого, князя Хилкова и др.
Над характерной фигурой в блузе и шляпе, под № 3, виднелась четкая надпись:
Искоренитель религии |
Вблизи старика стоит богато одетый интеллигент, который подает старику увесистый булыжник. По устному объяснению монахов, это князь Хилков.
Толстой стоит в окружении разных сектантов, судя по подписям: бегунов, молокан, духоборов, скопцов, хлыстов, нетовцев, перекрещенцев, пашковцев, штундистов и других.
Картина была скомпанована по образцу старинной лубочной картинки, изданной в первой половине XVIII в., изображавшей старообрядцев под названием: «Корабль, знаменующий церковь воюющую и от еретиков гонимую на земли»*. Картина собирала перед собой толпу зрителей. Слышались разговоры.
— Вишь, графишка куцый, — говорил молодой послушник в скуфейке, — камень какой берет...
— Неужто он его бросит в корабль?
— Ну да, бросит...
— Начальство потворствует, оттого и не боится, — говорит тот же молодой послушник, повидимому фанатически настроенный. — Я хотел было прекратить его богомерзкую проповедь и нож приготовил повострее. Дай, думаю, пойду, сделаю конец старикашке, графишке тому, смутьяну. Долго все обдумывал и богу молился. Под конец по секрету игумену открылся... Не благословил отец игумен...
Великий писатель никогда не подозревал, что где-то в глухом монастыре на Черниговском и Курском порубежьи бледный послушник точит на него нож. К счастью, «игумен не благословил...»
Примечания
1 Сергей Иванович Листовский (р. 1875) — сын помещика местечка Ущерпье, Ивана Сергеевича Листовского. Неоднократно бывал у Толстого и состоял с ним в переписке. Проникнувшись миросозерцанием Толстого, передал доставшуюся ему от отца землю крестьянам. Умер в Керчи в 1922 г.
2 «деревяшкой» потому, что имел искусственную ногу. Бывал в Ясной Поляне.
* См. Д. Ровинский, «Русские народные картинки», т. 2, СПБ. 1900, стр. 346.