Булгаков В. Ф.: Христианская этика
Часть вторая. Глава VI. Искусство

ГЛАВА VI

Искусство 

Несостоятельность понятия об искусстве, как проявлении красоты. Определение искусства. Причины, обусловившие установление ложного взгляда на искусство. Современное искусство. Вредные последствия ложного искусства. Искусство будущего.  

1

Для всякого балета, цирка, оперы, оперетки, выставки, картины, концерта, печатания книги,-- нужна напряженная работа тысяч и тысяч людей, подневольно работающих часто губительную и унизительную работу. Всем художникам, кроме того, нужна помощь рабочих не только для производства искусства, но и для их, большею частью, роскошного существования, и так или иначе они получают ее: или в виде платы от богатых людей, или в виде субсидий от правительства, которые миллионами даются им на театры, консерватории, академии. Деньги же эти собираются с народа, который никогда не пользуется теми эстетическими наслаждениями, которые дает искусство. Ведь хорошо было греческому или римскому художнику, даже художнику первой половины нашего столетия, когда были рабы и считалось, что так надо, со спокойным духом заставлять людей служить себе и своему удовольствию; но в наше время, когда во всех людях есть хотя бы смутное сознание о равноправности всех людей,-- нельзя заставить людей подневольно трудиться для искусства, не решив прежде вопроса: правда ли, что искусство есть такое хорошее и важное дело, что оно выкупает это насилие?1 Что такое это искусство, которое считается столь важным и необходимым для человечества, что для него можно приносить те жертвы не только трудов и жизней человеческих, но и добра, которые ему приносятся?2.

Искусство - это архитектура, ваяние, живопись, музыка, поэзия во всех ее видах,-- ответит обыкновенно средний человек, любитель искусства или даже сам художник3. Искусство есть такая деятельность, которая проявляет красоту,-- ответит такой средний человек4.

Предполагается, что то, что разумеется под словом "красота", всем известно и понятно. А между тем это не только не известно, но после того, как об этом предмете в течение 15 лет с 1750 года - времени основания эстетики Баумгартеном - написаны горы книг самыми учеными и глубокомысленными людьми,-- вопрос о том, что такое красота, до сих пор остается совершенно открытым и с каждым новым сочинением по эстетике решается новым способом5. Но если не считать совершенно неточных и не покрывающих понятия искусства определений красоты, полагающих ее то в полезности, то в целесообразности, то в симметрии, то в порядке, то в пропорциональности, то в гладкости, то в гармонии частей, то в единстве в разнообразии, то в различных соединениях этих начал, если не считать этих неудовлетворительных попыток объективных определений,-- все эстетические определения красоты сводятся к двум основным воззрениям: первое - то, что красота есть нечто существующее само по себе, одно из проявлений абсолютно совершенного - Идеи, Духа, Воли, Бога, и другое - то, что красота есть известного рода получаемое нами удовольствие, не имеющее цели личной выгоды6. С одной стороны, красота понимается как нечто мистическое и очень возвышенное, но, к сожалению, очень неопределенное и потому включающее в себя и философию, и религию, и самую жизнь, как это происходит у Шеллинга и Гегеля, и у немецких и французских их последователей; или, с другой стороны, как оно и должно быть признано, по определению Канта и его последователей, красота есть только получаемое нами особого рода бескорыстное наслаждение. И тогда понятие красоты, хотя и кажется очень ясным, к сожалению, также не точно, потому что расширяется в другую сторону, а именно включает в себя и наслаждения от питья, еды, ощущения нежной кожи и т. п., как это признается у Гюйо, Кралика и др.7.

Что же такое, в сущности, это понятие красоты, которого так упорно для определения искусства держатся люди нашего круга и времени?

Красотой в смысле субъективном мы называем то, что доставляет нам известного рода наслаждение. В объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное и признаем его таковым только потому, что получаем от проявления этого абсолютно совершенного известного рода наслаждение, так что объективное определение есть ничто иное, как только иначе выраженное субъективное. В сущности, и то и другое понимание красоты сводится к получаемому нами известного рода наслаждению, т. е. что мы признаем красотой то, что нам нравится, не вызывая в нас вожделения. Казалось бы, при таком положении дела естественно было бы науке об искусстве не довольствоваться определением искусства, основанным на красоте, т. е. на том, что нравится, и искать общего, приложимого ко всем произведениям искусства, определения8. Но такого определения нет. Вся существующая эстетика состоит не в том, чего можно бы ждать от умственной деятельности, называющей себя наукой,-- именно в том, чтобы определить свойства и законы искусства или прекрасного, если оно есть содержание искусства, или свойства вкуса, если вкус решает вопрос об искусстве и о достоинстве его, и потом, на основании этих законов, признавать искусством те произведения, которые подходят под эти законы, и откидывать те, которые не подходят под них,-- а состоит в том, чтобы, раз признав известный род произведений хорошими, потому что они нам нравятся,-- составить такую теорию искусства, по которой все произведения, которые нравятся известному кругу людей, вошли бы в эту теорию. Существует художественный канон, по которому в нашем круге любимые произведения признаются искусством (Фи-диас, Софокл, Гомер, Тициан, Рафаэль, Бах, Бетховен, Дант, Шекспир, Гете и др.), и эстетические суждения должны быть таковы, чтобы захватить все эти произведения9. Так, Фолькельт, рассуждая о требованиях нравственного в произведениях искусства, прямо говорит, что предъявление их неправильно, на том основании, что если бы допустить их, то "Ромео и Джульетта" Шекспира и "Вильгельм Мейстер" Гете не подошли бы под определение хорошего искусства. А так как и то, и другое входят в канон искусства, то требование это несправедливо. И потому надо найти такое определение искусства, при котором эти произведения подошли бы под него, и, вместо требования нравственного, Фолькельт ставит основой искусства требование значительного (Bedeutungsvolles )10. Так что теория искусства, основанная на красоте и изложенная в эстетиках и в смутных чертах исповедуемая публикой, есть ничто иное, как признание хорошим того, что нравилось и нравится нам, т. е. известному кругу людей11. Если же мы признаем, что цель какой-либо деятельности есть наше наслаждение, и только по этому наслаждению определяем ее, то, очевидно, определение это будет ложно12. Точно так же, как люди, считающие, что цель и назначение пищи есть наслаждение, не могут узнать настоящего смысла еды, так и люди, считающие целью искусства наслаждение, не могут узнать его смысла и назначения, потому что они приписывают деятельности, имеющей свой смысл в связи с другими явлениями жизни, ложную и исключительную цель наслаждения13. 

2

Для того, чтобы точно определить искусство, надо прежде всего перестать смотреть на него как на средство наслаждения, а рассматривать искусство как одно из условий человеческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы не можем не увидеть, что оно есть одно из средств общения людей между собой.

Всякое произведение искусства делает то, что воспринимающий вступать в известного рода общение с производившим или производящим искусство и со всеми теми, хоторые одновременно с ним, прежде или после него восприняли или воспримут то же художественное впечатление. При помощи слова, речи один человек передает другому свои мысли, при помощи же искусства люди передают друг другу свои чувства. Деятельность искусства основана на том, что человек, воспринимая слухом или зрением выражения чувства другого человека, способен испытывать то же самое чувство14. Искусство начинается тогда" когда человек, с целью передать другим людям испытанное им чувство, снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его15 искусства. Чувство самоотречения и покорности судьбе или Богу, передаваемое драмой; или восторга влюбленных, описываемое в романе; или чувство сладострастия, изображенное на картине; или бодрости, передаваемой торжественным маршем в музыке; или веселья, вызываемого пляской; или комизма, вызываемого смешным анекдотом; или чувство тишины, передаваемое вечерним пейзажем или убаюкивающей песней,-- все это, - искусство16.

Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство,-- в этом состоит деятельность искусства. Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их17. Чем сильнее заражение, тем лучше искусство как искусство, не говоря об его содержании, т. е. независимо от достоинства тех чувств, которые оно передает. Искусство же делается более или менее заразительно вследствие трех условий: 1) большей или меньшей особенности, оригинальности, новизны того чувства, которое передается; 2) вследствие большей или меньшей ясности передачи этого чувства и 3) вследствие искренности художника, т. е. большей или меньшей силы, с которою художник сам испытывает чувство, которое передает18. Последнее условие - самое важное, тем более, что до известной степени оно включает в себя и два первые.

Деятельность искусства есть деятельность очень важная, столь же важная, как и деятельность речи, и столь же распространенная. Мы привыкли понимать под искусством только то, что мы читаем, слышим и видим в театрах, концертах и на выставках,-- здания, статуи, поэмы, романы.... Но все это есть только самая малая доля того искусства, которым мы в жизни общаемся между собой. Вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, передразнивания, украшений жилищ, одежд, утвари - до церковных служб, торжественных шествий,-- все это деятельность искусства. Так что называем мы искусствами в тесном смысле этого слова не всю деятельность людскую, передающую чувства, а только такую, которую мы почему-нибудь выделяем из всей, этой деятельности и которой придаем особенное значение. Такое особенное значение придавали всегда все люди той части этой деятельности, которая передавала чувства, вытекающие из религиозного сознания людей, и эту-то малую часть всего искусства называли искусством в полном смысле этого слова19.

Как происходит эволюция знаний, т. е. более истинные, нужные знания вытееняют и заменяют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит эволюция чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей, более добрыми, более нужными для этого блага. Оценка же чувств, т. е. признание тех или других чувств более или менее добрыми, т. е. нужными для блага людей, совершается религиозным сознанием известного времени20. Только на основании этого религиозного сознания своего времени всегда выделялось из всей бесконечно разнообразной области искусства то, которое передает чувства, осуществляющие в жизни религиозное сознание данного времени. И такое искусство всегда высоко ценилось и поощрялось; искусство же, передающее чувства, вытекающие из религиозного сознания прежнего времени, отсталое, пережитое уже, всегда осуждалось и презиралось. Остальное же все искусство, передающее все самые разнообразные чувства, посредством которых люди общаются между собой, не осуждалось и допускалось, если только оно не передавало чувств, противных религиозному сознанию. Так, например, у греков выделялось, одобрялось и поощрялось искусство, передававшее чувства красоты, силы, мужества (Гезиод, Гомер, Фидиас), и осуждалось и презиралось искусство, передававшее чувства грубой чувственности, уныния, изнеженности. У евреев выделялось и поощрялось искусство, передававшее чувства преданности и покорности Богу, Его заветам (некоторые части книги Бытия, пророки, псалмы), и осуждалось и презиралось искусство, передававшее чувства идолопоклонства (золотой телец); все же остальное искусство - рассказы, песни, пляски, украшения домов, утвари, одежды,-- которое не было противно религиозному сознанию, не сознавалось и не обсуждалось вовсе. Так расценивалось искусство по своему содержанию всегда и везде, так оно и должно расцениваться, потому что такое отношение к искусству вытекает из свойств человеческой природы, а свойства эти не изменяются21.

Христианское искусство или вызывает в людях те чувства, которые через любовь к Богу и ближнему влекут их ко все большему и большему единению, делают их готовыми и способными к такому единению; или же вызывает в них те чувства, которые показывают им то, что они уже соединены единством радостей и горестей житейских. И потому христианское искусство нашего времени может быть и есть двух родов: 1) искусство, передающее чувства, вытекающие из религиозного сознания, положения человека в мире, по отношению к Богу и ближнему, искусство религиозное, в тесном смысле этого слова, и 2) искусство, передающее чувства, но такие, которые доступны всем людям всего мира - искусство житейское, всенародное22.

Некоторые учители человечества, как Платон в своей "Республике", и первые христиане, и строгие магометане, и буддисты часто даже отрицали всякое искусство. Они видели, до какой степени искусство опасно тем, что оно заражает людей против их воли, и боялись, как бы в число предметов искусства не попали предметы, развращающие людей, и запрещали его все. Такие люди, отрицающие всякое искусство, очевидно, были неправы, потому что отрицали то, чего нельзя отрицать,-- одно из необходимых средств общения, без которого не могло бы жить человечество. Но не менее неправы люди нашего европейского цивилизованного общества, круга и времени, допуская всякое искусство, лишь бы только оно служило красоте, т. е. доставляло людям удовольствие. Последнее заблуждение даже гораздо грубее и вреднее по своим последствиям, чем первое23.

3

Но как же могло случиться, что то самое искусство, которое в древности или только допускалось, или вовсе отрицалось, стало в наше время считаться всегда хорошим, если только оно доставляет удовольствие ?

Как мы уже говорили, в основе всеми признаваемого, истинного искусства всегда стояла религия. Так, в древности находили свое выражение в искусстве еврейская, греческая, римская и другие религии. С появлением христианства зарождается и распространяется искусство христианское. В средние века церковное христианство, удалившееся в своем миросозерцании от основных и существенных положений истинного христианства, сущностью своего учения поставило веру в церковь и постановления ее24. Но художники средних веков, живя тою же основою чувств, церковной религией, как и массы народа, были истинными художниками25. И так это было до того времени, пока не явилось в высших, богатых, более образованных сословиях европейского общества сомнение в истинности того понимания жизни, которое выражалось церковью26. Высшие сословия средних веков по отношению к религии очутились в том же положении, в котором находились образованные римляне перед появлением христианства, т. е. не верили более в то, во что верил народ; сами же не имели никакого верования, которое могли бы поставить на место отжившего и потерявшего для них значение языческого учения. И вот среди этих-то людей стало вырастать искусство, расцениваемое уже не потому, насколько оно выражает чувства, вытекающие из религиозного сознания людей, а только потому, насколько оно красиво; другими словами - насколько оно доставляет наслаждение27. Люди эти, оставшись без всякого религиозного понимания жизни, невольно вернулись к тому языческому мировоззрению, которое полагает смысл жизни в наслаждении личности. И совершилось в высших классах то, что называется "возрождением наук и искусств" и что в сущности есть ничто иное, как не только отрицание всякой религии, но и признание ненужности ее28. Соответственно этому взгляду на искусство составилась сама собою среди высших классов и эстетическая теория, оправдывающая такое понимание,-- теория, по которой цель искусства состоит в проявлении красоты29.

Но если искусство есть человеческая деятельность, имеющая целью передавать людям те высшие и лучшие чувства, до которых дожили люди, то как же могло случиться, чтобы человечество известный, довольно длинный период своей жизни - с тех пор, как люди перестали верить церковное учение и до нашего времени - прожило без этой важной деятельности, а на место ее довольствовалось ничтожною деятельностью искусства, доставляющего только наслаждение?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего поправить обычную ошибку, которую делают люди, приписывая нашему искусству значение истинного, общечеловеческого искусства30. С тех пор, как высшие сословия христианских народов потеряли веру в церковное христианство, искусство высших классов отделилось от искусства всего народа, и стало два искусства: искусство народное и искусство господское. И потому ответ на наш вопрос состоит в том, что прожило без истинного искусства не все человечество и даже не значительная часть его, а только высшие классы христианского европейского общества31 одна сотая всех людей пользуется тем искусством, которое мы называем всем искусством32.

Все запутанные, непонятные теории искусства, все ложные и противоречивые суждения о нем,-- главное, то самоуверенное коснение нашего искусства на своем ложном пути, все это происходит от этого вошедшего в общее употребление и принимаемого за несомненную истину, но поразительного по своей очевидной неправде утверждения, что искусство наших высших классов есть все искусство, истинное, единственное всемирное искусство33

4

Современное утонченное искусство могло возникнуть только на рабстве народных масс и может продолжаться только до тех пор, пока будет это рабство, так как только при условии напряженного труда рабочих специалисты-писатели, музыканты, танцоры, актеры могут доходить до той утонченной степени совершенства, до которой они доходят34. Освободите рабов капитала, и нельзя будет производить такого утонченного искусства35. Огромному большинству всего рабочего народа наше искусство, недоступное ему по своей дороговизне, чуждо еще и по самому содержанию, передавая чувства людей, удаленных от свойственных всему большому человечеству условий трудовой жизни. То, что составляет наслаждение для человека богатых классов, непонятно, как наслаждение, для рабочего человека. Так, например, чувства чести, патриотизма, влюбления, составляющие главное содержание теперешнего искусства, вызывают в человеке трудовом только недоразумение и презрение или негодование36. Сделавшись исключительным по своему содержанию, искусство становилось вместе с тем все более и более сложным, вычурным и неясным со стороны формы. Особенно это ясно в искусстве так называемого '< декадентства. В последнее время не только туманность, загадочность, темнота и недоступность для масс поставлены в достоинство и условие поэтичности предметов искусства, но и неточность, и неопределенность, некрасноречивость 37. Явилось убеждение о том, что искусство может быть искусством и вместе с тем быть непонятно массам. Но искусство тем-то и отличается от рассудочной деятельности, требующей подготовления и известной последовательности (так что нельзя изучать тригонометрию, не зная геометрии), что оно действует на людей независимо от' степени их развития и образования; что прелесть картины, звуков, образов заражает всякого человека, на какой бы он ни находился степени развития38.

Становясь все беднее и беднее содержанием и все непонятнее и непонятнее по форме, современное искусство в последних своих проявлениях утратило даже все свойства искусства и заменилось его подобиями39. Художники, для того чтобы удовлетворить людей высших классов, ведущих жизнь в праздности и роскоши и требующих неперестающих приятных развлечений искусством, должны были выработать такие приемы, посредством которых они могли бы производить предметы, подобные искусству. Приемы эти следующие: 1) заимствование, 2) украшения, 3) поразительность и 4) занимательность.

Первый прием состоит в том, чтобы заимствовать из прежних произведений искусства или целые сюжеты, или только отдельные черты прежних, всем известных поэтических произведений, и так переделывать их, чтобы они с некоторыми добавлениями представляли нечто новое. Такие черты, называемые "поэтичными", любимы публикой40. Сущность второго приема - украшений - состоит в том, чтобы доставить читателю, зрителю, слушателю наиболее приятные для чувств зрения и слуха впечатления, соединенные с предметом, выдаваемым за искусство41. Третий прием --это воздействие на внешние чувства, воздействие часто совершенно физическое,-- то, что называется поразительностью, эффектностью. Эффекты эти во всех искусствах состоят преимущественно в контрастах42. Четвертый прием - занимательность, т. е. умственный интерес, присоединяемый к произведению искусства. Занимательность может заключаться в запутанной завязке, в документальности, т. е. обстоятельном описании какого-либо или исторического периода, или отдельной отрасли современной жизни; наконец, в самых приемах выражения: как стихи и прозу, так и картины, и драмы, и музыкальные пьесы пишут так, что их надо угадывать как ребусы, и этот процесс угадывания тоже доставляет удовольствие...43 И "поэтичность" (заимствование), и украшение, и поразительность, и занимательность могут встречаться в произведении искусства, но не могут заменить главного свойства искусства - чувства, испытанного художником44. Для того, чтобы человек мог произвести истинный предмет искусства, нужно много условий, редко соединяющихся в одном лице. Нужно, чтобы человек этот стоял на уровне высшего для своего времени миросозерцания, чтобы он пережил чувство и имел желание и возможность передать его, и при этом еще имел талантливость к какому-либо роду искусства45. Для того же, чтобы производить с помощью заимствования, украшений, эффективности и занимательности, подобия искусства, достаточно обладать лишь талантом, способностью к какому-либо роду искусства, что встречается очень часто. А так как для производства таких подделок существуют в каждом роде искусства свои определенные правила или рецепты, то этих подделок производится в наше время огромное количество.

критика и 3) художественные школы.

Когда безразличное, не религиозное искусство не поощрялось, не было и подделок под действительное искусство. Когда же стало высоко цениться и вознаграждаться искусство, доставляющее наслаждение, так тотчас же большое количество людей посвятило себя этой деятельности, и деятельность эта приняла совсем другой характер, чем она имела прежде, и стала профессией. Вместе с тем уничтожилось главное и драгоценнейшее свойство искусства - искренность46.

Второе условие - это возникшая в последнее время художественная критика, т. е. оценка искусства не всеми и, главное, не простыми людьми, а учеными, т. е. извращенными и вместе с тем самоуверенными людьми47"толкует" художественные произведения. Толковать произведения художника нельзя. Если бы можно было словами растолковать то, что хотел сказать художник, он и сказал бы словами48. Если же произведение не заражает людей, то никакие толкования не сделают того, чтобы оно стало заразительно49 Оттого всякое ложное произведение, восхваленное критиками, есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства. Только благодаря критикам, восхваляющим в наше время грубые, дикие и часто бессмысленные произведения древних греков: Софокла, Еврипида, Эсхила, в особенности Аристофана, или новых - Данта, Тасса, Мильтона, Шекспира; в живописи - всего Рафаэля, всего Микель-Анджt ло с его нелепым "Страшным судом"; в музыке-- всего Баха и всего Бетховена с его последним периодом,-- стали возможны в наше время Метерлинки, Бодлеры, Верлены, Малларме, Пювис де-Шаванны, Клингеры, Беклины, Штуки, Шнейдеры; в музыке - Вагнеры, Листы, Берлиозы, Брамсы, Рихарды Штраусы и т. п. и вся огромная масса ни на что не нужных подражателей этих подражателей50.

Но третье условие извращения искусства - школы, обучающие искусствам,-- едва ли не еще вреднее. Как только искусство стало профессией, явились и профессиональные школы, в которых люди, избравшие профессию искусства, стали обучаться его приемам. Но никакая школа не может вызвать в человеке чувство, и еще менее может научить человека тому, в чем состоит сущность искусства: проявлять чувство своим особенным, ему одному свойственным способом. Одно, чему может научить школа, это тому, чтобы передавать чувства, испытанные другими художниками, так, как их передавали другие художники. Этому самому и учат в школах искусства, и обучение это не только не содействует распространению истинного искусства, но, напротив, распространяя подделки под искусство, более всего другого лишает способности понимать истинное искусство51. Страшно становится как подумаешь, что живые, хорошие, на все доброе способные дети с ранних лет посвящаются тому, чтобы в продолжение 10, 15 лет, по 6, 8, 10 часов в день, одни - играть гаммы, другие - вывертывать члены, ходить на носках и поднимать ноги выше головы, третьи - петь сольфеджии, четвертые - всячески ломаясь, произносить стихи, пятые - рисовать с бюстов, с голой натуры, писать этюды, шестые - писать сочинения по правилам каких-то периодов, и в этих недостойных человека занятиях, продолжаемых часто и долго после полной возмужалости, утрачивать всякую физическую и умственную силу и всякое понимание жизни52

5

Распространившиеся в нашем обществе в огромных размерах, с одной стороны, подделки под искусство, служащие только увеселению и развращению людей, а с другой - произведения ничтожного, исключительного искусства, ценимого как высшее, извратили в большинстве людей нашего общества способность заражаться истинными произведениями искусства и тем лишили и возможности познать те высшие чувства, до которых дожило человечество и которые могут быть переданы людям только искусством. Таково последствие отсутствия деятельности необходимого органа искусства в нашем обществе; последствия же извращенной деятельности этого органа еще вреднее.

дело жизней человеческих 53. Второе последствие - то, что произведения искусства-забавы дают возможность богатым людям нашего времени жить тою, не только неестественной, но противной профессируемым этими самыми людьми принципам гуманности жизнью54. Произведения ложного искусства, доставляя праздным богатым людям развлечение и забаву, отводят им глаза от бессмысленности их жизни, спасают от томящей их скуки55. Третье последствие извращения искусства - это та путаница, которую оно производит в понятиях детей и народа. Дети и трудовые люди, видя, какое огромное значение приписывается произведениям искусства и как почитаются люди искусства, невольно принижают в своем сознании значение нравственного достоинства человека и признают ложное неестественное значение за произведениями искусства. Четвертое последствие состоит в том, что люди высших классов, все чаще и чаще встречаясь с противоречиями красоты и добра, ставят высшим идеалом идеал красоты, освобождая себя этим от требований нравственности56. Наконец, пятое и самое главное - то, что искусство, которое процветает в среде высших классов европейского общества, прямо развращает людей посредством заражения их самым дурным и вредным для человечества - чувствами суеверия, ложного патриотизма, а главное сладострастия, описанию и выражению которых посвящена большая часть всего современного искусства57.

58.

Так что современное искусство не только не содействует движению вперед человечества, но едва ли не более всего другого мешает осуществлению добра в нашей жизни. Поэтому на поставленный нами вначале вопрос о том, справедливо ли, чтобы искусству приносились те огромные жертвы и трудами людскими, и жизнями человеческими, и нравственностью, которые ему приносятся, получается естественный ответ: нет, несправедливо и не должно быть 59

6

Говорят про искусство будущего, подразумевая под ним особенное, утонченное, новое искусство, которое будто бы должно выработаться из искусства одного класса общества, которое теперь считается высшим. Но такового нового искусства будущего не может быть и не будет. Наше исключительное искусство высших классов христианского мира пришло к тупику. По тому пути, по которому оно шло, ему дальше идти некуда. Искусство будущего-- то, которое действительно будет,-- явится не продолжением теперешнего искусства, а возникнет на совершенно других, новых основах.

Искусство будущего, т. е. та часть искусства, которая будет выделяема из всего искусства, распространенного между людьми, будет состоять не из передачи чувств, доступных только некоторым людям богатых классов, как это происходит теперь, а будет только тем искусством, которое осуществляет высшее религиозное сознание людей нашего времени. Искусством будут считаться только те произведения, которые будут передавать чувства, влекущие людей к братскому единению, или такие общечеловеческие чувства, которые будут способны соединять всех, людей60 евангельские эпизоды или в новой форме повторять христианские истины единения, братства, равенства, любви,-- а ив том смысле, что все самые старые, обычные и со всех сторон изведанные явления жизни вызывают самые новые, неожиданные и трогательные чувства, как только человек с христианской точки зрения относится к этим явлениям. Точно так же не суживается, а расширяется область, содержания и того искусства будущего, которое передает чувства житейские, самые простые, всем доступные. Художник будущего будет понимать, что сочинить сказочку, песенку, которая тронет,-- прибаутку, загадку, которая забавит,-- шутку, которая насмешит,-- нарисовать картинку, которая будет радовать десятки поколений или миллионы детей и взрослых,-- несравненно важнее и плодотворнее, чем сочинить роман, симфонию, или нарисовать картину, которые развлекут на короткое время нескольких людей богатых классов и навеки будут забыты. Область же этого искусства простых, доступных всем чувств - огромна и почти еще не тронута61.

И ценителем искусства, вообще, не будет, как это происходит теперь, отдельный класс богатых людей, а весь народ. И художниками, производящими искусство, будут тоже не так, как теперь, только редкие, выбранные из малой части всего народа люди, а все те даровитые люди из всего народа, которые окажутся способными и склонными к художественной деятельности. Деятельность художественная будет тогда доступна для всех людей. Доступна же сделается эта деятельность людям из всего народа потому, что, во-первых, в искусстве будущего не только не будет требоваться та сложная техника, которая обезображивает произведения искусства нашего времени и требует большого напряжения и траты времени, но будет требоваться, напротив, ясность, простота и краткость,-- те условия, которые приобретаются не механическими упражнениями, а воспитанием вкуса. Во-вторых, доступна сделается художественная деятельность всем людям из народа потому, что вместо теперешних профессиональных школ, доступных только некоторым людям, все будут в первоначальных народных школах обучаться музыке и живописи (пению и рисованию) наравне с грамотой, так, чтобы всякий человек, получив первые основания живописи и музыкальной грамоты, чувствуя способность и призвание к какому-либо из искусств, мог бы усовершенствоваться в нем. Все гениальные художники, теперь скрытые в народе, сделаются участниками искусства и дадут образцы совершенства, которые будут, как всегда, лучшею школой техники для художников.

В нашем обществе думают, что художник лучше будет работать, больше сделает, если он материально будет обеспечен. Мнение это доказало бы еще раз с полною очевидностью - если это нужно было бы еще доказывать,-- что то, что среди нас считается искусством, не есть искусство, а только подобие его. Обеспечение художников в их материальных нуждах есть самое губительное для производительности художника условие, так как освобождает его от свойственных всем людям условий борьбы с природой для поддержания своей и других людей жизни и тем лишает его случая и возможности испытывать самые важные и свойственные людям чувства. Художник будущего будет жить обычною жизнью людей, зарабатывая свое существование каким-либо трудом. Он не поймет даже, как может художник, главная радость которого состоит в наибольшем распространении своего произведения, отдавать свои произведения только за известную плату.

До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их62.

то Царство Божие, т. е. любви, которое представляется всем нам высшею целью жизни человечества. Может быть, в будущем наука откроет искусству еще новые, высшие идеалы, и искусство будет осуществлять' их, но в наше время назначение искусства ясно и определенно. Задача христианского искусства - осуществление братского единения людей63.

1 "Что такое искусство", с, 22--24.

2 Там же, с. 25.

3 Там же, с. 26.

4 Там же, с. 27.

5

6 Ib., с. 98--99.

7 Ib., с. 95-96.

8 Ib., с. 100-101.

9 Ib., с. 103--104.

10

11 Ib., с. 110--111

12Ib., с. 109.

13 Ib., с. 108.

14 Ib., с. 119-120.

15

16 Ib., с. 125.

17 Ib., с. 126.

18Ib., с. 360-361.

19 Ib., с. 129--131.

20

21 Ib., с. 371--373.

22 Ib., с. 392-393.

23 Ib., с. 131--133.

24 ib., с. 140.

25

26 Ib., с. 142.

27 Ib., с. 143-144.

28 Ib., с. 145.

29 Ib., с. 148.

30

31 Ib., с. 169-170.

32 Ib., с. 172.

33 Ib., с. 171.

35 Ib., с. 176.

34

36 Ib., с. 179-180.

37 Ib., с. 200.

38 Ib., с. 245.

39 Ib., с. 253.

40

41

42 Ib., с. 262.

43 Ib., с. 266.

44 Ib., с. 276.

45

46 Ib., с. 281.

47 Ib., с. 283.

48 Ib., с. 284-285.

49 Ib., с. 284.

50

51 Ib., с. 296.

52 Ib., с. 420- 421.

53 Ib., с. 418- 420.

55 Ib., с. 423.

56

57 Ib., с. 432. 6 Ib., с. 440.

58 Ib., с. 430--437/

59 Ib., с. 439.

60

61 Ib., с. 463--466.

62

63 Ib., с. 495-496.

Раздел сайта: