Сегалин Г. В.: Эвропатология личности и творчества Льва Толстого
1. Хронологическая кривая творческих периодов у Льва Толстого

Б. ЭВРОПАТОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА ЛЬВА ТОЛСТОГО

Для того, чтобы осветить характер творчества Толстого с эвропатологической точки зрения, мы должны себе уяснить вопрос, насколько эпилептоидный характер личности Толстого мог влиять на его творческую продукцию. Что эти влияния имеются, в этом никакого сомнения быть не может для всякого мыслящего клинициста, уже познакомившегося с вышеприведенными клиническими данными. Влияния эти, как мы увидим ниже, самого разнообразного характера, а потому на их изучение мы направим, главным образом, наше внимание.

Исходя из диалектического метода изучения явлений творчества и из диалектической оценки роли патологии в творческих процессах, мы прежде всего, должны отметить диалектическую роль этой патологии в творчестве Толстого. Эта диалектичность, как мы увидим ниже, сказывается в органической противоречивой роли патологии во всех фазах творческой жизни Толстого.

Что патологический фактор вообще играет именно такую роль, мы убедились при изучении творчества громадного большинства великих людей. Толстой в этом отношении не только не является исключением, а, наоборот, служит ярким примером, где эту диалектичность можно хорошо показать. Исходя из этого, наша проблема распадается на следующий ряд вопросов, которые мы должны здесь осветить.

Прежде всего мы должны показать эвропозитивную роль патологического момента в творчестве Толстого. И именно в какие периоды творческой жизни эта эвропозитивная роль наиболее выпукло проявилась и в чем она сказалась.

3атем мы должны показать эвронегативную роль патологического момента в творчестве Толстого: в какие периоды его творческой жизни она проявилась и в чем.

Мы этим самым установим специфическую роль эпилептоидного фактора в создании эвропозитивных и эвронегативных фаз в развитии творческого пути Толстого. Также этим самым мы установим закономерность и естественное развитие этих противоречивых фаз, как результат органической неизбежности диалектики этих явлений.

Вот те вопросы, которые мы должны прежде всего осветить в этой главе.

Для этой цели сначала обратим внимание на творческий путь Толстого, на хронологическую кривую Толстовского творчества. Эта кривая, анализируемая в следующей главе, дает нам поучительные данные для уяснения этих вопросов, а потому и перейдем к ней сейчас же.

1. Хронологическая кривая творческих периодов у Льва Толстого

Характеристика этой кривой

В приведенной здесь таблице мы воспроизводим в виде кривой те периоды жизни, на которые падает наиболее интенсивная творческая продукция Толстого, а также те периоды, где сказывается упадочность его продукции (подразумевается его литературно-художественная продукция). Периоды творческой продуктивности мы обозначаем в этой кривой, как эвропозитивные периоды (выступающие столбики на таблице). Периоды же творческой бесплодности или периоды упадка художественного творчества мы обозначаем как периоды эвронегативные (пробелы между выступающими столбиками). Каждый эвропозитивный период мы обозначаем в хронологическом порядке, как 1-й эвропозитивный период, 2-й эвропозитивный, 3-й, 4-й, 5-й, 6 и т. д. Всего семь таких периодов, которым на абсциссе соответствуют хронологически годы этих периодов (или, вернее, приступов). Таким образом, для каждого такого эвропозитива и эвронегатива (так их будем называть условно) мы имеем соответствующий отрезок времени (в годах) и можем, таким образом, наглядно представить хронологическое развитие этих приступов.

Вглядываясь в эту кривую, нам бросается в глаза ряд особенностей, которые и отметим сейчас.

1-я эпоха приблизительно до 48 летнего возраста. В эту эпоху эвропозитивные приступы преобладают и по длительности, и по блеску результатов творчества. В этот период создается все лучшее, что им было создано.

2-я эпоха от 48 лет. В эту эпоху преобладают эвронегативные периоды. За это время создается им сравнительно мало и теряется блеск, присущий 1-й эпохе его творчества.

2-ю особенностью этой кривой является то, что все эвропозитивные периоды (а их всего 7, как это мы видим на этой кривой) постепенно укорачиваются: 1-й длится около 7 лет, 2-й - 6 лет, 3-й - 4 года, 4-й - 3 года, 5-й около 1 1/2 года 6-й - 1/2 года и 7-й - 1/2

Если мы обратим внимание на каждый такой эвропозитивный период в отдельности, что было создано по этим периодам, то мы видим следующее: в первые годы жизни, считая с периода половой зрелости - 18 лет до 23 лет - мы видим нарастание творчески комплексов, которые выливаются в форме дневников.

С 23 года начинается 1-й эвропозитивный период, который тянется 6 лет приблизительно. Этот период дает: "Детство, отрочество и юность", кавказские и севастопольские рассказы. Затем этот прилив творчества резко обрывается и наступает период бесплодия,или, как говорят критики: упадочный период, длящийся также около 6 лет. В этот период - попытки создать что-нибудь большое оканчиваются неудачей. За это время им создается, во-первых, относительно мало и, во-вторых, произведения, созданные в этот период ("Альберт", "Семейное счастье"), критики относят к наиболее слабым его произведениям.

2-й эвропозитивный период, наступающий в 1863 году, совпадающий с периодом женитьбы и первых 6 лет "Семейного счастья", самый блестящий период творчества Толстого. В это время создана "Война и мир".

Прерывается этот блестящий период эвронегативным периодом (1869 - 1872). Здесь этот период начинается приступами, "Арзамасской тоски". Этот бесплодный период - кратковременен. Следующий эвропозитивный период творчества (1873--1876) есть 3-й блестящий период, давший "Анну Каренину". Можно сказать, что с этой эпохи упадочные эвронегативные периоды, бывшие до сих пор интермитентными, эпизодическими, теперь начинают быть более постоянными и длительными. Зато, наоборот, творческие эвропозитивные периоды, бывшие до сих пор более или менее постоянными, делаются интермитентными, наступают очень кратковременно, как вспышки: сначала на 3 года, затем на 1 год, а затем на 1/2 года и т. д., все менее и менее, пока не наступает момент, когда творческие периоды являются только коротенькими вспышками на фоне длительного упадка, ставшего хроническим.

"Смерть Ивана Ильича", "Холстомер", "Власть тьмы" - произведения второстепенного значения; а в следующий еще более короткий период 1889--90 г.: "Плоды просвещения", "Крейцерова Соната", начало "Воскресения". И на фоне длительного затем бесплодия - короткие вспышки дают: продолжение глав "Воскресения" в 1898 г. и в 1898 - 99 г. также продолжение "Воскресения".

Больше он ничего крупно-художественного не создает. Таким образом, из всех этих 7 эвропозитивных приступов (см. кривую) только первые 3 были наиболее блестящими и наиболее длительными, а с 1876 года с приступа "Арзамасская тоска" падает длительность творческих периодов настолько, что 4 остальные периода постепенно делаются все короче и короче и теряют тот блеск, который был присущ предыдущим периодам. Можно сказать, что с 1876 года начинается длительный эвронегативный период с вспышками творчества, носящего характер эпизодический.

Эвропозитивные приступы эпизодически вспыхивают и так же эпизодически прекращаются, следовательно, носят характер интермиссий. В особенности бросается в глаза этот интермитентный характер творческих периодов во 2-й половине, т. е. после 48 летнего возраста.

Эти особенности не являются случайным явлением, как мы увидим дальше, а есть закономерное явление.

3-я особенность

Прежде всего эти эвронегативные периоды в начале (в первую половину, т. е. до 48 лет) являются периодами, хотя и длительными, но все-таки более короткими, нежели эвропозитивы этой эпохи. Но зато после 48 лет эвронегативные периоды имеют тенденцию увеличиваться все более и более, и, наконец, делаются перманентным явлением, в то время, как эвропозитивные периоды укорачиваются все более и более и, наконец, совсем исчезают. Таким образом, между эвропозитивами и эвронегативами существует обратное соотношение - чем более развиваются эвронегативы

Раздел сайта: