Сегалин Г. В.: Эвропатология личности и творчества Льва Толстого
Предисловие

Предисловие

Проблема личности и творчества Льва Толстого до сих пор была только проблемой литературных критиков, которые анализировали с различных точек зрения: и как литературоведы, и как социологи, и как психологи. Однако, во всех этих изысканиях читатель чувствует зияющие проблемы - нет анализа психопатолога, тем более, нет современного эвропатологического анализа. Читая эти работы различных авторов, верно подмечавших те или иные черты характера и личности, вы чувствуете, что авторы доходят до известной границы, где нужна помощь психопатолога. Без этого анализа Толстой является личностью надуманной, вернее, досочиненной в представлении критика,

С внешней стороны кажется, как будто нет ничего легче понять личность Толстого, а между тем, некоторые критики считают его не менее "загадочным" Гоголя, Достоевского. Толстой всю жизнь "каялся", писал "Исповеди" (даже в своих романах). Можно сказать, что во всех его сочинениях он обнажал все свое "нутро" публично, и все-таки он остался не менее "загадочным" других великих русских писателей, Понятно, что эта "загадочность" будет продолжаться до тех пор, пока мы не вскроем патологическую сущность этой личности и его творчества, ибо для психопатолога нет ничего "загадочного". Те, которые любят культивировать мистику "загадки", конечно, с неудовольствием отнесутся к нашей работе, несколько идеалистически настроенные критики и литературоведы посмотрят на нашу работу, как на "святотатство" безбожника, как на вскрытие "мощей" гениальности. Также и те, которые склонны в процессах творчества видеть культ "подвига"или "жреческое служение" искусству и науке (прикрываясь иногда левой фразой), с неудовольствием отнесутся к нашей работе.

Автор исходит из убеждения, что клинический и эвропатологический анализ есть единственный путь помочь социологическому анализу творческой личности, Если Толстой, Тургенев, Пушкин, Гончаров и другие писатели отражали дворянско-помещичью среду своей эпохи, то отражали они ее различно, в зависимости от их биологической установки: в зависимости от различно функционирующих желез внутренней секреции.

Благодаря такому анализу марксисту-социологу легче осветить например, следующий важный вопрос,

Почему Лев Толстой, будучи резко оппозиционно-настроенный к феодально-капиталистическому укладу своей эпохи и среды, прекрасно видит разложение своего класса, тяготится своим Положением, искренно рвется к преодолению своего состояния, однако, не идет в ряды революционеров (как это делали, например, передовые дворяне из его же среды: декабристы, Герцен, Бакунин и др.). Наоборот, он делается консервативным, он противник освободительного движения, он впадает в мистику и в этом находит спасение от всех зол, на земле. В чем же тут дело? Что мешало ему быть последовательным и поступить так, как все передовые люди из его класса.

Ответ нам может дать психопатология личности Толстого (как это мы увидим ниже). Его мистика, а вместе с ней и его консерватизм - есть результат патологии. Патологическая мистика стала ему поперек дороги и мешала ему преодолевать свой класс, также, как всякая болезнь может помешать человеку идти прямой дорогой.

В личности и поведении Толстого есть целый ряд таких непонятных моментов, которые раскрываются лишь при психопатологическом анализе.

В русской критической литературе мы не имеем ни одной работы (по крайней мере автору неизвестно о таких работах), где бы мы имели клинический анализ личности и творчества Толстого. Это тем более удивительно, что Толстой в таком анализе не менее нуждается, чем Достоевский; и удивительно то, что в то время, как клиническому анализу Достоевского психиатрическая мысль уделяла много внимания и тем сослужила большую службу в научном понимании его личности и творчества, Толстой же остался до сих пор с этой стороны не раскрытым. Тут, конечно, можно было бы найти много причин; среди них самая главная: клинические данные, на которые мог бы опереться психиатр для своего анализа, появились в печати лишь недавно.

Накопившиеся материалы и документы (отчасти уже опубликованные и освещенные в выпусках этого "архива") дают нам возможность раскрыть клинико-биологичсскую сущность Толстого, по крайней мере, в ее основных чертах. Если нам удастся эту сущность проанализировать и сделать ясной, тогда будет возможно сделать социологический анализ более полным. С этой, точки зрения мы считаем предпринятую нами здесь работу своевременной и нужной. Пусть эта работа имеет свои недостатки в том или другом отношении, а они неизбежны в этих случаях, а тем более в проблеме изучения Толстого, однако, для будущих исследователей Толстого она может послужить поводом более углубленного анализа.

Весь наш материал мы располагаем таким образом: в 1 части мы даем всю клиническую симптоматологию личности Толстого, весь биологический субстрат данной личности творческую надстройку