Сегалин Г. В.: Эвропатология личности и творчества Льва Толстого
2. Роль эпилептоидных механизмов в формировании эвропозитивных и эвронегативных приступов творчества

2. Роль эпилептоидных механизмов в формировании эвропозитивных и эвронегативных приступов творчества

Перейдем теперь к объяснению и анализу вышеупомянутых особенностей, а также к рассмотрению тех факторов, которые способствовали формированию творческой кривой у Льва Толстого.

Было бы очень просто и наивно объяснить эту кривую тем шаблоном, который в таких случаях у многих возникает в представлении. Шаблон этот состоит в следующем: в молодые годы, дескать, расцвета гений создает лучшее, а в период начинающегося угасания физиологических функций - старости - угасает и творчество, а потому развитие творчества, связанное с развитием болезни его, - ничего общего не имеет.

Такой шаблон можно было бы навязать и по отношению к Толстому.

Годы расцвета его творчества совпадают с годами физической и умственной зрелости: с 23 лет до 48 летнего возраста. Но этот шаблон нас удовлетворить не может, ибо он не объясняет многого в жизни Толстого. Во-первых, раннее, сравнительно, появление упадочности, мистики в лучшие годы его жизни (48 лет), тем более у заядлого эпикурейца-реалиста Толстого. Естественно было бы, если б эта мистика появилась у старца 70 лет, но никак не в 48 летнем возрасте - в самый расцвет его долголетней жизни. А, во вторых, приступы мистики и упадочности не явились чем то новым в 48 лет, а являются результатом постепенного изменения в его психике, которое началось с юных лет. У Толстого этот перелом явился хотя и довольно резко к 48 годам, однако, аналогичные состояния в виде приступов были у него и раньше в молодые годы, если не так резко, то всегда довольно определенно. Кроме того, целый ряд других резких перемен в его психике и, вообще, вся картина развития его творчества, психики и его настроения - все говорит за то, что вышеупомянутый шаблон применить к нему никак нельзя. Здесь играют роль закономерности других механизмов. Здесь мы должны учесть все те психические переживания, которые переживает эпилептоид (вернее, аффект-эпилептоид). Структура его психики такова, что создает постоянную полярность психики, постоянную смену комплексов и постоянную внутреннюю напряженность, которая время от времени разряжается кризисами. Вея жизнь Толстого - это постоянная смена кризисов. Эти кризисы иногда и создавали периоды настоящих провалов, как это мы увидим ниже. Но мы знаем, что та же самая полярность в период хорошей компенсации может дать длительный период гипертимии, гипербулии, гипермнезии, в период которой эпилептоид может переживать длительный творческий подъем, прорываемый, правда, иногда упадочными интермиссиями. Таков был первый период с 23 лет до 48 лет, блестящий период творчества Толстого. В это время нам известно, что Толстой был по характеру диаметрально противоположен другому Толстому после 48 лет.

До 48 лет это был, как мы видели выше, возбужденный, экзальтированный, с необузданными страстями человек, легко вспыльчивый и раздражительный, иногда агрессивный с аристократическими замашками, гордый, самолюбивый, эксцентричный человек Этот период, где все психические качества - на полюсе "гипер" создает благоприятные условия для динамики и гиперфункции творческих комплексов. Творческий разряд в эту эпоху имеет свой основной стимул в эпилептоидной гипертимии. Падает этот стимул, падает и творчество. Толстой после 48 лет, когда полярность психических переживаний резко перебрасывается на другой полюс - где все его психическое состояние можно характеризовать в состоянии "гипо" (гипотимия, гипобулия и и. д. ), Толстой впадает сначала в депрессию и вместе с тем в мистику, делается "смиренным христианином", "непротивляющимся злу", готовым переделать весь мир по его мистической концепции, отказаться от своего барства и от всех благ жизни. Вообще все "толстовство", вся его этика и философия есть результат психического провала эпилептоидной психики, погубившей Толстого - великого художника. Такой переход от возбуждения к противоположному состоянию есть естественный результат диалектического развития психики эпилептоида.

Таким образом, вся вышеупомянутая кривая с его естественным разделением всего творческого пути Толстого на 2 большие эпохи, соответствует 2-м эпилептоидным состояниям: в 1-ю эпоху до 48 лет, в психической жизни Толстого доминирует эпилептоидное возбуждение. Во 2-й эпохе, начиная от 48 лет и до окончания жизни доминирует эпилептоидная депрессия, вместе с тем наступает сначала постепенное угасание, а потом отсутствие возбуждения. Толстой с этого периода впадает в постоянную депрессию, потом в состояние эпилептоидного смирения и делается неузнаваем для тех, которые знают Толстого 1-го периода.

Для первого периода, в свою очередь, периоды падения возбуждения являются только эпизодами, интермиссиями (следовательно, не доминирующим фоном его психики).

Для 2-го периода жизни Толстого, начиная от 48 лет, самовозбуждение уже является эпизодическим явлением (эпизодическими приступами) на фоне уже перманентной гипотимии.

Таким образом: полюсы - гипер и гипо меняют свои роли Полюс гипер дает Толстому возбуждение, а вместе с ним и творческую энергию: полюс гипо - падение возбуждения и падение творческой энергии. На место этого эвронегативные эквиваленты дают: упадочное "смирение" с его упадочными последствиями - мистикой, "толстовством" и прочими отрицательными явлениями для Толстого-художника.

Первой эпохе, таким образом соответствует преобладание эвропозитивных периодов; 2-му периоду эвронегативное состояние.

Этим самым мы дали объяснение 1-й особенности творческой кривой Толстого.

Из этого же основания вытекает и объяснение 2-й особенности: наступление вышеупомянутых 7 эвропозитивных приступов и их постепенному укорочению. Раз у него было 7 (длительных сначала, а потом коротких) приступов возбуждения, то столько же следовательно, у него и эвропозитивов: сначала также длительных, а потом коротких.

наступает эвронегативное начало, эвропозитивнее резко начинает сдавать, все более и более уменьшаясь и в длительности приступов и в блеске этих вспышек. Пока совсем не угасает. Кроме того мы отметили эпизодический характер этих приступов. Чем объяснить эту закономерность эпизодичности н обратного соотношения между эвропозитивами и эвронегативами? Только закономерностью развития эпилептоидной психики.

Прежде всего сам факт резкого перехода от одной противоположности к другой (скачок от "гипер" к "гипо" ) является закономерным следствием явления полярности эпилептоидной психики (как это мы трактовали выше). Затем, самый факт эпизодичности гипотимии и гипертимии в обратном соотношении друг к другу есть также закономерное явление эпилептоидной психики. Мы знаем, что такого рода длительное возбуждение психики у эпилептоидов прерывается эпизодическим вклиниванием сумеречными состояниями, депрессиями и эпилептоидными "провалами" психики, которые всегда можно проследить при длительном наблюдении за ними. Затем, антагонизм этих 2-х начал также создаст обратные соотношения: если преобладает одно начало, то оно вытесняет другое начало. Наблюдая за психикой таких аффект-эпилептоидов длительный период времени, всегда можно Проследить это обратное соотношение, как мы это здесь отмечаем у Толстого. Вследствие этого эвропозитивные приступы и формируются в творческой кривой в обратном соотношении к эвронегативным периодам.

Теперь перейдем к рассмотрению развития отдельных эвронегативных приступов.

После 1-го эвропозитивного приступа, длившегося 7--8 лет, наступает 1-й эвронегативный Период.

В этот период после постепенного нарастания возбуждения, достигшего приблизительно в 1857 году своего максимума, наступает резкая перемена в его психике в сторону упадочничества. Депрессия, мнительность, неудовлетворенность, приступы страха, искание смысла жизни и проч. В этот период он занимается педагогикой, 2 раза поездка заграницу и 1-я поездка на кумыс в Самарскую губернию вызваны были необходимостью лечиться от этого тяжелого душевного состояния. В этот же период, а именно в 1862 году, во время смерти брата Николая у него был, по-видимому, 1-й судорожный припадок (или ряд припадков) наступивших вновь после длительного перерыва с отроческих лет. "До 35 лет (пишет он, как мы видели выше в "Записках сумасшедшего") я жил и ничего за мной заметно не было, только в детстве до 10 лет было со мной что-то похожее... " Эти слова относятся именно к этим годам и в особенности к моменту смерти брата в 1862 году, когда ему было около 35 лет от роду. Он неоднократно говорит об этом моменте, как переломном моменте в его жизни, когда, что-то случилось очень важное. Все данные говорят за то, что у взрослого Толстого в этот год начались припадки судорожного характера. К этому же периоду относится приступ сумеречного состояния, описанный в "Анне Карениной", в день получения Левиным согласия на брак от Кита (выше мы это место уже цитировали). Этот период был одним из самых тяжелых у взрослого Толстого до его женитьбы, это был Период эпилептоидных "провалов". (Сам Толстой называл их психические "завалы").

"провалы" и служили причиной его творческих провалов.

Литературная критика отмечает, что этот период - есть упадочный период его творчества в эпоху "молодого Толстого". Рассказы, написанные в этот период: "Семейное счастье", "Альберт", "Люцерн", критика считает наиболее слабыми, в особенности, если сравнить с блестящими произведениями Севастопольского периода и с "Детством, отрочеством и юностью". Творческая продукция этого периода носит определенно упадочный характер. Этот эвронегативный Период заканчивается вместе с концом его холостой жизни. С 1863 года у него начинается новая эпоха развития: новый эвропозитивный период, давший "Войну и мир".

2-й Эвронегативный период наступает с окончанием "Войны и мира", приблизительно в 1869 году. т. е. 7 лет спустя после женитьбы. Приступы патологического страха смерти с тяжелыми депрессивными состояниями, бывшие и раньше в этот период, начинают все более и более обостряться. Наступает новый упадочный период, длившийся приблизительно с 1869 г. по 1873 г. т. е. около 4-х лет.

В этот период он также ничего не создает: литературная продукция падает. Попытка создать новое произведение о Петре I (для этой цели он собирает материал) нечего не дает. По окончании этого приступа и с наступлением нового эвропозитива он берется за "Анну Каренину". Однако, период созидания "Анны Карениной" не идет так гладко, как раньше и, прерывается время от времени вспышками эпилептоидных провалов. Так, например, в 1874 году у него был такой приступ. В 1876 г. наступает снова и на этот раз один из самых сильных эвронегативных приступов, который сыграл решающую роль в окончательном переломе его психического состояния. Нараставшие в предыдущие эвронегативные периоды приступы Патологического страха смерти, вместе с галлюцинациями и тяжелыми депрессиями, на этот раз достигли кульминационного пункта. В этот период вы видим частые поездки в Самарскую губернию лечиться, но ожидаемых результатов эти поездки не дали,

завершился блестящий период творчества Толстого и более не возвращался. Эвронегатив затягивается до конца его жизни и делается доминирующим. Меняются резко под влиянием этого его характер и его творчество. Наступающие после этого в дальнейшем эвропозитивы являются уже эпизодическими вспышками (как мы уже раньше отмечали) на фоне длительного упадочного состояния. В это время его продукция принимает мистический и упадочный характер. Он пишет "Исповедь", "В чем моя вера" и тенденциозные рассказы с целью "поучать добру". Эвронегативный период, длящийся с 1877 по 1884 год, один из самых длинных, если считать до времени наступления следующего эвропозитива. Как уже было сказано, последующие эвронегативные периоды, совпадающие с эпохой депрессивного "смирения", в сущности, не являются уже самостоятельными приступами, а носят характер Продолжения длительного эвронегатива, а потому мы их здесь рассматривать не будем отдельно.

И так, из этого беглого обзора мы видим колоссальную роль эпилептоидных кризисов и в психике Толстого, на формирование эвронегативных приступов.

мы видим опять-таки логику диалектического развития эпилептоидного творчества: та же самая причина, которая способствовала блестящему развитию творчества эпилептоида, является причиной упадка и гибели творческой продукции Толстого.

Раздел сайта: