Вейкшан В. А.: Л. Н. Толстой — народный учитель
От издательства

Л. Н. ТОЛСТОЙ —
НАРОДНЫЙ
УЧИТЕЛЬ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Великий русский писатель Л. Н. Толстой являлся крупным педагогом-теоретиком, новатором в деле воспитания и обучения детей.

Л. Н. Толстой резко критиковал недостатки и уродства современной ему школы, он ярко показал несостоятельность схоластических методов обучения, господствовавших в старой школе.

Толстой по-новому раскрыл сущность воспитания и обучения, он считал, что основной задачей воспитания и обучения является развитие творческих сил ребенка.

Л. Н. Толстой полагал, что педагогика только тогда станет наукой, когда она будет изучать опыт лучших учителей и на основе его делать научные выводы.

«Чтобы сделаться наукой и плодотворной наукой, — писал Л. Н. Толстой, — педагогике, по нашему убеждению, нужно перестать основываться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот».

Однако Л. Н. Толстой не только педагог-теоретик, но и выдающийся организатор школ для крестьянских детей, смелый экспериментатор, создатель Яснополянской школы, которую он рассматривал как творческую лабораторию нового педагогического опыта.

В связи с исполняющимся осенью 1959 г. столетием со дня основания Яснополянской школы мы считаем необходимым ознакомить читателя с учебно-воспитательной деятельностью этой школы, оставившей яркий след в истории не только отечественной, но и зарубежной педагогики1.

Примечания

1 «Л. Н. Толстой о воспитании и обучении», изд. АПН РСФСР, М., 1953. В книге имеются главы: I. Мировоззрение Толстого, II. Л. Н. Толстой о буржуазной педагогике, III. Л. Н. Толстой о задачах педагогики как науки, IV. Л. Н. Толстой о воспитании, V. Л. Н. Толстой о сущности обучения, VI. Яснополянская школа Л. Н. Толстого, VII. «Азбука» и «Новая Азбука». Настоящая брошюра целиком посвящена работе Л. Н. Толстого в Яснополянской школе, основные черты деятельности которой были кратко охарактеризованы в вышеуказанной книге.