Вейкшан В. А.: Л. Н. Толстой — народный учитель
Яснополянская школа в оценке русских и зарубежных педагогов

ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА В ОЦЕНКЕ РУССКИХ
И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ.

Педагогические взгляды Толстого, как известно, были резко раскритикованы Н. Г. Чернышевским, который убедительно показал, что Лев Николаевич оказался бессильным правильно решить ряд теоретических вопросов педагогики.

Чернышевский вскрыл ошибочность взглядов Толстого по вопросу о том, чему и как учить народ; показал, что Толстой неверно говорил о народе, который будто бы всегда сопротивляется образованию.

Чернышевский весьма сочувственно отнесся к работе Яснополянской школы и одобрил характер ее учебных занятий, рассчитанный на предоставление детям свободы и самодеятельности. В критическом отзыве Чернышевского на журнал «Ясная Поляна» приводится подробное описание школьных занятий, взятое из отчета Толстого о работе Яснополянской школы за ноябрь и декабрь 1861 г. Отчет используется Чернышевским вовсе не для того, чтобы обвинить Толстого в педагогическом анархизме и нарушении традиционной методики обучения детей. Ознакомив читателей «Современника» с устройством Яснополянской школы, где детям была предоставлена невиданная до сих пор свобода, Чернышевский приветствовал начинания Толстого. «Превосходно, превосходно! Дай бог, чтобы все в большем числе школ заводился такой добрый и полезный «беспорядок», — так называет его в виде уступки предполагаемым возражателям автор статьи, его панегирист, — а по-нашему, следует сказать просто: «порядок», потому что какой же тут беспорядок, когда все учатся очень прилежно, насколько у них хватит сил, а когда сила покидает их или надобно им отлучиться из школы по домашним делам, то перестают учиться?

Так и следует быть во всех школах, где это может быть, — во всех первоначальных народных школах.

Такое живое понимание пользы предоставлять детям полную свободу, такая неуклонная выдержанность этого принципа подкупает нас в пользу редакции журнала, издаваемого основателем яснополянской школы»1. Чернышевский вместе с тем отметил, что новые отношения между учителями и учащимися, основанные на уважении детьми учителей и любви последних к учащимся, воспитывают у детей высокие нравственные качества.

В наших форменных училищах, писал Чернышевский, дети обыкновенно сторожат приход учителя и, завидев вдалеке своего наставника, торопливо рассаживаются по местам, принимают натянутый, чинный вид, словом сказать, приучаются скрывать, лицемерить и подобострастничать. В Яснополянской школе этого нет. В оценке Чернышевским свободы, предоставленной детям в Яснополянской школе, самым существенным является то, что в этой свободе он не усмотрел опасности распада школы и ослабления дисциплины, а, наоборот, почувствовал, что только там, где детей не заставляют учиться из-под палки и педантично не регламентируют каждого движения мысли ребенка, возможно развитие самодеятельности и творчества детей и сознательное усвоение ими знаний. Кроме того, Чернышевский прекрасно показал, что принцип свободы в воспитании детей вполне совместим с сохранением в воспитательно-образовательном процессе руководящей роли учителя и всех тех условий, которые необходимы для нормальной работы школы.

Выдающийся публицист и критик Д. И. Писарев, выступивший почти одновременно с Толстым в защиту свободы в воспитании, в статье «Промахи незрелой мысли» дал весьма сочувственный отзыв о школе Толстого, где Лев Николаевич воспитывал и обучал детей в новой, свободной обстановке, столь отличной от общепринятого порядка учебных занятий. «Что учение, — отмечал Писарев, — может идти совершенно успешно не только без розог, но даже — что несравненно важнее — без всякого нравственного принуждения, это доказано на вечные времена практическим опытом самого же гр. Толстого в Яснополянской школе»2.

Преподаватель Тульской гимназии Е. Марков, хорошо знакомый с работой Яснополянской школы, в которой он часто бывал, характеризуя поведение учащихся во время уроков, писал: «Все мальчики сами думают, сами добиваются, сами хотят научиться. Пробужденность их духа, самостоятельность внутренней работы в голове мальчика, вот чем радует Яснополянская школа»3.

Вполне сочувственно отозвались о Яснополянской школе Толстого и свободе, предоставленной в ней детям, «Отечественные записки». Журнал приветствовал критику Толстым педантизма в воспитании и обучении детей, нашедшего широкое распространение в немецких школах. Яснополянская школа основана в согласии с народным духом, в ней нет принудительности, а все обучение основано на взаимном доверии и взаимной любви учителя и ученика.

«Немецкий педагог, — писал журнал, — весь погруженный в эксперименты над каким-нибудь фиш-бухом, пришел бы в ужас от подобной школы, и между тем в руках мастера в ней дело идет превосходно. Надо читать рассказы графа Толстого о том, как мальчики с жадностью слушают его рассказы по библии, как, движимые соревнованием, они выучивались правильно читать и красиво писать... видно также, что весь успех обусловливается личностью учителя, и в самом деле без этой любви к делу, без преподавательского таланта трудно ждать такого блестящего результата»4. Журнал «Ясная Поляна» рассматривался «Отечественными записками» как первый русский педагогический журнал, а школа Толстого как первая школа, в которой рационально и с успехом проводится в жизнь учение о необходимости любви между учителем и учеником, как основание школы.

Председатель Петербургского комитета грамотности Лошкарев, посетив школу, заявил, что «... школа эта достойна нарочного посещения, потому что представляет до сего времени еще очень редкое явление как по любви детей к учению, так и по практичности методов преподавания»5.

Высказал свое отношение ко взглядам Толстого на роль свободы в воспитании журнал «Учитель»6, редактируемый И. Паульсеном и Н. Весселем. Этот журнал, по словам Н. Н. Страхова, был по наружности русским, а по внутренности немецким. В 1863 г. сотрудник журнала Е. Кемниц писал, что Толстой является главным представителем индивидуально-эгоистического направления в педагогике. В педагогическом обозрении этого же журнала Кемниц снова резко выступил против Толстого и указывал, что он «... отдает все дело воспитания опять в руки того же слепого случая» и что «все учение Ясной Поляны построено на абсурде». Кемниц обвинял Толстого в том, что последний «... главным принципом воспитания ставит бессознательность... отвергая всякую цель, всякую целесообразную преднамеренную деятельность»7.

Толстым.

Работа Л. Н. Толстого в Яснополянской школе высоко оценивается советской педагогикой. Во всех трудах по истории педагогики отмечается, что педагогическая деятельность Л. Толстого в Ясной поляне во многом способствовала распространению начального образования в нашей стране и развитию передовыми учителями творческих сил детей, их самодеятельности и активности.

Выдающийся советский педагог Н. К. Крупская, характеризуя работу Л. Н. Толстого по народному образованию, писала, что для него педагогика не была мертвой, застывшей доктриной. Для него она была живым делом, сложным, развивающимся. Заслугой Толстого является то, что он рассматривал школу как лабораторию, в которой учитель, обучая детей, должен неустанно наблюдать и проверять свои наблюдения. Они будут успешными, когда детям будет предоставлена свобода и возможность активно приобретать знания.

По мнению Н. К. Крупской, громадная заслуга Л. Н. Толстого заключается в том, что «он каждый, самый, казалось бы, чисто педагогический вопрос (о программе, чтении, наказаниях и пр.) ставил резко, во всей его широте, не вне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью. Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как «гражданин земли родной», мучительно искал ответа на него и заставлял искать и читателя»8.

Яснополянская школа привлекла к себе внимание многих зарубежных писателей и педагогов. Эдвард Стайнер в книге «Толстой — человек», вышедшей в свет в США в 1904 г., писал о Л. Н. Толстом как о педагоге, который горячо защищал интересы крестьян в конфликтах с помещиками.

индивидуального подхода к детям и приспособлении обучения к их нуждам и интересам. Он рисует школу, в которой отсутствует все, чего инстинктивно боится ребенок. Там нет кафедры для учителя, нет прямых монотонных рядов парт, нет больших классных досок, перед которыми дети чувствуют себя такими маленькими и незначительными... Школа, как он себе ее представлял, должна быть сочетанием детского сада с университетом, музея с театром, картинной галереи с лесом, библиотеки с полем. Это выглядело достаточно неопределенно, но заключало в себе педагогические идеалы будущего.

Называя педагогическую деятельность Толстого новой, но странной и непрактичной, Стайнер в то же время утверждал, что она принесла все же неоценимую пользу благодаря глубокой, чистой и бескорыстной любви Толстого к каждому встреченному им ребенку. Школа Толстого была семьей, которой посчастливилось иметь замечательного отца.

В 1906 г. была переведена с английского языка на русский небольшая книга Э. Кросби «Л. Н. Толстой как школьный учитель», в которой автор рассказал об устройстве Яснополянской школы, методах преподавания в ней, взаимоотношениях между учителями и учащимися. Кросби называл Толстого одним из наиболее смелых пионеров свободного и гуманного воспитания. Он указывал, что педагогические статьи великого писателя, напечатанные в журнале «Ясная Поляна», и его работа в школе привлекли к себе всеобщее внимание. Кросби писал о требовании Толстого смотреть на детей как на разумные, мыслящие существа, которые сами способны понять необходимость порядка и не выносят насильственного вмешательства, чуждого их детскому опыту. Толстой порицает современное воспитание, отмечал автор, усматривая в нем нравственный деспотизм, выражающийся в стремлении одного человека сделать другого совершенно похожим на себя.

Отказ Толстого от таких наказаний, которые не исправляют детей, а возбуждают у них дурные страсти и пороки, Кросби считает одной из характерных черт его педагогических воззрений.

Много внимания Кросби уделяет изложению принципа свободного воспитания и обучения детей в понимании Толстого и подчеркивает, что детям позволялось уходить из школы, когда им было нужно. Однако в школе Толстого, отмечает автор, совсем не знали, что такое леность. Между учениками и Толстым поддерживалась хорошая дружба, находившая выражение в совместных прогулках, беседах, играх, во время которых Толстой изучал детей и оказывал на них большое воспитательное влияние. Что же касается Яснополянской школы, то Толстой пользовался ею как лабораторией для своих педагогических опытов. Он не предпринимал ничего без проверки обычаев и традиций, установившихся в каких-либо областях мысли или деятельности, и этой проверкой занимался также и в деле воспитания. Только те методы обучения хороши, которыми довольны учащиеся. Придерживаясь таких взглядов, Толстой требовал индивидуального подхода к учащимся и изучения особенностей их духовного мира. Кросби отмечал, что ученики Яснополянской школы любили писать сочинения на свободные темы и достигли в этом больших успехов.

— «Дом игры», работа которой основана на тех же принципах, что и в Яснополянской школе Толстого. Здесь каждый ребенок может проявить индивидуальность и свободно общаться с другими детьми, испытывая на себе все последствия свободных поступков. Главная цель этого «Дома» заключалась в том, чтобы развить инициативу, индивидуальные особенности ребенка, игнорируемые традиционной школьной системой. Очевидно, эти принципы весьма жизненны и разумны, так как дети хорошо себя вели и приучались самостоятельно мыслить и действовать. В среде современных педагогов, заявляет в конце своей книги Кросби, заметно сильное брожение, и твердо обоснованные убеждения такого человека, как Толстой, не могут не оказать на них серьезнейшего влияния.

«Жизнь и работа графа Л. Н. Толстого. Мировоззрение и его развитие», изданной в Германии в 1908 г. Штауб отмечает заслуги Толстого в области педагогики. Его школа и журнал «Ясная Поляна», по словам Штауба, произвели большую сенсацию в педагогических кругах как России, так и Западной Европы. Автор показывает педагогическую деятельность Толстого как друга народа, организовавшего образцовую школу для крестьянских детей. Приведя в своей книге отчет Толстого о работе Яснополянской школы, Штауб говорит, что нигде жизнь детей не описана с такой любовью, с такой поэтической силой и с такой реальностью, как в этом отчете. Штауб знакомит немецких учителей с педагогической теорией и практикой Толстого и особо выделяет понимание им свободы в педагогическом процессе. Основная мысль педагогики Толстого, подчеркивает Штауб, состоит в том, чтобы обучающемуся была предоставлена свобода выбора того, что принять и от чего отказаться. Ребенку необходимо дать возможность свободного духовного развития, избегая насилия над его личностью, Толстой не признает за государством и правительством права принуждать народ к образованию путем обязательного посещения официальных школ. Народ желает образования, но он противится насилию. Много внимания уделяет Штауб отношениям Толстого с яснополянскими школьниками. Толстой счастливо избегал педантизма в обращении с детьми и не отдалялся от них для сохранения своего авторитета. Автор придает большое значение дидактическим взглядам Толстого, считая, что он признавал суверенитет народа в определении того, чему и как надо учить детей. Толстой отстаивал мысль о том, что только те методы хороши, при которых дети очень мало или совсем не подвергаются насилию и внешнему дисциплинированию.

Высоко оценивал работу Яснополянской школы болгарский профессор П. М. Нойков. В книге «Педагогика Л. Н. Толстого» он пишет: «Толстой требовал, чтобы народу была предоставлена возможность свободно открывать школы для своих детей, а учащимся — созданы условия для свободного и активного усвоения знаний. Толстой как человек, писатель и общественный деятель был в высшей степени активной личностью, и поэтому он не мог быть сторонником пассивного воспитания. Цель воспитания Толстой видел в развитии у детей высокой активности». Автор отмечает, что философия Толстого проникнута бесконечным уважением к человеческой личности, коренящимся в его глубокой вере в творческие силы народа. К сожалению, П. М. Нойков не показывает ограниченности принципа социальной активности, выдвинутого Толстым.

В 1918 г. в США была издана книга Дж. Р. Нойеса «Толстой», в которой одна из глав посвящена анализу педагогической деятельности Толстого. Подробно излагая педагогические взгляды Льва Николаевича и характеризуя его работу в Яснополянской школе, Нойес считает, что теория воспитания Толстого, являющегося будто бы верным учеником Руссо, основана на тех же принципах, которых придерживался его учитель. Оригинальность Толстого, по мнению Нойеса, заключается якобы лишь в том, что он применил идеи Руссо в условиях русской действительности, организовав школу для крестьянских детей.

В основе педагогических взглядов Толстого, утверждает Нойес, лежат индивидуализм, выраженный в презрении к традиционному авторитету, и пылкая любовь к свободному развитию личности. Однако индивидуализм Толстого очень далек от эгоистического самовозвышения Гете или от бунтарского отстаивания Ибсеном своих притязаний. Индивидуализм Толстого заключается в методе, а не в цели воспитания, и он соединен с идеалом служения народу, самопожертвования и признания прав других людей. Вместе с тем Нойес стремится показать, что педагогические идеи Толстого не отличаются от идей ряда школьных реформаторов, живших после Руссо, — от Фребеля до Монтессори. Толстой выделяется из среды других педагогов только тем, что беспощадно и последовательно пытался провести в жизнь принцип индивидуализма в воспитании и утверждал, что школа не должна воздействовать на индивидуальные черты характера детей.

«Толстой — учитель», авторизованный перевод которой с французского на английский язык был опубликован в Лондоне в 1923 г., считает, что основная тенденция педагогической системы Толстого заключается в протесте против всего, что мешает свободному развитию жизни, и в стремлении раскрыть сущность воспитания как процесса свободного выявления природных задатков детей. Хотя «животная природа», которую Толстой пытается заменить «божественной природой», не является идеалом, тем не менее она лучше и желательнее тех воздействий на ребенка, которые оказывает на него современное общество. Преклонение перед развитием природных сил ребенка, по мнению Бодуэна, является самой существенной чертой педагогики Толстого. Бодуэн считает большой заслугой Толстого защиту экспериментирования в области педагогики, которое содействует обогащению ее проверенными на практике положениями и выводами.

Бодуэн не видит противоречий во взглядах Толстого на сущность свободного воспитания. Поэтому он не вскрывает противоречивого характера его педагогической теории.

Немецкий педагог доктор Герхард Прокс в книге «Толстой как педагог и его философия обучения» утверждает, что в свободной школе Толстого был образцовый порядок, основанный на понимании детьми необходимости хорошо себя вести в школе. Толстой как учитель пользовался большим авторитетом у детей. Его энтузиазм пробуждал у них желание учиться, он добился того, что школа стала для учеников необходимостью. Прокс придает большое значение дидактическим взглядам Толстого. Он возражает Р. Левенфельду, считавшему, что Толстой был противником какого бы то ни было метода. Толстой не отрицал необходимости методики преподавания, заверяет Прокс, а возражал только против схематизма и шаблона в обучении детей. Прокс высоко оценивает работу Толстого по созданию «Азбуки» и «Новой Азбуки». Знакомясь с немецкими и американскими учебниками и составляя свои книги для детей, Толстой был далек от подражания зарубежным образцам. Рассказы, написанные Толстым для азбук, отличаются ясностью и простотой языка, легкостью стиля, доступностью для детского понимания, простотой построения действия, вызывают оживленный многосторонний интерес и заставляют с напряжением следить за действием.

Американский педагог Симмонс в книге «Лев Толстой», вышедшей в 1946 г. в Бостоне, пишет, что в лице Толстого педагогическая наука имеет блестящего новатора и одного из наиболее видных реформаторов преподавания. «Экспериментальные школы в Америке и за границей, — пишет Симмонс, — получили очень много ценного, использовав оставленный им богатый экспериментальный материал. Его метод обучения азбуке и чтению, его настойчивое требование развивать у детей привычку полагаться на себя... его вера в то, что ребенку в классной комнате надо дать максимум свободы, — все эти компоненты его системы оказали свое влияние на прогрессивное образование последнего времени. А главное его положение о том, что школа всегда должна быть педагогической лабораторией, для того чтобы не отстать от всеобщего прогресса, было принято в широких кругах как одна из предпосылок дидактики».

В связи со 125-летием со дня рождения Л. Н. Толстого в зарубежной печати в 1953 г. появился ряд новых публикаций о Толстом-педагоге.

«Л. Н. Толстой о народном образовании», напечатанная в немецком журнале «Педагогика». М. Ульман отмечает, что резкая уничтожающая критика Толстым немецкой школы в период после 1848 г. была в основном правильной, ибо он не верил официальным данным, а тщательно изучал сам состояние народного образования в Германии и сравнивал его с потребностями немецкого народа.

Излагая кратко статьи Толстого о Яснополянской школе, М. Ульман обращает внимание на то, что критическое описание им урока с применением искусственных приемов наглядного преподавания представляет большой интерес для немецких учителей и воспитателей. Толстой едко высмеял уродства неудачных предметных уроков и этим самым способствовал правильному пониманию наглядности в обучении. Его статьи о Яснополянской школе относятся к лучшим произведениям мировой педагогической литературы.

Большой интерес представляет раздел статьи М. Ульмана, в котором он проводит резкую грань между Толстым и педагогикой так называемых новых школ, возникших за рубежом в конце XIX в. В то время как представители новых буржуазных педагогических течений, создавая школы-интернаты, имели в виду воспитание детей богатых слоев населения, Толстой боролся за подлинно народную школу, свободную от влияния капиталистов и юнкеров. Буржуазные педагоги-реформисты хотели уничтожить классно-урочную систему преподавания. Толстой стремился освободить школу от зубрежки и муштры. Он не был, как указывает Ульман, врагом предметного и систематического обучения детей.

В Яснополянской школе дети обучались не только чтению, счету и письму, но и девяти другим предметам. Толстой был не только учителем, он большое внимание уделял воспитанию детей и с огромной силой влиял на личность ребенка.

Французский общественный деятель Коньо в своей статье «Учитель Ясной Поляны и советская педагогика» вполне согласен с педагогами, считающими, что воспитание творческой личности было основной задачей Яснополянской школы. Она была в то время единственной как в России, так и за границей, где применялись гуманные методы обучения детей. Толстой доказал, что дети бедных крестьян могут учиться лучше, чем дети обеспеченных родителей. Борьба против схематизма и формализма в обучении, исключительная преданность делу образования народа, горячая любовь к детям являются самым типичным в педагогической деятельности великого русского писателя. Коньо обращает внимание на то, что отрицательное отношение Толстого к революции помешало ему воспитывать смелых и мужественных борцов с царским режимом. Оставаясь верным теории «свободного» воспитания до последних дней своей жизни, Толстой ратовал за религиозное воспитание. В этом заключается одно из глубоких противоречий его теории воспитания.

«Идеи Л. Н. Толстого в области воспитания и их влияние в Болгарии».

По мнению автора опыт Яснополянской школы является смелым протестом против шаблона и формализма в обучении. В своей практической работе Толстой отвергает сухие педагогические догмы гербартианства и других разновидностей немецкой идеалистической педагогики и дает широкий простор детской активности. Организация учебного процесса в этой школе давала возможность проявиться детским творческим силам, и таким образом получались результаты, далеко превышающие те, которые давала в то время официальная школа. Большой заслугой Толстого Ж. Атанасов считает осуществление в его школе индивидуального подхода к каждому ребенку и развитие творческих сил учащихся.

Автор пишет, что в Яснополянской школе Толстого применялись новые методы преподавания, основанные на глубоком проникновении Толстого в духовный мир детей. В этой школе осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребенку. Умелая организация педагогического процесса, хорошая дисциплина среди учащихся, тщательная подготовка учащихся к урокам обеспечили высокую успеваемость учеников этой школы.

В своих педагогических статьях Толстой резко критикует классовый характер существовавших в то время школ. Вопреки своим идеалистическим взглядам на свободу, он вполне правильно требует развития детской активности в процессе обучения детей. Однако Толстой не понимал того, что свободное воспитание немыслимо при наличии несвободного крепостнического или буржуазного общества. Воспитание, пишет Атанасов, становится воистину свободным лишь тогда, когда свергнута власть эксплуататорских классов и когда оно подчинено делу укрепления народной свободы. Отмечая противоречия в педагогических взглядах Толстого, Атанасов признает, что педагогическая деятельность Толстого является образцом бескорыстной работы в области народного образования. Атанасов утверждает, что педагогические идеи Толстого пользуются большой популярностью в Болгарии. Толстой помогает передовым болгарским педагогам бороться против книжности в обучении, догматизма, гербартианского трафарета в педагогике.

* * *

Трудно переоценить значение яснополянского педагогического опыта Л. Н. Толстого. В течение трех лет работы в Яснополянской школе великий русский писатель создал народную школу, основанную на демократических и гуманистических принципах, в которых нашли отражение как оригинальные педагогические взгляды учредителя этой школы, так и идеи выдающихся педагогов прошлых веков (Монтеня, Руссо и др.), получившие высокую оценку со стороны Толстого.

доказал, что они не «маленькие дикари», какими их считали некоторые педагоги, а любознательные дети, способные усвоить широкий круг знаний.

Учебный план этой школы по богатству и разнообразию знаний, сообщаемых детям, далеко опередил содержание обучения в начальных школах как в России, так и за границей. Толстой стремился дать детям широкое образование, развить физические силы, помочь выработать моральные взгляды, ввести их в мир искусства.

Толстой резко осуждал тех педагогов, которые не признавали за детьми их права на активную роль в педагогическом процессе. В Яснополянской школе детям были предоставлены все возможности для развития самодеятельности, свободного выражения своих интересов и запросов.

Любовь к детям, заботливое отношение к каждому ребенку красной нитью проходят через всю самоотверженную работу Толстого в Яснополянской школе, которой он посвятил лучшие годы своей жизни.

Однако в практике работы Яснополянской школы и выводах, сделанных из этой практики Л. Н. Толстым, есть ряд особенностей, требующих критического рассмотрения.

своеобразной толстовской идеологией.

Отрицательное отношение Л. Н. Толстого к революционным методам борьбы с угнетателями народа не могло не сказаться на его педагогических взглядах и работе в Яснополянской школе, оно наложило свой отпечаток на содержание теоретических статей Л. Н. Толстого по педагогике и обусловило аполитичный просветительный характер направления работы Яснополянской школы.

«Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, — и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости»9. Нетрудно заметить, что эти черты мировоззрения Л. Н. Толстого отразились и в его педагогической практике.

Толстой ошибался, когда утверждал, что школа не должна заниматься воспитанием детей, предоставив это дело семье. На самом же деле Л. Н. Толстой, как он сам признал в одном из писем к А. А. Толстой, «воспитывал своих яснополянских мальчиков смело».

Нельзя согласиться с теми взглядами Толстого, в которых не трудно заметить недооценку руководящей роли учителя в процессе обучения детей, принципиальное отрицание целесообразности экзаменов, индивидуального спрашивания детей на уроках и т. п. Впоследствии Толстой, как известно, признал, что воспитание и обучение нераздельны и нельзя их искусственно отрывать друг от друга. В 70-х годах, в период составления «Азбуки» и «Новой Азбуки», Толстой в «Общих замечаниях для учителя» правильно формулировал ряд ценных дидактических правил, не утративших своего значения и в настоящее время.

педагогическую лабораторию передового педагогического опыта, обобщение которого позволило ему сделать ряд ценных теоретических выводов, отраженных в педагогических статьях, написанных в 60-х годах прошлого столетия.

Толстой во многом обогатил методику естественного педагогического эксперимента, важнейшей частью которого является наблюдение за поведением детей в различных условиях учебно-воспитательной работы.

Поставив своей задачей проверить, как новые «свободные» отношения между учителями и учащимися влияют на поведение детей и усвоение ими знаний, Толстой пришел к правильному выводу о том, что если дети не будут бояться учителей, а смогут непринужденно держать себя на уроках и переменах, то они сами скоро придут к осознанию необходимости разумного порядка, который установился в Яснополянской школе и никогда не нарушался учащимися. Если дети не боятся наказаний за так называемую неуспеваемость, они охотно учатся и настойчиво преодолевают трудности в усвоении грамматики, арифметики и других предметов.

Все эти, казалось бы, элементарные педагогические истины, обоснованные Толстым в середине прошлого века, несомненно сыграли большую роль в борьбе с полицейскими порядками в школе муштры и зубрежки.

Задолго до того, когда в лучших школах мира началась борьба против формализма в обучении детей, Толстой в Яснополянской школе показал, как надо обучать детей, чтобы они сознательно воспринимали знания и прочно усваивали их. Его уроки по грамматике, арифметике, беседы по истории и географии, опыты по физике проводились таким образом, что знания сознательно воспринимались детьми и помогали им понимать окружающий мир.

учителей, приглашенных Толстым во вновь открытые школы уезда. Толстой был сторонником коллективной методической работы учителей, он правильно полагал, что совместные поиски новых путей воспитания и обучения детей помогут создать новую школу.

Непосредственная работа в Яснополянской школе обогатила Л. Н. Толстого разносторонним педагогическим опытом, на основе глубокого анализа которого он по-новому поставил и разрешил ряд важных вопросов теории педагогики и методики преподавания.

В лице Л. Н. Толстого педагогическая наука получила блестящий пример плодотворной связи теории с практикой, в результате осуществления которой великий русский писатель внес большой вклад в педагогику и создал Яснополянскую школу, сыгравшую большую роль в развитии передовых педагогических идей.

Примечания

1 Н. Г. , Полное собрание сочинений, т. 10, М., 1951, стр. 505.

2 Д. И. Писарев, Сочинения, т. 4, Спб., 1910, стр. 214.

3 «Русский вестник», т. 39, 1862, стр. 181.

4 «Отечественные записки», 1862, июнь, стр. 229—230.

5 «Московские ведомости» от 23 ноября 1861 г., № 257.

6 «Учитель». Журнал для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием и обучением детей. Издавался в Петербурге в 1861—1870 гг.

7 См. журнал «Учитель» за декабрь 1864 г.

8 Крупская, Избранные педагогические произведения, изд. АПН РСФСР, М. — Л., 1948, стр. 35.

9 Ленин, Сочинения, т. 15, стр. 185.