В чем моя вера? (Комментарии, вариант 2)

Глава: 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
Комментарии
Комментарии 2
Варианты

В чем моя вера? Трактат был впервые опубликован отдельным изданием в 1884 г., в Москве. Но в свет книга не вышла: на нее был наложен цензурный запрет. Так же, как и "Исповедь", трактат получил широкое распространение в рукописных, гектографированных копиях.

Первые полные издания трактата на русском языке появились за границей: в Женеве, без указания года; там же в 1888, 1892 и в 1900 гг.; в Берлине в 1902 г. В России трактат был полностью опубликован лишь в 1906 г. в журнале "Всемирный вестник" (No 2).

В тексте трактата сохраняется толстовская система отсылок к Евангелию; толстовский перевод с греческого части извлечений из Евангелия специально не оговаривается.

Пять лет тому назад я поверил в учение Христа... - См. "Исповедь" и примечания к этому трактату.

Догматика - сокращенное обозначение догматического богословия; систематическое изложение всей совокупности христианских догматов.

Гомилетика - наука об искусстве проповеди.

Патристика II и последующих веков.

Литургика - наука о богослужении христианской церкви; по своему предмету принадлежит к области практического богословия; наименование получила от одной из церковных служб - литургии.

Герменевтика - искусство и теория истолкования текстов; у христианских писателей - искусство толкования Библии.

Апология - защитительная речь, защитительное письмо или сочинение, написанное в пользу обвиняемого лица. Апологетика - наука о защите христианской религии. Авторы сочинений, защищающих христианство, назывались апологетами.

...обращаться за разъяснениями... к Павлу... - Павел - в христианской традиции "апостол язычников", не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и миссионерско-богословских заслуг почитаемый, наряду с Петром, как "первопрестольный апостол" и "учитель вселенной". Ему приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый Завет. Проповедь Павлом христианства нередко встречалась враждебно: его избивали палками, бросали в темницу; предание относит его смерть ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65 г.); он был казнен в Риме.

Климент - речь идет о Клименте Александрийском (ок. 150 - ок. 217) - знаменитом христианском ученом первых веков.

Златоуст - Иоанн Златоуст (347-407) - один из отцов Восточной церкви, с 397 по 404 гг. - архиепископ Константинопольский. См. также: Экземплярский В.И. Гр. Л.Н.Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взглядах на жизненное значение заповедей Христовых // О религии Толстого. Сборник второй. М., 1912. С. 76-113.

...разбойник на кресте поверил в Христа... - См. Евангелие от Луки, 15: 7, 10-32; 23: 39-43. Этот евангельский мотив устойчив в толстовском обосновании движения от существующего к должному. См., например, в трактате "Царство Божие внутри вас": "Жизнь по учению Христа есть движение к Божескому совершенству... Увеличение жизни, по этому учению, есть только ускорение движения к совершенству. И потому движение к совершенству мытаря Закхея, блудницы, разбойника на кресте составляют высшую степень жизни, чем неподвижная праведность фарисея <...> Исполнение учения - в движении от себя к Богу" (ППС. Т.28. С.79).

...душевное состояние отчаяния и ужас перед жизнью и смертью... - Первый мучительный приступ тоски был пережит Толстым вскоре после окончания "Войны и мира", в сентябре 1869 г., по дороге в Пензенскую губернию и описан впоследствии в рассказе "Записки сумасшедшего" (1884-1886). Мотивы "Исповеди" ясно ощутимы в дневнике Толстого 1870-х гг. Так, к февралю 1874 г. относится следующая дневниковая запись: "Проживя под 50 лет, я убедился, что земная жизнь ничего не дает, и тот умный человек, который вглядится в земную жизнь серьезно, труды, страх, упреки, борьба - зачем? - ради сумасшествия, тот сейчас застрелится, и Гартман и Шопенгауэр прав. Но Шопенгауэр давал чувствовать, что есть что-то, отчего он не застрелился. Вот это что-то есть задача моей книги. Чем мы живем?" (ППС. Т.48. С.347). Психологически этапным в движении к "Исповеди" является письмо Толстого к Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г., где стягиваются в единый узел ряд важнейших проблем будущего "Вступления к ненапечатанному сочинению": "Я вам посылаю то, что я написал вроде предисловия к задуманному мною философскому сочинению. Вы увидите из этого, что из 3-х вопросов Канта [1. Что могу я знать? 2. Что должен я делать? 3. На что я имею право надеяться? - в "Критике чистого разума". - ред.] меня <...> занимает только, и с детства занимал, один последний вопрос - на что мы можем надеяться? <...> Для всякого мыслящего человека все три вопроса нераздельно связаны в один - что такое моя жизнь, что я такое? Но каждому человеку инстинкт предчувствия, опыт ума - что хотите - указывает на то, какой из этих трех замков этих дверей легче отпирается, для какого у него есть ключ, или, может быть, к какой из дверей он приткнут жизнью; но несомненно то, что достаточно отворить одну из дверей, чтобы проникнуть в то, что заключается за всеми <...> Я знаю, что это очень дерзко и может показаться странным и легкомысленным - отвечать на такой вопрос на 2-х почтовых листиках бумаги, но я имею причины, по которым считаю, что не только могу, но должен это сделать. И сделал бы это, если бы я писал не письмо вам, близкому человеку, но если бы я писал свою profession de foi, зная, что меня слушает все человечество. Вот какие это причины..." (Там же. Т.62. С.219-220). Мотивы "Исповеди" внутренне организуют и ряд философских набросков Толстого середины 1870-х гг. - "О будущей жизни вне времени и пространства" (1875), "О душе и жизни ее..." (1875), "О значении христианской религии" (1875-1876), "Определение религии - веры" (1875-1876), "Христианский катехизис" (1877).

- Имеются в виду религиозно-философский трактат "Исследование догматического богословия" (1879-1880, 1884) и работа "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-1881). В первой редакции "Заключения" к "Исповеди" (1882) Толстой писал: "Это было написано мною три года тому назад. После этого я написал исследование догматического христианского богословия и изложение христианского учения, как я его понимаю. Эти части ненапечатанного сочинения, если они кому-нибудь нужны, будут напечатаны когда-нибудь, когда это будет возможно" (Государственный музей Л.Н.Толстого. А II. Оп. 10. С.1). "Исследование догматического богословия" было впервые опубликовано под заглавием "Критика догматического богословия" М.К.Элпидиным в Женеве: первая часть в 1891 г., вторая - в 1896 г. В России этот трактат вышел лишь в 1908 г. Книга "Соединение и перевод четырех Евангелий" была издана впервые также Элпидиным в Женеве: первый том - в 1892 г., второй - в 1893 г., третий - в 1894 г. (издание вышло со множеством опечаток). В России эта книга (без последней, заключительной главы) была опубликована лишь в 1906 г. в приложении к журналу "Всемирный вестник". В том же году книга была полностью издана Е.В.Герциком.

Работа эта продолжается... дополняю то, что сделано. - Результатом этой работы явился ряд религиозно-философских статей и трактатов ("О жизни" (1886-1887), "Царство Божие внутри вас" (1890-1893), "Религия и нравственность" (1893), "Христианское учение" (1894-1896), "Что такое религия и в чем сущность ее?" (1901-1902), "Учение Христа, изложенное для детей" (1907-1908), "Не могу молчать" (1908), "Сущность христианского учения" (1896, 1908), "Единая заповедь" (1909) и др.).

...всегда выделялась для меня Нагорная проповедь. - Нагорная проповедь - проповедь Христа (см.: Евангелие от Матфея, 5-7). Останавливаясь на своем понимании философского, нравственного и социального значения заповедей Нагорной проповеди, Толстой подчеркивал в трактате "Царство Божие внутри вас": "1800 лет тому назад среди языческого римского мира явилось странное, не похожее ни на какое из прежних, новое учение, приписывавшееся человеку Христу. Новое учение это было совершенно новое как по форме, так и по содержанию, и для еврейского мира, среди которого оно возникло, и в особенности для того римского мира, среди которого оно проповедовалось и распространялось <...> Вместо всяких правил прежних исповеданий, учение это выставляло только образец внутреннего совершенства, истины и любви в лице Христа и последствия этого внутреннего совершенства, достигаемого людьми, - внешнего совершенства, предсказанного пророками, - Царства Божия, при котором все люди разучатся враждовать, будут все научены Богом и соединены любовью и лев будет лежать с ягненком <...> Доказательств учения не выставлялось никаких, кроме истины, кроме соответствия учения с истиной. Все учение состояло в познании истины и следовании ей, в большем и большем постигновении истины и большем и большем приближении к ней в делах жизни. Нет по этому учению поступков, которые бы могли оправдать человека, сделать его праведным, есть только влекущий к себе сердца образец истины для внутреннего совершенства в лице Христа, а для внешнего - в осуществлении Царства Божия. Исполнение учения - только в движении по указанному пути, в приближении к совершенству внутреннему - подражания Христу, и внешнему - установления Царства Божия. Большее или меньшее благо человека зависит, по этому учению, не от той степени совершенства, до которого он достигает, а от большего или меньшего ускорения движения" (ПСС. Т.28. С.40-41). См. также главу "Нагорная проповедь" в работе "Соединение и перевод четырех Евангелий" (ПСС. Т.24. С.197-284).

...если не примете меня, как дети, не войдете в Царствие Божие... - См.: Евангелие от Марка (10: 14, 15).

...И кто ударит тебя в правую щеку... подставь левую... - См.: Евангелие от Матфея, 5: 39; от Луки, 6: 29.

Ученикам Христос говорит: будьте нищие... страдания и смерть. - См.: Евангелие от Матфея, 5: 3-11.

...отгоняет от себя Петра... - По навозаветному преданию, Петр пытался оказать вооруженное сопротивление пособникам иудейских старшин, которых привел Иуда Искариот: отсекает мечом ухо рабу первосвященника. Но Христос останавливает Петра и исцеляет раба (см.: Евангелие от Матфея, 26: 47-56; от Марка, 14: 47-49; от Луки, 22: 47-53; от Иоанна, 18: 2-12). Ср. в трактате "Царство Божие внутри вас": "Петр защищал не себя, но своего любимого и божественного учителя. И Христос прямо запретил ему это, сказав, что поднявший меч от меча погибнет" (ПСС. Т.28. С.29).

Все первые ученики Его... не воздают злом за зло. - Имеются в виду двенадцать апостолов - в христианских преданиях ближайшие ученики Христа, составившие ядро христианской общины; имена их см. в синоптических Евангелиях (от Матфея, 10: 2-4; от Марка, 3: 16-19; от Луки, 6: 14-16) и в Деяниях апостолов (1: 13).

...кто исполнит и научит так, тот б(льшим наречется... те получают жизнь... - См.: Евангелие от Матфея, 5: 19.

...непременно исполняйте... в Царство Божие...

Иоанн, его Евангелист, сказал: заповеди Его не тяжки... - цитата из Первого Соборного послания Иоанна (5: 3).

...все построено было на законе... зуб за зуб. - См.: Исход, 21: 24; Евангелие от Матфея, 5: 38. Толкование заповеди "не противься злу злом" Толстой сопровождает в работе "Соединение и перевод четырех Евангелий" следующим примечанием: "...Христос говорил: Вам сказано "око за око" и т.д. Приводя слова "око за око и зуб за зуб", относящиеся к поврежденной женщине, Иисус, очевидно, говорит не об одном этом случае, но вообще о суде и наказаниях <...> Он говорит о старинных средствах защиты от зла <...> и вслед за тем говорит: "А я говорю: не боритесь со злом, или правильнее - не защищайся от зла этим путем, а делай обратное" и показывает, какие это обратные действия" (ПСС. Т.24. С.237-238).

Церковные учители... светские учители... - Ср. развернутый ответ Толстого "духовным" и "светским" оппонентам в трактате "Царство Божие внутри вас" (ПСС. Т.28. С.25-39).

Положение о непротивлении... есть точно ключ, отпирающий все... - Подробное обоснование этой мысли см. в трактате "Царство Божие внутри вас" (ПСС. Т.28).

Я недавно с еврейским раввином читал V главу Матфея. - Речь идет о московском раввине С.А.Миноре (Залкинде) (1826-1900).

...это есть в Талмуде... - Талмуд (евр. - учение, изъяснение) - основной памятник раввинской письменности, содержащий кроме религиозно-правовых норм все созданное еврейскими учеными в области теософии, этики, поэзии, истории, экзегетики, естествознания, математики и медицины приблизительно от 300 г. до н.э. до 500 г. н.э.

Самуил - в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из "судей Израилевых". Считается автором "Книги судеб" и "Книги Руфи", а также Первой и Второй Книг Царств. См. также: Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Толстого // О религии Толстого. Сборник второй. М., 1912. С. 172-195.

...и кто накормит голодного?... - См.: Евангелие от Луки, 15: 13-23, 32.

...может быть плохо... гонимым и плачущим... - См.: Евангелие от Матфея, 5: 11.

- См.: Евангелие от Луки, 17: 27-28.

...при встрече с моими приятелями, прокурорами, судьями... - Из представителей судебного мира в период работы над трактатом "В чем моя вера?" Толстой был близок с А.М.Кузьминским (1843-1917) (мужем Т.А.Кузьминской - сестры С.А.Толстой), занимавшим в то время должность прокурора в Кутаиси, а затем - в Тифлисе, и Н.В.Давыдовым (1848-1920), в то время - прокурором Тульского окружного суда.

...Христос... сталкивался... с судами Ирода, синедриона и первосвященников. - Имеются в виду Ирод Великий, в чье царствование родился Христос и по чьему приказу было совершено в Вифлееме избиение младенцев, и Ирод Антипа, правитель Галилеи. Синедрион - или Великий совет - Высший суд у евреев во главе с председательствующим первосвященником.

При исполнении приговора суда над блудницей... Ученик станет такой же, как учитель. - См.: Евангелие от Матфея, 15: 14, 23: 16; от Марка, 8: 18; от Иоанна, 8: 3-11, 9: 39-41, 12: 40.

...указав притчей о спице... - Имеется в виду, по-видимому, следующее суждение Христа из Нагорной проповеди: "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?..." (Евангелие от Матфея, 7: 3-5; от Луки, 6:41-42).

...И если кто хочет высудить у тебя рубаху, отдай и кафтан. - См.: Евангелие от Матфея, 5: 40; от Луки, 6: 29.

Апостол Иаков - один из двенадцати апостолов; автор Соборного послания в Новом Завете; по преданию, он слышал проповедь Иоанна Крестителя в пустыне и был одним из первых призван Христом к апостольству.

Афинагор Афинский (II в.) - философ, церковный писатель.

Ориген (ок. 185-254) - знаменитый христианский богослов и философ, толкователь Священного писания. См. также примеч. к стр. (?)

Вижу, что все христианство до Константина... - Речь идет о Константине I Рима) столицей империи. Ср. в трактате "Царство Божие внутри вас": "...ко времени Константина все понимание учения свелось к резюме, утвержденным светской властью, - резюме споров, происходивших на соборе, - к Символу веры, в котором значится: верую в то-то, то-то и то-то и под конец - в единую, святую, соборную и апостольскую церковь, т.е. в непогрешимость тех лиц, которые называют себя церковью, так что все свелось к тому, что человек верит уже не Богу, не Христу, как они открылись ему, а тому, чему велит верить церковь" (ПСС. Т.28. С.45).

Феофилакт Болгарский (ум. после 1085) - архиепископ Охриды (в нынешней Македонии), автор толкования на Священное писание.

...писателей тюбингенской школы... - Имеется в виду направление в немецкой протестантской теологии, развивавшееся в университете г. Тюбингена в последней четверти XVIII в.

...школы исторической. - К "исторической школе" в философии и истории Толстой относил Д.Штрауса и Э.Ренана, в работах которых Христос рассматривался как историческое лицо.

...в Вульгате... - Вульгата (Vulgata Versio) латинский перевод Священного писания, принадлежащий блаженному Иерониму, в разное время дополненный и исправленый; впервые издан под заглавием "Biblia sacra vulgatae editionis" в Риме в 1590 г.

Лютер Мартин (1483-1546) - немецкий мыслитель и общественный деятель, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Лютер стремился заменить авторитет церкви авторитетом Библии; отвергал исключительное право папы на толкование Священного писания; им сделан перевод Библии на немецкий язык, составлены катехизисы протестантской догматики.

...от казней Чингис-хана... - Чингисхан (Темучин, ок. 1155-1227) - создатель монгольской империи, завоеватель Северного Китая, Афганистана, Персии, в своих походах дошедший до Кавказа и Южной России; отличался жестокостью.

...и казней революции... - Имеется в виду Великая французская революция, ключевое русло осмысления которой четко обозначено в постоянном обращении Толстого к проблеме расхождения между великими идеалами (Свобода, Равенство и Братство) и практической этикой (трибуналы, гильотины): "Революционные деятели объявляют права человека <...> и начинают топить и резать этих людей с их правами"; "Французская революция, то есть жесточайшие убийства, вытекающие из проповеди о равенстве"; "Решительно нельзя постигнуть, каким образом книга Contrat Social сделала то, что французы резали друг друга" (ПСС. Т.15. С.218, 277, 278).

...до казней наших дней. - Речь идет о казнях революционеров-террористов, членов партии "Народная воля", особенно участившихся с 1879 г.

...жило при нем по Моисею... - Моисей - законодатель и политический вождь еврейских племен. Исторические события, отраженные в легендах о Моисее, имели место во 2-й половине 2-го тысячелетия до н.э. (не ранее 1230). Десять заповедей (так называемый "декалог", или "десятословие" - от греч. deca - десять и logos - слово, учение), полученных Моисеем от Яхве, - нормы поведения, изложенные в Библии (см.: Исход, 20-23; Второзаконие, 12 и след.; ср. Евангелие от Матфея, 5: 21-48 и др.).

...переписка православного славянофила с христианином-революционером. - Имеется в виду переписка Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886) с Михаилом Александровичем Энгельгартом (1861-1915). Переписка относится к ноябрю - декабрю 1882 г. (см.: Письма Толстого и к Толстому. М., 1928. С.317-325).

- Речь идет о Штраусе Давиде Фридрихе (1808-1874) - немецком теологе и философе. Не отвергая исторической реальности Иисуса Христа, Штраус подвергал критике достоверность евангельских преданий о его жизни и деятельности и совершенных им чудесах, применял к истолкованию евангельских рассказов мифологический метод. Толстой был хорошо знаком с работами Штрауса "Жизнь Иисуса" (1835-1836) и "Старая и новая вера" (1872).

Ренаны. - Речь идет о Ренане Жозефе Эрнесте (1823-1892) - французском философе, писателе, историке религии, авторе книги "Жизнь Иисуса" (Париж, 1863). Изображение Христа как исторически существовавшего проповедника сочетается в этой книге с устранением сверхъестественного из евангельских легенд. Прочтя "Жизнь Иисуса", Толстой писал Н.Н.Страхову 17-18 апреля 1878 г.: "Если у Ренана есть какие-нибудь свои мысли, то это две следующие 1) что Христос не знал l'(volution et le progrиs (фр. - эволюции и прогресса), и в этом отношении Ренан старается поправлять его и с высоты этой мысли критикует его <...> Это ужасно, для меня по крайней мере <...> Христианская истина - то есть наивысшее выражение абсолютного добра, есть выражение самой сущности - вне форм времени и др. - Ренаны же смешивают ее выражение абсолютное с выражением ее в истории и сводят ее на временное проявление и тогда обсуждают <...> Другая новая у Ренана мысль это то, что если есть учение Христа, то был какой-нибудь человек, и этот человек непременно потел и ходил на час. - Для нас из христианства все человеческие унижающие реалистические подробности исчезли потому же <...> почему все исчезает, что не вечно; осталось же вечное" (ПСС. Т.62. С.413-414). Книга Ренана с многочисленными пометами Толстого сохранилась в яснополянской библиотеке.

...есть мечтательное учение... мечтою "du charmant docteur", как говорит Ренан. - См. гл. VII, X, XVII и XVIII "Жизни Иисуса" Ренана. "Du charmant docteur" в переводе Е.В.Святловского - "обаятельный моралист" (см.: Ренан Э. Жизнь Иисуса. СПб., 1906. С.89)

...о птицах небесных, о подставлении щеки и заботе только о нынешнем дне. - См.: Евангелие от Матфея, 5: 39, 6: 11, 26, 34.

...альказаров... - Алькасар (исп. - alc(zar) - крепость, замок, королевский дворец.

Иоанн Креститель, или Предтеча - предшественник и предвестник Иисуса Христа. На нем заканчивается эра Ветхого Завета и начинается эра Нового Завета. После искуса в пустыне крестил людей на Иордане, в том числе Иисуса Христа, признав в нем мессию. См. также главу "Разъяснение Иисусом значения Иоанна" в трактате "Соединение и перевод четырех Евангелий" (ПСС. Т.24. С.149-196).

...я разрушу ваш храм и в три дня построю новый. - См.: Евангелие от Марка, 14: 58; от Иоанна, 2: 19-21.

Бог сошел на землю... искупил грех Адама... - См.: Послание ап. Павла к Римлянам, 5: 12-21.

Илья Пророк... ветерок пахнул с освеженных полей. - См. Третью и Четвертую книги Царств (3 Царств, 17-20; 4 Царств, 1-3).

...как закон Галилея...

Фарисеи (др.-евр. - обособленные, отделенные) - религиозная секта, считавшая себя хранительницей всех истинных религиозно-национальных традиций иудейского народа. Нравственное учение фарисеев отличалось узким формализмом, а религиозность - обрядностью чисто внешнего характера. Нравственный облик фарисеев представлялся в невыгодном для них свете не только в Евангелии, но и в Талмуде.

...в Тишендорфовском... - Тишендорф Константин (1815-1874) - протестантский богослов. Результатом трудов Тишендорфа над текстом семидесяти толковников явилось его издание Нового Завета в Лейпциге в 1850 г. В 1880 г. вышло очередное издание этого труда (Novum Testamentum Graece. Recensuit inque usum academicum omni modo instruxit Constant de Tischendorf. Editio academica undecima. Ad ed. VIII. Criticam majorem conformata. Cum tabula duplici terrae sanctae. London - New-York). Именно в 1880 г., в период работы над "Соединением и переводом четырех Евангелий", Толстой получает от Н.Н.Страхова труд Тишендорфа (см.: ПСС. Т.63. С.21).

...списках, не принятых церковью... - то есть признанных апокрифическими.

Исаия - ветхозаветный пророк; ему приписывается авторство особой Книги в Ветхом Завете.

Ездра - лицо священнического сана; ему приписывается авторство трех Книг в Ветхом Завете.

...я не нарушить пришел закон... а все должно исполниться... - См.: Евангелие от Матфея, 5: 17-18.

Саддукеи тоже секта. - По преимуществу секта политическая, партия саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии. Саддукеи были противниками фарисеев. Они признавали только писанный закон и отвергали предание, стремились лишь к сохранению господствующего положения в стране. Едины с фарисеями были в одном - в ненависти и вражде ко Христу.

...я не праведных пришел призывать... но грешных. - См.: Евангелие от Матфея, 9: 12; от Марка, 2: 17; от Луки, 5: 31-32.

Неужели один Никодим? - Никодим - праведный человек из фарисеев. По евангельскому преданию, он пришел к Христу, чтобы узнать, какое же может быть Царство Божие без Бога еврейского, почитавшегося в храме (см.: Евангелие от Иоанна, 3: 1-21, 7: 50-52, 19: 39-42). Комментируя этот сюжет в работе "Соединение и перевод четырех Евангелий", Толстой писал: "Беседа с Никодимом есть полное изложение всех основ учения Иисуса о Царстве Бога на земле. Беседа эта есть объяснение того, чт( есть человек, чт( есть Бог, и чт( есть жизнь, и чт( есть Царство Бога. Беседа эта есть, с одной стороны, развитие главных мыслей, выраженных в искушении в пустыне, с другой стороны, изложение от имени Иисуса тех самых основ учения, которые выражены от имени евангелиста Иоанна в вступлении" (см.: ПСС. Т.24. С.169).

Св. Ириней... - Ириней (ок. 130 - ок. 202) - отец церкви. Сочинения Иринея имеют особенный авторитет в христианской истории.

- См.: Евангелие от Матфея, 9: 17; от Марка, 2: 22; от Луки, 5: 37-38.

"Далее, испытывая древний закон... каким ты его называешь". - См.: Иоанн Златоуст. Беседы на разные места Священного писания. СПб., 1861. Т.I. С.320, 321.

"Положим, что весь закон... человеколюбивее сего?" - Там же. С.322.

"Теперь приложи сии примеры... по всему городу". - Там же. С.323.

...наложенными на него левитами... - Левиты - название особого класса священнослужителей в системе древнееврейского культа; на них лежали низшие обязанности священнослужения. Левит - название третьей ветхозаветной Книги в составе Пятикнижия Моисея.

Второзаконие - название пятой книги Моисея (данное ей греческими переводчиками Библии), поскольку она представляет собою как бы "повторение законов", изложенных в предшествующих ей книгах.

Левит - название Третьей Книги Моисея.

...гневаться на Малха... - Малх - имя раба, которому Петр, пытаясь защитить Христа, отсек ухо (см.: Евангелие от Иоанна, 18: 10).

...не жертвы хочу, но милости... - См.: Евангелие от Матфея, 9: 13, 12: 7.

Справляюсь по Грисбаху... - Гризбах Иоганн Якоб (1745-1812) - немецкий богослов, исследователь библейских текстов. В мае 1880 г. в разгар работы над "Соединением и переводом четырех Евангелий" Толстой получил от Н.Н.Страхова книгу Гризбаха "Novum Testamentum Graece. Textum ad fidem codicum versionum et patrum recensuit et lectionis varietatem adjecit D. Jo. Jac. Griesbach". В книге - критически проверенный греческий текст Евангелий и других писаний Нового Завета со сводом разночтений отдельных мест, встречающихся в древнейших списках и в цитатах из неизвестных списков у отцов церкви.

- См.: Иоанн Златоуст. Беседы на разные места Священного писания. СПб., 1861. Т.I. С.365.

...ученые богословы-критики, как Reuss... - Рейс Эдуард (1804-1891) - протестантский богослов, профессор страсбургского университета, автор семнадцатитомного труда "La Bible. Traduction nouvelle avec introduction et commentaires" (1875-1881). В работе "Соединение и перевод четырех Евангелий" Тостой пользуется этим трудом при расположении материала, но в то же время, часто цитируя, критикует объяснения евангельских текстов, даваемые Рейсом - представителем Тюбингенской школы богословов.

...Иоанна Грозного... - Церковь порицала разводы московских великих князей, хотя вынуждена была давать на них согласие (например, развод Василия III с Соломонидой Сабуровой). Что касается Ивана Васильевича Грозного - перед его четвертым браком церковь публично выразила порицание царю (поскольку больше трех браков православным мирянам не разрешалось), однако склонилась перед тираном.

...на слова первосвященника... отвечал: ты сказал... - См.: Евангелие от Матфея, 26: 63-64.

Эпиктет (ок. 50 - ок. 140) - греческий философ-стоик. Осмысление Толстым нравственного учения стоиков происходит преимущественно в 80-е годы. Характерно его признание в письме к Н.Н.Ге (декабрь 1886 г.): "Эпиктет не мешает Христу, но не заменяет Христа. Только через Христа и поймешь Эпиктета. Со мной это так было. Я читал Эпиктета и ничего не нашел. А после Христа понял всю его, Эпиктета, глубину и силу" (ПСС. Т.63. С.427-428). В издательстве "Посредник" вышла книга: "Римский мудрец Эпиктет. Его жизнь и учение" (М., 1889).

Сенека Луций Анней (ок. 5 до н.э. - 65 н.э.) - римский философ, писатель и государственный деятель, автор книги "Нравственные письма к Луцилию", хорошо известной Толстому.

...в законах Ману... - Законы Ману - известные в индийской литературе под именем Менаведкармашастра (законник Ману) - скорее собрание обычаев и верований, чем систематический кодекс, построенный по известному плану. Индийское предание относит их к первому прародителю человечества.

"Само собой разумеется... возлагается на начальство"... - цитата из 1-го трехтомного труда архимандрита Михаила "Толкование Евангелия" (М., 1870).

Мытари - то есть сборщики податей.

- См.: Евангелие от Луки, 10: 25-37.

Вот что говорит, например, Ориген в своем ответе Цельзию (глава 63). - Цельс (II в.) - философ-эклектик, эпикуреец, автор работы "Истинное слово" ("Sermo verus"), написанной около 150 г. Нападая на основы христианства, пытался доказать опасность христианского общества для всех общественных и политических учреждений. Ориген написал восемь книг "Против Цельза" ("Contra Celsum"). См.: Лебедев Н. Сочинение Оригена против Цельза. М., 1878.

...один крестьянин... от военной службы. - Речь идет об Иване Васильевиче Сютаеве (ум. 1928), который за отказ от военной службы просидел несколько лет в разных тюрьмах, в том числе и в Шлессельбургской крепости.

...Христос придет в свой срок... независимо от нашей жизни. - В Евангелии и Апокалипсисе говорится о грядущем пришествии Христа, втором пришествии (см.: Евангелие от Матфея, 24: 30; откровение Иоанна Богослова, 12: 7-11, 17: 14, 19: 19-21, 20: 1-3).

Иоанн Креститель... говорит, что приблизилось Царство Бога... - См.: Евангелие от Матфея, 3: 2, 11.

...Христос предвидит соблазны мира... - См.: Евангелие от Матфея, 18: 6, 7; главы "Соблазн", "Борьба с соблазном" в "Соединении и переводе четырех Евангелий" (см.: ПСС. Т.24. С.571-649); трактат "Христианское учение" (1894-1896).

Перекуют люди мечи на орала и копья на серпы. - См.: Книга пророка Исаии, 2: 4.

Я в темноте избил руки и колена, отыскивая дверь... лучше пройти в дверь... - Мотив открытия "двери жизни" - один из основных мотивов метафорической символики Евангелия. Комментируя притчи о пастыре и овцах и о десяти мудрых девах в "Соединении и переводе четырех Евангелий", Толстой подчеркивал: "...для жизни людей есть выход, этот выход есть разумение <...> Не рассуждать нужно о том, кто и как спасется, а нужно работать, биться, силою входить в двери <...> Было время входить - не вошел, дверь затворилась" (ПСС. Т.24. С.483, 557). См. также раздел "Иисус - дверь жизни" в этом трактате (Там же. С.477-481). В работе "О жизни" (1886-1887) мироотношение, основанное на ложных представлениях о добродетели, сравнивается Толстым с "давкой обезумевшей толпы у дверей жизни" (Там же. Т.26. С.338). Объясняя неустанность своей проповеди идеи непротивления, в конце жизни Толстой писал: "...что же делать человеку, который видит, что толпа, давя, губя друг друга, валит и напирает на неразрушимую дверь, надеясь отворить ее наружу, когда он знает, что дверь отворяется только внутрь" (Там же. Т.37. С.54).

...борьба между стремлением к жизни животной и жизни разумной... сущность жизни каждого... - Подробнее см. об этом в трактатах "О жизни" и "Царство Божие внутри вас".

...это есть прелесть или гордость.

...гегельянизм и его дети... - Гегельянство - философское течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи.

Спиритизм с его учеными последователями... - Спиритизм (медиумизм) получил широкое распространение в России с начала 1870-х гг. Его пропагандистами были Н.П.Вагнер, А.Н.Аксаков, А.М.Бутлеров.

Конфуцианство - древнекитайская философская школа, затем самое влиятельное философско-религиозное течение; основано Конфуцием.

Буддизм. - Шакьямуни, индийский принц Сиддхарта Гаутама (сер. 1-го тыс. до н.э.), получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветленного, основатель буддизма, одной из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность; в качестве центральной проблемы буддизм выдвигает проблему бытия личности; стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о "четырех благородных истинах": страдание как факт, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий. Личность Будды интересовала Толстого до конца жизни. Так, в частности, к концу 1885-1886 гг. относится его незавершенный замысел "Сиддарта, прозванный Буддой, то есть святым. Жизнь и учение его"; позднее - для "Круга чтения" (1904-1908) им пишется статья "Будда". Издательство "Посредник" выпускает в 1911 г. книгу П.А.Буланже "Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой". См. также: Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. М., 1971. С.113-225.

Сократ (ок. 470 - 399 до н.э.) - древнегреческий философ. Выдержки из диалога Платона "Федон" о Сократе были включены Толстым в "Круг чтения" (1904-1908). Подробнее об отношении Толстого к Сократу см.: Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. С.32-34.

Стоики... основой истинной жизни. - Имеются в виду этические воззрения Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия.

...бороться с мельницами... - мотив, восходящий к "Дон Кихоту" (1605-1615) Сервантеса.

Конфуций (551-479 до н.э.) - древнекитайский философ, основатель конфуцианства. Отрывок под строкой - из его книги "Великая наука". Ср.: "Великая наука, или мудрость жизни, состоит в том, чтобы раскрыть и поднять светлое начало разума, которое мы все получили с неба; она состоит в том, чтобы обновить людей, в том, чтобы научить людей свое высшее назначение полагать в совершенстве, иначе сказать, в высшем благе" (Буланже П.А. Жизнь и учение Конфуция. М., 1903. С.103).

Марк Аврелий Антонин (121-180) - римский философ-стоик, император. Отрывок под строкой - из пятой главы (( 21) его книги "Размышления". Ср.: "Из всего, что есть в мире, чти сильнейшее, а это то, что всем распоряжается и всем ведает. Точно так же из всего, что в тебе, чти сильнейшее - оно как раз единородное первому. Ибо и в тебе это то, что распоряжается другими, и твоя жизнь им управляется" (Марк Аврелий. Размышления. Пер. А.К.Гаврилова. М., 1985. С.27).

- Приводимого Толстым изречения в афоризмах Эпиктета не обнаружено.

...по догмату искупления... - Речь идет об искуплении Иисусом Христом вины рода человеческого, нарушившего первоначальный завет с Богом через грех прародителей..

...и целым рядом проповедей и притч показывает... отрекшись от призрака жизни... - См.: Евангелие от Матфея, 19: 17-21; от Марка, 10: 17-18, 25-27; от Луки, 12: 15-21, 33, 14: 15-24, 16: 14-31 и др.

Соломон. (евр. - мирный, благодатный) - третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965 - 928 до н.э.), изображенный в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времен. Ему приписывается авторство книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней.

Можно, по выражению Паскаля... к которой мы все бежим... - Паскаль Блез (1623-1662) - французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Толстой вспоминает следующее суждение Паскаля: "Мы беспечно устремляемся к пропасти, заслонив глаза чем попало, чтобы не видеть, куда бежим". (Франсуа Ларошфуко. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Жан де Лабрюйер. Характеры. пер. Э.Линецкой. М., 1974. С.150)

...жизнь... есть насмешка... - Перефразировка заключительных строк стихотворения М.Ю.Лермонтова "И скучно и грустно..." (1840):

И жизнь, как посмотришь с холодным

вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка...

Ср. в письме Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г.: "...первое испытанное мною чувство, когда я вступал в старость, было недоумение, потом ужас, тяжелое чувство отчаяния и в том, что бойкая фраза поэта не есть фраза, а что действительно жизнь есть пустая и глупая шутка, которую кто-то подшутил над нами" (ПСС. Т.62. С.227). Ср. в письме к А.А.Фету от 10-15 октября 1880 г.: "Как же мне не любить, не верить и не следовать тому свету, при котором <...> то, вследствие чего весь мир живых людей является не какой-то злой шуткой кого-то, а той средой, в которой осуществляется вместе и разумение, и высшее благо. Такой свет мне дает Евангелие" (Там же. Т.63. С.29). Мотив уподобления жизни глупой шутке, разыгранной чужою волей, присутствует уже в черновой разработке монолога Андрея Болконского в канун Бородинского сражения в "Войне и мире" (1863-1869): "Глупо, когда не понимаешь, мерзко, когда понимаешь всю эту шутку" (Там же. Т.14. С.105).

...Прежде всего покайтесь... одумайтесь... - См.: Евангелие от Матфея, 3: 2, 8, 10.

..."одумайтесь, а то все погибнете". - См.: Евангелие от Марка, 1: 15.

- Пожар бердичевского цирка произошел 1 января 1883 г., в огне погибло около 300 человек (см.: Голос. 1883. No 6).

...погибшие на кукуевской насыпи... - 30 июня 1882 г. на Московско-Курской железной дороге близ деревни Кукуевка произошла катастрофа: в ночь на 30-е - страшный ливень размыл железнодорожную насыпь. Погибло 50 человек (см.: Московские вед. 1882. No 208).

Притча о девах... Страшный суд... - См.: Евангелие от Матфея, 24: 30, 25: 1-13; Откровение Иоанна Богослова, 12: 7-11, 17: 14, 19: 19-21, 20: 1-3.

...говорится о Ионе во чреве китовом... - См.: Евангелие от Матфея, 12: 39-42, 16: 4; от Луки, 11: 29-32. Иона - пятый из двенадцати малых пророков, посланный в Ниневию (столицу Ассирийского царства) проповедовать смирение и покаяние. Но от этого посланничества Иона хотел бежать. Во время бури, изобличенный мореходами и выброшенный в море, был проглочен китом. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, был извержен китом на берег и отправился в Ниневию. Проповедь Ионы имела полный успех (см.: Книга пророка Ионы, 1-4).

...о восстановлении храма... - См.: Евангелие от Марка, 14: 58; от Иоанна, 2: 19-21.

Тиле

Макс Мюллер (1823-1900) - санскритолог и историк религий. С его книгой "Исследование истории рилигий" ("Essai sur l'histoire des religions"), вышедшей в Париже в 1872 г., Толстой знакомится в 1875 г.

...апокрифического Даниила... - Даниил - ветхозаветный пророк. Подлинность Книги пророка Даниила неоднократно подвергалась сомнению.

- См.: Евангелие от Иоанна, 14: 6.

...я огонь низвел на землю... пока не спасутся люди. - См.: Евангелие от Луки, 12: 49-50.

...притчи: о женщине, нашедшей полушку... о блудном сыне.

...в исполнении воли Бога, как понимал это Авраам... - Авраам - ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа. Трагическая кульминация пути Авраама как "друга Божьего" - испытание его веры: по требованию Бога он должен принести в жертву своего сына Исаака, единственную надежду на продолжение рода. Авраам повинуется, и в последний момент ангел останавливает жертвоприношение.

Нашелся человек христианин, который сказал credo, quia absurdum... - Имеется в виду Тертулиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) - христианский богослов и писатель.

- Теософическое учение - мистическое богопознание; в отличии от теологии (системы знаний о Божестве, основанной на откровении и догматах), теософия опирается на непосредственные данные мистического восприятия, которому придается форма законченной и связной системы.

...чьи дела были злы... - См.: Евангелие от Иоанна, 3: 19, 20.

...отвечали себе словами Пилата: что есть истина?

Эти слова... иронию над одним римлянином... - Имеется в виду Сократ и его предсмертное обращение к своим обвинителям. См. извлечение из "Апологии Сократа" Платона в "Круге чтения" (1904-1908) Толстого: "...меня, присужденного вами, постигнет смерть; вас же, присудивших меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина" (ППС. Т.41. С.349). Извлечение из Платона Толстой предваряет следующим суждением: "С Сократом случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством пророков и учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в его сознании разумный путь жизни и, указывая этот путь, не мог не отрицать тех ложных учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени. И большинство афинян <...>, чтобы избавиться от обличителя и разрушителя установленного порядка, предало Сократа суду, который должен был кончиться смертью приговоренного" (Там же. С.348).

Учение о жизни... оно единое на потребу... - См.: Евангелие от Луки, 10: 41-42. См. также статью Толстого "Единое на потребу" (1905).

- См.: Евангелие от Матфея, 4: 1-11; от Луки, 4: 1-13.

Все самые тяжелые минуты моей жизни... в которых я живу теперь... - См. "Исповедь".

...Молоху...

...кто хочет следовать мне... жизнь вечную. - См.: Евангелие от Матфея, 10: 34-42.

...возьми крест и иди за мной... - См.: Евангелие от Матфея, 10: 38, 16: 24; от Марка, 8: 34, 10: 21; от Луки, 9: 23, 14: 27.

- Имеется в виду русско-турецкая война 1877-1878 гг.

...не замучили бы в Севастопое и Плевне. - (?).

...Христос призывает людей к ключу воды... воды живой... - См.: Евангелие от Иоанна, 4: 10-15, 7: 37-39. Ср. Откровение Иоанна Богослова, 7: 16-17, 21: 6, 22: 17.

- 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии. Война кончилась поражением Франции, которая по Франкфуртскому миру, заключенному 19 мая 1871 г., должна была уступить Пруссии Эльзас - Лотарингию и уплатить 5 миллионов франков контрибуции.

...как того расслабленного, который не жил 38 лет, а дожидался ангела у купели. - См.: Евангелие от Матфея, 8: 6, 9: 2, 6; от Марка, 2: 3-5, 9, 10; от Луки, 5: 18, 24.

Сын человеческий... в выкуп за многих.

Учение Христа о труде... и пятью хлебами. - См.: Евангелие от Матфея, 15: 33-36, 16: 5-12; от Марка, 6: 37-44; от Луки, 24: 30-31; от Иоанна, 6: 5, 7, 21: 5-13.

...как научил их Христос на берегу моря. - Имеется в виду Нагорная проповедь, произнесенная Христом недалеко от озера Галилейского, которое называли морем.

- Тропарь - один из видов церковного песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого.

...в катехизисе Петра Могилы... - Петр Могила (1596-1647) - Киевский митрополит и духовный писатель; его катехизис для православных христиан был издан в 1662 г., после смерти автора.

...в катехизисах Платона... так же и воины, которые, защищая отечество, убивают неприятелей, заповеди сия преступниками называться не могут. Ибо через то они самому Богу и правосудию его по званию своему служат" (Платон, митрополит. Православное учение, или Сокращенная христианская богословия. М., 1819. С.190).

...в катехизисе Белякова... - Имеется в виду И.Беляков. Сведений о нем обнаружить не удалось.

Филарет (В.М.Дроздов, 1783-1867) - митрополит Московский, автор труда "Пространный христианский катехизис православной Восточной церкви", служившего учебником Закона Божия во всех школах.

- См.: Евангелие от Матфея, 18: 2-6; от Марка, 9: 36-37, 42, 10: 13-16; от Луки, 9: 47-48, 17: 2, 18: 15-17.

"Горе вам... клевета на Святой Дух" - См.: Евангелие от Матфея, 23: 13-39.

Люди эти, садящиеся, по выражению Христа, на седалище Моисея...

...с проповеди Павла... метафизически-каббалистическую теорию... - Каббала (др.-евр., буквально - предание) - мистическое течение в иудаизме.

...исповедуют даже глухой исповедью... - Речь идет о предсмертной исповеди, когда исповедуют умирающего человека, который не в состоянии исповедываться.

- Первый русский перевод Библии был подготовлен Библейским обществом под покровительством Александра I и министра народного просвещения и духовных дел князя А.Н.Голицына в конце 1810-х - начале 1820-х гг. Это предприятие встретило сильную оппозицию, которая полагала, что простой народ не должен читать Библию на понятном ему языке, так как из этого произойдут ереси и расколы. Оппозиция победила: в 1824 г. отпечатанный тираж русского "Пятокнижия" был сожжен в печах кирпичного завода Александро-Невской Лавры. Россия получила Библию на современном русском языке только после великих реформ Александра II, в 1876 г.

...через так называемых сектантов...

Люди плыли... а кормщик правил. - См.: Деяния, 27: 11; Послание Иакова, 3: 4; Откровение Иоанна Богослова, 18: 17.

Иудей жил... строил храм... - Имеется в виду храм Соломона, который в течении семи лет строили десятки тысяч людей (см.: Третья Книга Царств, 5: 3, 6).

- Имеется в виду Спенсер Герберт (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма.

Свет светит, и тьма не обнимает его. - См.: Евангелие от Иоанна, 1: 5.

...что высоко перед людьми... блаженны нищие и униженные.

...Бог сотворил вначале человека... так чтобы два были одно... - См.: Евангелие от Матфея, 19: 4-6; от Марка, 10: 8.

...все, что сверх простого утверждения или отрицания... есть зло. - См.: Евангелие от Матфея, 5: 37.

- См.: Евангелие от Матфея, 25: 15-29. См. примечание Толстого к притче о наследстве (талантах) в "Соединении и переводе четырех Евангелий" (ПСС. Т.24. С.323-327).

Я верю... должен передать истину. - См. примечание о пророке Ионе. (?)

...когда возвысите сына человеческого, все привлечетесь ко мне...

Миклухо-Маклай поселился... делала добро. - Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1898) - путешественник и естествоиспытатель. Толстой имеет в виду его пребывание в Новой Гвинее: высадившись в 1871 г. со слугой-шведом и одним полинезийцем, Миклухо-Маклай прожил там до 1872 г.; в 1876 г. он возвратился в Новую Гвинею и оставался там до 1878 г., занимаясь, кроме исследовательской работы, лечением туземцев-папуасов, сумев устранить их первоначальное недоверие и враждебность (письмо Толстого к Миклухо-Маклаю от 25 сент. 1886 г. и ответ последнего см.: ПСС. Т.63. С.378-381).

В записных книжках за февраль-март 1901 г. Толстой стал все чаще записывать свои мысли о религии, а также делать выписки из книг и ссылки на источники, служащие ему необходимым материалом для работы над статьей. В дневнике 11 февраля записано: "Читаю книгу Чичерина: Наука и религия. Точка зрения верна, но самоуверенность, туманность выражения, предвзятые мысли, - и оттого легкомысленно и незначительно". В дневнике и в записной книжке за февраль-март 1901 г. находится ряд выписок из Вовенарга, Бейля, Констана, касающихся определения религии, впоследствии включенных во вторую главу окончательного текста статьи. Там же записаны отдельные мысли о религии Кольриджа, Прудона, Руссо, Свифта и др. Статья была закончена в начале января 1902 г.

"Определение святейшего синода" об отлучении Толстого от церкви появилось в "Церковных ведомостях" 24 февраля 1901 г., а на другой день почти все газеты вышли с полным текстом этого определения на первых полосах. "Святейший синод" рассчитывал, что удастся подорвать авторитет Толстого, унизить его и тем ослабить его мощное воздействие на умы современников, особенно простых русских людей. Впрочем, отлучение было проведено с некоторой робостью и неуверенностью: торжественное анафемствование Толстого не провозглашалось с амвонов православных церквей ни в 1901 г, ни позднее. Прежде всего потому, что личная анафема, т.е. упоминание имен грешников, была отменена в России задолго до 1901 г. Кроме того, с редактированием и публикацией текста отлучения церковники намеренно медлили и пропустили тот день (единственный в году), когда полагалось возглашать анафему. Свой ответ синоду Толстой начал спустя месяц после публикации отлучения побуждаемый "увещательными" письмами. В своем ответе он еще раз подтвердил свои взгляды на религию и официальную церковь.

1901-1905), сб. "Листки "Свободного слова"(1892-1902), редактор полн. собр. соч. Л.Н.Толстого в 90 тт.

Л.Н.Толстой. Исповедь. В чем моя вера? Л., "Художественная литература", Ленинградское отделение, 1991.

[Толстой Л.Н. ПСС: В 90 тт. М., 1957. Т. 23. С. 304-465.]

{13.1.-15.2.98 г.}

Глава: 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
Комментарии

Варианты
Раздел сайта: