Христианский Катихизис

Христианский Катихизис
Старая орфография

(1877 г.)

(idem, стр. 363-368)

"Верую во единую истинную святую церковь, живущую в сердцах всех людей и на всей земле (Зач: и понятную для меня и вполне выражающую по слабости моего ума все таинства веры. Понимаю же это учение) и выражающуюся в знании добра моего и всех люден и в жизни людской. Выражаю же эту веру в Христианское учение православной церкви (Зач: вполне выражающей для слабого моего ума все таинства веры) и потому верую во единого Бога отца и. т. д."

Вот символ моей веры, и потому изложение катихизиса моего и введете в него будет следующее:

О вере

В. Что есть православный катихизис?

О. Пр(авославный) кат[ехизис] есть наставление в истинной вере, для передачи каждому человеку вообще и православному христианину в частности для спасения души - т.е. для жизни, соответственной не одним потребностям тела, но и потребностям души, (в кот[орых] бы душа человека находила полное удовлетворение и соответствие своим требованиям.)

В. Чем отличаются потребности тела от потребности души? И не сливаются ли они в одно? Не есть ли то что мы называем потребностями души, только более сложные потребности тела?

О. Потребности тела имеют целью личное благо. Потребности же души имеют целью благо вообще - не только часто, но почти всегда противуположное благу личному. И потому потребности души не могут быть более сложными [чем] потребности тела.

(Примечание) Нынешняя философия, (в особенности) (матерьялисты) утверждает, что то, что называли до сих пор потребностями души, есть ничто иное как усложненные запасы тех же последствий удовлетворения матерьяльных потребностей - очень часто выражающихся в отрицании прямых - не перешедших через мозговые процессы, матерьяльных потребностей. Но утверждение это ни на чем не основано, так как сами матерьялисты признают, что проследить этот ход для них не только невозможно, но нет ни малейшего намека на тот путь, к[оторым] это может быть объяснено. - Но если бы даже и допустить, что этот процесс был бы раскрыть, то и тогда противуположность душевных и телесных потребностей оставалась бы во всей силе и точно также потребности души, имеющие целью благо вообще, противуположное благу личному, было бы точно основано только на вере в это благо.

В. Что нужно для спасения души (т. е.) или что нужно для того, чтобы знать то, что нужно для потребностей души?

О. Ясное определение того, во что мы верим (и жизнь сообразная с тем, во что мы верим.)

В. Что есть вера?

О. (По апост. Павлу "есть уповаемых извещение, вещей обличение неведомых".) Вера есть несомненное знание вещей непостижимых разуму.

В. Какая разница между знанием веры и знанием разума?

О. Всякое знание разума основано на предшествующем знании. Знание же веры имеет основание само в себе.

В

О. Невозможно, потому что всякое знание разума основано на предшествующем знании; предшествующее же тоже должно быть на чем нибудь основано. И потому самый прием разума, основывающий каждое знание на предшествующем, исключает возможность знания без какого то другого знания, не имеющего основанием разумное знание.

В. Какое же это знание?

О. Знание веры.

В. Что есть знание веры и где мы встречаем его?

О. Знание веры есть то несомненное знание смысла окружающих нас явлений, которым мы руководствуемся всякую минуту жизни и то (фраза незакончена).

В. В каких случаях жизни руководствуемся мы знанием веры, не основанным на разумном знании? ((Зачеркнуто: В. Где встречается это знание веры к[оторым] мы руководствуемся, на котором основаны все самые сложные знания наши?)

О. Когда мы рассчитываем на завтрашний день, мы верим, что взойдет солнце и мы будем жить; когда мы даем есть другому и когда мы жалеем его, мы верим, что он голоден, что ему больно, когда мы идем в другое место, зная, что там земля и люди, мы верим. Ни одно из составляющих нашу жизнь простейших действий мы не основываешь на разуме, а на вере.

В. Где в науках видно то знание веры, на кот[ором] они основываются?

О. В Астрономии мы прежде верили в существование небесных тел и небесного неизмеримого пространства и потом уже вычисляли движение тел и миры пространства. В физики и химии мы верим в бесконечную делимость, в действия сил, а потом уже вычисляем. В политических науках мы прежде всего верим в смысл жизни людей (прогресс), а потом уже изучаем явления этой жизни.

В. Возможно ли знание веры без знания разума? (Примечание: Такое знание можно вообразить в безумных и навороженных)

О. Возможно, ибо оно не нуждается ни в каком основании.

В. В чем же будет состоять наставление в истинной вере, если для знания веры не нужно знание разумное? (Зач.: В. Почему в учении при наставлении в истинной вере требуется еще знание разумное, кроме знания веры?)

О. В том, что бы показать те пределы разумного знания, при которых разумное знание останавливается и приходить к тем самым основам, на которых оно зиждется (Зач: В. Для чего же необходимо знание веры? О. Во первых, для спасении души, во вторых, для того чтобы позн[атъ] (Фраза не закончена.)

Об откровении.

В. Откуда почерпается (разумное) (выражение) знания веры?

О

В. Откуда получил человек это знание?

О. От источника всего - от Бога.

(В. Если оно передается, то (где) основная причина источника его), (кто первый) из людей получили его?

О. Вопрос этот очевидно переходит в область разумного знания, так как он требует основания знания в предшествовавшем, и потому знание веры (не может) отвечать на него тем, что знание веры получено прямо от источника всего существующе[го], - Бога (и называется откровением). ((Зачеркнуто: О. Источник знания веры непостижим. Он понятен по двум причинам)

О. Одно ли это знание веры, начертанное в сердцах, имеют люди, и нет ли (другого) еще выражения этого знания, которое люди получают друг от друга ?

О. Знание веры людям передано Богом непосредственно в душе каждого человека, и посредственно через выражение и передачу того, что было открыто предшествовавшим людям.

В. Всем ли людям дал Бог одинаковое откровение?

О. В душе каждого человека одинаково открыто Богом знание веры, но передача того, что открыто было предшествовавшим людям, совершалась неодинаково, так как передача этого знамя веры была уже делом знания разума.

В. Существует ли одно истинное знание веры (общее всем людям?)

О. Существует это знание в сердце людей. То знание, которое обще всем людям, есть истинное знание веры.

В. Есть ли выражения веры Буддисткой, Еврейской, Христианской, Магометанской истинные пли неистинные?

О. Истинное знание веры одно - то, которое обще всем людям и к[оторое] открыто Богом в сердцах людей, и потому все выражения веры истинны в том, в чем они сходятся. Внешние же признаки веры суть только особенности, зависящие от исторических, географических условий, имеющих значение разумного знания, а не знания веры.

В. Истинна ли христианская вера в своем учении?

О. Истинна настолько, насколько она открывает знания веры, открытая в сердцах людей, и насколько учение не противуречит этому знанию.

В. Каким образом передается то, что было открыто предшествовавшим людям?

О. Посредством священных писаний и предания и примера.

В. Что разуметь под именем священного писания?

О. Все те книги, в которых предшествовавшие люди передавали другим то знание веры, к[оторое] б[ыло] открыто их сердцу, и то, которое имело целью спасение души.

В. Что разуметь под св[ященным] пред[анием] ?

О. Предание (idem).

В

О. Действия, показ[ывающие] знание веры для спасения души.

О. Все то, что истинно верующие и чтящие Бога писали, говорили и делали для спасения душ[и].

В. Есть ли верное хранилище священного откровения?

О. Есть. Все истинно верующие, соединенные свящ[енным] откровение[м] совокупно составляют из себя совокупно и преемственно церковь, кот[орая] хранит священ[ое] откровение.

В. Какое отношение имеет Христианская церковь к общей Б[ожией] церкви?

О

В. Может ли быть Христианская церковь погрешима?

О. В духе - нет, но в букве - да.

В. Почему?

О. Дух соответствует всегда знанию веры в сердце. Буква же есть орудие передачи.

В

О. Тоже.

В. Как относится к учению Христианство]? Где оно противуположно разуму?

О. Если учение не противуположно учению вселен(ской) церкви и сердцу, то смирять ум перед непонятным учением.

В. Если противуположно знанию сердца?

О

Христианский Катихизис.

В. В чем состоит первая передача откровения христи[анского]?

О. В священны[х] книгах Ветхого завета.

В

О

[В.] Почему она священна?

О. Сотворение

Христианский Катихизис
Старая орфография

Раздел сайта: