Ивакин И. М.: Толстой в 1880-е годы. Записки.
Примечания к запискам И. М. Ивакина

Вступление
Воспоминания
Примечания

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Имеется в виду гр. Дмитрий Андреевич Толстой —1889), в 1866—1880 гг. — министр народного просвещения.

2 Толстой остановился в доме не вице-губернатора, а губернатора Василия Степановича Перфильева (1826—1890), его друга молодости (прим. С. Л. Толстого— В дальнейшем примечания С. Л. Толстого отмечены его инициалами).

3 Иван Иванович Красовский — московский вице-губернатор.

4 Брат С. А. Толстой Петр Андреевич Берс —1910) издавал журнал «Детский отдых» в 1881—1882 гг. В 1883 г. совместно с Л. Д. Оболенским он напечатал сборник «Рассказы для детей И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого».

5 Ивакин неправильно пишет: Neff вместо Nief. Под фамилией Nief жил в Ясной Поляне с декабря 1877 г. в качестве гувернера сыновей Толстого француз, участник Парижской коммуны 1871 г. Jules Montels. В 1879 г. коммунары были амнистированы, и Montels уехал во Францию (С. Л. Т.).

6 Открытие памятника Пушкину в Москве состоялось 6 июня 1880 г. Толстой, несмотря на усиленные приглашения, на открытие не поехал. Речь Достоевского о Пушкине была прочитана им на заседании Общества любителей российской словесности 8 июня 1880 г. Была впервые напечатана в «Московских ведомостях», 1880, № 162, от 13 июня.

7 Толстой перечитывал «Историю России» С. М. Соловьева для работы над романом из эпохи Петра I, которым он был занят в 1872—1873 и 1879 гг. (см. т. 17).

8 Владимир Сергеевич (1853—1900) — философ-идеалист и поэт. Упоминаемая Ивакиным магистерская диссертация Соловьева: «Кризис западной философии. Против позитивистов. По поводу „Философии бессознательного“ Гартмана» (М., 1874). Толстой читал ее в декабре 1874 г., и она ему «очень понравилась», но в ней, по мнению Толстого, «один недостаток — гегелевская зловредная фразеология» (письмо к Н. Н. Страхову от 23 декабря 1874 г. — т. 62, с. 128). Личное знакомство Толстого с Соловьевым состоялось около 10 мая 1875 г., когда Соловьев приезжал в Ясную Поляну. Возможно, что в этот приезд он и привез Толстому экземпляр своей диссертации. Однако в Яснополянской библиотеке эта книга не сохранилась.

9 Александр Капитонович Маликов (1839—1904) — происходил из зажиточной крестьянской семьи Владимирской губ.; окончил курс в Московском университете, служил судебным следователем в Жиздринском уезде Калужской губ. В 1866 г. был привлечен по делу Каракозова и сослан в Холмогоры, а в 1873 г. — переведен в Орел. Маликов пришел к отрицанию насильственных приемов борьбы со злом и в этом отношении был предшественником Толстого.

из этого кружка (в том числе Маликов, Алексеев и Чайковский) уехали в Америку, в Канзас, где купили землю и основали земледельческую общину. Там к ним присоединился В. К. Гейнс, принявший гражданство Соединенных Штатов и назвавшийся Вильямом Фреем (о нем см. в первой книге настоящего тома, в разделе «Письма Толстого», стр. 533—536). Эта община просуществовала два года и распалась отчасти от скудости средств, отчасти от взаимных неладов. Маликов вернулся в Россию и поступил на службу на железную дорогу. В конце 1877 г. познакомился с Толстым.

Маликов был женат первым браком на Елизавете Александровне, впоследствии ставшей гражданской женой В. И. Алексеева (С. Л. Т.).

10 Василий Иванович Алексеев (1848—1919) — окончил курс Петербургского университета по физико-математическому факультету. Еще студентом примкнул к кружку Н. В. Чайковского. В 1875 г. вместе с А. К. Маликовым и др. эмигрировал в Америку, где работал в земледельческой общине. После распадения общины вернулся в Россию и осенью 1877 г. поступил учителем старших детей Толстого, в семье которого прожил до 2 июня 1881 г. С осени 1881 г. по 1887 г. жил в самарском имении Толстого, арендуя несколько сот десятин земли и в свою очередь сдавая бо́льшую часть этой земли в аренду крестьянам. Толстой был с Алексеевым в дружеских отношениях и переписке. Воспоминания В. И. Алексеева напечатаны в «Летописях Государственного Литературного музея», кн. 12. М., 1948, стр. 232—330.

11 Нагорнов — скрипач, брат мужа племянницы Толстого, Варвары Валерьяновны Толстой. В 1876 г. Нагорнов приезжал в Ясную Поляну и исполнял пьесы Бетховена, Вебера, Шуберта, Моцарта. Из произведений Бетховена Толстому понравились сонаты для фортепиано и скрипки; «особенно сильное впечатление» произвело на него исполнение «Крейцеровой сонаты» (С. Л. Толстой. Очерки былого. М., 1956, стр. 380—381).

12 —1881 гг. Толстой работал над «Соединением и переводом четырех евангелий». Впервые напечатано в Женеве в издании М. К. Элпидина в трех томах в 1892—1894 гг. (см. т. 24).

13 Роман «Декабристы» Толстой начал писать осенью 1860 г. Написав три главы, он вскоре прервал работу. Возвратился к роману в 1878 г., но не кончил его. Декабристы продолжали интересовать Толстого до последних лет его жизни (см. т. 17).

14 «Катки» или «линейка» — род поместительного экипажа, в виде широких дрожек, на которые пассажиры садились по обе стороны сидения спинами друг к другу (С. Л. Т.).

15 Фридрих Вильгельм Ричль (Ritschl) (1806—1876) — немецкий филолог.

16 Иванов (1836—1911) — отставной подпоручик. Страдал запоем, во время которого пропивал все, что имел, и опускался до босяцкого состояния. Неоднократно, начиная с 1880 г., приходил к Толстому и работал у него переписчиком. Толстой упоминает о нем в трактате «Так что же нам делать?» (т. 25, с. 299).

17 Об изучении Толстым греческого языка (в 1870—1871 гг.) вспоминает И. Л. Толстой: «... кажется, лет с тринадцати я стал учиться с ним (т. е. с отцом) по-гречески. Он сам научился греческому языку на моей памяти. Я помню, с каким увлечением и настойчивостью он за это принялся, и в шесть недель он добился того, что свободно читал и переводил Геродота и Ксенофонта» (Илья Толстой

18 Еврейскому языку Толстой учился в 1882 г. у московского раввина С. А. Минора.

19 Китайский язык Толстой не изучал. Конфуция и Лао-Тсе он переводил в 80-х и 90-х годах с западноевропейских переводов.

20 Книга А. Шопенгауера «Мир как воля и представление» в переводе А. А. Фета с предисловием Н. Н. Страхова вышла в 1881 г. в Петербурге.

21 «История политических учений» Б. Н. Чичерина, в 5 частях, выходила в свет с 1869 по 1902 г. Его же «Наука и религия» — в 1879 г.

22 —1876) «Русский раскол старообрядчества». Казань, 1859 (эта книга хранится в Яснополянской библиотеке); Эрнеста Ренана (1823—1892) «Vie de Jésus». Изд. 1-е. Paris, 1863; Эдуарда Рейса, немецкого протестантского богослова (1804—1891), «La Bible. Traduction nouvelle avec introduction et commentaires par Edouard Reuss». Paris.

23 Рассказ о предполагавшемся свидании Александра II с Толстым — ложный слух (С. Л. Т.).

24 Владимир Федорович Орлов (1843—1898) — учитель из Иваново-Вознесенска; участник революционного движения 60—70-х годов, привлекался по делу С. Г. Нечаева. С Толстым познакомился в 1881 г.

25 «Ржанов дом» — ночлежный дом Ржанова в Москве, в Проточном переулке, близ Смоленского рынка.

26 «Православного догматического богословия» митрополита Макария посвящено сочинение Толстого «Исследование догматического богословия», написанное в 1879—1880 гг. (см. т. 23). Статья (а не трактат) «Церковь и государство» написана Толстым в ноябре — декабре 1879 г.; с 1882 г. получила широкое распространение в рукописных и литографированных списках. Впервые напечатана издательством «Cassirer und Danziger» в Берлине в 1891 г. (см. т. 23).

27 По-видимому, имеется в виду Гавриил Афанасьевич Иванов (1826—1901) — профессор Московского университета, ученик Грановского, филолог, переводчик древних классиков.

28 «Учение двенадцати апостолов» — памятник древней христианской письменности, относящийся к концу I или к началу II в. Опубликован в 1883 г. Толстой прочитал его впервые в 1885 г., тогда же перевел с греческого языка, написал к нему введение и заключение и напечатал все это без подписи в журнале «Детская помощь», 1885, № 8, от 27 мая (т. 25). При составлении «Круга чтения» Толстой включил перевод «Учения двенадцати апостолов» в недельное чтение после 8 декабря с новым предисловием, специально написанным для этого издания (т. 42).

29 «гуляка, бродяга» и «очаровательный доктор». Эти дополнительные оттенки значения и имел, вероятно, в виду Толстой в своем замечании.

30 Толстой, перечитывая в 1889 г. свой перевод Евангелия, нашел в нем «много ненужных натяжек» (дневник от 12 февраля 1889 г. — т. 50, с. 30). Однако несколько ранее (в середине августа 1887 г.) он писал М. А. Новоселову, указавшему ему на некоторые неточности в переводе: «Это произошло оттого, что мне хотелось как можно более деполяризировать, как магнит, слова церковного толкования, получившие несвойственную им полярность» (т. 64, с. 63). А 27 марта 1895 г. Толстой писал переводчику «Соединения и перевода четырех евангелий» на английский язык Д. Кенворти об этой книге: «Главный недостаток в ней — излишние филологические тонкости, которые никого не убеждают: что такое-то слово именно так, а не иначе надо понимать, а напротив, дают возможность, опровергая частности, подрывать доверие ко всему. А между тем истинность общего смысла так несомненна, что тот, кто не будет развлекаться подробностями, неизбежно согласится с ним» (т. 68, с. 54).

31 Приводим соответствующие стихи Евангелия от Иоанна в русском церковном переводе: «12. А тем, которые приняли его, верующим во имя его, дал власть быть чадами божиими. 13. Которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от бога родились» (гл. I).

32 Приводим упомянутые автором стихи из беседы с Никодимом в русском церковном переводе: «3. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть царствия божия ‹...› 5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и духа, не может войти в царствие божие ‹...› 14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть сыну человеческому» (Евангелие от Иоанна, гл. III).

33 Малафья — народное название мужского семени.

34 «... пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за меня и за себя» (Евангелие от Матфея, гл. XVII, ст. 27).

35 Это — легкомысленное суждение семнадцатилетнего юноши. Впоследствии С. Л. Толстой был другого мнения о трудах своего отца (С. Л. Т.).

36 Здесь говорится о первом посещении В. В. Стасовым Ясной Поляны 2—3 октября 1880 г. Оно описано В. В. Стасовым в письме к брату Д. В. Стасову от 30 мая 1896 г. (Б. Л. Модзалевский. Стасов и Толстой. — «Лев Николаевич Толстой. Юбилейный сборник». Собр. и ред. Н. Н. Гусев. М. — Л., 1928, стр. 346—352). С тех пор Стасов неоднократно приезжал к Толстому и между ними установились дружеские отношения, не нарушившиеся до смерти Стасова. Толстой часто обращался к Стасову за справками библиографического характера, что тот всегда с готовностью выполнял. Переписка Толстого со Стасовым издана под ред. В. Д. Комаровой и Б. Л. Модзалевского («Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка 1878—1906». Л., 1929).

«Историческом вестнике» найти не удалось.

37 «Интермеццо для оркестра» М. П. Мусоргского было написано в 1861 г. и инструментовано в 1867 г. (издано после смерти композитора). Позднее было вновь инструментовано Н. А. Римским-Корсаковым (С. Л. Т.).

38 О забытом в Ясной Поляне свертке с рукописями «Азбуки для детей» (а не «Военных рассказов») Стасов по возвращении в Петербург писал Толстому и С. А. Толстой («Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка 1878—1906», стр. 55—57). См. также указанное в прим. 36 письмо к Д. В. Стасову 1896 г.

39 Эпизод с замерзшим человеком рассказан С. П. Арбузовым в его книге: «Граф Л. Н. Толстой. Воспоминания С. П. Арбузова, бывшего слуги Л. Н. Толстого». М., 1904, стр. 110—112. Арбузов относит этот случай к 30 декабря 1880 г. Оживить замерзшего не удалось.

40 Рассказ «Кавказский пленник» был написан Толстым в 1872 г. Он начинается фразой: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин». Что именно не нравилось С. Н. Толстому в рассказе — из слов его в передаче Ивакина неясно: место это в рукописи, по-видимому, не закончено. «Манерным, плохим» в рассказе Жилин не называется (С. Л. Т.).

41 «Согласие против пьянства», состояло из лиц, дававших обещание не пить вина и не угощать вином, в чем эти лица подписывались. Общество не было официально зарегистрировано и устава не имело. Список членов «Согласия против пьянства» напечатан в «Известиях Общества Толстовского музея», 1911, № 3—5, стр. 6—20.

42 Ивакин после 1881 г. по зимам жил в Москве, а летом — в Ясной Поляне, где он занимался с младшими сыновьями Толстого (С. Л. Т.).

43 Татьяна Андреевна Кузминская, рожд. Берс (1846—1925) — младшая сестра С. А. Толстой.

44 Федоров (1824—1903) — библиотекарь Румянцевского музея в Москве; автор большого труда «Философия общего дела», изданного его друзьми и последователями после его смерти (т. I — Верный, 1906; т. II — М., 1913). Сущность его учения сводилась к вере в реальное воскрешение мертвых посредством науки, которую Федоров считал всемогущей. Однако в основе его взглядов лежало мистическое начало. Толстой, разумеется, не разделял воззрений Федорова.

45 Ясенки — сельцо в 6 км от Ясной Поляны, где в 80-х годах находился административный центр Ясенковской волости, в состав которой входила и Ясная Поляна (С. Л. Т.).

46 Толстой писал в то время трактат «Так что же нам делать?» (т. 25).

47 Джордж (1839—1897) — американский экономист, основатель учения о едином налоге на землю. Его книгу «Progress and poverty» (1879) Толстой читал впервые в феврале 1885 г.

48 Мэтью Арнольд —1888) — английский поэт и критик. В конце апреля — начале мая 1885 г. Толстой читал его книгу «Literature and dogma», в которой находил «половину» своих мыслей (письмо к Л. Д. Урусову от 1 мая 1885 г. — т. 63, с. 242).

49 Ивакин ошибся: речь идет о старом гребенском казаке из станицы Старогладовской Епифане Сехине (Епишке), которого Толстой вывел в «Казаках» под именем Ерошки.

50 Алексей Петрович Ермолов (1777—1861) в 1817—1827 гг. был главноуправляющим в Грузии и командиром Отдельного Кавказского корпуса.

51 ́ Исаев — чеченец, маркитант, приятель Л. Н. и Н. Н. Толстых на Кавказе. В архиве Толстого сохранилось одно письмо к нему Балты Исаева.

52 Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1857—1917) — крупный землевладелец и хозяин нескольких заводов на Урале. Одно из его имений, Голощапово, находилось в 40 км от Ясной Поляны. Абамелек иногда приезжал в Ясную Поляну; Толстому он был неприятен. «Полнейшее непонимание самых элементарных понятий туманности, — говорил о нем Толстой. — И чего он ездит?» (Дневник В. Ф. Лазурского. — «Литературное наследство», т. 37—38, 1939, стр. 455).

53 Файнерман (1862—1925) — был одно время крайним последователем Толстого; поселился в деревне Ясной Поляне, был пастухом общественного стада, работал у тех крестьян, которые звали его к себе на работу, и отдавал просящим все, что имел. Бедствовавшей его жене помогала Софья Андреевна. В 1886 г. Файнерман, чтобы быть утвержденным в должности сельского учителя, принял православие, но не был утвержден попечителем Московского округа. Впоследствии работал зубным врачом, потом посвятил себя журналистике; писал под псевдонимом Тенеромо. Написал много воспоминаний о Толстом, не отличающихся достоверностью (С. Л. Т.).

54 Вероятно А. А. Стахович. См. о нем ниже, прим. 100.

55 Василий Петрович , прозванный Щеголенком (1805 — ум. после 1880), — крестьянин Олонецкой губ., известный сказитель былин. Летом 1879 г. прожил около двух недель в Ясной Поляне. Некоторые из его былин и рассказов записаны Толстым в его записной книжке (т. 48, с. 198—213) и легли в основу сюжетов народных рассказов Толстого — «Чем люди живы», «Три старца» и др. (т. 25). О Щеголенке — см. статью Ю. М. Соколова «Лев Толстой и сказитель Щеголенок». — «Летописи Государственного Литературного музея», кн. 12. М., 1948, стр. 200—207.

56 Агафья Михайловна (1812—1896) — бывшая горничная бабки Льва Николаевича — Пелагеи Николаевны Толстой, рожд. кж. Горчаковой (о ней см.: Толстой— т. 34; Т. Л. Сухотина-Толстая. Друзья и гости Ясной Поляны; Т. А. Кузминская. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне; Илья . Мои воспоминания). Агафьей Михайловной Толстой назвал экономку Левина в «Анне Карениной» (С. Л. Т.).

57 Рассказ «Свечка» написан Толстым в мае — июне 1885 г. (т. 25, с. 106).

58 Сведений о миссионере Лонге, посетившем Толстого, найти не удалось.

59 Мэри Елизабет (1837—1915) — английская писательница. Ее многочисленные романы пользовались шумным успехом, хотя и не отличались большими художественными достоинствами.

60 Толстой присутствовал на чтении Тургеневым «Рудина» в декабре 1855 г. на квартире у И. И. Панаева. В 1894 г. он рассказывал об этом чтении: «Все глубокомысленно обсуждали; я был моложе их всех; я был удивлен, как это — Тургенев, и мог написать такую фальшивую, придуманную вещь» (Дневник В. Ф. Лазурского. — «Литературное наследство», т. 37—38, 1939, стр. 450).

61 Имеется в виду сочинение Томаса Роберта Мальтуса (1766—1834) «An Essay on the principle of population» (1798; русский перевод «Опыт о народонаселении». СПб., 1868). Автор проводит в нем мысль, что население возрастает в геометрической прогрессии, в то время как средства к существованию — только в арифметической; исходя из этого мнимого закона абсолютного перенаселения, Мальтус считал, что бедность и нищета народных масс может быть ликвидирована не с помощью изменения социального строя, а посредством ограничения деторождения. Толстой относился к реакционной теории Мальтуса резко отрицательно. См. трактат «Так что же нам делать?» (т. 25).

62 Чинов окончил и — так звали психически больного нищего крестьянина Григория Федотовича Блохина, заходившего нередко в Ясную Поляну. О нем Толстой писал в гл. 38 трактата «Так что же нам делать?» (т. 25, с. 387).

63 Эпизод о Ревекке рассказан в Библии (книга «Бытия», гл. 24).

64 В трактате «Так что же нам делать?» Толстой на основании своих впечатлений, полученных во время работы по переписи в Москве (январь 1882 г.), пришел к выводу, что деньги не безобидное средство обмена, а — орудие порабощения людей, что «в обладании ими ‹деньгами› есть что-то гадкое, безнравственное, что самые деньги и то, что я имею их, есть одна из главных причин тех зол, которые я видел перед собой», т. е. нищеты и страданий рабочего народа (гл. XVII—XVIII — т. 25, с. 243—266).

65 Ивакин говорит о взглядах Н. Н. Страхова, изложенных в его книге «Мир как целое» (Изд. 3-е. СПб., 1892, стр. 539—582) (С. Л. Т.).

66 «Два старика» тогда печатался в издании «Посредник»; вышел в 1886 г.

67 Приведенная мысль Эпиктета взята из его «Афоризмов», где читается так: «Агриппин справедливо заслуживает похвалы за то, что, несмотря на свои огромные заслуги, никогда не хвалил себя ‹...› Он имел обыкновение хвалить всякую случившуюся с ним неприятность. Например, если он заболевал лихорадкой, он хвалил лихорадку, бранили его, хвалил брань, осуждали в ссылку — благословлял изгнание» (СПб., 1891, стр. 18).

68 Иоахим Лелевель (1786—1861) — польский историк и политический деятель, возглавлявший революционное крыло во время восстания 1830—1831 гг.; играл большую роль в польской демократической эмиграции. Толстой, будучи в феврале 1861 г. в Лондоне, слышал о Лелевеле от Герцена и, приехав в марте в Брюссель, посетил Лелевеля, уже «умирающего на чердаке у цирюльника» (т. 7, с. 349). 26 мая того же года Лелевель умер.

69 «Graf Leo Tolstoi. Intimes aus seinem Leben, von Anna Seuron». Berlin, 1895 (в русском переводе С. Сергиевского: «Шесть лет в доме гр. Л. Н. Толстого. Записки Анны Сейрон». СПб., 1895). Воспоминания большой достоверностью не отличаются.

70 Вероятно, Иван Федорович Лазарев «Журнальное образование и тщеславие. Христианство тронуло его только внешней стороной. Я измучился ужасно. Ушел косить. Он туда пришел ко мне и начал меня пилить моей жизнью. Я разгорячился. Хотел усмирять себя и его. Но тщетно» (т. 49, с. 115—116). О статье Лазарева сведений нет.

71 Тимофей Михайлович Бондарев (1820—1898) — крестьянин, перешедший из православия в секту субботников и сосланный за это в Минусинский уезд Енисейской губ. Автор сочинения «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», оказавшего на Толстого «большое нравственное влияние» («Так что же нам делать?» — т. 25, с. 386). Толстой написал к его сочинению предисловие, напечатанное в «Русском деле» (1888, № 13), а также статью о нем для словаря С. А. Венгерова (см. тт. 25 и 31). Рукопись статьи Бондарева была послана Толстому Л. Н. Жебуневым и политическим ссыльным В. С. Лебедевым через редакцию «Русской мысли». Толстой писал о ней В. С. Лебедеву: «Это событие в жизни не только русского народа, но и всего человечества» (т. 90, с. 257).

72 «Почтовый ящик», в который опускалось все, что писалось жителями яснополянской усадьбы: заметки, стихи, рассказы, афоризмы и т. п., преимущественно с намеками на злобу дня. Эти произведения были анонимны и после просмотра кем-нибудь из старших членов семьи Толстых публично прочитывались раз в неделю. Толстой также принимал участие в этом. Произведения, написанные им для «Почтового ящика», опубликованы в т. 25 (С. Л. Т.).

73 Имеется в виду статья Уильяма Стеда (W. Stead) (1849—1912), редактора «Pall Mall Gazette», — «The maidentribute of modern Babylon». Стед в 1885 г. поместил в своем журнале ряд статей о разврате в Лондоне, о торговле в Англии девушками и т. д., а также о беспорядках в английском флоте. Статьи наделали в то время много шума.

74 Мормоны — американская секта, основанная около 1830 г. Джозефом Смитом, допускавшая многоженство. Из дневника Толстого за январь 1889 г. видно, что он читал две английские книги: «The book of Mormon» («Книга мормона») и «The life of Joseph Smith» by George Cannon («Жизнь Джозефа Смита» Джорджа Кеннона). Книги эти были присланы Толстому дочерью преемника Смита — Брайгама Юнга — Сюзой Юнг Гейтс (С. Л. Т.).

75 Имеется в виду сочинение Джона Стюарта Милля (1806—1873), посвященное женскому вопросу — «О подчинении женщин» (1869; русск. изд. 5-е, 1883).

76 Перфекционисты (или библейские коммунисты) — община, возникшая в 1831 г. в Америке. Она составилась из последователей Джона Нойеса (1811—1886), считавшегося призванным основать истинную церковь вместо «сатанинской». Община не признавала частной собственности и составляла одну семью. Общинами считались у них и женщины с детьми. В интересах получения наилучшего потомства они запрещали браки между больными и слабыми людьми и сводили сильных и здоровых мужчин и женщин. Это вызвало вмешательство правительственных властей, требовавших от перфекционистов упорядочения браков (С. Л. Т.).

77 «Лисьи Прияры» (а не «Переяры») — находятся в 20 км от Ясной Поляны (С. Л. Т.).

78 Кн. Мария Сергеевна Урусова, дочь С. И. Мальцева, владельца хрустальных и других заводов в Брянском уезде, жена приятеля Толстого тульского вице-губернатора Л. Д. Урусова. Жила долгое время в Париже. Старшая ее дочь Мария Леонидовна (1867—1895) — пианистка, училась в Париже в Сорбонне. Ее игру ценили Лист и Рубинштейн; она концертировала с Ауэром и Вержбиловичем. Ей посвящена книга: «Princesse M. Ouroussof. Histoire d’une âme. Souvenirs recueillis par sa mère». Paris, 1904 («Княжна М. Урусова. История одной души. Воспоминания, записанные ее матерью») (С. Л. Т.).

79 Толстой рассказал Агафье Михайловне легенду о Будде. По этой легенде Будда для того, чтобы накормить червей, от которых очистил рану собаки, вырезал кусок мяса из своего тела (С. Л. Т.).

80 Муромцев (1850—1910) — профессор Московского университета, юрист и политический деятель, кадет, председатель I Государственной думы. В 1884 г. был вынужден оставить университет в связи с введением нового университетского устава.

81 Сергей Алексеевич Усов (1827—1886) — профессор Московского университета, зоолог; близкий знакомый Толстого.

82 Бугаев (1837—1903) — математик, профессор Московского университета; отец писателя Андрея Белого; близкий знакомый Толстого.

83 Павел Алексеевич Капнист —1904) — в 1880—1895 гг. попечитель Московского учебного округа; знакомый Толстых.

84 Эльм Каро (1826—1887) — французский философ-эклектик, профессор Коллеж де Франс.

85 Николай Яковлевич Данилевский —1885) — бывший петрашевец, а затем реакционный публицист и естествоиспытатель-антидарвинист, глава позднего славянофильства. В своей книге «Россия и Европа» (1869) проводил мысль, что исторические явления можно подразделить на культурно-исторические типы, из которых последний по времени — славянский. В своем двухтомном сочинении «Дарвинизм» ставил целью опровергнуть теорию Дарвина, приводя многие мнения противников этой теории. Его горячим сторонником был Н. Н. Страхов. К. А. Тимирязев, А. С. Фаминцын и А. П. Карпинский возражали Данилевскому, отстаивая учение Дарвина. Данилевский был знаком с Толстым (С. Л. Т.).

86 Эжен Мельхиор де Вогюэ (de Vogué) (1848—1910) — французский писатель и критик; сотрудник журнала «Revue des deux Mondes», где появлялись его критические статьи о русском романе, которыми он способствовал успеху во Франции произведений Толстого и Достоевского. Был женат на Александре Николаевне Анненковой, дочери киевского генерал-губернатора (С. Л. Т.).

87 В 1888 г. М. де Вогюэ был избран членом-корреспондентом Академии наук в Петербурге.

88 «О подражании Иисусу Христу» — изложение христианской этики. Книга приписывается приору августинского ордена Фоме Кемпийскому (1380—1471) или — с большим вероятием — некоему Герсену (XIV в.). Она написана на латинском языке, была неоднократно переведена на французский, английский и другие языки, выдержала всего до 5000 изданий. В Яснополянской библиотеке хранится экземпляр французского перевода этой книги, принадлежавший матери Толстого. Некоторые изречения из этой книги Толстой включил в «Круг чтения» (т. 42).

89 Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) занимался переводом сочинения Фомы Кемпийского, будучи в ссылке в Перми и затем губернатором в Пензе, в 1812—1816 гг.

90 Петр Иванович (1829—1912) — историк, основатель и редактор журнала «Русский архив»; знакомый Толстого с 1857 г.

91 О знакомстве Толстого с Победоносцевым сведений не имеется. Толстой в начале декабря 1900 г. в первой черновой редакции письма к Николаю II писал о Победоносцеве: «Из всех ‹...› преступных дел самые гадкие и возмущающие душу всякого честного человека, это дела, творимые отвратительным, бессердечным, бессовестным советчиком вашим по религиозным делам, злодеем, имя которого как образцового злодея, перейдет в историю — Победоносцевым ‹...› Прогоните от себя этого злодея и безумного старика Победоносцева, который компрометирует вас и перед русским народом, и перед Европой, и перед историей» (т. 72, с. 516—517).

92 О Маликове — см. прим. 9.

93 Письмо Толстого к Александру III с призывом не казнить убийц его отца, а также его письмо к Победоносцеву с просьбой передать письмо царю опубликованы в т. 63 (с. 44, 57). Там же, в комментариях, опубликовано и ответное письмо Победоносцева с отказом передать письмо Толстого (с. 58—59. См. также: Н. Н. Гусев— Сб. «1 марта 1881 года». М., 1933, стр. 130—145).

94 В № 11—12 «Народной воли», отпечатанном в тайной типографии в Петербурге 2 декабря 1885 г., на первой странице в траурной рамке было сообщение; «Ашенбреннер, Михаил Юльевич, подполковник, осужденный в октябре 1884 г. по процессу 14-ти к смертной казни, был помилован царем на вечную каторгу; в ноябре вторично судим военным судом за пощечину, данную им одному из генералов-тюремщиков, и расстрелян». Живя в Париже, кн. Урусова, очевидно, прочла это известие, которое и передала Толстому. Однако сообщение «Народной воли» было ошибочно: Ашенбреннер расстрелян не был. Он дожил до освобождения из Шлиссельбургской крепости (в 1904 г.) и умер в 1926 г.

95 Ипполит Никитич Мышкин (1848—1885) — революционер-народник. Был сослан в 1880 г. на Кару. В 1883 г. переведен в Петропавловскую крепость, а затем — в Шлиссельбург. В знак протеста против невыносимого тюремного режима Мышкин бросил тарелкой в смотрителя крепости и был по приговору военного суда казнен.

96 Гаярин (а не Горяин) (1827—1890) — педагог и писатель. В 60-х годах был инспектором и директором тульской гимназии, а затем директором училищ Тульской губ. Редактировал в 1864 г. «Тульские губернские ведомости». В конце 60-х годов был назначен окружным инспектором Московского учебного округа. Впоследствии был членом Совета военно-учебных заведений. Эпизод из его жизни, рассказанный далее Толстым, изложен также Е. Л. Марковым в его статье «Живая душа в школе». — «Вестник Европы», 1900, № 3, стр. 576—578 (С. Л. Т.).

97 Евгений Львович Марков —1903) — педагог и беллетрист, был учителем тульской гимназии в начале 60-х годов. Толстой называет Маркова своим оппонентом потому, что в № 5 «Русского вестника» 1862 г. Марков напечатал статью «Теория и практика яснополянской школы», посвященную разбору вышедших номеров «Ясной

Поляны». Толстой отвечал на статью Маркова в № 12 «Ясной Поляны» статьей «Прогресс и определение образования» (т. 8). Марков полемизировал с Толстым, и позднее: в № 3 «Вестника Европы» 1875 г. появилась его статья «Последние могиканы русской педагогики», направленная против статьи Толстого «О народном образовании», напечатанной в № 9 «Отечественных записок» 1874 г.

98 Константин Александрович Иславин (1827—1903) — дядя С. А. Толстой.

99 Оболенский (1845—1906) — беллетрист, поэт, критик и публицист; в 80-х годах — редактор журнала «Русское богатство»; знакомый Толстого. Упоминаемое Ивакиным письмо его в архиве Толстого не сохранилось.

100 Александр Александрович Стахович —1913) — орловский помещик, шталмейстер; любитель драматического искусства и выдающийся чтец; старинный знакомый Толстого, автор воспоминаний о нем: «Клочки воспоминаний» («Толстовский ежегодник 1912 года»). С ним, вероятно, приезжали его дочери: Софья Александровна (1862—1942) и Мария Александровна (1866—1923), в замужестве Рыдзевская.

101 Эрнст Поссарт (1841—1921) — немецкий актер; неоднократно бывал на гастролях в Петербурге и в Москве.

102 Джузеппе Марио —1883) — итальянский певец-тенор; приезжал на гастроли в Петербург в 1849 и 1868 гг.

103 Автором исторической драмы «Ян Гус» был чешский писатель, участник революции 1848 г. Иозеф Каэтан Тыл (1808—1856). В переводе на русский язык, выполненном И. М. Ивакиным и И. И. Гиляком, драма Тыла была издана в 1899 г. Очевидно, в 1885 г. драма «Ян Гус» (в чешском оригинале или уже в русском переводе) находилась у Ивакина, и он информировал о ней Толстого.

104 Толстой, вероятно, имел в виду служившего у Толстых Адриана Григорьевича Болхина, крестьянина Ясной Поляны (С. Л. Т.).

105 Юлия Пастрана —1860) — мексиканка, получившая известность из-за ненормального развития волосяного покрова. В качестве редкого явления природы Пастрану демонстрировали в разных странах, в том числе и в России.

106 Борис Николаевич Чичерин (1828—1904) — историк права и философ; знакомый Толстого с конца 1856 г. Высказывания Чичерина о Шекспире остаются неизвестными.

107 Илларион Михайлович (1840—1894) — художник, знакомый Толстого.

108 «Магди» или «Махди» — имя ожидавшегося мусульманами пророка, который должен был завершить дело Магомета. В 1881—1885 гг. в качестве «махди» выступал дервиш Мохаммед-Ахмед (1845—1885), возглавивший восстание против англичан в верхнем Египте и Судане. В № 29 «Газеты Гатцука» от 28 июля 1885 г. (стр. 470) было напечатано предсмертное письмо этого «махди», излагавшее программу взятия им Египта. Программа предусматривает обязательное принятие ислама всеми «неверными», упразднение титулов беев и пашей, упразднение форменных одежд, мундиров и академических костюмов, обобществление всякой собственности, высылку консулов, закрытие судов, изгнание адвокатов и ростовщиков, уничтожение всех газет, кроме одной, закрытие всех европейских школ, отобрание всех «дурно приобретенных богатств» в пользу государства, обложение налогом оставшихся европейцев «соответственно весу их тела» (С. Л. Т.).

109 Александр Михайлович Кузминский —1917) — с 1867 г. муж сестры С. А. Толстой, Татьяны Андреевны.

110 Анна Семеновна Хомякова (рожд. Ушакова) — жена Дмитрия Алексеевича Хомякова (1841—1919), сына известного славянофила А. С. Хомякова. У Д. А. Хомякова было имение в Тульской губ. Толстые были близко знакомы с Хомяковыми.

111 Дмитрий Иванович (1861—1940) — земский и общественный деятель, член и секретарь I Государственной думы; знакомый Толстого с 1880 г. См. о нем также стр. 186 и 232 настоящего тома.

112 Сергей Федорович Ольденбург (1863—1934) — востоковед, с 1901 г. академик.

113 «История одной лошади» — рассказ «Холстомер», написанный вчерне в 1863—1864 гг. Закончен был в 1885 г. О работе Толстого над этим рассказом — см. в первой книге настоящего тома статью Л. Д. Опульской, стр. 257—266.

114 Повесть «Смерть Ивана Ильича» была начата в конце апреля 1884 г. Толстой работал над ней с большими перерывами. Закончена она была 25 марта 1886 г. (т. 26).

115 Коронация Александра III состоялась 15 мая 1883 г.

116 Споры православных со старообрядцами происходили при церкви Параскевы-Пятницы, находившейся в Охотном ряду, вблизи дома «Благородного собрания» (ныне Дома Союзов). Эпизод, рассказанный здесь Толстым, описан им в гл. XI трактата «Царство божие внутри вас» (т. 28, с. 217).

117 Наталья Александровна (1850—1887) — революционерка, арестованная в 1872 г. по процессу Дебагория-Мокриевича и в 1879 г. сосланная в Кару, где и умерла от чахотки. Толстой хлопотал об облегчении участи Армфельдт через А. А. Толстую.

118 Екатерина Федоровна Юнге (1843—1913) — дочь вице-президента Академии художеств гр. Ф. П. Толстого, троюродная сестра Толстого; художница, автор книги воспоминаний, в рукописи которых сохранилась глава, посвященная Толстому (см. «Огонек», 1960, № 47, стр. 18—20).

119 Имеется в виду письмо Н. Н. Страхова к Толстому от 28 июля 1885 г. («Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым». СПб., 1914, стр. 322—324).

120 «Историки без принципов. (Заметки о Ренане и Тэне)», которую он включил в качестве гл. V во второе издание (1887) своей книги «Борьба с Западом в нашей литературе».

121 Василий Иванович Савихин (Иванов) (1858—1912) — писатель из рабочих. Некоторые его рассказы изданы по рекомендации Толстого в «Посреднике». Особенное одобрение Толстого вызвал рассказ «Дед Софрон» (1886).

122 «Житие Филарета Милостивого», составленное П. П. Беликовым, было напечатано в изд. «Посредник» в 1887 г. без указания автора.

123 — станция Московско-Курской железной дороги, вблизи Черни.

124 О ком здесь идет речь, не выяснено.

125 Эрнест Дюпюи (Dupuy) (1849—1918) — французский писатель и критик. В Яснополянской библиотеке сохранилась его книга: «Les grands maîtres de la littérature russe au dix-neuvième siècle. Les Prosateurs: N. Gogol, I. Tourguèneff, comte L. Tolstoï». Paris, 1885, с дарственной надписью: «A l’auteur des „Cosaques“, de „la Guere et la Paix“, de „Anna Karénine“ et de „Ma religion“, hommage d’admiration profonde. Ernest Dupuy» (Автору «Казаков», «Войны и мира», «Анны Карениной» и «В чем моя вера» с уважением и глубоким восхищением. Эрнест Дюпюи). — Книга имеет несколько карандашных пометок Толстого. Письмо Дюпюи в Архиве Толстого не сохранилось.

126 Михаил Степанович (1852—1883) — преподаватель русского языка и истории в Варшавской гимназии; знакомый Толстого с 1874 г.; автор статьи «Последние произведения гр. Л. Н. Толстого „Анна Каренина“» («Русская мысль», 1883, №№ 2—4; 1884, № 11), выдержавшей шесть изданий (последнее издание с несколько измененным заголовком: «М. С. Громека о Л. Н. Толстом. Критический этюд по поводу романа „Анна Каренина“». М., «Посредник», 1914). По поводу этой статьи Толстой писал автору: «Я не могу сказать, что мне нравится или я одобряю то, что я прочел, как не может сказать человек, что ему нравятся те его слова, которые передал переводчик так, что слова, прежде непонятные, стали понятны» (т. 63, с. 129).

127 Речь идет о романе Ги де Мопассана «Une vie» («Жизнь») (1883).

128 «Анковский пирог» — сладкий пирог, приготовлять который научил Берсов (родителей С. А. Толстой) доктор Анке, а Софья Андреевна научила повара Толстых Н. М. Румянцева. Под этим выражением Толстой подразумевал традиционный буржуазный уклад жизни; «анковский пирог» был как бы эмблемой такого уклада. См. И. Л. ТолстойТолстой. Юмор в жизни Толстого. — «Толстой. Памятники творчества и жизни». М., 1923, стр. 12—14 (С. Л. Т.).

129 Егор Егорович Лазарев — сын крестьянина с. Грачевки Бузулукского у. Самарской губ. В 1874 г., будучи гимназистом 7 класса, был арестован за противоправительственную пропаганду и привлечен к дознанию по делу 193-х, но был оправдан. Жил под надзором полиции в Самарской губ., где с ним и познакомился Толстой в 1883 г. Состоял частным поверенным при Бузулукском съезде мировых судей. В 1884—1888 гг. дважды был сослан в Восточную Сибирь. После Октябрьской революции — белоэмигрант. Автор статьи «Из воспоминаний о Л. Н. Толстом» («Воля России», Прага, 1922, №№ 6—7) (С. Л. Т.).

130 Этот замысел Толстой осуществил лишь в 1909 г., написав статью «Номер газеты». Статья появилась впервые в т. XIX Собрания сочинений Толстого. Изд. 12-е, 1911 (см. т. 38).

131 «Дворниками» Толстой называл крестьян, имеющих собственную (не надельную) землю и усадьбу (С. Л. Т.).

132 Катков отказался печатать последнюю (восьмую) часть «Анны Карениной» вследствие своего несогласия с выраженным в ней отрицательным отношением к добровольческому движению в защиту Сербии против Турции. В майской книжке «Русского вестника» 1877 г., в которой должна была появиться восьмая часть, Катков поместил объявление, в котором писал, что «со смертью героини собственно роман кончился. По плану автора следовал бы еще небольшой эпилог, листа в два, из коего читатели могли бы узнать, что Вронский в смущении и горе после смерти Анны отправляется добровольцем в Сербию и что все прочие живы и здоровы, а Левин остается в своей деревне и сердится на славянские комитеты и на добровольцев». По выходе же отдельного издания восьмой части романа, Катков в № 7 «Русского вестника» 1877 г. напечатал статью «Что случилось по смерти Анны Карениной», в которой пересказал содержание окончания романа, с приведением из него обширных выдержек (см. т. 20).

133 Толстой в 1885 г. переехал на зиму в Москву 1 ноября. Софья Андреевна с детьми переехала 12 октября.

134 Залюбовском, в 1884 г. отказавшемся по религиозным убеждениям от присяги и военной службы. Это был первый случай отказа от воинской повинности среди единомышленников Толстого. Залюбовский был зачислен в артиллерию, затем помещен в Киевский военный госпиталь, в отделение для душевнобольных, где пробыл месяц. После пересылок по разным тюрьмам Залюбовский был причислен к горной батарее, стоявшей в Ашхабаде, а оттуда за отказ от караульной службы отправлен в дисциплинарный батальон в Екатеринодар, где пробыл год, подвергаясь многократным заключениям в карцере. Освобожден от службы в 1887 г. Толстой много хлопотал об облегчении положения Залюбовского, обращаясь к А. М. Кузминскому, гр. Е. И. Шуваловой, П. И. Бирюкову, В. В. Стасову (т. 63, с. 299, 300, 301, 463).

135 «Повесть об Аполлонии Тирском» в русском переводе была издана в «Летописях русской литературы и древностей» (т. I, 1859) Н. С. Тихонравовым. Аполлоний Тирский — герой греческого романа, распространенного в средние века. В XVII и XVIII вв. повесть о похождениях Аполлония Тирского была распространена в списках и лубочных изданиях. Какое переложение повести читалось у Толстого, нам неизвестно (С. Л. Т.).

136 Речь идет о написанной тогда Толстым «Сказке об Иване дураке и его двух братьях, Семене-воине и Тарасе-брюхане и немой сестре Маланье и о старом дьяволе и трех чертенятах» (т. 25).

137 «Об Иване дураке» Страхов писал Толстому 26 октября 1885 г. («Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым». СПб., 1914, стр. 326).

138 Крупный московский книгоиздатель Иван Дмитриевич Сытин (1851—1934) с 1885 по 1903 г. финансировал издательство «Посредник».

139 Иллюстрация И. Е. Репина к рассказу Толстого «Вражье лепко, а божье крепко» была отпечатана в изд. «Посредник» на одном листе с текстом рассказа и вышла в свет в феврале 1886 г.

140 Говорится о картинах В. В. Верещагина: «Христос плотник», «Воскресение», «Казнь на Семеновском плацу» и «Казнь в Индии», которые в то время не могли быть выставлены в России. В конце ноября фотографии с этих картин были присланы Толстому Стасовым с ехавшей в Петербург С. А. Толстой (письмо Стасова к Толстому от 20 декабря 1885 г. — «Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка 1878—1906», стр. 71—73).

141 —1834) уделял в своих богословских сочинениях много внимания внешней стороне жизнеописания Христа, что, по мнению Толстого, скрывало самую суть христианского учения.

142 Эмиль Литтре (1801—1881) — французский философ-позитивист, филолог и политический деятель; основатель и издатель журнала «Revue de philosophie positive» (с 1867 г.). После Парижской коммуны занял враждебную пролетариату позицию.

143 Григорий Николаевич (1843—1913) — философ-позитивист, минералог и химик. В 1867—1883 гг. участвовал в издании (до 1881 г. совместно с Литтре) журнала «Revue de philosophie positive».

144 В. Фрей был женат на Марии Евстафьевне Славинской. См. о ней на стр. 534 первой книги настоящего тома.

145 Толстой приехал в Петербург в 1855 г. не с Кавказа, а из Севастополя.

146 Речь идет о последних главах трактата «Так что же нам делать?» (т. 25).

147 «Vicaire Savoyard» («Савойский викарий») — так Толстой сокращенно назвал одну из глав IV книги «Эмиля» Руссо — «Исповедание веры савойского викария». Под «предисловием» к этой главе Толстой разумел, очевидно, первый ее параграф, который приводим целиком: «Дитя мое, не ожидайте от меня ни ученых речей, ни глубокомысленных рассуждений, я не великий философ и мало забочусь о том, чтобы быть им. Но я имею порою здравый смысл и всегда люблю истину. Я не хочу ни спорить с вами, ни даже пытаться убедить вас; для меня достаточно изложить вам, что я думаю в простоте своего сердца. Следуйте в продолжение моей речи внушению вашего сердца — вот все, о чем я прошу вас. Если я ошибаюсь, то искренно; и этого достаточно, чтобы моя ошибка не вменялась мне в преступленье; если вы тоже ошибаетесь, в этом не будет большой беды. Если же я думаю правильно, если у обоих нас есть разум и в наших интересах слушать его, то почему же вам не думать так же, как я?» (Жан Жак Руссо. Эмиль, или О воспитании. Перевод с французского П. Д. Первова. Изд. 2-е. М., 1911, стр. 385).

148 Николай Николаевич Ге (1831—1894) — художник и его сын Николай Николаевич (1857—1940). Ге-сын был одно время последователем учения Толстого и жил земледельческим трудом; затем был сотрудником С. А. Толстой по изданию сочинений Толстого. В 90-х годах переселился в Швейцарию и принял французское подданство.

149 Пругавин (1850—1921) — этнограф и исследователь старообрядчества и сектантства, знакомый Толстого с 1881 г.; автор ряда статей о Толстом.

150 «Наука и искусство» — главы 29—31 и 33—38 трактата «Так что же нам делать?» (т. 25).

151 Вероятно, очерки Г. И. Успенского «Через пень-колоду» и «Захотел быть умнее отца. (Из деревенских заметок)», напечатанные в «Русской мысли», 1886, № 1, стр. 311—334.

152 «Марья-кружевница» был издан «Посредником» в 1886 г.

153 Не «Три старика», а «Три старца» — написанная в то время Толстым легенда (т. 25).

154 Иллюстрации Н. Н. Ге к легенде Толстого «Чем люди живы» были изданы М. Пановым в виде альбома: «„Чем люди живы“ Л. Н. Толстого с рисунками Н. Н. Ге». М., 1886.

155 Очевидно, речь идет о картине Н. Н. Ге «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад», оконченной в 1888 г. Картина «Тайная вечеря» была написана в 1866 г. (обе картины находятся в Государственном Русском музее в Ленинграде).

156 Стихотворение А. Н. Апухтина «Год в монастыре. (Отрывки из дневника)» было напечатано в «Русской мысли», 1885, № 1, стр. 292—310.

157 Трескин (род. в 1862 г.) — сын московского нотариуса В. А. Трескина, приятель Сергея и Ильи Львовичей Толстых.

158 Вера Сергеевна Толстая —1923) — племянница Толстого, дочь его брата Сергея Николаевича.

159 Сестры В. С. Толстой: Варвара Сергеевна (1871—1920) и Мария Сергеевна, впоследствии по мужу Бибикова (1872—1954).

160 Толстой имел в виду только что изданную тогда «Посредником» книжку: «Греческий учитель Сократ» (М., 1886). Книжка была написана А. М. Калмыковой, но совершенно переработана Толстым, прибавившем целую главу — восьмую (см. т. 25).

161 А. Н. Афанасьев

162 «Три маленькие вещицы», написанные тогда Толстым, это: «Кающийся грешник» «Как чертенок краюшку выкупал» и «Три старца». Сюжеты первых двух легенд заимствованы из сборника А. Н. Афанасьева «Русские народные легенды», читанного в то время Толстым. Что же касается третьей, которую Толстой тогда давал читать Н. Н. Ге, то самое время ее появления в печати (она была напечатана в № 13 «Нивы» 1886 г., разрешенном цензурою 26 марта) позволяет думать, что она была написана «на масленице» 1886 г. «Большая» вещь, написанная тогда Толстым, — несомненно легенда «Крестник». Относительно времени написания легенд «Кающийся грешник» и «Три старца» не имелось никаких данных, и мемуары Ивакина впервые дают возможность приурочить их к февралю 1886 г.

163 Никола Святоша — черниговский князь Святослав, сын Давида Святославовича; в 1106 г. постригся в монахи, приняв имя Николая. Умер в 1143 г. Его житие вошло в состав Киево-Печерского патерика (см. «Патерик Киево-Печерского монастыря», изд. Археографической комиссии. СПб., 1911).

164 Сестра Льва Николаевича, Мария Николаевна Толстая. См. о ней на стр. 532 первой книги настоящего тома.

165 «Феерия в трех действиях» «Анчутка беспятый» — переделка одноименной сказки А. Ф. Погосского, вышедшая в 1863 г. и позднее неоднократно переиздававшаяся. Автором переделки была Екатерина Палей. Рукописный экземпляр «феерии» имеется в библиотеке Всероссийского театрального общества (Москва).

166 Дмитрий Петрович Лебедев был с 1883 по 1892 г. хранителем рукописей и славянских старопечатных книг в Румянцевском музее. В предшествующих записях, не включенных в настоящую публикацию, Ивакин сообщает о желании Софьи Андреевны передать рукописи Толстого в музей, но при условии сохранения за ней права взять их обратно по первому требованию. В связи с этим Лебедевым были составлены два варианта проекта условий передачи рукописей — на простое хранение, чтобы музей рукописей не касался, и на хранение с приведением рукописей в порядок.

167 Даниил (Даниил Корнильев Делиенко) (1784—1843) — крестьянин местечка Новые Сенжары, Кобелякского у., Полтавской губ. В 1807 г. был взят в солдаты, был под Бородином, в 1813—1815 гг. находился в русских войсках в Париже. В 1823 г. судился за принятое им решение оставить военную службу ради пустынножительства. Как упорствующий в своем мнении и не хотящий служить («показал, что лучше согласен получить смерть, нежели оставить свое намерение») выключен из воинского звания и назначен в ссылку в Нерчинск на работы в рудниках. По отбытии каторги был освобожден и жил отшельником в Ачинске. Умер в Енисейске. См. «Сказание о жизни и подвигах в бозе почившего старца, подвизавшегося в Сибирской стране в Енисейской губ. в пределах г. Ачинска». М., 1885 (выдержало несколько изданий). Толстой имел в виду изложить жизнь Даниила Ачинского для издания в виде дешевой и популярной книжки в «Посреднике»; однако это намерение не было осуществлено (С. Л. Т.).

168 Альсид Сейрон (1869—1891).

169 к завтраку, обеду и т. п. (С. Л. Т.).

170 Имеется в виду труд известного филолога и историка религий Фридриха Макса Мюллера (1823—1900) «Introduction to the Science of Religion». London, 1873 (французский перевод: «Essais sur la science des religions», 1873). Толстой читал его еще в 1877 г.

171

172 Письмо Островскому с предложением участвовать в издательстве «Посредник» было написано Толстым около 22 мая 1886 г. (т. 63, с. 360).

173 Имеется в виду письмо В. Фрея от 24 июня н. с. 1886 г., в котором он благодарил Толстого за дружеский прием и сообщал дополнительно свои мысли о «религии человечества», которые он не успел высказать в разговоре (см. первую книгу настоящего тома, стр. 535).

174 —29 июня 1886 г., называя его учеником Московского технического училища, «выходящим из училища» (т. 85, с. 361).

175 — см. выше прим. 51.

176 Альберт (Авраам Урия) Григорьевич Ковнер (1842—1909) — писатель и журналист, начавший свою литературную деятельность в еврейской печати; в начале 70-х годов — сотрудник радикальных журналов «Дело», «Всемирный труд», постоянный фельетонист газеты «Голос». В 1873 г. поступил на службу в Петербургский учетный и ссудный банк. В 1875 г. похитил путем подлога 168 000 рублей, хотел бежать в Америку, но был задержан, судим и приговорен к четырем годам арестантских рот, замененных сначала тюрьмой, а затем поселением в Сибири. Из Сибири возвратился в первой половине 90-х годов.

помогать Толстому в его работе. К письму Ковнер приложил свое сочинение «Почему я не верю» и стихотворение, написанное на древнееврейском языке.

Упоминаемое письмо Достоевского к Ковнеру датировано 14 февраля 1877 г. и впервые опубликовано в книге: «Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского». СПб., 1883, стр. 320. Письмо Ковнера к Достоевскому с изложением мотивов преступления датировано 26 января 1877 г. и напечатано в книге: «Ф. М. Достоевский. Письма», т. III. М. — Л., 1934, стр. 377—382. О судьбе Ковнера подробно рассказано в книге Л. П. Гроссмана «Исповедь одного еврея». М. — Л., 1924.

177 Константин Михайлович Сибиряков — сын богатого сибирского золотопромышленника, был в молодости связан с революционерами и кружками народников; в 1878—1881 гг. издавал журнал «Слово», близкий к либеральным народникам. Позднее находился под влиянием взглядов Толстого, с которым вступил в переписку в 1885 г. и лично познакомился с ним. Имел земли на Кавказе и в Самарской губ., сочувствовал устройству земледельческих общин в духе Толстого. На земле Сибирякова на Кавказе (в Уч-Дере) основалась в 1886 г. первая толстовская земледельческая колония, просуществовавшая около пяти месяцев. Главным руководителем ее был упоминаемый ниже Ивакиным Н. Л. Озмидов (С. Л. Т.).

178 Амвросий (Александр Михайлович Гренков) (1812—1891) — старец Оптиной пустыни, пользовавшийся большой популярностью среди верующих.

179 «Наедине с собой» разделяется на двенадцать «книг» — глав. Перевод Ивакина в печати не появился.

180 См. письма к В. И. Алексееву от октября — декабря (?) 1886 г. и от начала января 1887 г. (т. 63, с. 432; т. 64, с. 5). Второе письмо, датированное в т. 64 предположительно, может быть датировано на основании этой записи более точно: декабрем 1886 г.

181 Грот (1852—1899) — философ-идеалист, профессор Московского университета, председатель Московского психологического общества и один из редакторов журнала «Вопросы философии и психологии»; знакомый Толстого с 1885 г.

182 Гиляров (1856—1938) — философ, с 1888 г. профессор Киевского университета, с 1922 г. — действительный член Академии наук УССР. Автор ряда работ по истории философии, в частности древнегреческой.

183 (1830—1884), брат поэта Алексея Михайловича. В. М. Жемчужников был известен своими остротами и шутками (С. Л. Т.).

184 Эту мысль английского поэта Сэмуэля Кольриджа (1772—1834) Толстой приводит в качестве эпиграфа к своему «Ответу на определение синода» (1901): «He who begins by loving Christianity better than Truth will proceed by loving his own seit or Church betterithan Christianity and end in loving himself better than all» (Тот, кто начнет с того, что полюбит христианство более, нежели истину, очень скоро полюбит свою собственную секту или церковь более, нежели истину, и кончит тем, что будет любить себя более всего на свете) (т. 34, с. 245).

185 «Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фридерики Луизы» (переделка Матвеем Комаровым английской рукописной повести XVIII в.) и «Пан Твардовский» (повесть, основанная на польской народной легенде) многократно издавались в лубочных изданиях и получили широкое распространение в народе. Толстой был очень увлечен мыслью об исправлении и улучшении текста этих изданий, о чем он в декабре 1886 г. и в первые месяцы 1887 г. писал разным лицам (см. т. 63, с. 428; т. 64, с. 27—30, 43, 47, 51, 53).

186 «Арифметика» М. Ф. Меморского — учебное руководство, вышедшее первым изданием в 1813 г. и позднее многократно переиздававшееся.

187 Толстой поправлял корректуры драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз — всей птичке пропасть», отданной в набор во второй половине ноября 1886 г. (т. 26).

188 Об этом посещении Толстого Сергеем Андреевичем Юрьевым (1821—1888) и профессором Николаем Ильичем Стороженко (1836—1906) и чтении им Толстым драмы «Власть тьмы» других сведений не имеется.

189 Михаил Васильевич —1906) — актер и антрепренер, основатель народного театра «Скоморох» в Москве. Драма «Власть тьмы» была первоначально задумана Толстым для этого театра (т. 26, с. 708).

190 «Власть тьмы» в то время не была разрешена театральной цензурой к постановке на сцене, и лишь 15 сентября 1895 г. последовало разрешение Николая II на постановку пьесы в императорских театрах. Вскоре после этого она была разрешена к постановке также и на частных сценах. 16 октября 1895 г. «Власть тьмы» была поставлена в театре Литературно-артистического кружка в Петербурге, 18 октября того же года — в Александринском театре, 25 октября — в театре «Скоморох» в Москве и 29 ноября — в московском Малом театре. Этому предшествовала единственная постановка пьесы на домашней сцене у А. В. и В. Н. Приселковых (в Петербурге), состоявшаяся в 1890 г. (т. 26, с. 721—726). К печати пьеса была разрешена в начале 1887 г. и вышла в изд. «Посредник» в феврале 1887 г.

191 Имеется в виду книга Rev. Samuel Beal «A Catena of Buddhist Scriptures, from the Chinese». London, 1871.

192

193 Василий Андреевич (1819—1896) — директор Румянцевского музея в Москве в 1867—1896 гг.

194 «Краткое изложение Евангелия» Толстого была передана в Публичную библиотеку в Петербурге в 1883 г. через Страхова.

195 М. Н. Каткова.

196 Рукописи Толстого хранились в Румянцевском музее до 1904 г., когда вследствие ремонта помещения С. А. Толстая вынуждена была взять их и поместить на хранение в Исторический музей, где они находились до 1915 г. После этого они вновь были переданы в Румянцевский музей. В 1939 г., на основании правительственного постановления «О Государственном музее Л. Н. Толстого», все рукописи Толстого из всех архивохранилищ Советского Союза были переданы музею, где они и хранятся теперь.

«года через три или четыре» взяла рукописи назад, очевидно связано с новым оформлением передачи рукописей, которое состоялось 30 марта и 14 мая 1894 г.

197 Шенрок (1853—1910) — историк литературы, исследователь жизни и творчества Гоголя. В 1887 г. издал книгу: «Ученические годы Гоголя».

198 Анатолий Иванович Леман —1913) — по профессии зубной врач, приобрел известность как скрипичный мастер; автор нескольких повестей и рассказов, не имеющих художественных достоинств. В 1887—1889 гг. бывал неоднократно у Толстого. В дневнике от 18 марта 1889 г. Толстой записал о его посещении: «Был Леман ‹...› Он ссыхается ‹...› Он хочет быть оригинальным, говорит: Я узнал, что люблю наслаждения; но только мне нужны особенные наслаждения — лучше: тройки, обеды, женщины и т. д. Бедный! Это не что иное, как смешные décadents» (т. 50, с. 54).

199 Предшествующие этому записи Ивакина относятся к январю 1888 г. К этому же времени (или к началу февраля) можно отнести и настоящий эпизод.

200 Имеется в виду известное письмо Белинского к Гоголю от 15 июля 1847 г. Толстой мог взять в библиотеке или июльский номер «Вестника Европы» 1872 г., где письмо Белинского было напечатано В. П. Чижовым с большими сокращениями, или книгу А. Н. Пыпина «В. Г. Белинский. Его жизнь и переписка». СПб., 1876, в которой был перепечатан текст, опубликованный Чижовым. До 1894 г. других публикаций письма Белинского в России не было. Толстому это письмо было нужно для статьи о Гоголе, которую он думал поместить в качестве предисловия к книжке А. И. Орлова «Н. В. Гоголь как учитель жизни», вышедшей в 1888 г. в изд. «Посредник». Об отношении Толстого к письму Белинского см. сообщение С. М. Брейтбурга «Л. Н. Толстой о „Письме Белинского к Гоголю“» («Литературное наследство», т. 57. 1951, стр. 273—280).

201 «Сочинениях графа Л. Н. Толстого», ч. 13 (М., 1888) был напечатан трактат «О жизни». По постановлению духовной цензуры книга эта была запрещена и уничтожена. Два уцелевших экземпляра этого издания хранятся в библиотеке Музея Л. Н. Толстого в Москве. Впервые трактат был напечатан М. К. Элпидиным в Женеве в 1891 г. (т. 26).

202 Речь идет о статье Толстого «Праздник просвещения 12-го января», написанной 9—10 января 1889 г. и напечатанной в № 11 «Русских ведомостей» от 12 января 1889 г. (т. 31, с. 446—450).

203 Алексей Яковлевич (1836—1902) — невропатолог, с 1884 г. — профессор Московского университета по кафедре нервных и душевных заболеваний.

204 «Эрмитаж» к дому Толстых направляется пьяная толпа говорить с Толстым по поводу его статьи «Праздник просвещения». Администрация послала к дому Толстых полицейского, который велел затворить ворота, поставил городовых и просил Льва Николаевича не выходить из дома. Слух, очевидно, был ложный. Об этом писала С. А. Толстая Т. Л. Толстой 13 января 1889 г. (АТ).

205 24 декабря 1888 г. у И. Л. Толстого родилась дочь Анна (ум. 1954) — первая внучка Толстого.

206 Озмидов (1844—1908) — близкий знакомый Толстого, до некоторой степени разделявший его взгляды; в то время занимался перепиской запрещенных произведений Толстого.

207

208

209 Ошибка Ивакина. Следует: «Агафья». Толстой читал этот рассказ в сборнике А. П. Чехова «В сумерках. Очерки и рассказы» (изд. 2-е. СПб., 1888).

210 Александр Иванович Дюбюк (1812—1897) — пианист, профессор Московской консерватории, композитор.

211 Шуман (1819—1896).

212 О первом чтении Чехова — том самом, о котором говорит Ивакин — Толстой записал в дневнике от 15 марта 1889 г.: «Читаю хорошенькие вещицы Чехова. Он любит детей и женщин, но этого мало». Затем 17 марта: «Читал Чехова. Нехорошо — ничтожно». И другая запись в тот же день: «Весь вечер сидел один — читал Чехова. Способность любить до художественного прозрения, но пока незачем» (т. 50, с. 52—53). Толстой еще при первом чтении Чехова отметил, следовательно, наличие в нем большого художественного дарования и вместе с тем отсутствие «своей определенной точки зрения» — мнение, при котором он остался до конца жизни.

213 Ольга Алексеевна —1893) — подруга М. А. Шмидт по службе в Николаевском сиротском женском училище, которое она оставила одновременно с нею под влиянием идей Толстого. Последние годы жила вместе с М. А. Шмидт. Посещение ее Толстой отметил в дневнике от 12 апреля 1889 г. (т. 50, с. 65).

214 Книгоиздательством «Посредник» в то время был выпущен ряд брошюр против пьянства.

215 Уильям Фредерик (1831—1903) — английский писатель-богослов. Толстой называл его «фальшивым писателем» (письмо к Н. Н. Страхову от 27 или 28 октября 1890 г. — т. 65, с. 176).

216 — религиозная секта, возникшая в Америке в штате Нью-Йорк в конце XVIII в. Целомудрие, даже безбрачие, общность имущества и труд легли в основу их этики (С. Л. Т.).

217 В ноябре 1888 г. Толстой получил от американской писательницы-врача Алисы Стокгэм (Stockham) (1839—1902) ее книгу: «Tocology. A book for every woman». Chicago, 1888. 30 ноября 1888 г. он писал автору об этой книге: «Я просмотрел ее и нахожу, что она ‹...› действительно книга не только для женщин, но и для всего человечества ‹...› Очень желал бы, чтобы ваша книга продавалась в Москве и Петербурге» (т. 64, с. 202). Книга была переведена на русский язык С. М. Долговым и напечатана с предисловием Толстого, написанным 2 февраля 1890 г., под заглавием: «Токология, или Наука о рождении детей. Книга для женщин. Д-ра медицины Алисы Стокгэм». М., 1892 (т. 27, с. 267—268).

218 «Крейцеровой сонаты», начатой им в октябре 1887 г.

219 12 апреля 1889 г. Толстой записал в дневнике: «Пошел на выставку, но испугался множества народа и вернулся» (т. 50, с. 65).

220 Упоминаемые картины: Н. Н. Ге «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад» и Репина «Св. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» были выставлены на XVII Передвижной выставке. Толстой смотрел их 15 апреля 1889 г., после чего записал в дневнике: «Картина Репина невозможна — все выдумано. Ге — хорош очень» (т. 50, с. 68).

221 (1390—1460) — чешский писатель, автор сочинения «Сеть веры», обличающего современный общественный строй с точки зрения христианства.

Толстой считал книгу Хельчицкого «одной из редких, уцелевших от костров книг, обличающих официальное христианство» («Царство божие внутри вас», гл. I — т. 28, с. 18). В 1889 г. еще не было русского перевода книги Хельчицкого. Впервые он появился в издании Академии наук в 1893 г. Предположение Ивакина, будто Толстой только из его слов в 1889 г. узнал о Петре Хельчицком, ошибочно. В первой главе своего сочинения «Царство божие внутри вас» Толстой говорит, что вскоре после выхода в немецком переводе его книги «В чем моя вера» он получил письмо от профессора Пражского университета, знакомившего его с сочинением Хельчицкого (т. 28, с. 16). «Пражский профессор» — это Томаш Масарик —1937), в 1882—1914 гг. — профессор философии Пражского университета, в 1920—1935 гг. — президент Чехословацкой республики (см. о нем также стр. 225 и 238 настоящего тома). Письмо Масарика о Петре Хельчицком и его книге в архиве Толстого не сохранилось. В письме от 26 февраля 1888 г. Масарик извещал Толстого, что просил Н. Я. Грота доставить ему «Сеть веры».

222 Николай Абрамович Полушин (а не Павлушин) (1839—1902) — автор рассказов и сцен из народного быта; с 1889 г. сотрудник И. Д. Сытина по изданию народных календарей. Был знаком с Толстым с 1887 г. Толстой продвигал произведения Полушина в печати, а также рекомендовал его Сытину. В 1893 г. Полушин написал рассказ «Блуждающая душа», направленный против Толстого, в защиту церковного учения, и имел по поводу этого рассказа переписку с Победоносцевым, прося у него содействия напечатанию рассказа (см. «Летописи Гос. Литературного музея», кн. 12. М., 1948, стр. 103, 110—112). Однако рассказ напечатан не был.

223 (1848—1885) — историк-славист; автор ряда работ по истории протестантства в Польше и Чехии.

224 Посещения Ивакина, И. И. Янжула и Н. И. Стороженко отмечены в дневнике Толстого 12 апреля 1889 г. (т. 50, с. 65).

225 Пыпин Спасович—309) и А. Н. Пыпин и В. Д. —887).

226 «Orbis sensualium pictus» («Видимый мир в картинах») — философско-педагогическое сочинение Яна Амоса Коменского (1658). В русском переводе было издано впервые в 1768 г.; 2-е изд. — 1788.

227 Это посещение библиотеки Румянцевского музея и Н. Ф. Федорова отмечено в дневнике Толстого от 22 апреля 1889 г.: «Ходил в Румянцевский музей. Беседовал с Николаем Федоровичем, взял Сен-Симона. Интересная биография» (т. 50, с. 72). Толстой взял в библиотеке биографию Сен-Симона, составленную Г. Гюбаром: G. Hubbard

228 1 марта — 2 апреля 1889 г. Толстой работал над статьей «Об искусстве», вызванной просьбой редактора журнала «Русская мысль» В. А. Гольцева — дать определение искусства для его публичной лекции. Толстой предполагал напечатать эту статью в журнале «Русское богатство». Статья была набрана, но, получив корректуру, Толстой «перечел и убедился, что в таком виде печатать невозможно», «начал поправлять и не кончил» (письмо к Л. Е. Оболенскому от 2 апреля 1889 г. — т. 64, с. 240). Вслед за этим Толстой начал писать статью заново и работал над нею весь апрель и начало мая. Однако и в этой редакции она не была закончена и при жизни Толстого напечатана не была (т. 30).

229 Осип Ильич Фельдман —1912) — врач-гипнотизер, живший одно время в США и там получивший степень доктора судебной медицины. Пользовался признанием многих людей науки, хотя часть медицинской прессы ему не доверяла. Был у Толстого 17, 22 и 29 апреля. 17 апреля Толстой ходил с Фельдманом к Н. Я. Гроту с предложением поставить доклад Фельдмана в Психологическом обществе. В дневнике Толстого от 17 апреля 1889 г. записано: «Пришел Фельдман гипнотизатор. Шарлатанство, а что не шарлатанство, то не нужно» (т. 50, с. 68) (С. Л. Т.).

«О. И. Фельдману. 1889, 29 апреля. Л. Толстой» (ЦГАЛИ, ф. 1188, оп. 1, ед. хр. 5, л. 101).

230 «Вопрос о свободе воли» (первая часть) был прочитан Л. М. Лопатиным в заседании Психологического общества 3 апреля 1889 г. Толстой читал этот реферат, о чем свидетельствует запись его в дневнике от 13 апреля 1889 г. (т. 50, с. 66).

231 Франц (1798—1876) — чешский историк, историк литературы и политический деятель; автор «Истории Чехии», которая печаталась на немецком языке в Праге с 1836 по 1874 г. (С. Л. Т.).

232

233 П. И. Бирюков в то время жил на своем хуторе в Костромской губ.

234 Александр Никифорович —1920) — один из директоров Московского торгового банка; друг семьи Толстых. См. о нем также стр. 154 и 228 настоящего тома.

235 Один из этих студентов — Николай Иванович Тулинов. Его посещение отмечено в дневнике Толстого (т. 50, с. 76). О другом студенте сведений нет.

236 Граф Федор Иванович Толстой —1846) — двоюродный дядя Льва Николаевича, известный в свое время бреттер. «Американцем» прозван был потому, что участвовал в первом кругосветном плавании русских кораблей под командой адмирала Крузенштерна и побывал в русских колониях в Америке (см. С. Л. Толстой. Федор Толстой-американец. М., 1926; Н. Н. Гусев. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии 1828—1855. М., 1954, стр. 13—17). Об упомянутом ниже случае с братом Сергеем Толстой рассказывает в своих «Воспоминаниях» (т. 34, с. 392—393).

237 Ершов —1907) — участник обороны Севастополя, автор книги «Севастопольские воспоминания артиллерийского офицера» (СПб., 1858). Ершов просил Толстого написать предисловие к новому изданию его книги. Толстой исполнил его желание и в период между 14 января и 10 марта 1889 г. написал предисловие, но остался недоволен написанным, и книга Ершова появилась в 1891 г. в издании Суворина без предисловия Толстого. Предисловие же Толстого было напечатано лишь в 1902 г. в издании «Свободного слова» в книге «Л. Н. Толстой. Против войны» (т. 27, с. 520—525).

238 Клопский или Клобский —1898) — сын дьякона, учился в духовной семинарии, затем в Петербургском и Московском университетах. Выдавал себя то за народовольца, то за толстовца и производил впечатление душевно неуравновешенного человека. В середине 90-х годов эмигрировал в Америку (С. Л. Т.).

239 Земля, которую предполагала купить С. А. Толстая, это имение Гриневка в Чернском у. Тульской губ., смежное с имением Толстых Никольским-Вяземским, в 100 км от Ясной Поляны. Это имение было впоследствии куплено и по разделу между детьми Толстого досталось Илье Львовичу (С. Л. Т.).

240 «Страшно и странно смотреть, как серьезно и уверенно делают эти гадости и глупости. Мне даже кажется, что им стыдно». 24 апреля: «Ходил смотреть на солдат и их ученье. Притягивает, как боа констриктор» (т. 50, с. 71 и 73).

Вступление
Воспоминания
Примечания