Морот Л.: Душа эпохи

ДУША ЭПОХИ

В последних числах февраля 1905 года, прибыв в Россию, я имел счастье познакомиться с Толстым и беседовать с ним...1

Приехал я в Ясную Поляну в одиннадцатом часу утра.

Сани остановились около небольшого крыльца. Наконец-то!

Но я чувствую, что меня охватывает волнение, какого я еще никогда не испытывал <...> меня зовут наверх. Мы поднимаемся, проходим через огромную столовую и входим в рабочий кабинет писателя.

Вот и Толстой!

Я жму ему руку и всматриваюсь в его черты.

С длинной седой бородою он напоминал скорее крестьянина, нежели знатного барина. Но чистота и порядок в одежде (темная блуза и белая рубаха) устраняют мысль о крестьянстве. Ввалившиеся глаза на загорелом лице говорят о глубоких думах и пребывании на воздухе.

По временам в глазах Толстого вспыхивал огонь, но не прежний огонь «Казаков», а огонь христианской любви.

В рабочем кабинете Толстого, около письменного стола, — портрет Генри Джорджа, пророка Калифорнии, автора книги «Прогресс и бедность». Эта книга посвящена Толстому2.

Толстой принял меня очень приветливо и сейчас же начал расспрашивать об Испании:

— Много ли у вас социалистов и кто они? Сколько анархистов? В каких газетах и журналах они пишут? Поддерживает ли ваша газета нужды рабочих? и т. п.

Я посильно отвечал на эти вопросы <...>.

Ссылаясь на Испанию, которую он знает по истории, Толстой говорит, что душу испанского народа можно найти в произведениях испанских писателей.

— Интересует меня Испания, — говорил он, — и в ее современном виде. Главный и жгучий вопрос Испании, как и везде, — земельный...

Толстой прерывает речь и предлагает мне разделить его скромный завтрак.

Он продолжает говорить, а я с благоговейным чувством слушаю его.

— Все, что относится к аграрному движению, — говорит он, — все, что заключается в социальном вопросе, составляет мое занятие в России и за границей. Европа меня интересует не своими политическими организациями, не партиями, не революцией, которая может вспыхнуть из-за политического принципа, но всем тем, что относится к земельному вопросу, потому что земля должна принадлежать всем и никому. Из всех событий, которые произошли в Испании за последние годы, более всего поразили меня безответная жизнь крестьян Хереса и возникшее восстание с «Черной рукой»3. Вот те всемирные вопросы, которые смывают границы и являют действительность Востока и Запада. И что бы ни сделала власть парламента или деспотизма, земельная проблема останется всегда во всей своей жгучести <...>.

Социализм Международного общества рабочих, имеющего главой Бакунина4, увлекающегося в безумных мечтах за борьбу против власти, за голосование при выборах, за присутствие при обработке гражданских законов, которые ведь чем более будут внушены социалистам, тем долговечнее закрепят социал-буржуазную организацию <...> Нет, нет, все эти политические и эволюционные процессы прав, голосований и выборов будут иметь только один результат — приручить и закабалить наибольшую часть рабочих, лишив их когтей и зубов. Социализм, господствующий теперь, есть только ближайший пост к революции, окруженный во время битвы неприятельским войском — буржуазией.

Толстой одушевляется и возвышает голос.

— Каждое столетие имеет свою проблему в истории человечества. Девятнадцатый век разрешил вопрос о рабстве, уничтожив это зло, существовавшее в России, Америке, Африке и не исчезнувшее в некоторых местностях и до сих пор. Теперешний век должен разрешить вопрос о земельном рабстве. В 1902 году я писал царю5 есть освобождение рабочих масс от того меньшинства, которое властвует над ними, — т. е. то, что называется рабочим вопросом <...>. В России, где огромная часть населения живет на земле и находится в полной зависимости от крупных землевладельцев, освобождение рабочих, очевидно, не может быть достигнуто переходом фабрик и заводов в общее пользование. Для русского народа такое освобождение может быть достигнуто только уничтожением земельной собственности и признанием земли общим достоянием, — тем самым, что уже с давних пор составляет задушевное желание русского народа <...>.

— Великая реформа уничтожения частного владения землей имеет в нашей, русской истории глубокие традиции. О чем всегда говорит крестьянский «мир»? Как возникла община? Все эти идеи существуют у нас с первых же страниц нашей истории... А разве самые лучшие эпохи процветания не только в России, но и во всей Европе, не совпадали с коллективным владением землей?.. Да и какая может быть другая история человечества, кроме борьбы за землю? Народ процветал или приходил в упадок, смотря по тому, кто управлял землей, одно или несколько лиц. «Демократия» — ложь и «республика» — фарс, если существуют родовые имения и частная земельная собственность. Почему существовал феодализм? От каких причин происходили все войны, начиная от древней Индии, Ассирии, Карфагена, Рима и других и кончая трансваальской и русско-японской войной? Из-за. земли и ради земли, превращающей человека в волка... Россия приготовлена более, чем какая другая страна, к социальной реформе... Я знаю, что многие, смотрящие на историю человечества, как на размещение симметричных фигур, не согласятся с моими взглядами. Говорят: «Необходимо следовать примерам Франции и Англии развитием парламентаризма»...

Но как будто причина социального зла устранена во Франции или в Соединенных Штатах, хотя там управляет не один, а множество... И ваша прекрасная страна — Испания — должна будет оплакивать еще долгие годы свои гражданские мечты, похороненные на Антильских и Филиппинских островах6. Сколько жертв и ради чего? Говорят, что теперешние войны не те, какими были раньше. Но изменились только формы зла, а не само зло. И лавровый венок по-прежнему есть в то же время и терновый венец для народа-победителя. Мы, русские, в войне с Японией7 потеряли очень много, как и испанцы. Но разве японцы приобрели благо и свободу? Увеличилась ли сумма счастья в Японии после ее победы? Не думаю. И ошибка Японии есть та же самая, что и ошибка Германии или Соединенных Штатов. Ошибка состоит в достижении цели — насилием. И конец этой ошибки будет одинаковый с концом всех стран, живших насилиями.

Толстой делает перерыв и приглашает меня сопровождать его на прогулке. Мы садимся в экипаж. Он правит лошадью и знакомит меня с живописными окрестностями Ясной Поляны. После некоторого молчания он говорит, как бы продолжая прерванную речь:

— Насилие еще никогда не разрешило ни одной серьезной проблемы и не подвинуло человечества ни на один шаг вперед. Террор существует в России годами. Но разве он хоть немного уменьшил нужду рабочих и число кнутов, гуляющих по спине народа? Единственное спасение человечества — в идее братства. Путь прогресса один и тот же для всех народов <...>.

Толстой делает паузу. Лицо его обвеяно грустью. Через минуту он заговорил тихо и сосредоточенно, точно на исповеди:

— Совершенного человека еще нет. Его надо создавать... И развитие форм общежития может быть достигнуто только развитием человека. Я, говорящий вам против войны, на которую я смотрю, как на ужасное бедствие, я почти рыдал при известии о сдаче Порт-Артура <...>.

Стало вечереть. Мы вернулись в Ясную Поляну. Было морозно. Но я не чувствовал холода, как бы согретый близостью с Толстым... Надо было уезжать. Когда мы прощались, Толстой поцеловал меня, я — ему руку!..

Слава же ему — мудрецу и сеятелю доброго семени, из которого вырастает правда по всей земле. И, чествуя его, как душу нашей эпохи, мы способствуем его великой миссии, подавая надежду обездоленным: час освобождения приближается <...>.

Примечания

Морот Луи в качестве корреспондента испанской газеты «Fraldo di Madrid» посетил Толстого в феврале 1905 г. Испанский журналист приехал в Россию в связи с событиями «кровавого воскресения», вызвавшими возмущение прогрессивных кругов во всем мире.

Луи Морот снискал расположение Толстого, который увидел в нем человека большой эрудиции, «симпатичного и интересного» (ЯЗ, 10 февраля 1905 г.).

Спустя три года, в 1908 г., вспоминая о встрече с Толстым в Ясной Поляне, Луи Морот писал: «Недаром эта старинная усадьба Толстого называется Ясная Поляна, это вещее имя, это символ: ведь это оттуда, от великой души, от высокой мысли Толстого горит ясная радуга мира и любви, примирения — не только для России, но и для всего мира» (ЦГАЛИ

По тексту: «Международный толстовский альманах». Сост. П. Сергеенко, М., 1909, с. 154—160.

1 Луи Морот посетил Ясную Поляну 10 февраля 1905 г.

2 Толстой с одобрением отметил, что его собеседник хорошо знал работы Генри Джорджа (ЯЗ, 10 февраля 1905 г.).

3 —1882 гг., вызвало крестьянские волнения, известные под названием движения «черной руки».

4 Толстой имеет в виду I Интернационал (Международное товарищество рабочих). М. А. Бакунин не возглавлял I Интернационал, но, выступая против Маркса, ожесточенно боролся за влияние в Генеральном совете.

5 Над письмом к Николаю II Толстой работал в декабре — янвяре 1901—1902 гг. Писатель обратился к царю с призывом уничтожить «гнет, который мешает народу высказать свои желания и нужды», отменить исключительные законы, которые «ставят рабочий народ в положение пария», ликвидировать частное землевладение. Письмо было переслано царю через великого князя Николая Михайловича.

6 империализм в подавлении народно-освободительного движения.

7 Русско-японская война 1904—1905 гг.