Поиск по творчеству и критике
Cлово "1862"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава девятая. Толстой в 1861—1862 годах
Входимость: 54. Размер: 195кб.
2. Письма 1844 — 1872 гг
Входимость: 52. Размер: 85кб.
3. Мендельсон Н. М. и Саводник В. Ф.: Педагогическая деятельность Толстого и журнал "Ясная поляна"
Входимость: 49. Размер: 113кб.
4. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой в его педагогических высказываниях. Источники.
Входимость: 44. Размер: 14кб.
5. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава десятая. Педагогическая система Толстого. Журнал "Ясная Поляна"
Входимость: 32. Размер: 172кб.
6. Казаки. Комментарии
Входимость: 29. Размер: 114кб.
7. Прогресс и определение образования
Входимость: 28. Размер: 129кб.
8. Воспитание и образование
Входимость: 20. Размер: 113кб.
9. Толстой Л. Н. - Толстой С. А., 9 сентября 1862 г.
Входимость: 19. Размер: 44кб.
10. Дневник 1856 г. Примечания
Входимость: 19. Размер: 326кб.
11. Об общественной деятельности на поприще народного образования
Входимость: 17. Размер: 171кб.
12. Куприянова Е. Н.: Публицистика Л. Н. Толстого начала 60-х годов
Входимость: 16. Размер: 100кб.
13. Редакционные заметки и примечания к журналу "Ясная поляна" и к книжкам "Ясной поляны"
Входимость: 15. Размер: 38кб.
14. Толстая С. А.: Дневники. Женитьба Л. Н. Толстого. Поездка в Ивицы и Ясную Поляну
Входимость: 14. Размер: 56кб.
15. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава одиннадцатая. Женитьба Толстого. Первый год семейной жизни
Входимость: 14. Размер: 124кб.
16. Указатель личных имен и названий периодической печати
Входимость: 13. Размер: 189кб.
17. Дневник 1857 г. Примечания
Входимость: 13. Размер: 445кб.
18. Дневник 23 ноября 1888 г. по 31 июля. 1889 г. Примечания
Входимость: 13. Размер: 241кб.
19. Дневник 1862 г.
Входимость: 13. Размер: 41кб.
20. Сухотина-Толстая Татьяна Львовна. Воспоминания. О смерти моего отца и об отдаленных причинах его ухода
Входимость: 12. Размер: 188кб.
21. Юнович М., Попов П.: Толстой Л. Н. (Литературная энциклопедия. Т. 11. — 1939)
Входимость: 11. Размер: 124кб.
22. Петерсон Н. П.: Из записок бывшего учителя
Входимость: 11. Размер: 18кб.
23. Толстой Л. Н. - Плетневу П. А., 1 мая 1862 г.
Входимость: 10. Размер: 5кб.
24. Эйхенбаум Б., Юнович М.: Толстой Л. Н. (Большая советская энциклопедия. — 1-е изд. — 1946)
Входимость: 10. Размер: 94кб.
25. Предисловие к шестидесятому тому (Письма 1856—1862 гг.)
Входимость: 10. Размер: 92кб.
26. Список писем Толстого, не имеющихся в распоряжении редакции (1856-1862)
Входимость: 9. Размер: 33кб.
27. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 7
Входимость: 9. Размер: 100кб.
28. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 1
Входимость: 9. Размер: 133кб.
29. Толстая С. А.: Женитьба Л. Н. Толстого
Входимость: 8. Размер: 53кб.
30. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 9
Входимость: 8. Размер: 109кб.
31. Вейкшан В. А.: Л. Н. Толстой — народный учитель. Краткий очерк педагогической деятельности Л. Н. Толстого в Ясной Поляне
Входимость: 8. Размер: 50кб.
32. Толстой Л. Н. - Александру II, 22 августа 1862 г.
Входимость: 8. Размер: 7кб.
33. Константинов Н., Петров А.: Педагогические работы Толстого (вступление к 21 и 22 томам ПСС в 90 томах 1957 г.)
Входимость: 8. Размер: 81кб.
34. Лакшин В. Я.: Толстой Л. Н. (Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — 1977)
Входимость: 7. Размер: 40кб.
35. Тихон и Маланья (история написания)
Входимость: 7. Размер: 11кб.
36. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 2
Входимость: 7. Размер: 130кб.
37. Дневник 1907 г. Примечания
Входимость: 7. Размер: 220кб.
38. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 5
Входимость: 7. Размер: 137кб.
39. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 4
Входимость: 7. Размер: 90кб.
40. Павел Иванович Бирюков. Биография Л. Н. Толстого (том 1, глава 15). Устройство и практика яснополянской школы
Входимость: 7. Размер: 61кб.
41. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава двенадцатая. Толстой в 1863—1869 годах
Входимость: 7. Размер: 211кб.
42. Дневник 1909 г. Примечания
Входимость: 7. Размер: 384кб.
43. Сухотина-Толстая Татьяна Львовна. Воспоминания. Алфавитный указатель имен и названий
Входимость: 7. Размер: 50кб.
44. Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.
Входимость: 7. Размер: 124кб.
45. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 10
Входимость: 7. Размер: 127кб.
46. Зайденшнур Э. Е.: Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Толстого
Входимость: 7. Размер: 282кб.
47. Дневник 1901 г. Примечания
Входимость: 7. Размер: 124кб.
48. Декабристы. История писания и печатания романа
Входимость: 7. Размер: 220кб.
49. Дневник 1861 г.
Входимость: 7. Размер: 57кб.
50. Чернышевский Н. Г.: Ясная Поляна. Школа. Ясная Поляна. Книжки для детей
Входимость: 6. Размер: 50кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава девятая. Толстой в 1861—1862 годах
Входимость: 54. Размер: 195кб.
Часть текста: разговоров с Дружининым Толстой вынес впечатление, что «смерть ему представляется, как возможность заснуть с скучного вечера» (дневник 13 апреля). На другой день Толстой увиделся со своими тетками Толстыми. У них ему было «хорошо» и в то же время в общении с ними что-то казалось ему «немного фальшиво». Это ощущение некоторой фальши проистекало из коренного различия между миросозерцанием Толстого и миросозерцанием его теток, по-своему очень любивших его, но в то же время по своему положению придворных фрейлин чуждых самым основам его взглядов на жизнь и живших не только «в гадком Петербурге», но «в еще более гадком дворце» (письмо к А. А. Толстой от 14 мая 1861 года). Виделся Толстой также с Некрасовым, которому предлагал напечатать в «Современнике» в переводе новые повести Ауэрбаха прежде появления их в немецком оригинале. Повидимому, свидание с Некрасовым носило вполне дружелюбный характер, что видно из того, что в своих двух письмах к Толстому от 30 мая и 3 июня, отказываясь от повестей Ауэрбаха, Некрасов в то же время вновь просил Толстого о сотрудничестве в его журнале. 16 апреля Толстой посетил петербургские воскресные...
2. Письма 1844 — 1872 гг
Входимость: 52. Размер: 85кб.
Часть текста: И. М., ректору Казанского университета , 12 апреля 1847 г. Толстой Л. Н. - Ергольской T. A. и Толстой Е. А., 19 октября 1848 г. Толстой Л. Н. - Ергольской Т. А. и Толстой Е. А., 19 (26) октября 1848 г. Толстой Л. Н. - Ергольской Т. А. и Толстой Е. А.,27 октября 1848 г. Толстой Л. Н. - Ергольской Т. А., Первая половина ноября 1848 г. Толстой Л. Н. - Ергольской Т. А., Декабрь 1848 г. Толстой Л. Н. - Ергольской Т. А. и Толстой Е. А., Декабрь 1848 г. Толстой Л. Н. - Толстому С. Н., 13 февраля 1849 г. Толстой Л. Н. - Толстому С. Н., 15 марта 1849 г. Толстой Л. Н. - Толстому С. Н., 1 (25) марта 1849 г. Толстой Л. Н. - Плетневу П. А., ректору Петербургского университета , 30 марта 1849 г. Толстой Л. Н. - Соболеву А. И., 15 (31) марта 1849 г. Толстой Л. Н. - Толстому С. Н., 1 (30) апреля 1849 г. Толстой Л. Н. - Толстому С. Н., 20 апреля 1849 г. Толстой Л. Н. - Толстому С. Н., 1 мая 1849 г. Толстой Л. Н. - Толстому С. Н., 11 мая 1849 г. Толстой Л. Н. - Ергольской Т. А., 20 - 26 мая 1849 г. Толстой Л. Н. - Соболеву А. И., Апрель (май)? 1849 г. Толстой Л. Н. -...
3. Мендельсон Н. М. и Саводник В. Ф.: Педагогическая деятельность Толстого и журнал "Ясная поляна"
Входимость: 49. Размер: 113кб.
Часть текста: признанию Толстого, он впервые начал занятия с крестьянскими детьми в 1849 году. «Я завел школу с 1849 года», пишет он в статье «Проект общего плана устройства народных училищ» и прибавляет, что школа носила совершенно частный характер, официальное существование ее не было никак оформлено. Н. Н. Гусев допускает возможность небольшой хронологической ошибки в этих словах Толстого и относит начало его занятий с крестьянскими детьми не к 1849 г., а к 1847—1848 гг., когда Толстой вообще занимался в Ясной поляне благотворительной деятельностью среди крестьян.[309] Об этой первой школе, устроенной Толстым, у нас нет почти никаких сведений. Мы знаем лишь, что Толстой работал в ней не один. Панкратов, автор статьи «Толстой — школьный учитель», приводит в ней воспоминания ученика ранней Толстовской школы — Ермила Базыкина, который учился грамоте у некоего Фоки Демидовича.[310] Об этом Фоке Демидовиче, как учителе Яснополянской школы в 1849 г., упоминает и В. С. Морозов, называя его старым дворовым.[311] Отъезд в Москву и затем на Кавказ и поступление на военную службу прервали школьную деятельность Толстого, и только значительно позднее, в конце своего заграничного путешествия, 23 июля 1857 г. он записал в дневнике: «Главное, сильно, явно пришло мне в голову — завести у себя школу в деревне для всего околотка и целая деятельности в этом роде».[312] В этих словах Толстого ясно чувствуется отголосок общественного оживления, особенно ярко проявившегося в начале царствования Александра II именно в области народного образования. С другой стороны, эти педагогические начинания Толстого в значительной мере связаны с его разочарованием в литературной деятельности. Об этом разочаровании в литературе вообще и о своем намерении отказаться навсегда от литературной деятельности он неоднократно упоминает в своих письмах к друзьям: Фету, Боткину, Дружинину и др. В...
4. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой в его педагогических высказываниях. Источники.
Входимость: 44. Размер: 14кб.
Часть текста: изд. Сытина, М., 1913. Это издание далее сокращенно называется "Соч.". В тех случаях, когда мысли Толстого заимствованы не из этого издания, а из других источников, делаются соответствующие указания. После названия статей указываются годы их написания. Отдел I . 1. "Воспитание и образование", 1862. Соч. IV , 86. 2. "Воспитание и образование", 1862. Соч. IV , 88. 3. "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?" 1862. Соч. IV , 165, 166. 4. "Воспитание и образование", 1862. Соч. IV , 87. 5. "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", 1862. Соч. IV , 173. 6. "О народном образовании", 1862. Соч. IV , 21. 7. "О народном образовании", 1862. Соч. IV , 21 22. 8. "О народном образовании", 1862. Соч. IV , 20 - 21. 9. "О народном образовании", 1862. Соч. IV , 20. 10. "О народном образовании", 1862. Соч. IV , 18--19. 11. а) "Воспитание и образование", 1862. Соч. IV , 88 --89. б) "Воспитание и образование", 1862. Соч. IV , 97. в) "Воспитание и образование", 1862. Соч. IV , 98. г) "Воспитание и образование", 1862. Соч. IV , 101. 12. "О народном образовании", 1862. Соч. IV ,...
5. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава десятая. Педагогическая система Толстого. Журнал "Ясная Поляна"
Входимость: 32. Размер: 172кб.
Часть текста: том, что «педагогика есть наука опытная, а не отвлеченная»; и, во-вторых, в том, что для народа, «по выражению Песталоцци, самое лучшее только как раз в пору». Развивая первое из этих положений, Толстой далее говорит: «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами. Не философом-воспитателем и открывателем новой педагогической теории должен быть каждый преподаватель, но добросовестным и трудолюбивым наблюдателем, в известной степени умеющим сообщать свои наблюдения». Задача журнала в том, чтобы «уловить» и закрепить употребляемые разными учителями бесследно исчезающие приемы обучения и «найти в них законы». Кроме того, Толстой обещает в своем журнале давать отчеты «о всех опытах, удачах и неудачах новых приемов преподавания» как в яснополянской школе, так и в Тульской гимназии, у преподавателей которой Толстой надеялся найти сочувствие своим начинаниям, а также обещает помещать критические обзоры «о всех народно-педагогических статьях» и о книгах для народа. Относительно «книжек», которые будут выходить при журнале и будут содержать материал для детского и народного чтения, Толстой объявляет, что в них будут помещаться только те статьи, которые «пройдут через критику народа» и будут им одобрены и которые, по убеждению редактора, «не будут противны началам изящного вкуса и строгой нравственности». В последних строках объявления указывался размер каждого номера, включая и «книжки», — от пяти до десяти листов. Объявление об издании Толстым...
6. Казаки. Комментарии
Входимость: 29. Размер: 114кб.
Часть текста: продолжения художественный материал остался лежать, ожидая своей очереди. Первые два-три года Толстой еще мечтал, что эта очередь наступит: в 1865 г., уже в разгаре работы над «Войной и Миром», он в заметке дневника говорит, как об одном из возможных типов романа, о своих «Казаках будущих». Но эти «будущие Казаки» не увидали света; повесть постигла та же участь, что задуманный в широком масштабе «Роман русского помещика», из которого был подобным же образом в 1856 г. выкроен рассказ «Утро помещика». Рукописный материал к «Казакам» сохранился не весь, но он весьма обилен и разнообразен. В общей массе автографов (до 250 листов) и копий (более 300 лл.) мы встречаем конспекты, планы, перечни глав отдельные отрывки и эпизоды в нескольких, совершенно несхожих, вариантах, и целые главы продолжения повести, и наброски конца. Долго писавшаяся вещь не менее 7—8 раз начиналась вновь или совершенно независимо от сделанной раньше работы или же, наоборот, бралось ранее написанное и несколько раз переделывалось и приспособлялось к изменившимся авторским намерениям. Весь процесс работы шел очень разбросанно и отрывочно: повесть писалась частями и обработка этих частей...
7. Прогресс и определение образования
Входимость: 28. Размер: 129кб.
Часть текста: образования ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. (Ответ Г-ну Маркову. Русский Вестник 1862 г., № 5.) Главные пункты разногласия г. Маркова с нашим взглядом на образование формулированы следующим образом: «1. Мы признаем право одного поколения вмешиваться в воспитание другого. 2. Мы признаем право высших классов вмешиваться в народное образование. 3. Мы не согласны с яснополянским определением образования. 4. Думаем, что школы не могут и не должны быть изъяты из-под исторических условий. 5. Думаем, что современные школы гораздо ближе отвечают современным потребностям, чем средневековые. 6. Считаем наше воспитание не вредным, а полезным. 7. Думаем, что полная свобода воспитания, как ее понимает граф Толстой, вредна и невозможна. 8. Думаем, наконец, что устройство яснополянской школы противоречит убеждениям редактора Ясной Поляны». (Рус. Вест. 1862 г., № 5, стр. 186.) Прежде, чем отвечать на каждый из этих пунктов, мы попытаемся отыскать основную причину разногласия нашего взгляда с взглядом г. Маркова, возбудившим общее сочувствие, как педагогической, так и непедагогической публики. Причина эта заключается в недосказанности нашего взгляда, которую мы постараемся пополнить, и в неточности и ограниченности понимания со стороны г. Маркова и вообще публики наших положений, которые мы и постараемся разъяснить. Очевидно, что разногласие происходит от различия понимания и, вследствие того, определения самого образования. Г. Марков говорит: мы не согласны с яснополянским определением образования. Но г. Марков не опровергает наше определение, а делает свое определение. Главный вопрос состоит в том: наше или г. Маркова определение образования справедливо? Мы сказали: образование, в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, есть, по нашему убеждению, та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования, и сознаемся в...
8. Воспитание и образование
Входимость: 20. Размер: 113кб.
Часть текста: В Германии существует ясное подразделение понятий — Erziehung (воспитание) и Unterricht (преподавание). Признано, что воспитание включает в себя преподавание, что преподавание есть одно из главных средств воспитания, что всякое преподавание носит в себе воспитательный элемент, erziehliges Element. Понятие же — образование, Bildung, смешивается либо с воспитанием, либо с преподаванием. Немецкое определение, самое общее, будет следующее: воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известной эпохой идеалом человеческого совершенства. Преподавание, вносящее нравственное развитие, есть хотя и не исключительное средство к достижению цели, но одно из главнейших средств к достижению ее, в числе которых, кроме преподавания, есть постановление воспитываемого в известные, выгодные для цели воспитания, условия — дисциплина и насилие, Zucht. Дух человеческий, говорят немцы, должен быть выломан, как тело, гимнастикой. Der Geist muss gezüchtigt werden. Образование, Bildung, в Германии, в обществе и даже иногда в педагогической литературе, как сказано, или смешивается с преподаванием и воспитанием, или признается явлением общественным, до которого нет дела педагогике. Во французском языке я даже не знаю слова, соответствующего понятию — образование: éducation, instruction, civilisation[37] совершенно другие понятия. Точно так же и в английском нет слова, соответствующего понятию — образование. Германские педагоги-практики иногда даже вовсе не признают подразделения воспитания и образования; то и другое сливается в их понятии в одно целое, нераздельное. Беседуя с знаменитым Дистервегом, я навел его на вопрос об образовании, воспитании и...
9. Толстой Л. Н. - Толстой С. А., 9 сентября 1862 г.
Входимость: 19. Размер: 44кб.
Часть текста: дела. Второе разъясненiе — слова, написанныя въ Ивицахъ, 6 след. или въ роде того. Смыслъ тотъ. Я бываю мраченъ, глядя именно на васъ, потому что ваша молодость напоминаетъ мне слишкомъ живо мою старость и невозможность счастiя. — Это было написано тоже до чтенiя повести, которая и вследствiе техъ поэтическихъ отличныхъ требованiй молодости, и вследствiи узнанiя себя въ Дублицкомъ, совершенно отрезвила меня, такъ что я вспоминаю повесть и васъ нетолько безъ сожаленiя или прошедшей зависти къ П. 7 или будущей зависти къ тому, кого вы полюбите, но радостно, спокойно, какъ смотришь на детей, которыхъ любишь. Одно грустно, что я вообще напуталъ и самъ запутался у васъ въ семействе, и что потому мне надо лишить себя лучшаго наслажденiя, к[отор]ое я давно не испытывалъ, — бывать у васъ. — А впрочемъ, — вы честный человекъ, съ вами лгать нельзя. 8 Я Дублицкой, но только жениться на женщине такъ, потому что надо же жену — я не могу. Я требую ужаснаго, — невозможнаго отъ женитьбы. Я требую, чтобъ меня любили также, какъ я могу любить. Но это невозможно. Л. Толстой. Я перестану ездить къ вамъ, защитите меня вы съ...
10. Дневник 1856 г. Примечания
Входимость: 19. Размер: 326кб.
Часть текста: брата Дмитрия описана Толстым в «Анне Карениной» в главе о смерти Николая Левина (ч. V, гл. XVII). Вообще, Николаю Левину приданы черты Дмитрия Николаевича Толстого. 536. 65 4 . Маша — Это может быть или М. Н. Толстая, за что говорит упоминание в этой же записи ее мужа Валерьяна Петровича Толстого, или, вернее, та самая «Маша», о которой Толстой пишет в своих «Воспоминаниях». Это была первая женщина, которую узнал Дмитрий Николаевич Толстой, когда ему было 26 лет. Он ее выкупил из публичного дома. Ее Толстой изобразил в «Анне Карениной» в лице Марьи Николаевны, ухаживающей за умирающим Николаем Левиным (ч. V, гл. XVII). Замечательно, что Толстой и внешность «Марьи Николаевны» в «Анне Карениной» изобразил так же, как внешность «Маши» в «Воспоминаниях». «Рябая, выкупленная им Маша» («Воспоминания»), «тупое, несколько пополневшее, рябое лицо»(«Анна Каренина»). 537. 65 5 . Т. Л. — Кто скрыт под инициалами Т. Л., сказать не ...