Поиск по творчеству и критике
Cлово "1879"
Входимость: 273. Размер: 282кб.
Входимость: 66. Размер: 116кб.
Входимость: 53. Размер: 450кб.
Входимость: 27. Размер: 238кб.
Входимость: 25. Размер: 64кб.
Входимость: 20. Размер: 87кб.
Входимость: 20. Размер: 24кб.
Входимость: 17. Размер: 220кб.
Входимость: 15. Размер: 76кб.
Входимость: 15. Размер: 21кб.
Входимость: 12. Размер: 84кб.
Входимость: 11. Размер: 46кб.
Входимость: 11. Размер: 13кб.
Входимость: 10. Размер: 27кб.
Входимость: 10. Размер: 269кб.
Входимость: 9. Размер: 60кб.
Входимость: 9. Размер: 68кб.
Входимость: 9. Размер: 74кб.
Входимость: 8. Размер: 85кб.
Входимость: 8. Размер: 3кб.
Входимость: 8. Размер: 10кб.
Входимость: 8. Размер: 326кб.
Входимость: 8. Размер: 21кб.
Входимость: 8. Размер: 265кб.
Входимость: 7. Размер: 7кб.
Входимость: 7. Размер: 3кб.
Входимость: 7. Размер: 189кб.
Входимость: 7. Размер: 137кб.
Входимость: 7. Размер: 133кб.
Входимость: 6. Размер: 4кб.
Входимость: 6. Размер: 4кб.
Входимость: 6. Размер: 190кб.
Входимость: 6. Размер: 37кб.
Входимость: 6. Размер: 54кб.
Входимость: 6. Размер: 431кб.
Входимость: 6. Размер: 3кб.
Входимость: 6. Размер: 7кб.
Входимость: 6. Размер: 153кб.
Входимость: 6. Размер: 2кб.
Входимость: 6. Размер: 151кб.
Входимость: 6. Размер: 155кб.
Входимость: 6. Размер: 7кб.
Входимость: 6. Размер: 96кб.
Входимость: 6. Размер: 112кб.
Входимость: 6. Размер: 445кб.
Входимость: 6. Размер: 3кб.
Входимость: 5. Размер: 3кб.
Входимость: 5. Размер: 384кб.
Входимость: 5. Размер: 3кб.
Входимость: 5. Размер: 188кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 273. Размер: 282кб.
Часть текста: т. 12, с. 50). С годами эта высокая оценка не изменилась. Спустя более чем двадцать лет Толстой утверждал, что посредством пословиц народ выразил «метким, кратким и сильным языком» свое мировоззрение. Наличие «глупых и дурных» пословиц не колебало отношения Толстого к мудрости пословиц; он считал, что они «возникли среди глупых и дурных людей», что их сравнительно мало, и не стоит обращать на них внимания, они «подобны песку или мякине в хлебе» 1 . Задача нашей вводной заметки лишь в общих чертах коснуться вопроса о пословице в творчестве Толстого, не раскрывая темы во всем ее многообразии. К пословицам и поговоркам Толстой обращался на протяжении буквально всей жизни. По словам его старшего сына, Толстой никогда «не переставал изучать русский язык и собирать слова, поговорки и пословицы. В разговоре он нередко приводил русские пословицы как общеизвестные, так и мало известные, записанные им от крестьян и богомольцев». С. Л. Толстой перечисляет несколько пословиц, которые отец его чаще других вводил в свою речь. Это: «Много баить не подобаит»; «На всякий роток не накинешь платок»; «Как аукнется, так и откликнется»; «Бог-то бог, да сам не будь плох»; «Где...
Входимость: 66. Размер: 116кб.
Часть текста: 1873 г. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 6 (7) апреля 1873 г. Толстой Л. Н. - Голохвастову П. Д., 9 (10) апреля 1873 г. Толстой Л. Н. - Кузминской Т. А., 9 (14) апреля 1873 г. Толстой Л. Н. - Иславину В. А., 2 мая 1873 г. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 11 мая 1873 г. Толстой Л. Н. - Фету А. А., 11 мая 1873 г. Толстой Л. Н. - Кузминской Т. А., 18 мая 1873 г. Толстой Л. Н. - Берсу А. А., 31 мая 1873 г. Толстой Л. Н. - Иславину В. А., 31 мая 1873 г. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 31 мая 1873 г. Толстой Л. Н. - Издателям "Московских ведомостей", 1 июня 1873 г. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 22 июня 1873 г. Толстой Л. Н. - Кузминской Т. А., 8 июля 1873 г. Толстой Л. Н. - Издателям "Московских ведомостей", 28 июля 1873 г. Толстой Л. Н. - Толстой А. А., 30 июля 1873 г. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 24 августа 1873 г. Толстой Л. Н. - Фету А. А., 24 августа 1873 г. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 3 (4) сентября 1873 г. Толстой Л. Н. - Фету А. А., 23 сентября 1873 г. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 23 (24) сентября 1873 г. Толстой Л. Н. -...
Входимость: 53. Размер: 450кб.
Часть текста: происшедший в его мировоззрении переворот к 1877 году. Содержание и характер этого перелома в мировоззрении и жизни Толстого раскрыты им самим в последней части (эпилоге) «Анны Карениной» и в «Исповеди», первая редакция которой была написана в 1879 году, а окончательная — в 1882 году Этому перелому предшествовало состояние глубокого пессимизма, полного неверия в жизнь и крайнего отчаяния. В «Исповеди» Толстой в следующих словах рассказывает об этом периоде своей жизни: « ... Пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом эти минуты недоумения стали повторяться чаще и чаще и все в той же самой форме. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: Зачем? Ну, а потом? ... Среди моих мыслей о хозяйстве, которые очень занимали меня в то время, мне вдруг приходил в голову вопрос: «Ну хорошо, у тебя будет 6000...
Входимость: 27. Размер: 238кб.
Часть текста: церкви, Толстой, стремясь «дойти до корня» открывшейся ему лжи, решил основательно изучить все те древние книги, на которых церковь основывала свое вероучение. Он проштудировал Символ веры (IV в.), «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина (VIII в.), «Послание патриархов православной и кафолической церкви о православной вере» (XVII в.), «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной» (XVII в.), «Православное учение или сокращенную христианскую богословию» митрополита Платона (XVIII в.) и, наконец, «Православный христианский катехизис» митрополита Филарета (1823). Изучая эти книги, Толстой подвергал их строгой критике разума. «Я исписал много бумаги, — рассказывает Толстой в черновой редакции «Исследования догматического богословия», — начиная от слова до слова анализировать сначала Символ веры, потом катехизис Филарета, потом „Послание восточных патриархов“ ... » Большая часть рукописей этих критических замечаний Толстого на древние...
Входимость: 25. Размер: 64кб.
Часть текста: эпохи конца XVII — начала XIX в. История писания романов РОМАНЫ ИЗ ЭПОХИ КОНЦА XVII — НАЧАЛА XIX В. ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ РОМАНОВ. За 1870-ые годы не имеется дневников Толстого, по которым можно было бы проследить творческую историю его произведений этого времени. Тем не менее об истории его работ над историческими романами имеются данные, которые можно почерпнуть как из дневника С. А. Толстой «Мои записи разные для справок», так и из записных книжек Толстого, а равно из переписки Толстого с целым рядом лиц. Первое упоминание о новых исторических работах после завершения «Войны и мира» мы имеем у С. А. Толстой, которая записала под 15 февраля 1870 г.: «Нынче утром Л. зазвал меня в кабинет, когда я проходила мимо, и говорил много об русской истории и исторических лицах. Я застала его за чтением истории Петра Великого Устрялова. Типы Петра Великого и Меншикова очень его интересуют. О Меншикове он говорил, что чисто русский и сильный характер, только и мог быть такой из мужиков. Про Петра Великого говорил, что он был орудием своего времени, что ему самому было мучительно, но он судьбою назначен был ввести Россию в сношения с Европейским миром. В истории он ищет сюжета для драмы и записывает, что ему кажется хорошо. Сегодня он записал сюжетом историю Мировича, хотевшего освободить Иоанна Антоновича из крепости. Вчера он сказал мне, что опять перестал думать о комедии, а думает о драме, и всё толкует: «как много работы...
Входимость: 20. Размер: 87кб.
Часть текста: 1. 1757 годъ. 1. Князь Василiй Николаевичъ Горчаковъ родился 20 Мая 1757 года въ Московской губернiи селе Вяземскомъ. — Родители его были Князь Николай Ивановичъ и Княгиня Наталья Петровна, урожденная Рябинина. Князь Николай Ивановичъ былъ[376] женатъ 8-й годъ; но Богъ не давалъ ему детей. Те, которыя рожались, не стояли. Княгиня родила 4-хъ, но все умерли, не доживъ до года. Теперь, ожидая рожденiя этаго ребенка, родители по совету богомольной матушки, матери Князя, заказали икону съ 4-мя рожествами на ней и по совету странника Кирилушки обещались взять кумовей, которыхъ имена и ангелы были бы одни и теже съ родителями. Княгиня начала мучаться съ вечера и промучалась до разсвета. <Думали, что она жива не будетъ.> Мамка Княгинина и бабка Федотовна, бывшая при родахъ, переделавъ все, что они делывали въ такихъ случаяхъ, отчаялись совсемъ, зажгли подвенечныя свечи у иконъ, подложили Крестъ съ мощами подъ голова родильнице и, стоя около больной только тяжело вздыхали и молчали, ожидая одна[го] конца — разрешенiя или смерти. Уже передъ разсветомъ старая Княгиня послала своего крестоваго попа, всегда жившаго при ней, въ Церковь, приказала Царскiя врата отворить, и только попъ Ермолай, разбудивъ поповъ, исполнивъ порученiе, вернулся изъ Церкви (Церковь была въ селе) и доложилъ старой Княгине, какъ и Богъ простилъ родильницу, и старая толстая Федотовна, запыхавшись, прибежала поздравить Княгиню съ внучкомъ. Княгиня старая послала искать сына, но его не нашли въ горнице, куда онъ ушелъ на эту ночь, и только уже по указанiямъ караульщика нашли его подъ навесомъ амбара. Онъ вышелъ, какъ былъ въ шлафроке, и сиделъ подъ крылечкомъ амбара, облокотивъ руки на колена и, заткнувъ уши, чтобы не слыхать крика жены въ доме, и...
Входимость: 20. Размер: 24кб.
Часть текста: Л. Н., 10—11 марта 1872 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 4 декабря 1872 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 8 января 1873 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 15 марта 1873 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 15 апреля 1873 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 17 мая 1873 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., после 3—4 сентября 1873 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 26 ноября 1873 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 7 декабря 1873 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 22 февраля 1874 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., до 10 мая 1874 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 20 июня 1874 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 23 июля 1874 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 22 сентября 1874 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 8 ноября 1874 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 1 января 1875 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 13 февраля 1875 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 21 марта 1875 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 22 апреля - 4 мая 1875 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., конец сентября — начало октября 1875 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 4 ноября 1875 г. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 16, 23 ноября 1875 ...
Входимость: 17. Размер: 220кб.
Часть текста: ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ РОМАНА. В наброске предисловия, которое Толстой хотел одно время предпослать «1805 году», он так рассказывает о том, как у него явилась мысль написать роман из жизни декабристов: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года. Я в другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года».[874] Как уже указывал А. Е. Грузинский,[875] весьма трудно признать 1856 год за начальную дату работ Толстого над «Декабристами». Во всяком случае из написанного тогда мы ничего не имеем в архиве Толстого, и есть все основания думать, что в 1856 году дело ограничилось тем, что,...
Входимость: 15. Размер: 76кб.
Часть текста: сочинению», является первым законченным произведением Л. Н. Толстого, написанным после его «второго рождения», как он называл происшедший во второй половине 1870-х годов перелом в его миросозерцании. В последней части «Анны Карениной», над которой Толстой работал в начале 1877 г., дается описание того душевного кризиса, который переживал в то время автор. Как и Левин, Толстой испытывал мучительные сомнения в основах своего миросозерцания. Он искал ответов на тревожившие его вопросы о смысле и цели жизни. Как Левин, «невольно, бессознательно для себя, он теперь во всякой книге, во всяком разговоре, во всяком человеке искал отношения к этим вопросам и разрешения их... Мысли эти томили и мучили его то слабее, то сильнее, но никогда не покидали его. Он читал и думал, и чем больше он читал и думал, тем дальше чувствовал себя от преследуемой им цели».[72] 3 марта 1877 г. С. А. Толстая писала в своем дневнике: «Сегодня он [Лев Николаевич] говорит, что он и не мог бы жить долго в той страшной борьбе религиозной, в какой находился эти последние два года, и теперь надеется, что близко то время, когда он сделается вполне религиозным человеком».[73] Разрешение своих религиозных сомнений Толстой нашел там, где никак не думал найти: не в богословских сочинениях, не в общении с профессиональными духовными лицами, а в общении с русским трудовым народом. Спасло его «уважение и какая-то кровная любовь к мужику, всосанная им, как он сам говорил, вероятно, с молоком бабы-кормилицы», которую он, как изображенный им Левин, всегда испытывал в сильной степени. В «Анне Карениной» рассказывается, как разговор с крестьянином Фоканычем вывел Левина из состояния отчаяния, в...
Входимость: 15. Размер: 21кб.
Часть текста: Я. П. Упоминается в письме № 37. 3. В Московский комитет грамотности. Заявление. Октябрь. И. Н. Шатилов, председатель Комитета, на заседании 23 октября доложил, что им «получено заявление от гр. Л. Н. Толстого, которым он предлагает Комитету выбрать из его сочинений то, что пригодно для народного чтения, и издать отдельными книжками» («Московские епархиальные ведомости», 1874, № 35, стр. 376). 1874 4. П. В. Морозову. Февраль... март. Я. П . Упоминается в письме № 60. 5. Гувернантке Фанни. Апреля 23... 24. Я. П. Упоминается в письме № 68. 6. Н. А. Некрасову. Апреля 18... 30. Я. П. Упоминается в письмах №№ 76 и 97. 7. Егору Ивановичу. Май... июль. Я. П. Упоминается в письме №91. 8. Бочинскому. Июль? Упоминается в письме № 89. 9. Н. К. Михайловскому. Август. Я. П. В связи с желанием Н. К. Михайловского познакомиться с вопросами, вызвавшими споры в Московском комитете грамотности, для того, чтобы исполнить просьбу Толстого и выступить в защиту его метода в «Отечественных записках», он «обменялся с Толстым несколькими...