Поиск по творчеству и критике
Cлово "BENE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Записные книжки и отдельные записи 1900—1903 гг. IV. Календарный блок-нот. Записи с января по апрель 1902 г.
Входимость: 2. Размер: 131кб.
2. На каждый день. Февраль
Входимость: 1. Размер: 115кб.
3. Путь жизни (часть 23)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
4. Дневник 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 248кб.
5. Дневник 1909 г.
Входимость: 1. Размер: 404кб.
6. Вересаев В. В.: Да здравствует весь мир! (О Льве Толстом). Противоположные
Входимость: 1. Размер: 24кб.
7. Григорьев А. А.: Граф Л. Толстой и его сочинения
Входимость: 1. Размер: 76кб.
8. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Август
Входимость: 1. Размер: 126кб.
9. Зайденшнур Э. Е.: Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Толстого
Входимость: 1. Размер: 282кб.
10. Белый А.: Лев Толстой и культура
Входимость: 1. Размер: 64кб.
11. Булгаков С. Н.: Человекобог и человекозверь
Входимость: 1. Размер: 107кб.
12. Дневник 1909 г. Примечания
Входимость: 1. Размер: 384кб.
13. Дневник 1902 г.
Входимость: 1. Размер: 64кб.
14. Записные книжки и отдельные записи 1900—1903 гг. III. Записная книжка 1902 г. Записи за весь 1902 г.
Входимость: 1. Размер: 126кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Записные книжки и отдельные записи 1900—1903 гг. IV. Календарный блок-нот. Записи с января по апрель 1902 г.
Входимость: 2. Размер: 131кб.
Часть текста: Лучше. Ужасная буря. Не всталъ съ постели. Написалъ письмо Н[иколаю] М[ихайловичу]. Понедельникъ 7/20 Montag. Ночь спалъ мало. Руки болели. Письмо отъ Бул[анже]. Бертенсонъ хочетъ прiехать. Приходилъ Горькiй. Поправилъ письмо. Читалъ Штерина. Нача[лъ] строгiй режимъ пищи. Отказался отъ лекарств[ъ]. Вторникъ 8/21 Dienstag. Вчера писалъ письмо. Письмо отъ Моода. Спалъ хорошо. Всталъ въ 9. Вечеромъ нехорошо жаръ. — Печень болитъ. — Ночь дурная. Среда 9/22 Mittwoch. Проснулся рано. Никого не могъ дозвони[ться], самъ всталъ. И къ стыд[у] недоволенъ. А над[о], чт [ о ] бы все отлично. Четвергъ 10/23 Donnerstag. Спалъ лучше. Все слабость и боль желудка. Работалъ надъ письмомъ. Хорошо, ложась спать, мириться со всеми. Письмо отъ Русанова. Вечеромъ слабость сердца. Пятница 11/24 Freitag. Спалъ мало. Боли въ рука[хъ] и ногахъ. Желудокъ все не исправенъ. Кажется кончилъ письмо. Письма отъ Буланже и Черткова. С[оня] уехала въ Ялту. Думалъ ночью объ сознанiи Я и еще о чемъ то важ[номъ]; забылъ. Суббота 12/25 Sonnabend. Спалъ недурно. Пересмотрелъ Х[аджи] М[урата], потомъ поправилъ письмо. Ходилъ гулять. Письма неинтересныя. Болятъ руки, ноги, но въ общ[емъ] недур[но]. Воскресенье 13/26 Sonntag. Всю ночь не спалъ, жаръ. Получилъ телеграмму отъ Н[иколая] М[ихайловича], согласенъ. Кон[чилъ] письмо. Переписыв[алъ] письмо. Къ 8 часамъ начались перебои и сейчасъ 10 часов[ъ] — нехорошо. Былъ Горькiй. Странный разсказъ Андреева. Понедельникъ 14/27 Montag. Спалъ хорошо. Вышелъ утромъ погулять. Вчера 2 раза принималъ строфантъ. Ночь не спалъ. Боль въ боку. Перебои, упадокъ силъ. Вторникъ 15/28 Dienstag. Проснулся съ той же боль[ю]. Весь день болелъ, къ вечеру 38°. Принималъ строфантъ. Кончилъ письмо....
2. На каждый день. Февраль
Входимость: 1. Размер: 115кб.
Часть текста: же и есть закон Бога. 2. Если человек верит тому, что Богу можно угождать обрядами и молитвами, но не делами, то он хочет обмануть Бога, но обманывает только себя. 3. Большинству людей мы оказываем слишком много чести, когда говорим про них, что они исповедуют ту или иную религию. Ибо они не знают и не ищут никакой религии; уставная церковная вера — вот все, чтò они подразумевают под этим словом. И так называемые религиозные войны, которые так часто потрясали мир и заливали его кровью, никогда не были ничем иным, как только препирательствами из-за церковной веры; и угнетенный жаловался, в сущности, не на то, что ему препятствовали принадлежать к его религии, ибо это не может сделать никакая внешняя сила, а на то, что ему не позволяли следовать публично его церковной вере. Кант. 4. Утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жестокое слово, которое может один человек сказать другому, в особенности, когда это касается самого важного на свете дела. А между тем это самое говорят люди, спорящие о религии. 5. Религиозные упражнения для славы людской или для внешнего вида святости не имеют цены и происходят от низших требований души. Покаяние и самоистязание или истязание других происходят из ложных учений. Покаяние для тела — это целомудрие. Покаяние для речи — это то, чтобы говорить всегда правду и с добротою. Покаяние для мысли — это то, чтобы владеть собою, очищать душу, быть молчаливым и расположенным к добру. Магабхарата. 6. У кого религия на втором месте, у того ее совсем нет. Бог совместим со многим в сердце человека, но несовместимо одно: чтобы закон Бога был в сердце на втором месте. Тот, кто отводит Ему второстепенное место, не отводит никакого. Рёскин. 7. Различие религий — какое странное выражение! Конечно, могут быть различные веры в...
3. Путь жизни (часть 23)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: мысль - проявление божеской силы, и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Оно может быть безразлично, но не может и не должно быть выражением зла. 3 Человек - носитель бога. Сознание своей божественности он может выражать словом. Как же не быть осторожным в слове? 4 Время проходит, но сказанное слово остается. 5 Если имеешь время подумать, прежде чем начинать говорить, то подумай, стоит ли, нужно ли говорить, не может ли повредить кому-нибудь то, что ты хочешь сказать. И большей частью бывает так, что если подумаешь, то и не начнешь говорить. 6 Прежде думай, потом говори. Но остановись прежде, чем тебе скажут: "довольно". Человек выше животного способностью речи, но ниже его, если болтает, что попало. Саади. 7 После долгого разговора постарайся вспомнить все то, о чем было говорено, и ты удивишься, как пусто и ненужно и часто дурно было все говоренное. 8 Слушай, будь внимателен, но говори мало. Никогда не говори, если тебя не спрашивают, но если тебя спрашивают, отвечай тотчас же и коротко, и не стыдись, если ты должен признаться, что не знаешь того, о чем тебя спрашивают. Суфийская мудрость. 9 Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Лафатер. 10 Не хвали себя, не осуждай других и не спорь. 11 Слушай речи ученого человека со вниманием, хотя бы дела его не соответствовали его учению. Человек должен поучаться, хотя бы поучение было написано на стене. Саади. 12 Есть очень хорошие три...
4. Дневник 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 248кб.
Часть текста: Олсуфьевъ. Встре[ча] новаго года съ безумной роскошью мучитель[на] и сама собой, и своимъ участiемъ. 2-е Я. 1910. Ходилъ по прекрасной погоде. Привезли больную жалкую женщи[ну] после родовъ. Дети, голодъ. Охъ, тяжело. Сажусь за письма и кофе. Прiехалъ Франц[узъ] Marchand. Говор[илъ] съ нимъ горячо, отвечая на вопросы. Поправля[лъ] Сонъ. Ездилъ верхомъ съ Душаномъ. Обычный вечеръ и фр[анцузъ]. 3 Я. 1910. Здоровъ. Интересн[ыя], хорошiя письма. Поправлялъ Народн[ую] бедноту и Сонъ. Письма. Ездилъ съ Олс[уфьевымъ] верхомъ. Онъ православный изъ приличiя, и потому съ горячност[ью] защищаетъ. Да, если религiя не на 1-мъ месте, она на последнемъ. Отстаиваютъ горячо только неподвижную, т. е. религiю доверiя. Вечеръ ничего особеннаго. Скучно. 4 Ян. Грустно, тоскливо, но добродушно. Хочется плакать. Молюсь. Опять поправлялъ Сонъ. Не знаю, хорошо ли, но нужно. Письма, отвечалъ мало. Ездилъ верхомъ одинъ. Оч[ень] грустно. Оч[ень] чужды окружающiе. Думалъ объ отношенiяхъ къ людямъ нашего мiра, нерелигiознымъ. Въ роде какъ къ животнымъ. Любить, жалеть, но не входить въ духовное общенiе. Такое общенiе вызываетъ недобрыя чувства. Они не...
5. Дневник 1909 г.
Входимость: 1. Размер: 404кб.
Часть текста: жизни, тем то больше благо для духовной — любовной. Как же не жить любовной жизнью, не воспитывать в себе эту жизнь? А это возможно, я это с поразительной ясностью вижу на себе.[32] 2) Благо жизни людей прямо пропорционально их любви между собой. Каково же должно быть их теперешнее положение, как далеки должны они быть от блага теперь у нас в России, когда все правители, консерваторы, все революционеры, все помещики, крестьяне, все ненавидят друг друга? Всё тяжелее и тяжелее мне становятся разговоры. И как хорошо одному! Удивительное дело, только теперь, на девятом десятке начинаю немного понимать смысл и значение жизни — исполнения не для себя — своей личной жизни и, главное, не для людей исполнения воли Бога — Любви, и в первый раз нынче, в первый день Нового 09 года почувствовал свободу, могущество, радость этого исполнения. Помоги мне быть в Тебе, с Тобою, Тобою. — 3 Янв. 1909. Я. П. Дня два нездоровится, но душевное состояние спокойно и твердо. Всё чаще и чаще думаю о рассказе, но сейчас утро, сижу за столом, примериваюсь и чувствую, что буду выдумывать. А как нужно, нужно написать, и, слава Богу, нужно, признаю нужным не для себя. За это время поправлял конец о Ст-не. Кажется, порядочно. Да, здоровье нехорошо, а душевное состояние как будто определилось с новым годом. Записать: 1) В старости это уже совсем можно и даже должно, но возможно и в молодости, а именно то, ч[тобы] быть в состоянии не только приговоренного к...
6. Вересаев В. В.: Да здравствует весь мир! (О Льве Толстом). Противоположные
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: Трудно во всемирной литературе найти двух художников, у которых отношение к жизни было бы до такой степени противоположно, как у Толстого и у Достоевского; может быть, столь же еще противоположны друг другу Гомер и греческие трагики. Но они были отделены друг от друга веками. Гомеровский грек в негодующем недоумении пожал бы плечами, слушая стенания трагического хора, такого безудержного в отчаянии и такого бездейственного, такого умеренного в жизненной своей философии. Для грека трагической поры Гомер был уже не более, как "литературой". Здесь же, по поразительной, почти невероятной игре случая, на одном и том же поприще, с равною силою гения, сошлись два сверстника и соплеменника. И видеть их рядом более странно, чем было бы видеть рощу пальм бок о бок с полярным ледником, сверкающее солнце в черной глубине ночного неба. Вводит нас в жизнь Достоевский. Перед нами жуткая, безгласная пустота, как будто из века еще не знавшая света, - та домировая пустота и тьма, о которой библия говорит: "земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною". И средь пустоты этой, в муках недовершенности, дергаются и корчатся странные, темные, одинокие существа, которым имя - люди. Жизнь каждого только в нем самом, все силы ушли в глубь души, на стремление согласовать и соединить то, что внутри. А соединить...
7. Григорьев А. А.: Граф Л. Толстой и его сочинения
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Часть текста: нашу критику такимъ вопiющимъ фактомъ, что будтобы графъ Л. Толстой и его сочиненiя принадлежатъ къ разряду "явленiй современной литературы, пропущенныхъ нашею критикой". А между темъ ни парадоксальности въ мысли, ни злонамеренности противъ критики нашей тутъ нетъ нисколько, а есть только настоящее дело. Критика - скажутъ мне - однакоже сразу заметила появленiе въ литературе автора "Военныхъ расказовъ", "Детства и отрочества" и проч.? Да еще бы ужь она и появленiя-то такого новаго, оригинальнаго, сразу явившагося съ "словомъ и властiю" таланта не заметила!.. Она пожалуй даже "приветствовала" новый талантъ, какъ действительно новый, свежiй и сильный, пожалуй "заявила" свое сочувствiе къ нему и проч... Да ведь "приветствовать" и "заявлять сочувствiе" - дело весьма легкое, штука такъ-сказать казеннейшая изъ казенныхъ. Задача критики, если только она точно критика, не въ томъ только, чтобы "приветствовать" и "заявлять сочувствiе", хоть у насъ и это иногда - подвигъ похвальный, часто смелый, на который редко кто решится первый, по крайней мере печатно: ведь это нето-что брань, къ которой мы замечательно привыкли, потомучто она "на вороту не виснетъ". Чтобы заявить гласно сочувствiе къ явленiю новому, къ которому...
8. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Август
Входимость: 1. Размер: 126кб.
Часть текста: 31 июля — «В погромной полосе» — о погромах в Пензенской губернии. Л. Н. : Столыпин пишет хорошо и смешно. Л. Н. вспомнил и разговорился о Пензенском крае. Какой чудный был, когда он там бывал; наверно теперь уже не такой. Сосновые леса, старые сосны с длинными голыми стволами и короткими макушками. Земля черная с камешками. Та самая, которую Селянинович (богатырь) пахал сохой (по камешкам поскребывал). И народ такой селяниновичский. Глушь. Там река Сура, лучшая стерлядь 3 . Л. Н. : Сегодня разговаривал с крестьянами в волости. Говорил им о едином налоге. Как они (Столыпины, Дума, правительство) обходят это решение! Никто и не заикнется о нем. Софья Андреевна : Мне Генри Джордж надоел. Мария Львовна : О нем как будто неприлично стало говорить. Л. Н. : Они (мужики в волости) говорили, что переход земли от помещиков к крестьянам был бы выгоден казне, потому что крестьяне больше податей платили бы. Я им сказал: «Давайте введем на всю землю единую подать». Поняли, согласились. За чаем Николай Леонидович рассказал, что Столыпин теперь энергически ловит революционеров. Революция выдохлась. Еще пять месяцев тому назад какое было настроение, а теперь?! Л. Н. : И мое то же впечатление, что революция...
9. Зайденшнур Э. Е.: Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Толстого
Входимость: 1. Размер: 282кб.
Часть текста: высказал убеждение, что в этих народных изречениях заложен глубокий смысл, что, будучи сказанными «кстати», они «получают вдруг значение глубокой мудрости» («Война и мир» — т. 12, с. 50). С годами эта высокая оценка не изменилась. Спустя более чем двадцать лет Толстой утверждал, что посредством пословиц народ выразил «метким, кратким и сильным языком» свое мировоззрение. Наличие «глупых и дурных» пословиц не колебало отношения Толстого к мудрости пословиц; он считал, что они «возникли среди глупых и дурных людей», что их сравнительно мало, и не стоит обращать на них внимания, они «подобны песку или мякине в хлебе» 1 . Задача нашей вводной заметки лишь в общих чертах коснуться вопроса о пословице в творчестве Толстого, не раскрывая темы во всем ее многообразии. К пословицам и поговоркам Толстой обращался на протяжении буквально всей жизни. По словам его старшего сына, Толстой никогда «не переставал изучать русский язык и собирать слова, поговорки и пословицы. В разговоре он нередко приводил русские...
10. Белый А.: Лев Толстой и культура
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: как раз обратное: в умении жертвовать своим художественным гением во имя религиозной правды-всемирно-историческое значение личности Льва Толстого. Личность же эта как будто всякий раз вырастала по мере того, как от личности отказывался Лев Толстой. Те и другие, однако, признают кризис в середине его писательской деятельности. Жила, действовала, творила одна половина души великого человека, и вот-ее нет: души половина пропала. И последние десятилетия пишет, живет, действует другая половина души писателя. Но душа-одна: печатью бездушия, мертвенности должна быть отмечена либо первая, либо вторая часть жизни Толстого. Так ли это? Можно было бы много и долго спорить с поклонниками Толстого-художника, отрицающими величие второй половины его жизни, но тут останавливаешься невольно: Толстой, создатель "Анны Карениной", "Войны и мира", не сумел создать своей личной жизни с той же силой и непосредственной убедительнос тью, с какой изваял он пред нами несуществующие жизни своих...