• Наши партнеры:
    Meda.by - Медицинский туризм в Витебске: стоматология, наркология, онкология
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "CREDO"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Николаев С. Д. - Бирюкову П. И., после 4 февраля 1908 г.
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    2. Шестов Лев: Разрушающий и созидающий миры (По поводу 80-летнего юбилея Толстого)
    Входимость: 3. Размер: 106кб.
    3. Квитко Д. Ю.: Философия Толстого. Глава первая. Проблема религии
    Входимость: 3. Размер: 127кб.
    4. Молочников В. А.: Свет и тени. Воспоминания о моем приближении к Толстому
    Входимость: 3. Размер: 157кб.
    5. Минский Н. М.: Толстой и реформация
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    6. Булгаков В. Ф.: Христианская этика. Часть вторая. Глава I. Церковь
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    7. Боборыкин П. Д.: В Москве — у Толстого
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    8. Юношеские опыты. Опыты художественного характера
    Входимость: 1. Размер: 130кб.
    9. Квитко Д. Ю.: Философия Толстого. Глава вторая. Проблема нравственности
    Входимость: 1. Размер: 135кб.
    10. В чем моя вера? (глава 10)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    11. Попов П.: Иностранные источники трактата Толстого "Что такое искусство?"
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    12. В чем моя вера? (Комментарии, вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    13. Опульская Л. Д.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1886 по 1892 год. Глава пятая. Обличительная книга о непротивлении. Семейный раздел
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    14. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Периодическая печать
    Входимость: 1. Размер: 117кб.
    15. Толстой Л. Н. - Ададурову М., 13 - 18 сентября 1910 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    16. Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записи на отдельных листах
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    17. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 6 февраля 1882 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    18. Павел Иванович Бирюков. Биография Л. Н. Толстого (том 4, глава 10). 1906 год. Болезнь Софьи Андреевны. Смерть Марьи Львовны
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    19. Буткевич А. С.: Воспоминания
    Входимость: 1. Размер: 97кб.
    20. Мережковский Д. С.: Лев Толстой и церковь
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    21. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Глава третья. 3. Обоснование идеи непротивления: аргументы разума и аргументы жизни
    Входимость: 1. Размер: 144кб.
    22. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1905 г. Январь
    Входимость: 1. Размер: 158кб.
    23. Горнунг Б.: Л. Н. Толстой и традиции "нового искусства"
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    24. Райнов Т.: Эстетика Толстого и его искусство
    Входимость: 1. Размер: 148кб.
    25. Куприянова Е. Н.: Публицистика Л. Н. Толстого начала 60-х годов
    Входимость: 1. Размер: 100кб.
    26. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Май
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    27. Комментарии ("В чем моя вера?")
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    28. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1909 г. Ноябрь
    Входимость: 1. Размер: 115кб.
    29. Толстой Л. Н. - Зимако (Zimaco), 26 января (8 февраля) 1908 г.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    30. К духовенству
    Входимость: 1. Размер: 43кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Николаев С. Д. - Бирюкову П. И., после 4 февраля 1908 г.
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    Часть текста: против чего-либо подобного. Он говорил, что, достигнувши успеха в устройстве такой общины, мы создадим ловушку, соблазн для людей. Многие по слабости будут присоединяться, совсем не разделяя наших взглядов; да и в нашей среде не все-то будут стоять на одной точке. Пойдет и щегольство нашим credo. Теперь лучше. Слабый солжет страха ради иудейска; сильный претерпит до конца. Для легкомыслия масса простора. Так передаю я Вам общий смысл слов Льва Николаевича, не умея, к сожалению, передать Вам их в точности. Мне кажется, что старик говорит правду, что, формулировав свое credo и легализировав его, мы сами избавимся от соблазна лжи, но устроим его для других. «Вы обратитесь к правительству, — говорит Лев Николаевич, — оно охотно пойдет к вам навстречу ... Но не на этом пути истинная свобода. Если бы было много твердых людей, готовых страдать за свои убеждения, то правительство само бы пошло на компромиссы, не дожидаясь прошений. Оно не может долго преследовать за доброе дело честных, уважаемых людей ... А слабых, которые сами будут просить его о снисхождении, оно примет, но это внесет разврат в их среду, погубит их ......
    2. Шестов Лев: Разрушающий и созидающий миры (По поводу 80-летнего юбилея Толстого)
    Входимость: 3. Размер: 106кб.
    Часть текста: однажды в “Исповеди” встречается у него следующее краткое замечание: “Когда я увидал, как голова отделилась от тела и то и другое врозь застучало в ящике, я понял — не умом, а всем существом, — что никакие теории разумности существующего и прогресса не могут оправдать этого поступка и что, если бы все люди в мире по каким бы то ни было теориям с сотворения мира находили, что это нужно, я знаю, что это не нужно, что это дурно”. Толстой был тогда еще молодым человеком — ему было что-то около тридцати лет, и вот тогда уже он находил возможным противопоставлять свое личное суждение суждениям всех существующих и существовавших с сотворения мира людей. И, без всякого сомнения, в приведенных словах нет никакого преувеличения. Во все мире за все время его бесконечного существования нельзя было бы найти такую силу, которая могла принудить Толстого отказаться от его убеждения и признать смертную казнь не то что нужной или хорошей, но имеющей хотя бы какое-нибудь оправдание. Это — с одной стороны. С другой же, очевидно, и у Толстого не было той силы, которая могла бы заставить людей перестать казнить своих ближних. Теперь, почти через пятьдесят лет после его путешествия в Париж, он снова с тем же негодованием и с той же страстью восстает против смертной казни: “Не могу молчать”, — кричит он на весь...
    3. Квитко Д. Ю.: Философия Толстого. Глава первая. Проблема религии
    Входимость: 3. Размер: 127кб.
    Часть текста: вывод этот не мешал ему, однако, дальше продолжать свои поиски, глубже входить в явления жизни и сделать свою собственную жизнь целью исследования этой «бессмысленной» жизни, а многих общемировая бесцельность мало огорчала. Юм, например, был достаточно предусмотрителен, чтобы не перенести своего скептицизма из области философии ни в общественную деятельность, которой он охотно занимался, ни в сферу кулинарную, куда его часто зазывал здоровый аппетит. Он был тонким знатоком всех отделов «эмпирики», но знал он искусство не смешивать их, так что когда он занимался одним делом, он умел забывать все прочее. Но Юм далеко не был исключением среди своих коллег, у которых было два мира — теоретический и практический. Теоретики искусства говорят, что быть на известном расстоянии от предмета своего наблюдения или созерцания, не совсем забыться в нем, — граничит с эстетизмом. Если это так, тогда Толстой не был эстетом в этом отношении, ибо он всегда умел отделять себя от предмета исканий. Искал он смысла жизни с тем, чтобы ответить своей беспокойной душе, есть ли смысл ей жить. Когда поиски были удачными, он своим нахождениям не просто радовался: он возвещал их миру, как будто смысл жизни для всех найден. А искал он смысла жизни потому, что он сомневался в его существовании, и темперамент у него был таков, что усиленное сомнение превращалось у него в сильную веру, — скептицизм — в догматизм, и всякое другое мнение было ему враждебно, ибо, с трудом найденное, оно с трудом держалось у него....
    4. Молочников В. А.: Свет и тени. Воспоминания о моем приближении к Толстому
    Входимость: 3. Размер: 157кб.
    Часть текста: ребенок ничего не читает, чем когда он читает ненужное. Натерпевшись в детстве и юности не мало горя, изведав то, о чем у меня недостает сил говорить, я двадцати лет получил уже некоторую независимость. В это время знакомая горничная посоветовала мне бросить глупые книги, а лучше достать и прочесть „Войну и мир“ Толстого. Я послушался, и не читал, а весь ушел в душу писателя. Весь свой досуг я отдавал этой дивной книге. Она слила меня с русским народом, со всем миром и несколько раскрыла мне мою же душу. С тех пор я уже не читал плохих, разжигающих книг; вкус мой стал очищаться, и как-то инстинктивно я всасывал в себя прекрасное из окружающего. С той же поры началась с перебоями моя духовная работа. Она — эта работа — шла крайне лихорадочно. Увы! моя натура воспринимала не только прекрасное. Грубая действительность, жизнь среди развращенных людей оставила во мне большой след. Сказать, что хорошо, что дурно, мне было некому. Временами я впадал в такое уныние, что не...
    5. Минский Н. М.: Толстой и реформация
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: Толстого, но уже не черною чертою нетерпимости и отчуждения, а красною чертою понимания и любви. Мне кажется, что ценить в Толстом главным образом моралиста - значит рассматривать его не с русской, а с европейской точки зрения. В Европе, где культ комфорта и спорта безраздельно царит над умами и совестью людей, морализирующее слово Толстого, подкрепленное примером его жизни, произвело на самом деле потрясающее действие. Толстой поразил воображение захлопоченных европейцев почти в той же мере, в какой в свое время Сакья-Муни поразил фантазию изнеженных азиатов. Весть о том, что королевич, имевший возможность пользоваться высшими, почти божественными дарами жизни - многоженным гаремом, тенистыми садами, мягкими диванами, - добровольно отказался от этой небесной роскоши ради мудрости и святости, - весть эта разбудила сонного азиата, заставила уверовать в возможность несбыточного, в чудо. Не менее потрясен и взволнован был европейский буржуа, узнав, что богатый граф, не самозванный, а подлинный, имеющий возможность кататься в автомобиле и заказывать платье в Лондоне, проповедует скромную трудовую жизнь крестьянина, и не только проповедует, но сам питается и одевается, как крестьянин, шьет сапоги, кладет печи и пешком ходит из Москвы в Ясную Поляну. Еще более был изумлен европейский писатель, у которого, по удачному выражению Тургенева, при мысли о гонораре не только глаза, но и зубы загораются, когда он узнал, что есть гениальный романист, который добровольно отказывается от гонорара, пренебрегает сакраментальным верховным, божественным авторским правом. Дело было тут не в гении Толстого, не в убедительности гениального слова, а в том, что гений имеет больше прав на наивысший гонорар. Гений Толстого сыграл ту же...
    6. Булгаков В. Ф.: Христианская этика. Часть вторая. Глава I. Церковь
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    Часть текста: Часть вторая ГЛАВА I Церковь Обманы веры: Способы их распространения и внушения. Credo quia absurdum. Отношение церкви к жизненным вопросам. Божественно ли происхождение церкви? Понятие о ереси. Освобождение от обманов веры. 1 Каким образом мог человек с пробудившимся разумом признать ложь истиной? Несомненно, разум его должен был быть извращен, потому что не извращенный разум безошибочно отличает ложь от истины, в чем и состоит его назначение. Извращение разума состоит в обманах веры. Обманы веры происходят оттого, что люди прежних поколений внушают последующим поколениям различными искусственными способами понимание смысла жизни, основанное не на разуме, а на слепом доверии. Умышленно смешиваются и подставляются одно под другое понятие веры и доверия: утверждается, что без веры человек не может жить и мыслить, что совершенно справедливо, и на место понятия веры, т. е. признания того, что существует то, что сознается, но не может быть определено разумом, как Бог, душа, добро,-- подставляется понятие доверия в то, что существует Бог именно такой-то, в трех лицах, тогда-то сотворивший мир и то-то, тогда-то и через таких-то пророков. Основанные на таком смешении понятий обманы веры, извращая разум, извращают и истинную религию 1 . Учение Христа, как и всякое религиозное учение, заключает в себе две стороны: 1) учение о жизни людей - о том, как надо жить каждому отдельно и всем вместе - этическое и 2) объяснение, почему людям надо жить именно так, а не иначе - метафизическое учение. Одно есть следствие и вместе причина другого. Эти стороны находятся во всех религиях мира. Но как было со всеми учениями - браманизмом, иудаизмом, буддизмом, так было и с учением Христа. Люди отступают от учения о жизни, и из числа их являются такие, которые берутся оправдать это отступление. Люди эти, садящиеся, по выражению Христа, на седалище Моисея, разъясняют метафизическую сторону учения так, что его этические требования становятся...
    7. Боборыкин П. Д.: В Москве — у Толстого
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    Часть текста: и раньше я уже много слышал о нем рассказов и в литературном кругу Петербурга, особенно от А. Ф. Писемского, и в семействе кн. Дондуковых-Корсаковых, с которым он сошелся за границей 3 . И для меня его личность, фигура, лицо, тон разговора, разные особенности нрава были уже довольно близки. Одна из княжон Дондуковых 4 часто рассказывала мне и представляла даже в лицах, как он ходил к ним запросто по вечерам (это было в Брюсселе), очень часто играл в четыре руки, читал им те вещи для народного чтения, которые он готовил тогда для своего деревенского журнала 5 . А петербургские писатели, вроде того же Писемского, называли его «Левушка Толстой», распространялись больше всего о его тогдашних «разносах» неприятной ему шекспиромании и обличениях своих старших собратов по беллетристике в напускных якобы эстетических восторгах 6 . Ко второй половине 60-х годов от князя Л. Д. Урусова слышал я рассказ о том, как он ехал с Толстым по железной дороге, как Лев Николаевич был отрицательно настроен ко всему политическому движению тех годов и — между прочим — хвалил ему мой роман «Земские силы», оставшийся недоконченным с прекращением «Библиотеки для чтения» в начале 1865 года 7 . Вот, вероятно, и все. «Исповедь» (я ее читал в корректурах, кажется добытых от С. А. Юрьева) 8 впервые вызвала во мне усиленный интерес к его задушевной жизни, привлекла меня своей искренностью, заохотила к желанию личного знакомства. Счетом у меня было...
    8. Юношеские опыты. Опыты художественного характера
    Входимость: 1. Размер: 130кб.
    Часть текста: «САНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВІЕ ЧЕРЕЗЪ ФРАНЦІЮ И ИТАЛІЮ». 172 [Перевод Стерна.] «Это дело», сказалъ я, «лучше решили бы во Францiи». — — «А вы были во Францiи?» сказалъ мой собеседникъ, обратившись ко мне съ видомъ самаго учтиваго торжества. — «Странно», подумалъ я, разбирая это дело съ самимъ собою, «что плаванiе на пространстве двадцати одной мили, потому что, положительно, больше не будетъ отъ Дувра до Кале, можетъ дать человеку такiя права. — Я ихъ разсмотрю»... Итакъ, оставивъ споръ, я прямо пошелъ на мою квартиру, сложилъ полдюжины рубашекъ и пару черныхъ шолковыхъ штановъ. «Фракъ, который на мне», сказалъ я, посмотревъ на рукава, «сойдетъ»... и взялъ место въ Дуврскомъ дилижансе. И такъ какъ корабль отправлялся въ девять часовъ следующаго утра, въ три я сиделъ за моимъ обедомъ, изъ цыплячьяго фрикасе, такъ неоспоримо во Францiи, что ежели бы я въ ту же ночь умеръ отъ разстройства въ желудке, целый светъ не могъ бы остановить действiя droits d’aubaine: 173 мои рубашки, черная пара шолковыхъ штановъ, чемоданъ и все пошло бы къ королю Францiи, — даже этотъ маленькой портретъ, который я такъ долго носилъ и...
    9. Квитко Д. Ю.: Философия Толстого. Глава вторая. Проблема нравственности
    Входимость: 1. Размер: 135кб.
    Часть текста: назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно. Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной деятельной будущности; но жизнь моя шла все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком»1. 17-летний юноша, еще томящийся классами и «алгеброй» Франкера, уже задумывается над «назначением человека» и уже убежден, что оно состоит в «нравственном усовершенствовании». Казалось бы, что в те годы проблема вечности еще не должна разъедать юный мозг. Но разве не будущий автор «Исповеди» писал эти строки? Разве мысль, что жизнь его шла «все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком», не томила его душу уже тогда? Правда, он тут о религии не говорит, но о какой вечной нравственности может итти речь, если нет вечного хранителя нравственных устоев? Об этом он говорил позже, когда он окончательно договорился с Отцом небесным, что Тот не оставит его, взамен чего сын божий (с маленькой буквы) оставит мысль о веревке и вместо мысли о самоубийстве будет думать о соединении религии с нравственностью. А соединил он их вот как: «Религия есть установленное человеком между собою и вечным бесконечным миром или началом и Первопричиной его известное отношение. «Из этого ответа на первый вопрос сам собою вытекает ответ и на второй: «Если религия есть установленное отношение человека к миру, определяющее смысл его жизни, то нравственность есть указание и разъяснение той деятельности человека,...
    10. В чем моя вера? (глава 10)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: сказал мне, что христианское учение как нравственное учение о жизни не важно. "Все это, - сказал он мне, - можно найти у стоиков, у браминов, в Талмуде. Сущность христианского учения не в этом, а в теозофическом учении, выраженном в догматах". То есть не то дорого в христианском учении, что вечно и общечеловечно, что нужно для жизни и разумно, а важно и дорого в христианстве то, что совершенно не понятно и потому ненужно, и то, во имя чего побиты миллионы людей. Мы составили себе ни на чем, кроме как на нашей злости и личных похотях основанное ложное представление о нашей жизни и о жизни мира, и веру в это ложное представление, связанное внешним образом с учением Христа, считаем самым нужным и важным для жизни. Не будь этого веками поддерживаемого людьми доверия ко лжи, ложь нашего представления о жизни и истина учения Христа обнаружились бы давно. Ужасно сказать (но мне иногда кажется): не будь вовсе учения Христа с церковным учением, выросшем на нем, то те, которые теперь называются христианами, были бы гораздо ближе к учению Христа, то есть к разумному учению о благе жизни, чем они теперь. Для них не были бы закрыты нравственные учения пророков всего человечества. У них были бы свои маленькие проповедники истины, и они верили бы им. Но теперь вся истина открыта, и вся истина эта показалась так страшна тем, чьи дела были злы, что они перетолковали ее в ложь, и люди потеряли доверие к истине. В нашем европейском обществе на заявление Христа, - что он пришел в мир для того, чтобы свидетельствовать о истине, и что потому всякий, кто - от истины, слышит его, на эти слова все давно уже отвечали себе словами Пилата: что есть...