Поиск по творчеству и критике
Cлово "DEUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Круг чтения (черновики). За что?
Входимость: 3. Размер: 74кб.
2. Дневник 1904 г. Примечания
Входимость: 2. Размер: 227кб.
3. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1905 г. Ноябрь
Входимость: 1. Размер: 141кб.
4. Грачев А.: "После бала" - воспоминание или литературная реминисценция?
Входимость: 1. Размер: 18кб.
5. Кросби Э. Л.: Н. Толстой как школьный учитель. Глава II. Драки в школе
Входимость: 1. Размер: 5кб.
6. Толстой Л. Н. - Толстой А. А., 5 (17) июля 1857 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
7. Дневник 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 207кб.
8. Дневник 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 216кб.
9. Круг чтения. Недельное чтение. За что?
Входимость: 1. Размер: 108кб.
10. Булгаков В. Ф.: Л. Толстой и наша современность
Входимость: 1. Размер: 41кб.
11. Булгаков С. Н.: Человекобог и человекозверь
Входимость: 1. Размер: 107кб.
12. Мережковский Д. С.: Л. Толстой и Достоевский. Религия. Часть первая. Третья глава
Входимость: 1. Размер: 104кб.
13. Мережковский Д. С.: Л. Толстой и Достоевский. Религия. Часть первая. Первая глава
Входимость: 1. Размер: 162кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Круг чтения (черновики). За что?
Входимость: 3. Размер: 74кб.
Часть текста: удерживал ее, провожал ее влюбленным взглядом, и без нее ему было скучно. Она, сама не зная этого, кокетничала с ним. Она не кокетничала, но ее веселило присутствие молодого мужчины, и она отдавалась своему женскому инстинкту: делать то, что — она чутьем понимала — нравилось ему. Но ей скоро не нужно было и выбирать, что делать: она чувствовала, что нравилось ему всё,[120] что бы она ни сделала. Нравилось то, как она наперегонки бегала с борзыми, прыгавшими на нее и лизавшими ее лицо, нравилось, как она лезла на старую вишню и кидала ему оттуда вишни, нравилось, как она принимала серьезный вид при мрачном отце, нравилось, как она хохотала, когда он упал, бегая за нею,[121] нравилось, как она неумело, но мило и верно пела итальянские арии, нравилось, как она по вечерам, садясь в отцовское кресло, мгновенно засыпала и вдруг, смеясь, просыпалась. Все ждали, что Иосиф сделает предложение, но, к удивлению всех, он уехал, не сделав его. Только Альбина в самой глубине души, не говоря этого даже себе, поняла, отчего это случилось. В глубине души она знала, что он любит ее и она также любит его. Ей жалко было сестру. Она ее еще больше полюбила, чем прежде, но что ж ей было делать. Пшиздецкие жили своими семейными, домашними интересами, старик открыл новое лечение и испытывал его. Мать с трудом вела большое хозяйство. Дочери шили в пяльцах, играли на арфе, переписывались с другинями и скучали. Сначала думали на зиму ехать в Варшаву, но в Варшаве шла революция. Вся семья Пшиздецких с волнением следила за революцией. Старик ругал русское правительство, но не ожидал ничего хорошего. Мать молилась за Польшу и борящегося[122] Давида с Голиафом. Эрнестина[123] была почти равнодушна. Ее увядающая, никому не нужная красота поглощала почти все ее чувства и мысли. Альбина горела патриотическим огнем и решила бежать в мужском платье и пристать к патриотам. Мать застала...
2. Дневник 1904 г. Примечания
Входимость: 2. Размер: 227кб.
Часть текста: дневнике. — Записью 2 января 1904 г. начинается новая тетрадь Дневника Толстого. 2. 3 3-4 . рассказ Бож[еское] и Чел[овеческое] . — Первая черновая редакция повести «Божеское и человеческое» была записана Толстым в Дневнике после записи 30 декабря 1903 г. См. т. 54, стр. 204—208. 3 января. Стр. 3—5. 3. 3 14 . Сережа — старший сын Толстого, Сергей Лъвович Толстой (род. 28 июня 1863 г.). См. т. 48, прим. к записи Дневника от 16 ноября 1864 г. 4. 3 14 . Тет[я] Таня — свояченица Толстого, Татьяна Андреевна Кузминская, рожд. Берс (род. 29 октября 1846 г., ум. 8 января 1925 г.). См. т. 47. 5. 3 15 . Понемногу подвигаюсь в «Фалъш[ивом] Kyn[oнe]». — «Фальшивый купон» — повесть, начатая Толстым в конце 1880 гг., к обработке которой он приступил 5 октября 1902 г. и затем 25 декабря 1903 г. (см. запись в Дневнике Толстого под этими числами, т. 54, стр. 145 и 202). 6. 3 16—17 . Занят тоже исправлением «Мыслей». — «Мысли мудрых людей на каждый день». Собраны гр. Л. Н. Толстым, изд. «Посредник» № 490, М. 1903. Толстой был занят тогда исправлением этого составленного им сборника изречений на каждый день, имея в виду, вероятно, следующее его издание. 7. 3 18 —4 2 Боюсь ли я смерти?..... чувство к смерти. — Эта мысль впоследствии была Толстым внесена с небольшими редакционными исправлениями в его сборник изречений «На каждый день» (29 января, 7). См. т. 43, стр. 57—58. 8. 4 14 . Юша Оболенский — кн. Юрий Васильевич Оболенский (1826—1886), знакомый Толстого. Служил в сенате, во время Крымской кампании был в Севастополе. В 1856 г. состоял при председателе комиссии для расследования злоупотреблений в крымской и южной армиях. В 1880—1886 гг. смоленский губернский предводитель дворянства. Упоминается в Дневнике Толстого 20 мая...
3. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1905 г. Ноябрь
Входимость: 1. Размер: 141кб.
Часть текста: будь либералов и социал-демократов, мы не имели бы конституции, и что было бы в будущем? Они, эти партии, добьются своего. Л. Н. : Я никогда не предугадываю, что̀ будет в будущем, не думаю и не хочу думать о будущем. Я доволен нынешним моментом. Не хочу, чтобы был ни Николай, ни Витте с парламентом, ни республика с Горьким 3 . Л. Н. прибавил, что для Витте выгодно, чтобы не было истинной свободы. Тогда он не удержался бы на первом месте. Теперь он господин России. 1* Л. Н. : До сих пор либеральная пресса свободно писала, все было гладко, а теперь повсюду чувствуется движение, надо считаться ей с народом. Михаил Сергеевич говорил о Польше; по газетным слухам, там тоже революция 4 . Михаил Сергеевич предполагает, что Пруссия не позволит русскому правительству дать Польше автономию и что правительство с восторгом накинется на Польшу, чтобы отвлечь внимание от внутреннего недовольства. — Можно надеяться на великодушие Франции, — прибавил Михаил Сергеевич. Л. Н. : Ведь Франция боится, уступает перед Пруссией. А Австрия, как всегда, будет балансировать, где выгоднее. Я Польше от всей души желаю, чтобы освободилась. У меня есть старая патриотическая закваска, пробивалась в японской войне, но тут — как могу желать, так желаю... Сегодня Л. Н. передал всем «Конец века» 5 . 5 ноября. Суббота. М. С. Сухотин вечером, вернувшись из Тулы, привез известия: что забастовали русские железные дороги с требованием автономии Польши; что польские забастовщики струсили, потому что Вильгельм двинул 200 000 войск к границам и они не хотят подпасть под власть Германии; им выгоднее быть с Россией 1 . Л. Н. : Особенно теперь, когда правительство будет слабее. Михаил Сергеевич : Обнародован царский манифест о прекращении выкупа (выкупных платежей) с нового, 1906 года, наполовину, с 1 января 1907 — полностью....
4. Грачев А.: "После бала" - воспоминание или литературная реминисценция?
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: заедает человека" 2 . "Мотив хороший и очень сильный" (там же), но требующий многого от художника, занятого изображением человека ("животного табунного, а не уединенного", - ср. "Холстомер"). Герои статьи - плещеевские "благородные юноши": "они учатся в университете", или "входят в кружок прекрасных молодых людей". "Часто все эти счастливые случайности сходятся вместе и помогают одна другой" (указ. соч., с. 200). Они "горды тем, что не вредят" (с. 202), но их "гордость" (с. 203) - от полузнания, от соблазна "идти прямо" в одиночку. Люди и так уже знают (но знают пассивно) "что хорошее - хорошо, а дурное - дурно" (с. 208). Статья Н. Добролюбова, исполненная стилистически созвучной рассказчику полемичности, к штампам, содержит и актуальное для контекста "После бала" определение платонической любви (у Л. Толстого - "бестелесности"): "Если платонизм в женской любви смешон, то в тысячу раз смешнее платонизм в любви к родине, к народу, к правде и пр." Он "в любви к общему делу никуда не годится" (с. 210); ср. "-Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились" (с....
5. Кросби Э. Л.: Н. Толстой как школьный учитель. Глава II. Драки в школе
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: один раз за разом все легче отплачивает другому; и не пройдет пяти минут, как оба делаются друзьями и идут садиться рядом. "Недавно между классами, в углу, сцепились два мальчика; один-замечательный математик, лет девяти, второго класса, другой-стриженый дворовый, умный, но мстительный, крошечный, черноглазый мальчик, прозванный Кыской. Кыска сцапал за длинные виски математика и прижал ему голову к стене; математик тщетно цеплял за стриженную щетинку Кыски. Черные глазенки Кыски торжествовали. Математик едва удерживался от слез и говорил: "ну, ну! что? что?" но ему видно плохо приходилось, и он только храбрился. Это продолжалось довольно долго, и я был в нерешительности, что делать. "Дерутся, дерутся!" закричали ребята и столпились около угла. Маленькие смеялись, но большие, хотя и не стали разнимать, как-то серьезно переглянулись, и эти взгляды и молчанье не ушли от Кыски. Он понял, что делает что-то нехорошее, И начал преступно улыбаться и отпускать понемногу виски математика. Математик вывернулся,...
6. Толстой Л. Н. - Толстой А. А., 5 (17) июля 1857 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: Толстой Л. Н. - Толстой А. А., 5 (17) июля 1857 г. 83. Гр. А. А. Толстой. 1857 г. Июля 5/17. Люцерн. Надеюсь, милая бабушка, что вы и не ожидали меня по нынешней погоде. 1 Я полагаю, что вы устали и ляжете спать теперь, как я это сделал, придя с Риги; 2 поэтому нейду к вам. Поедете ли вы нынче кругом озера? 3 — Вообще ожидаю ваших приказаний. — Ваш Гр. Л. Толстой. 17 июля. Нет ли известий о моем псе? 4 Примечания Впервые опубликовано в ПТ, стр. 76—77. Год определяется записью в Дневнике под 5/17 июля, т. 47, стр. 145. 1 Судя по записи Дневника, в этот день с утра шел дождь. 2 Толстой поднимался на горный межозерный массив Риги с северного, более пологого, склона, от деревни Гольдау. Подробнее см. в т. 47, стр. 477, прим. 1945. 3 Фирвальдштетское озеро в Швейцарии; на его восточном берегу расположен Люцерн. 4 См. записи в Дневнике под 4/16, 5/17, 10/22 июля, т. 47, стр. 144, 146. На обороте четвертой страницы письма рукой Толстого написано: «Eritis ut Deus» [«Будьте как бог»].
7. Дневник 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 207кб.
Часть текста: того, что долженъ бы испытывать путешественникъ, подъезжающiй къ тому месту, где его поездъ съ огромной высоты падаетъ въ море, или поднимается на огромную высоту вверхъ на балоне. Путешественникъ знаетъ, что съ нимъ ничего не случится, что съ нимъ будетъ то, что б[ыло] съ милiонами существъ, что онъ только переменитъ способъ путешествiя, но онъ не можетъ не испытывать волненiя, подъезжая къ месту. Такое же и мое чувство къ смерти. 2) Я сначала думалъ, что возможно установленiе доброй жизни между людьми при удержанiи техъ техническихъ приспособленiй и техъ формъ жизни, въ к[оторыхъ] теперь живетъ человечество, но теперь я убедился, что это невозможно, что добрая жизнь и теперешнiя технич[ескiя] усовершенствованiя и формы жизни несовместимы. Безъ рабовъ нетолько не будетъ нашихъ театровъ, кондитерскихъ,[5] экипажей, вообще предметовъ роскоши, но едва ли будутъ[6] все железн[ыя] дороги, телеграфы. A кроме того, теперь люди поколенiями такъ привыкли къ искусственной жизни, что[7] все городскiе жители не годятся уже для справедливой жизни, не понимаютъ, не хотятъ ея. Помню, какъ Юша Оболенскiй, попавъ въ деревню во время мятели, говорилъ, что жизнь въ деревне, где заносить снегомъ...
8. Дневник 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 216кб.
Часть текста: свою прелесть, свое значенiе; награда же — настоящая, несомненная, не уменьшающаяся и растущая. И такая награда есть одна: это добрый поступокъ, если онъ сделанъ только для Бога, какъ н[а]п[римеръ], если въ душе своей победишь недоброе чувство — простишь. Делаешь для Бога — и награда[769] отъ Бога, отъ того Бога, к[оторый] въ насъ. И награда эта — не награда, а это — удовлетворенiе. Это тоже, чтобы утолить жажду. Это не награда, а больше, тверже. Но для того, чтобы знать эту награду, надо установить съ Богомъ, съ однимъ Богомъ отношенi[е]. Это я начинаю испытывать и стараюсь утвердиться, прiучиться. 2) Да, жизнь есть ростъ, или раскрытiе духовной сущности. Это раскрытiе идетъ до самой смерти. Въ смерти оно cовершается вполне для того отдельнаго существа, к[оторое] я[770] сознаю собой. 3) Я всю жизнь жилъ для внешнихъ целей, для себя и для людей, въ особенности для людей; трудно отвыкать отъ этого и прiучить себя жить одному съ Богомъ и для Бога. А въ этомъ высшее благо. 6 Янв . 1906. Я. П. Все поправляю Пра[вительство], Рев[олюцiонеры] и Н[ародъ] и, кажется, кончилъ или близокъ къ концу. Очень мрачно себя чувствую. Стараюсь и не могу победить. Ничемъ не выражаю своей недоброты, но чувствую и мыслю недоброе. Записать надо только: 1) Въ М[ысляхъ] М[удрыхъ] Л[юдей] нынче, 6-го, Рёскина о томъ, что грехъ людей есть грехъ Іуды, то, что люди не верятъ въ своего Христа и продаютъ его. Въ первый разъ понялъ: Да, главная ошибка — источникъ всякихъ страданiй и бедствiй, то, что мы не веримъ въ свою божественность и продаемъ ее за чечевичную похлебку телесныхъ радостей. 2) Еврейская вера — самая нерелигiозная. Вера, у кот[орой] знаменатель ∞, безконечность. Гордая вера въ то, что они одни избранный Богомъ народъ. 3) Шкарванъ...
9. Круг чтения. Недельное чтение. За что?
Входимость: 1. Размер: 108кб.
Часть текста: полком в войсках Наполеона, которого он обожал. Погибель Наполеона огорчила его, но он не отчаивался в восстановлении, хотя и искалеченного, но все-таки царства Польского. Открытие сейма в Варшаве Александром I оживило его надежды, но священный союз, реакция во всей Европе, самодурство Константина отдаляло осуществление заветного желания. С 25 года Ячевский поселился в деревне и безвыездно жил в своей Рожанке, занимая время хозяйством, охотой и чтением газет и писем, посредством которых он все-таки горячо следил за политическими событиями в своем отечестве. Он был женат вторым браком на бедной красивой шляхтенке, и брак этот был несчастлив. Он не любил и не уважал этой своей второй жены, тяготился ею, дурно, грубо обращался с нею, как будто вымещая на ней свою ошибку второго брака. Детей от второй жены не было. От первой же жены было две дочери: старшая, Ванда, величавая красавица, знавшая цену своей красоты и скучавшая в деревне, и меньшая, Альбина, любимица отца, живая, костлявая девочка, с вьющимися белокурыми волосами и широко, как у отца, расставленными большими блестящими голубыми глазами. Альбине было 15 лет, когда приехал Иосиф Мигурский. Мигурский и прежде студентом бывал у Ячевских в Вильно, где они жили по зимам, и ухаживал за Вандой, теперь же в первый раз уже вполне взрослым, свободным человеком приехал к ним в деревню. Приезд...
10. Булгаков В. Ф.: Л. Толстой и наша современность
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: "Дневники" Толстого, которые, кстати сказать, многими считаются самым великим и гениальным из всего, что написал Толстой, Мережковский в большой статье, посвященной Толстому, сказал: "Он не только не умер, он не только жив - он растет на наших глазах, и неизвестно еще, во что он вырастет!" Мережковский является одним из тех, кто уже начинает прозревать, какая великая сила заключается в философском творчестве Толстого, и кто чует уже эту силу. Что же выделяет для нас Толстого как мыслителя из среды других мыслителей? Мне вспоминаются слова самого Льва Николаевича о мыслителях вообще. Он как-то сказал, что все мыслители разделяются для него на два разряда, на две категории: одни - это мыслители "для себя", как говорил Толстой, и он считал их настоящими философами; другие - это те, которые мыслят "для публики", для аудитории. Это - ненастоящие мыслители. К первой категории Л. Н. относил Канта, Шопенгауэра, ко второй - Льва Шестова и даже Владимира Соловьева... Для меня Толстой, конечно, относится к первому разряду мыслителей, к мыслящим "для себя",-- как однажды Л. Н. и сказал Софье Андреевне, во время болезни...