Поиск по творчеству и критике
Cлово "ERGO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Эрн В. Ф.: Толстой против Толстого
Входимость: 5. Размер: 81кб.
2. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. Глава пятая. Казанский период жизни Толстого
Входимость: 3. Размер: 233кб.
3. Соколов В. Д.: О "Войне и мире"
Входимость: 3. Размер: 67кб.
4. Черновые тексты "Отрочества" и "Юности". X. "Вторая половина" "Юности"
Входимость: 2. Размер: 13кб.
5. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 8 апреля 1876 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
6. Философский отрывок
Входимость: 2. Размер: 3кб.
7. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. Глава седьмая. Борьба с церковью
Входимость: 2. Размер: 238кб.
8. Юношеские опыты. Примечания
Входимость: 2. Размер: 36кб.
9. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 28 сентября 1878 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
10. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. Глава третья. Толстой в 1873—1877 годах
Входимость: 1. Размер: 431кб.
11. Дневник 1847 — 1854 гг. Тетрадь A
Входимость: 1. Размер: 85кб.
12. Петровский А. С.: Краткая хронологическая канва за 1858—1880 гг.
Входимость: 1. Размер: 196кб.
13. Толстой Л. Н. - Меньшикову М. О., 2 (5) октября 1895 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
14. О браке и призвании женщины
Входимость: 1. Размер: 9кб.
15. Толстой Л. Н. - Фету А. А., 10 (15) октября 1880 г.
Входимость: 1. Размер: 26кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Эрн В. Ф.: Толстой против Толстого
Входимость: 5. Размер: 81кб.
Часть текста: жутко. Первый из русских Толстой стяжал себе мировую славу. И слава эта столь велика, что, быть может, из всех известных людей последних веков Толстой самый известный и из всех знаменитых людей нашего времени самый знаменитый. Ни о ком из живых людей столько не говорили и не писали. Ни один писатель, артист и общественный деятель при своей жизни не был славен в такой степени, как Толстой, во всех частях света. И невольно поднимается вопрос: поскольку подлинна эта слава? Поскольку искренне это признание? - вопрос горький, но неизбежный. Слава Толстого холодная, внешняя. С признанием связывается глубочайшее равнодушие. Да! Возмутительное равнодушие к тому, чем жил и мучился Толстой всю свою жизнь, каменное невнимание ко всем душевным стонам, ко всем искренним вздохам этого великого и слабого человека. "Вы считаете, что война необходима, - приводится в "Анне Карениной" изречение А. Karr'а 1 . - Прекрасно. Кто проповедует войну, - в особый передовой легион и на штурм в атаку, впереди всех!" Вы считаете, что Толстой велик и мудр, - можно сказать огромному большинству, т. е....
2. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. Глава пятая. Казанский период жизни Толстого
Входимость: 3. Размер: 233кб.
Часть текста: ними должна была быть продлена опека, и вместо умершей опекунши назначена другая. Естественно, что новой опекуншей должна была сделаться другая тетка малолетних Толстых, родная сестра их отца, Пелагея Ильинична Юшкова. 12 сентября 1841 года Н. Н. Толстой обратился к мужу своей тетки Владимиру Ивановичу Юшкову с письмом, в котором, извещая его о смерти тетушки, писал (перевод с французского): «Мы просим все нашу тетеньку, я, мои братья и моя сестра, не покидать нас в нашем горе, взять на себя опекунство. Вы должны себе представить, дядюшка, весь ужас нашего положения. Ради бога, дядюшка, не отказывайте нам, мы просим Вас ради бога и покойной. Вы и тетенька единственная наша опора на земле». В письме была приписка Т. А. Ергольской, присоединявшейся к просьбе детей: «Сжальтесь над нашими бедными детьми, — писала она, — не отказывайте им в их просьбе; ведь вы их ближайшие родственники, бога ради, не противьтесь тому, чтобы Полина приняла на себя опекунство. Они не осмеливаются просить и Вас также взять это на себя, зная Ваше слабое здоровье, но для них было бы большим счастьем, если бы Вы на это согласились»1. Т. А. Ергольская предполагала, что, поступив под опеку Пелагеи Ильиничны, дети попрежнему будут продолжать жить с ней в Ясной Поляне, но вышло иначе. П. И. Юшкова объявила, что она соглашается принять опекунство, но что всех детей она увозит к себе в Казань, где она жила вместе с мужем. Поводом к этому она выставляла то, что в Казани детям легче будет получить образование, но действительная причина была иная. Как сообщает С. А. Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого», Пелагея Ильинична ненавидела Татьяну Александровну за то, что муж ее Владимир Иванович в молодости был влюблен в нее и делал ей предложение, но Татьяна Александровна ответила отказом. Пелагея Ильинична, пишет С. А....
3. Соколов В. Д.: О "Войне и мире"
Входимость: 3. Размер: 67кб.
Часть текста: перед смертью, да и жениться надо бы было. А по дороге попал в плен к абрекам. Убежал. Его поймали. Посадили в яму. Он снова убежал. Его снова поймали, посадили в яму, да еще и колодок навесили. А он снова убежал и на этот раз его русские солдаты подобрали и отвезли в родную крепость. -- Вот и домой съездил, женился! - сказал он товарищам. - Нет, уж видно не судьба моя. -- Вот такой фатализм. И разве не высмеивает в этом рассказе Л. Толстой фатализм? - спрашивал наш приятель. Возразить было нечего. Или взять "Войну и мир". О Жюли Карагиной, вдруг по случаю наследства разбогатевшей Л. Толстой писал: "Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там ". Когда Друбецкой сделал ей наконец предложение, устроившая помолвку Анна Михайловна "сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом". Вообще все эпизоды с ухаживанием Бориса Друбецкого за Жюли - поток сплошного юмора. "Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису, и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами — Жюли и княжной Марьей ... [Борис был из тех молодых людей, которые ] углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского и им открывала свои альбомы, исполненные грустных изображений, изречений и стихов. Жюли была особенно ласкова к Борису: жалела о его раннем разочаровании в жизни, предлагала ему те утешения дружбы, которые она могла...
4. Черновые тексты "Отрочества" и "Юности". X. "Вторая половина" "Юности"
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Часть текста: переехали все вместе. — Выпросивъ у отца комнатку во флигеле, где никто не жилъ, я одинъ, безъ человека, поселился въ ней, такъ что самъ убиралъ комнату, и никто не мешалъ мне; и тамъ-то начались для меня эти чудныя незабвенныя раннiя утра отъ 4 до 8 часовъ, когда я одинъ самъ съ собой перебиралъ все свои бывшiя впечатленiя, чувства, мысли, поверялъ, сравнивалъ ихъ, делалъ изъ нихъ новые выводы и по своему перестроивалъ весь мiръ Божiй. Я уже и прежде занимался умозрительными разсужденiями, но никогда я не делалъ этаго съ такой ясностью, последовательностью и съ такимъ упоенiемъ. — Подъ влiянiемъ совершенно другихъ окружающихъ меня предметовъ и — главное, подъ влiянiемъ этаго умственнаго увлеченiя, я совершенно забылъ свое Московское несчастье и былъ почти счастливъ. — Одно изъ главныхъ стремленiй на пути къ счастiю, вложенныхъ въ душу человека, есть стремленiе къ самозабвенiю, къ пьянству. Ежели это не пьянство наслажденья или любви, или труда, то это пьянство гордой умственной деятельности. Я все это время былъ совершенно пьянъ отъ наслажденiя копаться въ этой девственной земле детскихъ впечатленiй и чувствъ и делать изъ нихъ новые, совершенно новые выводы. Ни семейныя дела, ни прогулки, ни рыбныя ловли — ничто меня не интересовало. Я въ это время заметно охладелъ ко всемъ нашимъ. И я убежденъ, что выводы, которые я делалъ, были не только относительно меня, но положительно новые. Я чувствовалъ это по тому неожиданному, счастливому и блестящему свету, который вдругъ разливала на всю жизнь вновь открытая истина. Я внутренно чувствовалъ, что, кроме меня, никто никогда не...
5. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 8 апреля 1876 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Часть текста: должен согласиться со всем. Возражение мое будет состоять не в отрицании отдельных мыслей или самого хода рассуждений, а в том, что этот ход, по моему мнению, не может привести к тому, чего мы с Вами ищем. Ваше письмо есть новая попытка пойти по тому же пути, по которому шли Декарт, Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр. Они точно также начинали из себя, от Cogito, ergo sum 3 , от я, от сознания воли, — и отсюда выводили понятие об остальном существующем. Ваше понимание этого же хода мыслей представляет только большую общность и конкретность, — великие достоинства. «Прежде всего я знаю, что я живу»; «главный вопрос философии есть: что такое жизнь? что такое смерть?»; «не решив этого вопроса, нельзя говорить о мертвом, не только как об основании живого, но и вообще как о чем-то существующем»; — эти Ваши формулы удивительно сильны и ясны. Но это все-таки то, что я называю субъективизмом. К чему мы должны прийти, делая себя меркою существующего? К тому, чтобы...
6. Философский отрывок
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Часть текста: Философский отрывок [ФИЛОСОФСКИЙ ОТРЫВОК.] 6 Д[екабря ] 1868 . Не cogito ergo sum, [1] не пространство и время врождены, но в се движется. Слово выражающее что нибудь вне движенiя = 0.— Геометрiя – наука потому, что допускаетъ безконечное движенiе, не спрашивая, что оно такое и где его конецъ, но изучая только соотношенiя движенiй точекъ – линiй. Математика не спрашиваетъ о причине, что изъ чего, оттого и дохо[дитъ] до резуль[татовъ] [?]. Цель философiи – узнать общiя законы, для этаго надо отрешиться отъ личности. Личность есть точка линiй, и соотношенiй ихъ только въ движенiи личности. Съ этой точки зренiя: что делаютъ люди, какая ихъ цель. Приложенiе своихъ способностей – движенiе по направленiю даваемому Х-мъ. Это движенiе даетъ линiю и сочетанiе ихъ и законы. Вун[д]та – Гегеля философiя – понятiе. Его опроверженiе понятiя – мысль . Что такое его опроверженiе матерьялизма. Комментарий Отрывок, автограф Толстого, написан на обороте первой страницы рассуждения о браке и призвании женщины (см. следующую заметку). Почерк крупный и размашистый. Время написания точно устанавливается датой, выставленной самим автором в начале отрывка. «Cogito ergo sum» (я мыслю, следовательно, существую) – известное положение французского философа Декарта. Рукопись хранится в архиве Толстого в Всесоюзной библиотеке им. В. И. Ленина (Папка 11 , 22.) Отрывок печатается впервые. 1. [Я мыслю, следовательно существую,]
7. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. Глава седьмая. Борьба с церковью
Входимость: 2. Размер: 238кб.
Часть текста: Глава седьмая БОРЬБА С ЦЕРКОВЬЮ (1879—1881) I Порвав с учением церкви, Толстой, стремясь «дойти до корня» открывшейся ему лжи, решил основательно изучить все те древние книги, на которых церковь основывала свое вероучение. Он проштудировал Символ веры (IV в.), «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина (VIII в.), «Послание патриархов православной и кафолической церкви о православной вере» (XVII в.), «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной» (XVII в.), «Православное учение или сокращенную христианскую богословию» митрополита Платона (XVIII в.) и, наконец, «Православный христианский катехизис» митрополита Филарета (1823). Изучая эти книги, Толстой подвергал их строгой критике разума. «Я исписал много бумаги, — рассказывает Толстой в черновой редакции «Исследования догматического богословия», — начиная от слова до слова анализировать сначала Символ веры, потом катехизис Филарета, потом „Послание восточных патриархов“ ... » Большая часть рукописей этих критических замечаний Толстого на древние изложения учения православной церкви не сохранилась. Одновременно Толстой изучал Библию и особенно Евангелия, стараясь уяснить себе основы христианского учения. Изучал Толстой также и историю церкви, начиная с первых веков христианства. Первое упоминание о работе Толстого над большим сочинением религиозно-философского содержания находим в письме С. А. Толстой к Т. А. Кузминской от 21 октября...
8. Юношеские опыты. Примечания
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Часть текста: patrie (П. XXI) — 4° 4 лл. (2 л. текста и 2 л. обложки). Детское французское упражнение, старательно написанное, с подписью Léon Tolstoi. На обложке: «A ma chère Tante». В тексте сохранены авторские особенности языка и орфографии. IV. Le présent, le passé et le futur. (П. XXI) — 4° 1 л. Подобное же упражнение. V. Notes sur le second chapitre des «Caractères» de La Bruyère (П. XXI) — 4°, 2 лл. Тоже упражнение 1840-х гг., несколько более позднее. VI — XIII. Различные отрывки 1847—1852 г. (П. XXI) . Из них три первые записаны в переплетенной тетради-книге листового формата с завязками. Из 68 лл. этой книги текст занимает в разных местах всего 13 страниц. Разделение на отдельные отрывки установлено нами по содержанию; в оригинале, носящем характер черновых, спешных записей, не везде обозначены границы каждого отрывка. Но весь текст приводится полностью и порядок записей не нарушен. — Первый, № VI, с замечаниями на речь Руссо, занимает в книге первые 4 листа, № VII непосредственно следует за ним, занимая листы 4 — 6; он дает как бы две редакции одного и того же текста (у нас «вариант первый» и «вариант второй»). № VIII — сборный; он начинается на листе 7-м заглавием «О цели философии» и содержит на пяти листах ряд записей с несколькими особыми заглавиями, но к концу все более отрывочных, кратких и беспорядочных. К ним мы присоединяем еще краткую изолированную запись подобного же содержания на л. 28, начатую словами: «Найдя две основные части». В конце этого отрывка (стр. 232, строка 3 сн.) одно слово в три буквы выкинуто, как не принятое в IX. (П. XXI) (Нач. «Ежели бы человекъ не желалъ») сохранился в особой тетрадке 4°, 20 лл., где текст...
9. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 28 сентября 1878 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: приходится мне доказывать, какое Вы для меня спасение и как мало людей, способных к философии. Дней пять назад я получил письмо от Н. Я. Данилевского. Он очень прилежно изучил мою психологию 1 и вот что пишет: «Все ваши доказательства достаточны против материализма, но достаточны ли они и против скептицизма? То, что Вы говорите о сознании, не относится ли вполне к ощущению и нельзя ли сознание определить: постоянное ощущение самого себя? Оно во всяком случае есть первоначальный психический факт, свидетельствующий о чем-то совершенно отличном от всего объективного, факт первичный и ничем уже необъяснимый. Но я думаю, что Вы это так и понимаете. Я не знаю, зачем понадобилось Миллю, для признания, что мы стоим лицом к лицу с чем-то окончательно неизъяснимым, допущение невозможного парадокса, что нечто, составляющее по предположению лишь ряд чувствований, может знать о себе, как о ряде. Мне кажется, что всякое единичное ощущение, хотя бы совершенно отдельное, без всего предшествующего и последующего, т. е., без воспоминаний и ожиданий, уже свидетельствует об этом окончательно-неизъяснимом,...
10. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. Глава третья. Толстой в 1873—1877 годах
Входимость: 1. Размер: 431кб.
Часть текста: Толстой делает намеки на некоторый задуманный им новый большой труд. 20 февраля он пишет Фету: «Я кончил свои Азбуки, печатаю и принимаюсь за задушевное сочинение, которого не только в письме, но и на словах едва ли расскажу, несмотря на то, что вы тот, кому можно рассказать»1. В тот же день Лев Николаевич писал А. А. Толстой, вспоминая свое последнее свидание с нею: «Теперь я начинаю новый большой труд, в котором будет кое-что из того, что я говорил вам, но все другое, чего я никогда и не думал ... Я берусь за работу с радостью, робостью и сомнениями, как и в первый раз»2. 3 марта в столь же неопределенных выражениях извещает Толстой и Страхова о новой начатой им работе: «Азбука занимала и занимает меня, но не всего. Вот этот остаток-то и есть то, о чем не могу написать, а хотелось бы побеседовать»3. Но работа по печатанию «Азбуки» оказалась гораздо сложнее, чем Толстой думал первоначально. На протяжении более чем полугода в его переписке нет никаких упоминаний о задуманном произведении. Только 30 сентября Толстой вновь пишет Страхову: «Я все эти последние дни насилу-насилу удерживал потребность начать свою настоящую работу»4. Около 26 октября ...