Поиск по творчеству и критике
Cлово "ESSAI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1909 г. Июль
Входимость: 6. Размер: 71кб.
2. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Ноябрь
Входимость: 4. Размер: 97кб.
3. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 5
Входимость: 2. Размер: 137кб.
4. Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записи на отдельных листах
Входимость: 2. Размер: 68кб.
5. Толстой Л. Н. - Давыдову Н. В., 15 июня 1898 г.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
6. Толстой Л. Н. - Шпир-Клапаред Е. А., 1 мая 1896 г.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
7. Дневник 1907 г. Примечания
Входимость: 2. Размер: 220кб.
8. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 18 мая 1890 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
9. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1905 г. Сентябрь
Входимость: 2. Размер: 97кб.
10. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Декабрь
Входимость: 2. Размер: 127кб.
11. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 15 - 16 июля 1886 г.
Входимость: 2. Размер: 23кб.
12. Толстой Л. Н. - Толстой С. А., 31 января 1884 г.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
13. Что такое искусство? Глава III
Входимость: 2. Размер: 40кб.
14. Попов П.: Иностранные источники трактата Толстого "Что такое искусство?"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
15. Дневник 1910 г. Примечания. Страница 4
Входимость: 2. Размер: 99кб.
16. Записная книжка 1910 № 6
Входимость: 1. Размер: 27кб.
17. О религии
Входимость: 1. Размер: 11кб.
18. Ивакин И. М.: Толстой в 1880-е годы. Записки. Примечания к запискам И. М. Ивакина
Входимость: 1. Размер: 85кб.
19. Дневник 1903 г. Примечания
Входимость: 1. Размер: 155кб.
20. Дневник 1860 г.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
21. Родионов Н. С.: Краткая хронологическая канва жизни Л. Н. Толстого за 1910 год.
Входимость: 1. Размер: 192кб.
22. Вересаев В. В.: Да здравствует весь мир! (О Льве Толстом). XV. Природа
Входимость: 1. Размер: 7кб.
23. Толстая С. А.: Ежедневники. 1909 г.
Входимость: 1. Размер: 69кб.
24. Толстой Л. Н. - Толстому С. Н., 8 ноября 1899 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
25. Толстая С. А.: Ежедневники. 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
26. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1910 г. Июль
Входимость: 1. Размер: 84кб.
27. Павел Иванович Бирюков. Биография Л. Н. Толстого (том 4, глава 15). 1909 год (продолжение). Генри Джордж. Стокгольм. Н. Н. Гусев
Входимость: 1. Размер: 46кб.
28. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 1
Входимость: 1. Размер: 133кб.
29. В чем моя вера? (Комментарии, вариант 2)
Входимость: 1. Размер: 53кб.
30. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 30 ноября 1875 г.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
31. Лазурский В. Ф.: Дневник
Входимость: 1. Размер: 232кб.
32. Список писем с пометами Толстого на конвертах (письма остались без ответа), 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
33. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана
Входимость: 1. Размер: 129кб.
34. Толстой Л. Н. - Толстой A. Л., 28 октября 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
35. Толстой Л. Н. - Мечникову И. И., 27 июля 1909 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
36. Толстой Л. Н. - Толстому C. H., 3 мая 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
37. Спиро С. П.: Толстой о И. И. Мечникове
Входимость: 1. Размер: 6кб.
38. Толстой Л. Н. - Беневской-Моисеенко М. А., 17 января 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
39. Дневник 1910 г. Примечания. Страница 9
Входимость: 1. Размер: 108кб.
40. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 12 (13) декабря 1873 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
41. Вересаев В. В.: Лев Толстой
Входимость: 1. Размер: 33кб.
42. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 130кб.
43. Гусев H. Н.: Хронологическая канва жизни и творчества Л. Н. Толстого за 1909 г.
Входимость: 1. Размер: 99кб.
44. Мечников И. И.: День у Толстого в Ясной поляне
Входимость: 1. Размер: 9кб.
45. Дневник 1891 г.
Входимость: 1. Размер: 251кб.
46. Толстой Л. Н. - Горбунову-Посадову И. И., 14 мая 1909 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
47. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 8
Входимость: 1. Размер: 96кб.
48. Толстой Л. Н. - Мере Александру (Alexandre Mairet), 1 (14) апреля 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
49. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 13 января 1894 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
50. Толстая С. А. - Толстому Л. Н., 1 февраля 1884 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1909 г. Июль
Входимость: 6. Размер: 71кб.
Часть текста: на тройке, вместе с ними на долгуше (линейке) поехали Л. Н. и Сухотины. Л. Н. хотел взять с собой книжки для раздачи, но их больше не оказалось — роздал все, которые привезли из Ясной. На ярмарке обступила Л. Н. толпа кочетовских парней и с самого начала за ним ходила. Одна старуха спросила: — Что это такое, али старого старика женят? Когда уезжали, провожавшие парни спели: «Многая лета». Возвращались в дождик. Объезжали множество телег, возвращающихся с ярмарки. Из них торчали прялки, лопаты, вилы, грабли, метлы и т. п. На ярмарке Л. Н. не производил сенсации: мало кто его узнавал, разве одни кочетовские парни. Один из них, работающий на стороне слесарь, посещал Л. Н-ча. Л. Н. заговаривал с людьми. К одним пожилым, с которыми интимнее разговорился (старуха пригласила его, чтобы с ними поел), присел на землю. Пробыли на ярмарке полтора часа. Ярмарка очень многолюдная, и народ все деревенский. Очень пестрые бабьи наряды, еще видать кички. Бабы еще не покинули старинное народное платье, все в домодельном. Вернувшись, Михаил Сергеевич сейчас же пошел по своим хозяйским делам: он очень аккуратный, хлопотливый, и хозяйство у него в порядке. Л. Н. : У Михаила Сергеевича, как он сам жалуется, сансара , суета житейская, которая портит его жизнь. («Сансара» — санскритское слово). Вечером Михаил Сергеевич пожаловался на боли. Л. Н. : Болит — так болит. — Посмотрев на нас, тут сидевших двух врачей: — Они скажут: экзема, камни. Раньше говорили: болит — и хорошо. Л. Н. заметил, как англичанин-фотограф 1 вполне доволен остался мечами, алебардами в передней Сухотиных, которые Михаил Сергеевич унаследовал от Боде. Англичанин ездил на ярмарку и снимал Л. Н. Читали почту, прочли письмо Стыки....
2. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Ноябрь
Входимость: 4. Размер: 97кб.
Часть текста: получил письмо от N. N. Просит 15 р., чтобы купить книги, которые советует американская фирма в Петербурге, объявляющая в газетах, что кто хочет усилить память, поправить здоровье магнетизмом, спиритизмом, чтобы за бесплатным советом обращались к ним 1 . Очевидно, попадаются многие на их уловку. Л. Н. : Чем низменнее философ, тем популярнее. Л. Н. ( к Э. Я. Перна ): Советую вам не читать историю философии, потому что там <лишь> некоторые стороны философа подчеркнуты, и вы не будете его читать непредвзято. — Болеть очень хорошо в нравственном отношении. Одно неприятно, что заставляешь других хлопотать, — сказал мне Л. Н. в 2 часа пополуночи 1 ноября, когда ему было хуже всего. Потом послал меня спать. 3 ноября. Л. Н-чу лучше. — Я вчера долго не мог заснуть, — сказал Л. Н., — только оттого, что чувствовал себя здоровым. Утром приехал Николаев и привез первый экземпляр «Общественных задач» Генри Джорджа с предисловием Л. Н., издание «Посредника», и корректуры, между прочим, послесловия к «О значении русской революции», которое Л. Н. переименовал на «Что же делать?» и которое выйдет отдельной брошюрой 1 . Л. Н. с Николаевым и Марией Львовной долго разговаривали. С 9. 15 вечера Л. Н. говорил о том, что равенство, братство, свобода вытекают из хороших добродетелей смирения, справедливости, самоотвержения, любви. — В беседе с вами мне это выяснилось, — сказал Л. Н-ч Николаеву. Л. Н. говорил, что жизнь Иисуса гораздо менее...
3. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 5
Входимость: 2. Размер: 137кб.
Часть текста: "Яснополянские записки" Личные имена и названия. Страница 5 Л Лабковская Раиса Самуиловна, фельдшерица, ее письмо к Т-му по поводу самоубийства послужило толчком к написанию статьи «О безумии»; адресат Т-го — IV 456 Ла Боэси, Ла Боэти или Боэти (La Boétie, Boétie) Этьенн (1530—1563), франц. юрист, поэт и публицист, советник бордоского парламента — I 151, 154, 179, 242, 252, 400, 401, 407, 495 , 532 ; II 174; III 136; IV 246, 461 «De la servitude volontaire, ou le Contre’Un» («Рассуждение о добровольном рабстве») — I 151, 179, 401, 495 , 532 ; IV 246, 461 Лабрюйер (La Bruyère) Жан де (1645—1696), франц. писатель, сатирик-моралист — II 73, 368, 371, 380, 464, 592, 598, 655 , 670 , 685 ; IV 246 «Pensées» («Мысли») — II 73, 368, 371, 380, 592, 598, 655 , 657 , 685 Лабуле де Лефевр (Laboulaye de Lefebvre) Эдуард Рене (1811—1883), франц. публицист, ученый, обществ. деятель — II 26, 612 «Paris en Amérique» («Париж в Америке») — II 26, 612 Лавеле (Laveleye) Эмиль Луи Виктор де (1822—1892), бельг. историк и экономист, сторонник общинной теории Г. Джорджа; корресп. и адресат Т-го — I 278 Лавров (псевд. — Миртов) Петр Лаврович (1823—1900) — III 456, 511 «Исторические письма» — III 456, 511 Лагарп (La Harpe) Фредерик Сезар де (1754—1838), швейц. полит. деятель, республиканец; был приглашен Екатериной II для воспитания ее внука, будущего импер. Александра I — I 410 Ладыженская, жена М. А....
4. Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записи на отдельных листах
Входимость: 2. Размер: 68кб.
Часть текста: знаю, что я виноват и как я виноват! Бывают дни, когда живешь как будто не нашей волей, а подчиняешься какому-то внешнему непреодолимому закону. Такой я был эти дни насчет тебя. — И кто же [1 неразобр.] я. А я думал всегда, что у меня много недостатков и есть одна десятая часть чувства и великодушия. Я был горд и жесток и к кому же? — К одному существу, которое дало мне лучшее счастье жизни и которое одно любит меня. Соня, я знаю, что это не забывается и не прощается; но я больше тебя знаю и понимаю всю подлость свою. Соня, голубчик, я виноват, но я гадок [1 неразобр.], во мне есть отличный человек, который иногда спит. Ты его люби и не укоряй, Соня.> № 2 1870 г. У царицы стольники 10 лет. Мамка мужа Анна Ивановна, сиротка девица боярышня. В 1695 царице 27 лет. Пришли подводы из рязанской деревни. Иоанн Алексеевич с Прасковьей Федоровной. Андр[ей] родился 1660 82 Ощупал живот, нашел одну болезнь. Жену не любишь — любишь чужанку. Сапела — след неприятен. Походы царицы по ночам. Портомои. Гнезда стрел....
5. Толстой Л. Н. - Давыдову Н. В., 15 июня 1898 г.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: Сочиненiе ваше я не скажу, что прочелъ, но просмотрелъ настолько, что составилъ себе понятiе о немъ. Съ основными мыслями, выраженными тамъ, въ особенности съ указанiями недостатковъ существующаго строя, я вполне согласенъ. Меры же исправленiя этого порядка мне не ясны. Кроме того, языкъ сочиненiя очень тяжелый и не простой. О напечатанiи сочиненiя въ Россiи нечего и думать. За границей же, разумеется, на свои средства можно напечатать. Для этого я советовалъ бы вамъ обратиться къ моему другу Черткову въ Англiю. Адресъ: V. Tchertkoff, Maldon, Essex. Рукопись вашу возвращаю, благодарю за доброе мненiе обо мне и присылку портрета. Искренно уважающiй васъ Левъ Толстой. Примечания Печатается по листу копировальной книги, хранящемуся в AЧ. Местонахождение автографа неизвестно. Публикуется впервые. Владимир Николаевич Давыдов, своеобразный философ-социолог, родился в 1820 г. в с. Сотницком Суджанского у. Курской губ. В 1838 г. кончил курс в Морском корпусе и поступил мичманом в Балтийский флот. В 1845 г. вышел в отставку, отдавшись изучению социологии. Жил в молодости на родине, в двадцати верстах от Щербачевки, имения брата Толстого, Дмитрия Николаевича, который с 1850 г. до кончины часто бывал у Давыдова. В марте 1883 г. было...
6. Толстой Л. Н. - Шпир-Клапаред Е. А., 1 мая 1896 г.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: connu et admiré seulement après sa mort. Les écrits de votre père étaient inconnus même parmi nos professeurs de philosophie. Si Dieu me donne vie, santé et loisir, j’ai l’intention de traduire quelques uns de ses écrits et de les publier dans un journal de philosophie, qui se rédige à Moscou, et de les faire précéder par une préface, 4 dans laquelle je tacherai de formuler les idées principales, ou plutôt l’idée principale de la philosophie de votre père. Je voudrais bien propager ses idées, puisque je les partage 5 entièrement. Je ne saurais vous dire, combien je regrette de ne l’аVоiг connu auparavant et de n’être pas entré en rapports avec lui. En lisant son livre j’éprouve souvent le désir de lui adresser quelques questions sur differents sujets auxquels je n’ai pas trouvé jusqu’à présent de réponse dans ses ouvrages. J’espère cependant de trouver ces réponses dans le troisième volume 6 que je n’ai fait que feuilleter, mais que je n’ai pas encore lu. En vous remerciant de nouveau, Madame, pour la bonté que vous avez eu de m’envoyer les ouvrages de votre père, je vous prie de recevoir l’assurance de ma considération et de ma sympathie. Léon Tolstoy. 1/13 Mai 1896. Прошу вас извинить меня, что так долго не отвечал вам и до сих пор не поблагодарил вас за присланные мне книги вашего отца. 1 Чтение его произведения «Мышление и действительность», 2 а также его...
7. Дневник 1907 г. Примечания
Входимость: 2. Размер: 220кб.
Часть текста: Толстого. 3. 3 4 . Montaigne. — Мишель Монтэнь (1533—1592) — французский философ. В Яснополянской библиотеке сохраняются следующие издания книги Монтэня «Опыты» с пометками Толстого: 1) Essais de Seigneur Michel Montaigne. A Paris, de l’imprimerie et de la fonderie stéréotypes de Pierre Didot. MDCCCII. 3 tomes. 2) Montaigne, «Essais». G. Charpentier et C-ie éditeurs. 4 tomes. Без обозначения года. 4. 3 5 . Валишевского. — Казимир Валишевский (р. 1849 г.) — польский историк, автор книг о русских царях: «Le roman d’une impératrice» [«Роман императрицы»] (1893), «Autour d’un trône» [«Около трона»] (1894), «Pierre le Grand» [«Петр Великий»] (1897), «L’héritage de Pierre le Grand» [«Наследие Петра Великого»] (1900) и др. Толстой читал Валишевского и в 1905 г. (неизданные «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого, запись от 18 марта 1905 г.). По «Яснополянским запискам» Д. П. Маковицкого, Толстой 13 и 16 января 1907 г. читал книгу Валишевского «L’héritage de Pierre le Grand», которую находил «легкомысленной». 5. 3 5 . о Павле. — Разумеется апостол Павел (по преданию, обезглавлен в Риме в 65 г.), главный распространитель христианства в древнем мире. Д. П. Маковицкий в своих «Яснополянских записках» 13 января 1907 г. пишет, что Толстой просил его найти в Яснополянской библиотеке...
8. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 18 мая 1890 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Часть текста: и жду еще многого для себя и для других просветительного в этой области. Поездка 5 мне скорее не нравится — именно тем, чем она нравится гр. Алекс[андре] Андревне (не Алексевне) Т[олстой]. И утверждение о том, что повторение десятки раз сряду одних и тех же слов может быть не отвратительно по своему безумно и кощунственно механическому отношению к богу, мне очень противно. Противно, п[отому] ч[то] вредно. Надо нам, старикам, глядя уже туда, помогать людям распутываться, а не запутываться. — Ну, простите ради Христа. Ошибаюсь ли, нет ли, но перед богом считаю своей обязанностью сказать вам это. Мне всегда душевно больно, когда я вижу в вас эти черты умышленного принижения своего духовного я во имя чего-то такого мелкого, ничтожного, как привычка, семья, народ, церковь. Я знаю, что вы можете повторить: семья! народ! церковь! 6 ничтожное; но от этого отношение вашего духовного, божеского я к этим названиям игрушек человеческих не станет другим. Нельзя итти назад. У меня есть очень умный знакомый Орлов, 7 к[оторый] говорит: я верю, как мужик, в Христа, бога и во всё. Но ведь это нельзя. Если он верит, как мужик, в Христа, то этим самым он говорит, что верит совсем не так, как мужик. Мужик верит так, как верили и верят величайшие мудрецы, до к[оторых] он может подняться, отцы и святители, т. е. верит в самое высшее, что еле-еле может понять. И прекрасно делает. И так надо делать и нам, чтобы у нас была вера, к[оторая] бы выдержала в смертный час, quand il faudra parler français, как говорит Montaigne. 8 Да и как же нам верить в символ веры и его догматы, когда мы его со всех сторон видим и знаем до подробностей, как он сделан и как сделаны все его догматы. Мужик может, а мы не можем. И если брать уроки у народа, то не в том, чтобы верить в то, во что он верит, а в том, чтобы уметь избирать предмет своей веры так высоко, как только можно, — покуда хватает духовный взор. Опять простите. И не спорьте, хотя бы я был не...
9. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1905 г. Сентябрь
Входимость: 2. Размер: 97кб.
Часть текста: народа интеллигентам, которые смотрят на Запад и заимствуют все оттуда. С П. И. Бирюковым. Павел Иванович : По мирской оценке, большая разница между умным (konkurrenzfähig)1* и глупым. По религиозной же оценке, если в них бог, то они одноцентричны, разница только в длине радиусов, которые они видят. Глупый видит близкий круг, умный — дальше. Л. Н. : Вы все любите геометрически выражаться: человек смиренный — в центре, самонадеянный — в радиусе. Л. Н. получил письмо из Техаса от Pastoriza, который за свой счет распространяет в английском переводе «Великий грех» 1 . Получил второе письмо от Шопова, неприятное; тот находит в «Едином на потребу» противоречие в том, что в войне, по словам Л. Н., не повинны ни солдат, ни генерал, ни царь. Л. Н. сказал: — Если бы дочитал до конца... в конце ведь стоит об этом 2 . В России ни одного отзыва о «Великом грехе». Татьяна Львовна сегодня каялась, что играла в Монако. Л. Н. : Самое худшее раскаяние — это то,...
10. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Декабрь
Входимость: 2. Размер: 127кб.
Часть текста: будапештской газеты «Magyar Szo» (Л. Н. произнес «маджар» — и всегда так произносит) готовит анкету на тему: «Что думают самые выдающиеся умы Европы о венгерской культуре». — Ничего не думаю, — сказал как бы с удивлением Л. Н. — Понятия не имею, что собой представляет венгерская культура, — продолжал, глядя в письмо. — Кто же у них есть? — напомните мне? — Наверняка вы знаете Йокаи. — Я пробовал читать — пустое, романтическое. Он, кажется, много писал и недавно стариком умер 1 . — У них был хороший поэт, автор баллад Арань. Потом широко известна «Трагедия человека» Мадача. Недавно она появилась в русском переводе, вы могли бы ее прочитать. — Что она собой представляет? — О чем мечтали и к чему стремились люди в разные исторические эпохи и во что их стремления обратились. — Трагедия человека — даже самая мысль несущественна, несерьезна 2 . А художники? — Был у них Зичи, придворный. — Но что же он ?.. — Есть Koppai (?), натуралист, сатирик....