Поиск по творчеству и критике
Cлово "FICHTE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 13 января 1894 г.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
2. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 30 января 1894 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
3. Попов П.: Иностранные источники трактата Толстого "Что такое искусство?"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
4. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 25 марта 1880 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
5. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 21 апреля 1877 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
6. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., Октябрь—ноябрь 1887 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
7. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 25 марта 1880 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
8. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 9
Входимость: 1. Размер: 109кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 13 января 1894 г.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: теперь внести в краткую биографию 1 . Потом — изучал я статью Розанова Вера и свобода (Русск[ий] Вестн[ик] № 1) и был очень огорчен, и очень крепко мылил ему голову, и вспоминал Ваш отзыв об нем 2 . Вы правы: все необдуманно и с размаху, самодовольно и ретроградно. Стою на том, что он очень милое и даровитое существо, но кажется, ничего он не сделает при своей необразованности и умственной распущенности. А что-то Вы скажете о моей статье: Задачи и[стор]ии ф[илософ]ии ? 3 Будьте строги, но прошу и внимания. Иногда я принимаюсь жалеть, что мало пишу; я бы мог, кажется, написать множество вещей простых и ясных , в которых другие путаются и, что называется, городят. Иногда же мне кажется, что самое правильное мое положение — молчать, что бы другие ни городили. Однако говорить о себе с нежностию — неправильно. Сегодня у меня было особое торжество: пришел Павел Иванович 4 , а за ним Татьяна Андреевна 5 и Вера Александровна 6 . Я им рассказывал о Вас и о елке и детском празднике. Они навестили меня как больного; впрочем, сегодня я уже разрешил себе выходить. С Павлом Ивановичем мы уговаривались насчет Посредника : я предлагаю пока две книжки; одну — сочинение Нико́ля (Pierre Nicole) 7 , приятеля Паскаля 8 : Des moyens de conserver la paix avec les hommes . Я так уверен в достоинствах этой книжки (4 или 5 печатн[ых] листов), что даже не спрашиваясь уже отдал ее переводить. Другая книга — Fichte, Anweisung zum seligen Leben 9 . Мне кажется, что если ее хорошенько перевести, она будет великолепным чтением; я готов взять перевод на себя. Тут сущность религиозного чувства высказана удивительно ясно и глубоко. Кроме того, мне пришла на мысль Les torrens г-жи Guyon 10 ; очень поучительно и полно души. Но и эту книжку и...
2. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 30 января 1894 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: что то, что вы имели сказать, вы приурочили к какой-то никому не интересной книге, обращающей на себя внимание только тем, что автор ее носит одно имя с вами. Это много ослабляет, развлекает внимание. Очень полезно вперед знать то, о чем автор хочет говорить, и очень невыгодно, когда он нарочно вас путает. Мне, любящему вас и знающему вашу манеру, трудно было направить внимание куда надо, а равнодушный читатель ничего не поймет, не заметит. Это во 1-х, а во 2-х, ничего нет. Во 2-х, всё очень хорошо и много очень простого и ясного, и поучительного. Понравилась мне особенно последняя часть. У меня нет здесь книжки, а то бы я вспомнил, что именно. Помню, что очень хорошо это указание на различие между школьной, внешней историей философии и самой философией. Сейчас вспомнил конец статьи — историю замирания философии на 40 лет и пробуждение ее Гельмгольцем. 3 Ведь та философия, которая могла так замереть и воскреснуть, была чем-то ненастоящим. Фихте книга, 4 сколько я знаю, будет прекрасна. Guyon 5 не знаю, надо перечесть. Спасибо вам. Дай вам бог здоровья и энергии работать. Разумеется, вы можете много сказать ясно и просто, в чем другие путаются и что, главное, нужно. Любящий вас Л. Толстой. Примечания Опубликовано впервые в ТТ, 2, стр. 57—58. Дата определяется записью в списке писем Толстого 1894 г. Николай Николаевич Страхов (1828—1896) — критик славянофильского направления и философ-идеалист, находившийся с Толстым в дружественных отношениях и в длительной переписке. См. т. 61, стр. 234. Ответ Страхову на его письмо от 13 января 1894 г....
3. Попов П.: Иностранные источники трактата Толстого "Что такое искусство?"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: Статья «Что такое искусство?» имеет видимость научной, исследовательской работы. Сам Толстой указывал, что его работа очень сложная, что он привлек около 70 выписок из разных сочинений для обоснования своих взглядов1). Когда автор привлекает многообразный материал западной науки, прочитывает ряд книг специально для данного сочинения и в самом этом сочинении строит свое изложение так, как будто его выводы стоят в прямой зависимости от разобранных им теорий и что именно разбор этих теорий приводит его к излагаемым им точкам зрения, то вопрос о влиянии оказывается весьма ответственным. Иной исследователь, учитывающий весь вклад мысли до себя, может оказаться в своем изложении настолько скромным, что его собственное учение будет казаться лишь незначительной модификацией чего-либо высказанного ранее. С Толстым дело обстоит как раз наоборот; хотя он и привлекает в первых главах своей статьи целый свод определений из иностранных эстетик, что в начале может сразу загипнотизировать доверчивого читателя, — он, на самом деле, с ними не считается. Конечно, нет ничего нового под луной, и любая новая, самая парадоксальная...
4. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 25 марта 1880 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: живого человека, который, как я твердо знаю, понимает это дело не отвлеченно, а сердечно. И те, которые не знают Вас, не знают Вашей души, едва ли могут Вас понять. Они принимают Ваши слова в каком-нибудь другом смысле, и думают, что Вы парадоксальничаете и дразните их. Я читал — Deutsche Theologia 2 , M-me Guyon, Сведенборга 3 , Фихте 4 , читал об Аверроэсе 5 , о Людях Божиих — особенно интересны сведения о Радаеве , которого судили в пятидесятых годах (в книге Добротворского 6 ), — и пр. и пр. Везде я вижу одно, та же основная мысль об отречении от мира и своего я и об единении с Богом всюду составляет сущность дела и только искажается разными прибавками. И это идет от древнейших времен Индии и Персии. А Герберт Спенсер написал недавно статью о добре и зле 7 ; в ней он преглубоко доказывает, что добро есть удовольствие, а зло — неудовольствие. Что же касается до аскетов, то он объясняет их тем, что дикие люди любят смотреть на мучения пленных врагов, а потому некоторые сумасброды вообразили, что и Богу будет приятно, если они станут себя мучить перед Его глазами. Так рассуждает самый известный и самый плодовитый философ нашего времени. Я видел недавно японца, который в год с небольшим выучился по-русски. Первое, что он начал читать, были Бокль 8 , Дрепер 9 и Спенсер. Простите, дорогой Лев Николаевич. Весна у нас ужасная. Холода были очень противны, без снега и с ветром. Теперь полегче. Всею душою Вам преданный Н. Страхов 1880. 25 марта. Спб. Примечания 1  Корректура сочинения А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление»,...
5. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 21 апреля 1877 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: как я всю зиму готовился, то у меня странное чувство — все кажется, что я недавно приехал; я еще не насиделся в Петербурге. Н. Я. Данилевский уехал и оставил по себе очень милое, но и досадное впечатление. Я Вам писал о наших беседах; каждую неделю мы шесть часов сряду с глазу на глаз толковали о философии, и он уехал, купивши себе философскую книжку (Фихте младшего Теизм 3 ) и собираясь читать мой перевод Куно Фишера 4 . Тут я мог вполне измерить и умственные силы и степень серьезности своего приятеля, и признаюсь, очень разочаровался. Немало значит, конечно, десять или пятнадцать лет, проведенные в занятиях одним садоводством. Очевидно, его самолюбие было затронуто тем, что оказалась область мысли, ему недоступная; но он самым ребяческим образом упирается и собрался читать философов, чтобы убедиться, что философия пустяки. При этом он мил, как дитя, но и настолько же серьезен. Такие опыты научили меня новому взгляду; сюда я присоединяю спиритизм, нигилизм, Тургенева с его Новью , Мещерского с Гражданином , Достоевского с Дневником , наконец Вл. Соловьева. Я...
6. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., Октябрь—ноябрь 1887 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: самый поворот выразился еще резче; но обыкновенно об этом рассказывают как об упадке, различают у этих философов два периода, и сочинения второго периода считаются не важными, ничего не вносящими в науку. У одного Гегеля нельзя было различить двух периодов: слишком цельный был ум; но его вообще рассматривают, как пантеиста чуть не в материалистическом духе, тогда как он есть чистейший мистик и совпадает с Баадером 2 , Мейстером Экгардом 3 , Ангелом Силезским 4 и т. п. Это одно из самых удивительных и самых ясных явлений: все эти философы приходили к самой чистой форме религии и проповедывали эту форму. Но эта проповедь осталась бесплодною, не нашла никакого отзыва и почти не упоминается в истории философии. Я давно ношусь с мыслью написать эти свои сближения, напр[имер], показать, что Гегель и Спиноза были мистики, и что мистика есть нечто, не смутное и неопределенное, как всегда понимают, а, напротив, самое ясное и чистое, так что к ней приходит всякое строгое мышление. Ваша книга О жизни и смерти имеет, напр[имер], ту же тему и то же направление, как Фихте Anweisung zum seligen Leben и Bestimmung des Menschen 5 . Несколько лет тому назад Вл. Соловьев прямо мне говорил, что Вы проповедуете то же, что́ Фихте, — тут есть доля правды. Меня самого иногда пугают эти сближения, представляющиеся мне во множестве; очевидно, нужно хорошенько поработать, чтобы установить самое основание сближений; тогда будет ясно, что́ подходит под данное понятие и что́ нет. Но для европейской публики все эти мысли были совершенно чужды, и она не видела ни их важности, ни их сходства между собою. Мистика есть ни что иное, как...
7. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 25 марта 1880 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: перед собою живого человека, который, как я твердо знаю, понимает это дело не отвлеченно, а сердечно. И те, которые не знают Вас, не знают Вашей души, едва ли могут Вас понять. Они принимают Ваши слова в каком-нибудь другом смысле, и думают, что Вы парадоксальничаете и дразните их. Я читал — Deutsche Theologia 2 , M-me Guyon, Сведенборга 3 , Фихте 4 , читал об Аверроэсе 5 , о Людях Божиих — особенно интересны сведения о Радаеве , которого судили в пятидесятых годах (в книге Добротворского 6 ), — и пр. и пр. Везде я вижу одно, та же основная мысль об отречении от мира и своего я и об единении с Богом всюду составляет сущность дела и только искажается разными прибавками. И это идет от древнейших времен Индии и Персии. А Герберт Спенсер написал недавно статью о добре и зле 7 ; в ней он преглубоко доказывает, что добро есть удовольствие, а зло — неудовольствие. Что же касается до аскетов, то он объясняет их тем, что дикие люди любят смотреть на мучения пленных врагов, а потому...
8. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 9
Входимость: 1. Размер: 109кб.
Часть текста: of Japan» — II 295, 645 Такахаша Гор, япон. переводчик; корресп. и адресат Т-го из Токио — IV 272, 464 Талмуд, собрание догматических религ. -этических и правовых законоположений иудаизма — I 157; II 9, 10, 65, 75, 103, 104, 157, 169, 295, 333, 335, 618 ; III 374; IV 59, 156, 162, 163, 200, 316, 451 , 456 Тамура Х. С. студент философского ф-та Токийского ун-та; корресп. и адресат Т-го — I 182, 197, 309, 378, 499 , 501 , 518 , 528 «Влияние на меня Толстого» — I 518 Тан, псевд. Богораза В. Г. (см.) Танеев, племянник С. И. Танеева; посетитель Т-го — II 46 Танеев Сергей Иванович (1856—1915) — I 12 , 24 , 185, 528 ; II 22, 27, 37, 39, 44—46, 57, 557, 598, 601, 612 , 615 ; III 8, 10—12, 27, 39, 78, 98, 145, 285; IV 49, 144, 145, 181, 235 Танечка, см. Альбертини Т. М. Таня, см. Сухотина Т. Л. Тапсель Томас (ум. в 1915 г.), англ. -фотограф; посетитель Ясной Поляны; снял с Т-го ряд удачных фотографий — III 254, 295, 307, 315, 321, 328, 329, 351, 357, 361, 370, 374, 375, 401, 403, 421, 429, 433; IV 7, 10, 15, 21, 39, 51, 59, 201, 241, 257—259, 278, 281, 291 Тараканова Елизавета, «княжна» (ок. 1745—1775), полит. авантюристка, выдававшая себя за дочь импер. Елизаветы Петровны — II 135 Тарас, см. Фоканов Т. К. Тарас Ильич — II 42 Тарасов Евгений Михайлович (1882—1943), поэт, участник Моск. декабр. вооруженного восстания 1905 г. — II 400, 661 , 678 «На перекрестке» — II 540, 678 Тарасова, моск. домовладелица; корресп. и адресат Т-го — III 312, 495 Тарасова Аэлита Антониновна, литературовед — I 522 «Из творческой лаборатории М. Горького» — I 522 Тарновская Мария Николаевна (род. в 1877 г.), помещица; в 1910 г. привлекалась к суду по...