Поиск по творчеству и критике
Cлово "HIDDEN"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1905 г. Февраль
Входимость: 2. Размер: 160кб.
2. Letter to a Hindoo (Письмо к индусу)
Входимость: 1. Размер: 77кб.
3. Лурье Я. С.: После Льва Толстого. Историческая необходимость: Толстой, Гегель и Бокль
Входимость: 1. Размер: 18кб.
4. Лурье Я. С.: После Льва Толстого. Восприятие критикой исторической концепции романа
Входимость: 1. Размер: 12кб.
5. Лурье Я. С.: После Льва Толстого. Вопрос о необходимости и свободе
Входимость: 1. Размер: 10кб.
6. Лурье Я. С.: После Льва Толстого. Толстой и исторический материализм
Входимость: 1. Размер: 12кб.
7. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Литература
Входимость: 1. Размер: 60кб.
8. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 15 - 16 июля 1886 г.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
9. Толстой Л. Н. - Кенворти Джону (John Kenworthy), 27 июня 1896 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
10. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 17 - 18 июля 1886 г.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
11. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 10
Входимость: 1. Размер: 127кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1905 г. Февраль
Входимость: 2. Размер: 160кб.
Часть текста: говорила о Марии Львовне и Николае Леонидовиче, говорила, как скучно у них в Пирогове: — Я бы повесилась. Не могла бы там жить. Л. Н. : А я им завидую. Там тихо, а здесь вечная суматоха. Вчера был единственный день, что никто не приехал. Софья Андреевна : Ну и сегодня. Л. Н. : Сегодня ты приехала. Сашу ждем. Все-таки беспокойство. Софья Андреевна спросила, что делать с брошюрами? Отдельно их записывать нельзя не потому, что трудно ей было бы это, а потому, что они много места заняли бы в библиотеке; поэтому отдаст их переплести книгами. Л. Н. посоветовал разложить отдельно по пакетам — английские, французские, немецкие, рассортировав их по годам, и так записывать их. Софья Андреевна : Я так и делала, только год не обозначала. Софья Андреевна каждые два месяца укладывает в библиотечные шкафы книги и брошюры, полученные за это время Л. Н. и не помещающиеся больше на подзеркальном и другом столе в зале. Их накапливается 100—200. Софья Андреевна вписывает их в каталог библиотеки. Так как с этим много хлопот, да и места для них не хватает, и шкафы все новые нужны, то Софья Андреевна тщательно выбирает, что записать в каталог, что, не записывая в каталог, связать в пачки и поставить в библиотечные шкафы, а что...
2. Letter to a Hindoo (Письмо к индусу)
Входимость: 1. Размер: 77кб.
Часть текста: in the interlaced roots of life, know then that thou hast strayed from the path to which I beckon thee, for I have placed thee in broad smooth paths which are strewn with flowers. I have put a light before thee, which thou can’st follow and thus run without stumbling. Krishna P. 212. I received your letter and the two issues of the magazine. Both were intensely interesting to me; indeed, the oppression of a majority by the minority of a people and the corruption which flows from it, is a phenomenon which has always occupied my mind and at present is entirely occupying my attention. I will endeavour to convey to you what I think, both in a particular and a general way, about those causes from which those dreadful calamities have arisen and do arise, of which you write in your letter and which are also mentioned in the two numbers of the Hindoo magazine you sent me. The causes, owing to which this astonishing spectacle arises, of the majority of the labouring classes submitting to a mere handful of idlers whom it permits to dispose not only of its labour but also of its very life, ...
3. Лурье Я. С.: После Льва Толстого. Историческая необходимость: Толстой, Гегель и Бокль
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических общечеловеческих целей..." (11, 5-6) (24). Может ли такое воззрение рассматриваться как фатализм (в котором часто обвиняли Толстого)? В наброске предисловия к "Войне и миру" Толстой писал, что "фатализм для человека такой же вздор, как произвол в исторических событиях" (13, 56). В окончательной редакции мы читаем: "Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем)" (11, 6) - т. е. неизбежен, пока мы не понимаем причин исторического процесса. Не определяются ли исторические "общечеловеческие цели" высшим существом - Провидением? В первоначальной редакции, сравнивая Наполеона и Александра с лошадью, вращающей колесо, Толстой упоминал "высшего машиниста", заставлявшего русских военачальников соединиться только под Смоленском (25). Но в той же редакции, в рассуждении, предшествовавшем рассказу о начале войны 1812 года, Толстой толковал "слова Соломона" "сердце царево в руце божьей" (Экклесиаст, IX, 1) в том смысле, что "царь - есть раб истории, стихийного...
4. Лурье Я. С.: После Льва Толстого. Восприятие критикой исторической концепции романа
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: редакции. - Я. Л.) мне было замечено, что... все что я излагал... - давно не только всем известно, но даже давно оставлено и ныне уже не в моде, что это мистическая, фаталистическая, боклевская школа истории. К несчастию, несмотря на то, что прежде чем излагать такие, как мне казалось, странные и противоречащие общему взгляду мысли, я перечитал много, я не нашел нигде этой мистической или какой другой школы, на которую мне указывают. Еще к большему несчастию, ни один из тех критиков, которые говорили мне, что это давно известно, не указали мне на те сочинения, в которых я мог бы найти это давно известное" (14, 415). Однако вставка эта не вошла в текст книги - возможно, Толстой пришел к выводу о бесполезности подобных разъяснений. Историческим главам "Войны и мира" не посчастливилось и в последующие времена. Большинство читателей их пропускают или наскоро проглядывают, торопясь вернуться к основным героям романа; вторую чисть Эпилога, выходящую за рамки сюжета, читают немногие. К философии истории Толстою исследователи и критики обращаются в основном в книгах, посвященных всему творчеству писателя или "Войне и миру" в целом, а также в отдельных статьях (15) - ни одной монографии о его исторических воззрениях не существует. Обширнейшая критическая литература о Толстом, вышедшая в свет за 120 с лишним лет со дня публикации романа, не сведена в единую международную библиографию. Авторы, пишущие на эту тему, ссылаются обычно на монографию Б. Эйхенбаума...
5. Лурье Я. С.: После Льва Толстого. Вопрос о необходимости и свободе
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: С.: После Льва Толстого Вопрос о необходимости и свободе Вопрос о необходимости и свободе Противоречие, которое усматривали многие авторы между толстовской идеей исторической необходимости и его моральными воззрениями, - отнюдь не логическое противоречие в рассуждениях писателя. Это противоречие существует объективно - и с ним сталкивается любой исторический мыслитель. Толстой сам - лучше всех своих критиков - замечал его. "Если бы история имела дело до внешних явлений", писал он, то "мы бы кончили наше рассуждение" признанием "простого и очевидного закона" - "общего закона необходимости". "Но закон истории относится до человека", а человек не может признать свою волю несвободной и отказаться от какой бы то ни было деятельности: "Вы говорите: я не свободен. А я поднял и опустил руку. Всякий понимает, что этот нелогический ответ есть неопровержимое доказательство свободы" (12, 322-324). Воззрения Толстого на соотношение исторической необходимости и свободы казались большинству его критиков непонятными и противоречивыми. О том, что Толстой так и не разрешил "ужасную дилемму" между "всеобщей и насущно важной, но иллюзорной свободой воли" и "историческим детерминизмом", писал И. Берлин (43). Дж. Морсон считал, что для Толстого свобода остается лишь видимостью ("only apparent"), и детерминизм неприменим к "человеческой жизни в историографической практике" (44). По мнению Н. Розена, Толстой "развенчивает свободу воли как необходимую иллюзию" (45). М. Лазерсон, Дж. Ралей и Э. Веселек (46) обратили внимание на то, что, согласно Толстому, ощущение свободы присуще человеческому сознанию в момент совершения действия: "Сознание того, что я семь свободен, есть сознание, которое не может быть ни доказано, ни опровергнуто разумом, но сознание того,...
6. Лурье Я. С.: После Льва Толстого. Толстой и исторический материализм
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.". Если бы Толстому предложили такую формулировку его идеи об удовлетворении "однородных влечений людей" (еда, питье, сон, тепло, разговор с другим человеком) как главном двигателе - "дифференциале" исторического процесса, он бы, по всей видимости, от нее не отказался. Но Толстой не знал этих слов, ибо они были произнесены через пятнадцать лет после "Войны и мира" Энгельсом, назвавшим над могилой своего друга этот "простой закон" главной идеей Маркса (43). Как это ни странно, наиболее авторитетные марксистские теоретики совершенно игнорировали черты совпадения между историческим детерминизмом Толстого и историческим материализмом - не заметили их ни Плеханов, ни Роза Люксембург, ни Г. Лукач. Но уже Дж. Фаррелл отметил сходство между исторической концепцией Толстого и высказываниями Маркса и Энгельса. Своей книге "Литература и мораль" Фаррелл предпослал эпиграф из "18-го брюмера Луи...
7. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Литература
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: Н . Н. (Апостолов Н . Н.). Религи озно-анархические идеи Льва Тол стого и современный политический психоз. 2-е изд. Киев, 1919. Арденс Н . Н. (Апостолов Н . Н.). Творческий путь Л. Н. Толстого. М., 1962. Архангельский А . И. Кому служить? / Предисл . И. Горубнова-Посадова. М., 1920. Асмус В . Ф. Мировоззрение Л. Н. Толстого // Литературное наследство. М., 1961. Т. 69, кн. 1. Астафьев П . Е. Учение графа Л. Н. Толстого в его целом: Крит, очерк. 2-е изд. М., 1892. Бабкин П . И. О непротивлении злу: По поводу драмы "Власть тьмы" Льва Толстого. СПб., 1896. Балу А. Учение о христианском непротивлении злу насилием. М., 1908. Белый А. Толстой и культура // О религии Льва Толстого. М., 1912. Сб. 2. Бем А. Л . Толстой в оценке Достоевского // Научные труды Русского Народного университета в Праге. Прага, 1929. Т. 2. С. 118-140. Бердяев Н . А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // О религии Льва Толстого. М., 1912. Сб. 2. Бердяев Н . А. О религиозном значении Льва Толстого // Вопр. лит., 1989. N 4. С. 269-274. Бердяев Н . А. Духи русской революции // Вехи: Из глубины. М., 1991. С. 277-289. Бердяев Н . А. Кошмар злого добра: (О книге И. Ильина "О сопротивлении злу силою") // Путь: Орган русской религиозной мысли. Париж, 1926. ...
8. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 15 - 16 июля 1886 г.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: важна. 2 И какъ прекрасно предисловiе! Нынче читаю романъ: «Скрытыя глубины», 3 и много думаю и съ большой любовью о васъ. Затемъ и пишу. Когда вы вернетесь? Вы все спрашиваете меня, не нужно ли мне книгъ. Мне вотъ что можетъ быть нужно: изложенiе Браминской веры. 4 Есть большiя сочиненiя — Веды, переведенныя, 5 это не нужно. А нетъ ли изложенiя нравственнаго ученiя — выбранныхъ местъ изъ Ведъ. Если есть такое, не дорогое, то доставьте мне. Мои планы писать Будду видоизменились такъ: Родъ человеческiй по верамъ разделяется такъ: 31% будисты, 30% христiане, 15 Магометане, 16 — Брамины, 8 1 / 2 — Таосисты 6 и др. и 0,3 Евреи. 7 Въ числе Буддистовъ, Магометанъ и Таосистовъ есть Конфуцианцы 8 (вместе). Такъ что веръ въ мiре теперь только 6: 1) Конф[уцiанство], 2) Лаотзе, 3) Браминизмъ, 4) Буддизмъ, 5) Христiанство, 6) Магометанство. И книгъ, излагающихъ ученiя религiозныя, только 6: 1. Конф[уцiй], 2. Лаодзе, 3. Веды, 4. Буддiйская, 5. Библiя и 6. Коранъ . 9 Причислить къ этимъ можно Стоиковъ 10 и Зендавесту, 11 какъ ученiя бывшiя, но исключить Коранъ, какъ извращенiе христiанства, и выйдетъ 7 книгъ, 7 ученiй религiозныхъ, ко[торыя], мне представляется, очень не трудно изложить. (Я меньше всего знаю браминское и Зендавесту). Изъ техъ же 4, кроме...
9. Толстой Л. Н. - Кенворти Джону (John Kenworthy), 27 июня 1896 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: of what we are striving at, but are not ready for, and therefore being satisfied with the semblance of that, which should be. Compulsory governement organization is indeed nought else, than the semblance of good order, which is maintained by prisons, gallows, police, army and workhouses. Of real order there is none; only, that which infringes, it is hidden from our view in prisons, penal settlements and slums. And I think, that the dicease remains so long uncured, because it is concealed. So likewise with brotherhood or church communities. They also are semblances. There cannot be a community of saints among sinners. I think, that the members of a community in order to keep the semblance of sainthood must necessarily commit many new sins. We are so created, that we cannot become perfect either one by one, or in groups, but (from the very nature of the case) only all together. The warmth of any drop (or particle) is transmitted to all the others. And were it possible to conserve the heat of one particle, so that it should not pass to the others and therefore did not cool — it would only prove, that we took for heat, was not true heat. And I therefore think, that were our friends to direct towards their inner spiritual growth all the portion of attention and energy, which they devote to the sustainement of the outer form of a community amongst themselves — it would be better both for them and for God’s cause. Communities and external organisations seem to me to...
10. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 17 - 18 июля 1886 г.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: — Но это не интересно. Интереснее ваше воспоминанiе о нашемъ разговоре въ Ясной и вызовъ говорить все, что я думаю о вашемъ отношенiи къ собственности. Прежде всего скажу мое чувство, по к[отор]ому я спросилъ васъ. Это чувство любви — жалости къ вамъ. Вы мне представляетесь такимъ изнеженнымъ испорченнымъ, какъ и я самъ, еще больше меня, что когда я живо представилъ себе то положенiе, въ к[оторомъ] вы будете, если ничто не будетъ мешать вамъ, положенiе Файнермана, то мне стало страшно, физически жалко васъ. Это было мое чувство. Другое чувство уверенность въ томъ, что вы нетолько другихъ, но и себя обманывать не станете и дойдете до конца. Мне стало жутко за васъ, и я перенесъ это чувство на васъ — подумалъ, что и вамъ жутко за себя. А это неверно: радостно не жалеть себя, a жалеть другаго. — Это все правда, насколько я сумелъ ее высказать. Романъ «Hidden Depths» 2 я дочелъ теперь до разсказа умирающаго брата о томъ, какъ онъ потерялъ веру, п[отому] ч[то] хотелъ проверить ее разумомъ, и несмотря на жалкую слабость этого места, онъ мне очень нравится и наводитъ на важныя для меня мысли. Вчера у меня провелъ день франц[узскiй] писатель Deroulède 3 и очень меня заинтересовалъ. Представьте себе, что это человекъ, посвятившiй свою жизнь возбужденiю французовъ къ войне, revanche 4 противъ немцевъ. Онъ глава воинственной Лиги и только бредитъ о войне. И я его полюбилъ. И мне онъ кажется близкимъ по душе человекомъ, к[оторый] не виноватъ въ томъ, что онъ...