Поиск по творчеству и критике
Cлово "LAO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Толстой Л. Н. - Толстой С. А., 21 сентября 1893 г.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
2. Толстой Л. Н. - Ге Н. Н. (сыну), 1 июня 1886 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
3. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1908 г. Август
Входимость: 2. Размер: 118кб.
4. Мысли и изречения известных людей, собраные Л. Н. Толстым. Изречения Лао-Тзе
Входимость: 2. Размер: 25кб.
5. Дневник 1893 г.
Входимость: 2. Размер: 96кб.
6. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Ноябрь
Входимость: 2. Размер: 97кб.
7. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 3 января 1878 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
8. Толстой Л. Н. - Ландесбергеру Р. (R. Landesberger), 8 (21) сентября 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
9. Толстой Л. Н. - Хилкову Д. А., 15 мая 1893 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
10. Толстой Л. Н. - Михайлову Н. В., 16 февраля 1889 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
11. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 5 ноября 1893 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
12. Китайская мудрость
Входимость: 1. Размер: 17кб.
13. Толстой Л. Н. - Ледерле М. М., 25 октября 1891 г.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
14. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1907 г. Август
Входимость: 1. Размер: 104кб.
15. Мысли мудрых людей на каждый день собраны Л. Н. Толстым. Примечания
Входимость: 1. Размер: 57кб.
16. Дневник 1903 г. Примечания
Входимость: 1. Размер: 155кб.
17. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 20 июня 1884 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
18. Толстой Л. Н. - Дэниэлю К. В. (C. W. Daniel), 22 декабря 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
19. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 27 апреля 1893 г.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
20. "Одумайтесь!" (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 60кб.
21. Толстой Л. Н. - Редферну Перси (Percy Redfern), 23 февраля 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
22. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 20 января 1878 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
23. Толстой Л. Н. - Попову Е. И., 23 октября 1893 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Толстой Л. Н. - Толстой С. А., 21 сентября 1893 г.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Часть текста: писателя, Лао-Дзи, и я всякий раз с наслаждением и напряжением вникаю и стараюсь передать, соображая по франц[узскому] 2 и, особенно хорошему, немецкому переводу. 3 Не говорю о самых отвлеченных, но прелестных местах, вчера, н[а]п[ример], переводили 4 следующее: «Добрый человек есть воспитатель недоброго; недобрый человек есть Schaz, сокровище доброго. Если недобрый человек не уважает своего воспитателя, а добрый чел[овек] не любит свое сокровище, то, как бы эти люди не были учены, они в великом заблуждении» и т. п. Неправда ли, прекрасно? Или: делай добро в темноте ночи, как вор, чтобы никто не видал тебя. Когда тот, кому ты сделаешь добро, не будет знать, кто его сделал, тебе будет та выгода, что ты не испытаешь неблагодарности, а ему и всем людям, что облагодетельствованный чел[овек] будет любить всех людей, про каждого чел[овека] думая, что это он сделал ему добро. Маша с Верой пошли пешком в Тулу, хотелось пройтись. Вернутся с поездом почт[овым] и тут же свезут Лиду. Какая она неполная — зачаток, 1 / 8 человека, доброго человека. Я пишу всё свои ответы немцу о религии. Но нынче мало писал, — голова болела, и я пошел гулять на Козловку, Ваныкино и домой. Так тепло б[ыло], что я всю дорогу шел босиком. Сейчас пришел Лева и зовет наверх. Лида уезжает, и. Саша плачет, и няня тоже. Ваничка очень рад был твоим письмам. Его бедствие, что он с Мит[ей] 5 хочет непременно, чтобы всё, что Митя, то и он. Что наши мальчики? Ils s’amusent tous seuls 6 . Пусть они насчет ученья помнят очень умное изречение их старшего брата, Сережи, к[оторый] говорит, что не стоит того дурно учиться, так мало нужно труда для того, чтобы избавиться от всех неприятностей и ...
2. Толстой Л. Н. - Ге Н. Н. (сыну), 1 июня 1886 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Часть текста: Л. Н. - Ге Н. Н. (сыну), 1 июня 1886 г. 528. Н. Н. Ге (сыну). 1886 г. Июня 1. Я. П. Le tao-te-king. Lao-tzЕ. SТ. Julien (1 томъ) Chinese Classics. Legge (3 тома). Въ шкапу въ кабинете. Получилъ ваше письмо, милый другъ. Очень былъ радъ ему. Простите, что не отвечаю подробно. Очень много работаю руками и устаю. Да и много посетителей. Пришлите мне, пожалуйста, эти книги. 1 Переводите Эпиктета. 2 Очень хорошо. У меня и много работать предстоитъ — писать. Не знаю, успею ли. Ars longa, vita brevis. Brevis, 3 но прекрасная. Сначала Богъ сотворилъ людей вечными. Они все росли, стали глупые, добрые, мягкiе и все росли, какъ лопухи и ничего не делали. Тогда онъ сократилъ ихъ ростъ, сделалъ ихъ стареющимися, смертными, т. е. что они старелись и умирали, какъ засыпали и опять рожались, старелись и умирали, и помнили, откуда родились, и знали поэтому куда опять родятся. Тоже было нехорошо. Они стали ленивы — все откладывали — после. Тогда онъ скрылъ отъ нихъ откуда и куда они рожаются. Тогда они подумали, что они только и живутъ здесь въ продолженiи короткой жизни и тогда стали очень злы, все хотели для себя. Тогда нечего было делать Богу, и онъ сделалъ, какъ теперь, далъ людямъ разуменiе жизни, не въ прошедшемъ и будущемъ, не здесь и тамъ, въ жизни самой въ себе. 4 Л. Т. Примечания Печатается по копии, хранящейся в AЧ. Публикуется впервые. Дата копии. 1 Книги, указанные в начале письма: SТ. Julien, «Lao Tseu Tao Te king, le livre de la voie et de la vertu» (С. Жюльен, «Лао Тзе Tao Те Кинг, книга пути и добродетели») Paris 1841 и J. Legge, «The Chinese Classics» (Дж. Лег, «Китайские классики») London, 1877 (5-е издание). 2 Об Эпиктете см. прим. 5 к письму №...
3. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1908 г. Август
Входимость: 2. Размер: 118кб.
Часть текста: подробно газеты, и рассказывал про данную Турции конституцию 1 : — Все дело в солдатах. На них нельзя было положиться, султан дал конституцию. Получено письмо из Москвы: незнакомый, которому по его просьбе было послано «Не могу молчать», благодарит и обещает прислать 100 экземпляров Л. Н-чу. Вечером не было гостей. Л. Н. в кресле, Мария Николаевна и Софья Андреевна около круглого стола в зале; Л. Н. с Марией Николаевной говорили о детстве, о Митеньке, о Сергее Николаевиче, его болезни и смерти. Л. Н. читает Диккенса «Our Mutual Friend» и говорит, что читает не с таким удовольствием, как года два тому назад: или потому, что это не из лучших его произведений, или — возраст. Л. Н-чу сегодня лучше — и ноге и желудку. Александра Львовна вечером уезжала в Москву по финансовым делам. Так как Л. Н-чу лучше, Мария Николаевна торопится в Пирогово, а оттуда в монастырь. Соскучилась по нему. 2 августа. Л. Н-чу вчера и особенно сегодня значительно лучше. Воспаление вен на берце и в середине бедра прошло. Теперь только на внутренней стороне колена довольно сильно и повыше до половины бедра менее воспалено. Л. Н. сегодня позвал Ф. А. Страхова на балкон и с 3.30 до 4 беседовал с ним. Главное — о посадке ржи...
4. Мысли и изречения известных людей, собраные Л. Н. Толстым. Изречения Лао-Тзе
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Часть текста: в бытии, он получил имя. 4 Тао прикровенно, и ему нет имени. Но Тао велико в воздействии и совершении. 5 Тао прибежище всех существ. Сокровище добродетельного И спасение злого. 6 Все вещи мира возникают от бытия, бытие возникает от небытия. 7 Мудрый отрешается от самого себя и этим самым достигает всего, потому что ничего не признает своим. 8 Когда существа развились, каждое из них возвращается к своему началу. Возвратиться к своему началу значит быть в покое. Быть в покое значит исполнить свое назначение. Исполнить свое назначение значит быть вечным. 9 То, что мягко, побеждает то, что твердо; то, что слабо, побеждает то, что сильно. 10 Самое уступчивое покоряет самое твердое. 11 Немногие в мире постигают учение без речей и выгоду неделания. 12 Тринадцать спиц соединяются вокруг одной ступицы. От ее пустоты зависит употребление колесницы. Мнут глину, чтобы сделать сосуд. От ее небытия зависит употребление сосуда. Прорубают в стене окна и двери, когда делают дом. От их небытия зависит употребление дома. Таким же должен быть мудрый. Он должен быть ничем. Только тогда он нужен и полезен людям и всему. 13 Не выходя за дверь и не глядя в окно, можно видеть путь неба. Чем больше выходишь, тем менее знаешь. Поэтому святой человек не выходит и знает, не смотрит и называет, не делает и совершает. 14 Тот, кто предается учению , увеличивается каждый день. Тот, кто предается Тао, уменьшается каждый день. Он уменьшает и уменьшает себя до тех пор, пока достигнет неделания. Он не делает, но он становится владыкой мира (божественным). До тех пор, пока он деятелен, он не может ...
5. Дневник 1893 г.
Входимость: 2. Размер: 96кб.
Часть текста: в участники его. События за это время: возвращение Левы из Петербурга и его болезнь. Отношения мои к остальным членам семьи те же. Два мальчика, Анд[рюша] и Миша, в особенности Ан[дрюша], в самом дурном и далеком от меня настроении. Маша увлеклась и опомнилась. Теперь здесь Булыгин. Над ним и Раевым был суд, и они борются. Вообще мне кажется, что борьба христианства и язычества у нас начинается, éclate.[85] Надо и знать и быть готовым. Нынче первый день, что я не пишу свою книгу. Что буду писать, еще не знаю. Много было мыслей за это время, которые пропадали. Вспоминаю: 1) Произведение[86] драматического искусства, очевиднее всего показывающего сущность всякого искусства, состоит в том, чтобы представить самых разнообразных по характерам и положениям людей и выдвинуть перед ними, поставить их всех в необходимость решения жизненного, нерешенного еще людьми вопроса и заставить их действовать, посмотреть, чтобы узнать, как решится этот вопрос. Это опыт в лаборатории. Это мне хотелось бы сделать в предстоящей драме. Теперь час дня. Иду обедать. Завтра писать. 6 Мая. Ясн. Пол. 93. Если б. ж. 14 Мая. Ясн. Пол. 93. Пропустил неделю. Не видал, как прошла. Вчера отослал совсем. Плохо, так плохо. Я заболел, и это меня особенно побудило кончить: Я свободен. Перечитываю начатое. Не знаю еще, за что возьмусь. Очень я нехорош всё это время....
6. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Ноябрь
Входимость: 2. Размер: 97кб.
Часть текста: хочет усилить память, поправить здоровье магнетизмом, спиритизмом, чтобы за бесплатным советом обращались к ним 1 . Очевидно, попадаются многие на их уловку. Л. Н. : Чем низменнее философ, тем популярнее. Л. Н. ( к Э. Я. Перна ): Советую вам не читать историю философии, потому что там <лишь> некоторые стороны философа подчеркнуты, и вы не будете его читать непредвзято. — Болеть очень хорошо в нравственном отношении. Одно неприятно, что заставляешь других хлопотать, — сказал мне Л. Н. в 2 часа пополуночи 1 ноября, когда ему было хуже всего. Потом послал меня спать. 3 ноября. Л. Н-чу лучше. — Я вчера долго не мог заснуть, — сказал Л. Н., — только оттого, что чувствовал себя здоровым. Утром приехал Николаев и привез первый экземпляр «Общественных задач» Генри Джорджа с предисловием Л. Н., издание «Посредника», и корректуры, между прочим, послесловия к «О значении русской революции», которое Л. Н. переименовал на «Что же делать?» и которое выйдет отдельной брошюрой 1 . Л. Н. с Николаевым и Марией Львовной долго разговаривали. С 9. 15 вечера Л. Н. говорил о том, что равенство, братство, свобода вытекают из хороших добродетелей смирения, справедливости, самоотвержения, любви. — В беседе с вами мне это выяснилось, — сказал Л. Н-ч Николаеву. Л. Н. говорил, что жизнь Иисуса гораздо менее значительна, чем жизнь Франциска Ассизского. Учение Иисуса — да, значительнее. Разговор Франциска с братом — если мы не можем так поступать, пусть нам это будет хоть идеалом. — В «Круге чтения» есть чье-то: «Если тебя ругают... Если бы знали всего меня, ругали бы больше» 2 . Какие мы ...
7. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 3 января 1878 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: и на праздниках кроме своих никого не было. Здоровье мое, которое всё было дурно, теперь как будто поправляется, и начатая работа 2 перебита праздниками, но не остановлена. — Вчера был у нас Фет и несколько раз принимался делать планы о том, как он увезет вас от нас и как я за вами приеду. Вы и не думаете о нас, а мы уже делим ваше время. — Критику чистого практического разума 3 я приобрел. Нынче посылаю для получения по нем объявления от вас. Впрочем, теперь у меня книг и матерьялов по двум разнородным предметам 4 так много, что я в них теряюсь. Соловьева статью в Гражданине 5 пришлите, пожалуйста. Заглавие очень для меня заманчиво. Вера, знание и опыт. Встретился в Москве с Б. Чичериным. Он пишет сочинение о знании и вере. 6 У меня живет учителем математики кандидат Петерб[ургского] университета, 7 проживший два года в Канзасе в Америке в русской колонии коммунистов. Благодаря ему я познакомился с тремя лучшими представителями крайних социалистов 8 — тех самых, которые судятся теперь. 9 Ну и эти люди пришли к необходимости остановиться в преобразовательной деятельности и прежде поискать религиозной основы. — Со всех сторон (не вспомню теперь кто) все умы обращаются на...
8. Толстой Л. Н. - Ландесбергеру Р. (R. Landesberger), 8 (21) сентября 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: est une ancienne superstition à laquelle il est non seulement inutile, mais très nuisible de croire. Nous n’avons aucun droit de nous imaginer un dieu créateur. Tout ce que n[ou]s pouvons affirmer, c’est que nous existons au milieu d’un monde qui nous paraît infini dans le temps et l’éspace et que le principe de notre existence est quelque chose d’immatériel. Nous avons conscience de ce principe en nous mêmes dans un état borné, et à cause de cela nous ne pouvons ne pas avoir une idée de ce principe immatériel illimité, non sujet aux conditions du temps et de l'espace. C'est ce principe que nous appelions Dieu. Ce principe de notre vie ne peut être ni bon, ni méchant. Il est ce qui est: «то '». Ce que nous appelons «mal», n’est que notre ignorance des elfets dont nous ne voyons que les causes. La vraie doctrine de la vie, celle qui a été enseignée par tous les sages: Boudda, — Confucius, les Brahmanes, Lao-dze, Issaia et Jésus, consiste dans la conscience du principe immatériel qui constitue notre vie. Et ce n’est que sur la conscience de ce principe que peut être basée et...
9. Толстой Л. Н. - Хилкову Д. А., 15 мая 1893 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: желал бы дополнять и уяснять, но не хочу больше этого делать. Если бог велит, что имею сказать, выскажется в другом месте. Удивительное дело, что то, что вы пишете в конце вашего письма о так называемой свободе воли, составляло главную мысль окончания моей работы, к к[оторой] с одной стороны и свелся вывод книги. Я так же смотрю, как вы. Бог даст, прочтете в моей книге, но постараюсь коротко сказать. 1 Истина всё больше и больше открывается людям, и свойство жизни людей таково, что они все приходят к истине — волей или неволей освещаются ей. И свобода человека состоит только в том, чтобы признать охотно, радостно открывшуюся ему истину, или быть против своей воли увлеченным другими людьми, принявшими ее. От признания же истины, высшей или низшей степени истины, зависят и все поступки человека. (Челов[ек] делает то, что делает, только п[отому], ч[то] считает это истиной, или п[отому], ч[то] так привык прежде считать это истиной, что не может отстать от этого). Людям же кажется, что они свободны в...
10. Толстой Л. Н. - Михайлову Н. В., 16 февраля 1889 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: давно чувствую необходимость ответить на этот вопрос, я еще не в состоянии этого сделать. Но я думал довольно много об этом и потому постараюсь хоть вкратце передать вам самое главное: Первое общее правило: не делайте того, что делает большинство — не читайте современного, считая таковым всё то, что появилось за последнее полстолетие. 1 То, что из современного есть действительно замечательного хоть сколько-нибудь, вы невольно узнаете; вам прожужжат им уши: и в школе, и в литературе, и в разговорах. Но тратить время на изучение современного невыгодно и опасно, во 1-х, п[отому], ч[то] значение всего видимого вблизи современного невольно всегда преувеличивается; во-2-х, п[отому], ч[то] сплошь да рядом оказывается, что современное, непросеянное сквозь критику веков, казавшееся очень значительным, через 10 лет оказывается пуфом, к[оторый] все забывают. — Читайте древних. Из древних же читайте прежде всего учителей жизни, основателей религиозных учений. Мысли людей, легшие в основу верований и руководства 2 жизни миллионов и миллионов людей, суть самые нужные и самые важные мысли. Таковы учение Конфуция и Менция. Не знаю, есть ли хорошие русск[ие] переводы, но франц[узская] есть хорошая книга «Les livres sacrés de l’Orient, Pothiér», 3 потом учение браминов и Будды. Есть и Веды и книга немецкого ученого (забыл имя), переведенная по-русски лет пять назад о буддизме, 4 и есть прекрасные книги Макса Мюллера 5 по-французски и английски. Того же Макса Мюллера о Зендавеста — учении персов. Потом Лаодзы по-французски Julien. 6 Потом...