Поиск по творчеству и критике
Cлово "PRIORI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Михайловский Н. К.: Десница и шуйца Льва Толстого. Глава IV
Входимость: 2. Размер: 99кб.
2. Юношеские опыты. Различные отрывки 1847—1852 гг.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
3. Шестов Лев: Добро в учении гр. Толстого и Ницше
Входимость: 2. Размер: 14кб.
4. Шестов Лев: Разрушающий и созидающий миры (По поводу 80-летнего юбилея Толстого)
Входимость: 1. Размер: 106кб.
5. Лазурский В. Ф.: Дневник
Входимость: 1. Размер: 232кб.
6. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 16 марта 1878 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
7. Шестов Лев: Добро в учении гр. Толстого и Ницше. Глава IV
Входимость: 1. Размер: 16кб.
8. Дивильковский А. А.: Толстой и Руссо. 2. Отклонение ученика от учителя
Входимость: 1. Размер: 31кб.
9. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 15 марта 1878 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
10. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 12 октября 1876 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
11. Михайловский Н. К.: О г. Розанове, его великих открытиях, его маханальности и философической порнографии. - Несколько слов о г. Мережковском и Л. Толстом
Входимость: 1. Размер: 67кб.
12. Грибовский В. М.: У графа Л. Н. Толстого
Входимость: 1. Размер: 53кб.
13. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 25 декабря 1880 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Михайловский Н. К.: Десница и шуйца Льва Толстого. Глава IV
Входимость: 2. Размер: 99кб.
Часть текста: школы", составленной "по Миропольскому". Гр. Толстой полагает, что все существующие способы обучения грамоте имеют свои достоинства и свои недостатки, что все они могут и должны применяться, смотря по обстоятельствам, то есть смотря по особенностям учеников и учителей. Если гр. Толстой и смеется иногда над тем или другим способом, то только потому, что ему, этому способу, придается кем-либо из педагогов значение всевластного кумира. Тут гр. Толстой сходится, можно сказать, со всеми педагогами--теоретиками и практиками, от Ушинского до какого-нибудь дьячка с "азами", но также и расходится со всеми ими в том смысле, что не творит себе кумира. Терпимость эта не идет, однако, далее обучения грамоте. За этой первой ступенью образования начинается уже полный разлад между гр. Толстым и другими педагогами. Разлад этот находится в ближайшей связи с другой чертой, еще резче выделяющей гр. Толстого из среды наших педагогов. Г. Евтушевский принимал в прошлом году деятельное участие в устройстве семейных или домашних, не помню названия, школ, предназначенных для детей известного класса общества - среднего или выше среднего достатка. Вопрос об этих школах разрабатывался, помнится, и в "Семье и школе". С год тому назад барон Корф публиковал в газетах об устроенной им где-то в Швейцарии школе, опять-таки,...
2. Юношеские опыты. Различные отрывки 1847—1852 гг.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: человекъ согласится, что чемъ менее развиты способности человека, темъ более ограниченна его свобода и на оборотъ. Следовательно, чтобы решить этотъ вопросъ, надо сперва решить вопросы, которые при этомъ разсужденiи сами собою представляются нашему разсудку. Имеетъ ли человекъ наклонности врожденныя? И ежели онъ имеетъ оныя, то равносильны ли наклонности къ добру и злу или одна изъ нихъ первенствуетъ? — Ясно, что для того, чтобы решить прямо, изъ основныхъ началъ разума вопросъ, заданный Руссо, надо решить сначала эти три вопроса. 157 Ежели врожденныхъ наклонностей человекъ не имеетъ, то ясно, что добро и зло зависятъ отъ воспитанiя. Ежели же добро и зло зависятъ отъ воспитанiя, то ясно, что наука вообще и филоссофiя въ особенности, на которую такъ нападаетъ Руссо, не только не безполезны, но даже необходимы, и не для однихъ Сократовъ, но для всехъ. — Ежели же наклонности къ добру и злу равносильны въ душе человека, то чемъ менее будетъ свобода человека, темъ менее будетъ его доброе и злое влiянiе и на оборотъ; следовательно, ежели предположить это вернымъ, науки и художества не могутъ произвести никакой разницы въ отношенiи между добромъ и зломъ. — Ежели начало добра первенствуетъ въ душе человека, то съ развитiемъ искуствъ и художествъ будетъ развиваться и начало добра и на оборотъ. Ежели же начало зла первенствуетъ въ душе человека, то только въ этомъ случае мысль Руссо будетъ справедлива. И я уверенъ, что со всемъ своимъ красноречiемъ, со всемъ своимъ искуствомъ убеждать великiй гражданинъ Женевы не решился бы доказывать так[ую] утопiю, всю нелепость которой надеюсь я доказать после. — Здесь мне приходитъ мысль о томъ, что все филоссофскiе вопросы, надъ решенiемъ которыхъ трудились столько и писалось столько книгъ (безполезныхъ), все, говорю я, можно привести къ очень простымъ началамъ.... Насъ забавляютъ более листочки дерева, чемъ корни; одна изъ главныхъ ошибокъ, делаемыхъ большей частью думателей, есть та, что сознавъ свою...
3. Шестов Лев: Добро в учении гр. Толстого и Ницше
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Часть текста: этой книги читатель найдет следующий отрывок из одного частного письма Белинского: "Если бы мне и удалось взлезть на верхнюю ступень лестницы развития - я и там бы попросил вас отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции Филиппа II-го и пр. и пр.; иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головой. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен на счет каждого из моих братьев по крови. Говорят, что дисгармония есть условие гармонии: может быть, это очень выгодно и усладительно для меломанов, но уж, конечно, не для тех, которым суждено выразить своею участью идею дисгармонии". Эти строки приведены мною отнюдь не для того, чтобы поддержать высказываемые мною мысли авторитетом знаменитого писателя. Наоборот - для меня ясно, что авторитет Белинского-писателя не за, а против меня. Чтоб сослаться на него, мне пришлось обратиться не к его сочинениям, а к переписке. Но и это может показаться странным, если припомнить, что приводимый здесь отрывок уже не раз цитировался в русской литературе писателями всевозможнейших направлений. Что же это за загадочные слова, на которых сошлись люди самых различных убеждений? Быть может, заключающаяся в них мысль слишком обща и неопределенна, т. ч. поддается многообразным толкованиям? На мой взгляд - нет. На мой взгляд, едва ли во всем, что писал когда-либо Белинский, можно найти еще одно место, в котором ему бы удалось яснее и определеннее выразиться. И все-таки, несмотря на ясный смысл ничем не затемненных и простых выражений, различные толкования этого письма оказались возможными. Никто из цитировавших этот отрывок не заметил даже, что высказанная там мысль находится в самом резком, вопиющем противоречии со всем тем, что говорил Белинский в своих критических статьях. Это письмо истолковывалось в том же смысле, в каком истолковывалась его горячая литературная проповедь, даже его письмо к Гоголю. И...
4. Шестов Лев: Разрушающий и созидающий миры (По поводу 80-летнего юбилея Толстого)
Входимость: 1. Размер: 106кб.
Часть текста: зрелища. Только однажды в “Исповеди” встречается у него следующее краткое замечание: “Когда я увидал, как голова отделилась от тела и то и другое врозь застучало в ящике, я понял — не умом, а всем существом, — что никакие теории разумности существующего и прогресса не могут оправдать этого поступка и что, если бы все люди в мире по каким бы то ни было теориям с сотворения мира находили, что это нужно, я знаю, что это не нужно, что это дурно”. Толстой был тогда еще молодым человеком — ему было что-то около тридцати лет, и вот тогда уже он находил возможным противопоставлять свое личное суждение суждениям всех существующих и существовавших с сотворения мира людей. И, без всякого сомнения, в приведенных словах нет никакого преувеличения. Во все мире за все время его бесконечного существования нельзя было бы найти такую силу, которая могла принудить Толстого отказаться от его убеждения и признать смертную казнь не то что нужной или хорошей, но имеющей хотя бы какое-нибудь оправдание. Это — с одной стороны. С другой же, очевидно, и у Толстого не было той силы, которая могла бы заставить людей перестать казнить своих ближних. Теперь, почти через пятьдесят лет после его путешествия в Париж, он снова с тем же негодованием и с той же страстью восстает против смертной казни: “Не могу молчать”, — кричит он на весь мир, — и снова безрезультатно. Теперь он уже не неизвестный молодой граф, путешествующий по Европе, теперь он самый знаменитый из всех живущих на земле людей, теперь его слышит весь мир. Но и теперь его ...
5. Лазурский В. Ф.: Дневник
Входимость: 1. Размер: 232кб.
Часть текста: к которым нужно давать разъяснения. — А вы сами когда-то увлекались Фетом, — заметил Страхов. — То было время; тогда стихи имели смысл, а теперь нет. Да в 40-х годах он писал милые, хорошие вещи, из которых я многие знаю наизусть; а в последних нет ни поэзии, ни смысла. Ну-ка, у кого ноги быстрые, принесите Фета. Быстрые ноги оказались у Татьяны Львовны. Она принесла два тома нового издания стихотворений Фета, и Лев Николаевич стал их перелистывать. — Слушайте, — начал он читать: Говорили в древнем Риме, Что в горах, в пещере темной, Богоравная Сивилла, Вечно юная, живет, Что ей все открыли боги, Что̀ в груди чужой сокрыто, Что̀ таит небесный свод. Только избранным доступно Хоть не самую богиню, А священное жилище Чародейки созерцать... В ясном зеркале ты можешь, Взор в глаза свои вперяя, Ту богиню увидать. Неподвижна и безмолвна, Для тебя единой зрима На пороге черной двери, — На нее тогда смотри! Но, когда заслышишь песню, Вдохновенную тобою, — Эту дверь мне отопри! — Ну, что это? не понимаю; почему черная дверь, а не пунцовая? А ну, кто это поймет, тому двугривенный дам. АЛМАЗ Не украшать чело царицы, Не резать твердое стекло, Те разноцветные зарницы Ты рассыпаешь так светло: Нет! За прозрачность отраженья, За непреклонность без конца, Ты призван разрушать сомненья И с высоты сиять венца. — Если алмаз, как вы говорите, обозначает возлюбленного, то как же он может сиять в венце царицы? на голову он ей сядет, что ли? Ну-ка, Николай Николаевич, вы специалист по этой части, объясните! Э, вижу, сами не понимаете. Графиня стала рассказывать о Фете, о его процессе творчества, как сам он говорил: «Он не сочинял, а ходит, ...
6. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 16 марта 1878 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: Л. Н. - Страхову H. Н., 16 марта 1878 г. 412. H. Н. Страхову. 1878 г. Марта 16. Я. П. Очень благодарен вам, дорогой Николай Николаевич, за присылку тетради Семевского. 1 Я ее прочел и отослал и прошу другую — именно записки Бестужева. 2 — Еще просьба: Путешествие инока Парфения 3 и попа раскольника Авакума 4 и раскольничьего что есть, но не обработанного, а сырого матерьяла. Если что есть, или вы узнаете, пришлите мне, пожалуйста. Стасова, как члена Комитета 5 и т. д. Николая I, я очень прошу, не может ли он найти, указать, — как решено было дело повешения 5-х, кто настаивал, были ли колебания и переговоры Николая с его приближенными? 6 Кюхельбекер 7 трогателен, как и все люди его типа — не поэты, но убежденные, что они поэты, и страстно преданные этому мнимому призванию. Кроме того 15 лет заточения. Я отсюда слежу мысленно за вашей работой и боюсь, чтобы Степа не мешал вам, и боюсь уговаривать вас побывать у г[рафини] Толстой только поэтому. Хочется же мне, чтобы вы познакомились с ней, чтобы узнать взаимное впечатление мне близких людей. Как мне ни досаден Соловьев, я не желаю, чтобы вы писали о...
7. Шестов Лев: Добро в учении гр. Толстого и Ницше. Глава IV
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: собирающиеся помогать несчастным беднякам из ляпинского и иных домов, - что мы сами недостаточно нравственны для такого дела, и что прежде чем исцелять других, нам нужно исцелиться самим. Деньгами ничего сделать нельзя, ибо эти бедняки не в деньгах нуждаются. Их нужно научить работать, ценить и любить труд - тот труд, которым приобретаются средства к существованию. А как же можем мы научить их этому, когда мы сами ничего не делаем? Следовательно, прежде всего нужно нам о самих себе подумать, исправиться, тогда все остальное само собою устроится. Тогда мы можем словом и делом учить, а не только словом, которому наши дела противоречат; и затем, мы, отказавшись от права на чужой труд, этим самым перестанем отнимать у других те средства, которые им необходимы, а нам служат для роскоши. И гр. Толстой, сбросивши с себя европейское платье, оделся по-мужицки, стал сам для себя топить печь, убирать комнату, пахать, сеять и т. д. "И тут-то, придя к этому сознанию и практическому выводу, - говорит он, - я был вознагражден вполне за то, что не заробел перед выводами разума и пошел туда, куда они вели меня". В чем же оказалась награда? В том, что ляпинские жители стали иными, что их судьба стала менее ужасной? Нет, само собою разумеется; ляпинцы забыты: лучше стал сам гр. Толстой. Оказалось, объясняет он, что, "отдав на физический труд восемь часов, ту половину дня, которую я прежде проводил в тяжелых усилиях борьбы со скукой, у меня оставалось еще 8 часов..., оказалось, что физический труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но поощряет ее". И далее он говорит: "Чем напряженнее был труд, чем больше он приближался к считающемуся самым грубым земледельческому труду, тем больше я приобретал наслаждений, знаний и приходил тем более в тесное и любовное общение с людьми и тем более получал счастья жизни". Несмотря на...
8. Дивильковский А. А.: Толстой и Руссо. 2. Отклонение ученика от учителя
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: Толстой и Руссо. 2. Отклонение ученика от учителя 2. ОТКЛОНЕНИЕ УЧЕНИКА ОТ УЧИТЕЛЯ При всем внутреннем сродстве идей Толстого и Руссо, при всем сходстве их положения и судьбы среди общественных течений все же значительна и разница между учителем и учеником. Принадлежа к разным народам, временам и социальным слоям, они различно формулировали свой "культ сердца", свою "религию природы" и неодинаково направляли свой протест против "наук и искусств", против извращения культуры, против господствующей тирании. В связи с этим изменялась и чисто теоретическая основа их учений, та "метафизика веры" или то "объяснение веры", о которых говорит Толстой в своей книге "В чем моя вера?". В конце концов ученик не оказывается столь верен заветам учителя, как сперва может казаться; многие взгляды Толстого, особенно взятые сами по себе, без соотношения со всею совокупностью их, представляются даже решительною противоположностью мнениям Руссо. Наибольшего расхождения достигают воззрения обоих в области политики. Толстой безусловно,...
9. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 15 марта 1878 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: и времени, которых будет стоить чтение и обдумывание этих рукописей. А Вы ведь хвалили Кюхельбеккера? Семевский живет близехонько от меня, так что мне очень удобно быть посредником между им и Вами. Но Вы удостоите его, конечно, и письмами 4 , в которых выскажете свои желания. О себе скажу, что у меня пока вернулся аппетит, а за работу я не успел еще приняться. Учение о софии , по справкам, оказалось гностическим, также как о божественном Христе, отличном от человека Иисуса. Но я слишком мало знаю, чтобы говорить об этом. Да и все лекции Соловьева представляют амальгаму уже существующих учений, — вернее существовавших. Он a priori выводит то, что узнал a posteriori. Ужасно жаль, что Вы не посмотрели выставки передвижников 5 . Это ряд этюдов в реалистическом духе. Некоторые удивительны по красоте, напр[имер], ржаное поле Шишкина 6 , другие по безобразию, напр[имер] кочегар Ярошенко 7 и протодьякон Репина 8 . Есть и удивительный технический фокус — просвет в сосновом лесе — Куинджи 9 . Портреты — бесподобные — лучший Крамского — кн. Дм[итрий] Ал[ександрович] Оболенский 10 ; его же Некрасов 11 не так хорош. Словом — русская школа (Стасов напечатал 12 , что она зародилась в 1862 году) со всеми достоинствами и недостатками. Есть несколько дурных новостей об знакомых, но лучше промолчу. Меня очень трогает и занимает Ваше желание познакомить меня с графиней Ал[ександрой] Андр[еевной] Толстой 13 . За себя я, разумеется, очень боюсь; но если есть в Петербурге такой светлый уголок, то как же не попытаться в него проникнуть! Вы очень добры ко мне; смотрите же, не будьте взыскательны; верьте, что усердия во мне гораздо больше, чем сил и умения. Всею душою Ваш Н. Страхов Примечания 1  Семевский Михаил Иванович (1837—1892) — историк, редактор-издатель журнала «Русская старина». Толстой познакомился с ним 9 марта 1878 г. в Петербурге. 2  Эта автобиографическая запись...
10. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 12 октября 1876 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: свою особенную жизнь, в оперу, в покупку книг, в чтение; две-три недели дело идет очень хорошо, как никогда не бывало. Конечно, оттого хорошо, что я затеял работу, и что меня тянет каждый день подвинуться хоть на шаг вперед. Но мне очень хочется заинтересовать Вас своею работою, и в голове я уже давно пишу к Вам, давно придумываю, как это сказать кратко и полно. Послушайте. Науки делают огромные успехи; но чем быстрее они движутся, тем яснее видно, что они не приближают нас к решению вопросов, наиболее для нас интересных. Очевидно, их движение косвенное, а не прямое. То, что называется знанием, не есть знание существенного, и чем научное знание тверже и яснее, тем менее в нем существенного. Это зависит от самой природы познания. Наше познание есть некоторое измерение наших отношений к вещам. Вещи со всею своею сущностию окружают нас со всех сторон, прикасаются к нам и стоят перед нашими глазами; но когда мы их познаем, мы как будто выбираем произвольно точки, проводим произвольные линии, составляем произвольные фигуры и только так можем что-нибудь узнать. Возьмем самое простое. Я считаю людей, с которыми живу; их оказалось пять. Чтобы получить это сведение, я мысленно ставлю их в известный порядок, одного делаю первым, другого вторым и т. д.; наконец, прекращаю счет произвольно, тем...