Поиск по творчеству и критике
Cлово "QUA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Толстой Л. Н. - Кюршнеру Иосифу (Joseph von Kürschner), 22 июня 1893 г.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
2. Толстой Л. Н. - Роллану Р. (R. Rolland), 3 октября ? 1887 г.
Входимость: 2. Размер: 45кб.
3. Булгаков В. Ф.: Христианская этика. Часть вторая. Глава V. Наука
Входимость: 2. Размер: 49кб.
4. Григорьев А. А.: Граф Л. Толстой и его сочинения
Входимость: 1. Размер: 76кб.
5. Дневник 1856 г.
Входимость: 1. Размер: 91кб.
6. Толстой Л. Н. - Рихтеру А. В., 4 июня 1907 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
7. Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу
Входимость: 1. Размер: 72кб.
8. Толстой Л. Н. - Чирьеву С. И., 15 августа 1901 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
9. Предисловие к 88- 89 томам (Письма к В. Г. Черткову 1897—1910 гг.)
Входимость: 1. Размер: 65кб.
10. О социализме
Входимость: 1. Размер: 18кб.
11. Попов П.: Иностранные источники трактата Толстого "Что такое искусство?"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
12. Что такое искусство? (Вторая редакция)
Входимость: 1. Размер: 186кб.
13. Дневник с 23 ноября 1888 г. по 31 июля. 1889 г.
Входимость: 1. Размер: 246кб.
14. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 13 февраля1906 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
15. Толстой Л. Н. - Башилову М. С., 8 декабря 1866 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
16. Толстой Л. Н. - Леонтьеву П. М., 23 (25) ноября 1874 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
17. Что такое религия и в чем сущность ее (главы 13-17)
Входимость: 1. Размер: 24кб.
18. Толстой Л. Н. - Русанову Г. А., 16 января 1896 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
19. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 10 мая 1886 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
20. Толстой Л. Н. - Беневской-Моисеенко М. А., 17 января 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
21. Шестов Лев: Добро в учении гр. Толстого и Ницше. Глава XI
Входимость: 1. Размер: 16кб.
22. Записная книжка 1908 г. №3
Входимость: 1. Размер: 56кб.
23. Толстой Л. Н. - Зеленому А. А., 16 апреля 1858 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
24. О социализме (старая орфография и примечания)
Входимость: 1. Размер: 24кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Толстой Л. Н. - Кюршнеру Иосифу (Joseph von Kürschner), 22 июня 1893 г.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Часть текста: 2 J’espère que cela ne vous empêchera pas de publier l’ouvrage et que cela 3 Милостивый государь, Я очень сожалею, что не могу согласиться на ваше предложение напечатать в вашем журнале произведение, которое я вам послал. Это писание потеряло бы очень много, появляясь ежемесячно и в особенности без последней главы, которую вы, вероятно, уже получили. Все суждения о сочинении, появляющемся по частям без заключения 1 и только служили бы поводом к недоразумениям. Вот почему поставленное переводчиками условие об опубликовании этого произведения лишь целиком, является условием sine qua non. 2 Надеюсь, что это не помешает вам опубликовать это сочинение и что это 3 Примечания Печатается по черновику-автографу, написанному на обороте листа c черновым текстом статьи «Неделание». Датируется на основании Списка М. Л. Толстой. Иосиф фон Кюршнер (Joseph von Kürschner, 1853—1902) — профессор, литературный директор «Общества немецких изданий» («Deutsche Verlags Anstalt») и издатель ряда журналов. В 1890 г. издал повесть Толстого «Ходите в свете пока есть свет» в немецком переводе Р. Лёвенфельда. В 1893 г. издал в Штутгарте «Первую ступень» («Die erste Sprosse»). Получив через H. A. Касаткина (см. письмо № 454 и прим. 3 к нему) рукопись «Царство божие внутри вас», Кюршнер, видимо, сделал запрос Толстому через T. Л. Толстую о разрешении ему напечатать «Царство божие внутри вас» сначала в его журнале «Aus fremden Zungen» и получил отрицательный ответ (см. письмо по поручению от конца мая 1893 г.). Ответ на письмо Кюршнера на французском языке из Эйзенаха от 16 июня 1893 г., в котором Кюршнер соглашался с доводами Толстого, переданными в письме T. Л. Толстой, о невозможности печатания трактата «Царство божие внутри вас» в журнале. 1 Пропуск в черновике. ...
2. Толстой Л. Н. - Роллану Р. (R. Rolland), 3 октября ? 1887 г.
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Часть текста: (R. Rolland), 3 октября ? 1887 г. 134. Р. Роллану (R. Rolland). 1887 г. Октября 3? Я. П. Cher frère! J’ai reçu votre première lettre. Elle m’a touché le coeur. Je l’ai lue les larmes aux yeux. J’avais l’intention d’y répondre, mais je n’en ai pas eu le temps, d’autant plus, qu’outre la difficulté que j’éprouve à écrire en français, il m’aurait fallu écrire très longuement pour répondre à vos questions, dont la plupart sont basées sur un malentendu. Aux questions que vous faites: pourquoi le travail manuel s’impose à nous comme l’une des conditions essentielles du vrai bonheur? Faut-il se priver volontairement de l’activité intellectuelle, des sciences et des arts qui vous paraissent incompatibles avec le travail manuel? A ces questions j’ai répondu comme je l’ai pu dans le livre intitulé «Que faire?» qui, à ce qu’on m’a dit, a été traduit en français. Je n’ai jamais envisagé le travail manuel...
3. Булгаков В. Ф.: Христианская этика. Часть вторая. Глава V. Наука
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Часть текста: В прежние времена люди, пользовавшиеся трудами других, утверждали, что, во-первых, они люди особенной породы и, во-вторых, имеют особенное назначение от Бога заботиться о благе отдельных людей, т. е. управлять ими и учить их; и потому они уверяли других и часто верили сами, что то дело, которое они исправляют, нужнее и важнее для народа, чем те труды, которыми они пользовались. С появлением христианства, провозгласившего равенство и единство всех людей, оправдание особенности пород людских уничтожилось. Но самый факт освобождения себя от труда одними людьми и пользования трудами других остался тот же, и для существующего факта постоянно были придумываемы новые оправдания. И, как ни странно это может показаться,-- главная деятельность всего того, что называлось в известное время наукой, того, что составляло царствующее направление науки, было и теперь продолжает состоять в отыскании таких оправданий. Все богословские тонкости, стремящиеся доказать, что данная церковь есть единая истинная преемница Христа, а потому она одна имеет полную и бесконечную власть над душами, да и над телами людей,-- главным мотивом своей деятельности имеют эту цель. Все науки юридические: государственное, уголовное, гражданское, международное право имеют одно это назначение. Большинство философских теорий, как, например, столь долго царствовавшая теория Гегеля с его положением разумности существующего и того, что государство есть необходимая форма совершенствования личности, имеют одну эту цель 1 . Позитивная философия Конта и вытекающее из нее учение о,том, что человечество есть организм,-- учение Дарвина о законе борьбы за существование, руководящем будто бы жизнью, и вытекающем из...
4. Григорьев А. А.: Граф Л. Толстой и его сочинения
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Часть текста: А между темъ ни парадоксальности въ мысли, ни злонамеренности противъ критики нашей тутъ нетъ нисколько, а есть только настоящее дело. Критика - скажутъ мне - однакоже сразу заметила появленiе въ литературе автора "Военныхъ расказовъ", "Детства и отрочества" и проч.? Да еще бы ужь она и появленiя-то такого новаго, оригинальнаго, сразу явившагося съ "словомъ и властiю" таланта не заметила!.. Она пожалуй даже "приветствовала" новый талантъ, какъ действительно новый, свежiй и сильный, пожалуй "заявила" свое сочувствiе къ нему и проч... Да ведь "приветствовать" и "заявлять сочувствiе" - дело весьма легкое, штука такъ-сказать казеннейшая изъ казенныхъ. Задача критики, если только она точно критика, не въ томъ только, чтобы "приветствовать" и "заявлять сочувствiе", хоть у насъ и это иногда - подвигъ похвальный, часто смелый, на который редко кто решится первый, по крайней мере печатно: ведь это нето-что брань, къ которой мы замечательно привыкли, потомучто она "на вороту не виснетъ". Чтобы заявить гласно сочувствiе къ явленiю новому, къ которому сочувствiя никемъ еще незаявлено, надобно иметь много веры въ душе, - веры въ правду явленiя и веры въ самого себя. Иное дело въ кружкахъ. Тутъ производство въ таланты и даже, съ позволенiя сказать, въ...
5. Дневник 1856 г.
Входимость: 1. Размер: 91кб.
Часть текста: мне. — Мне ужасно тяжело. Я не могу ничего делать, но задумываю драму. — — — 2-е Февраля. [Петербург.] Я въ Петербурге. Братъ Дмитрiй умеръ, я нынче узналъ это. Хочу дни свои проводить съ завтра такъ, чтобы прiятно было вспоминать о нихъ. Завтра привожу въ порядокъ бумаги, пишу письма П[елагее] И[льиничне] и старосте и на бело мятель, обедаю въ шахмат[номъ] клубе и все пишу еще мятель и вечеромъ захожу къ Т[ургеневу], утромъ часъ гуляю. Прочелъ страницу дневника, очень дельную, въ к[оторой] говорю, что не надо смешивать совершенства съ усовершенствованiемъ и стремиться ко 2-му отрицательно. Мои главные недостатки,[110] привычки къ праздности, безпорядочность, сладострастiе и страсть къ игре. Буду работать противъ нихъ. 4 Февраля. Утромъ писалъ немного. Булгаковъ помешалъ, заснулъ, а потомъ Кутлеръ. Обедалъ въ шахматномъ клубе. Фетъ очень милъ. Исторiя Десятскаго. Сцена пьянаго.[111] Вечеромъ былъ у Толстыхъ, взялъ деньги у Некрасова и до 2 ч[асовъ] просиделъ съ Кутлеромъ. [5 февраля.] 5) Благодаря Богу веду себя хорошо 2-й день. Исторiя любви Б. и К-ой. Никогда не будировать. — Уваженiе къ женщинамъ. Завтра утромъ напишу все эти факты и мысли такъ, чтобы ихъ можно было угадать, и для того назначать часы на писанье дневника. — Исторiя десятскаго . Староста продалъ хлебъ помещика на 7 тыс[ячъ] и, отлучившись по деламъ, велелъ десятскому ихъ караулить. Десятскiй взялъ деньги и бежалъ въ Одессу, где разжился. Но чтобы бежать, онъ далъ 2 тысячи помещику, который далъ ему фальшивую вольную. Черезъ десять летъ Десятскiй стосковался по родине. Онъ взялъ съ собой тысячъ...
6. Толстой Л. Н. - Рихтеру А. В., 4 июня 1907 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: скорее, дурное чувство, оправдываемое этой мыслью, — лежит в основе всех тех преступлений, к[отор]ые совершаются теперь. Мысль эта состоит в том, что люди с дипломами и без дипломов, но одинаково ограниченные, непросвещенные и самоуверенные, почему-то решают, что они так премудры и так хороши, что им над самим[и] собой уже нечего работать, а что их призвание, священная обязанность просвещать, устраивать жизнь других людей. Одни хотят это делать через старое правительство, другие через новое, третьи, как ваш Петр, через сообщение темному , глупому народу — тому самому, к[отор]ый кормит своими трудами этих дармоедов, тех великих истин христианства, к[отор]ыми они воображают себя через край переполненными. Я получаю каждый день письма от гимназисток, к[отор]ые наивно спрашивают, кого им благодетельствовать сообщением своих добродетелей и премудрости: сейчас ли итти в учительницы к народу, или еще пойти на курсы (чтобы окончательно одуреть) и тогда уже итти спасать несчастный народ. То же воображают все студенты, семинаристы и всякие сугубо, вследствие своего самомнения, невежественные и безнравственные юноши. В этом главная причина совершающихся теперь ужасов. Conditio sine qua non 2 всякой доброй деятельности...
7. Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Часть текста: и никак не в пулеметах, пушках и казнях, а в том, чтобы признать свой грех пред народом и постараться искупить его, чем-нибудь загладить его, пока вы еще во власти. Поставьте перед народом идеалы справедливости, добра и истины более высокие и более справедливые чем те, которые выставляют ваши противники. Сделайте только то, что вы обязаны сделать, занимая место правительства, и пока есть время, поставьте своей задачей осуществление действительного народного блага, и вместо того чувства страха и озлобления, которое вы испытываете теперь, вы узнаете радость близости, единения со стомиллионным русским народом, узнаете то чувство любви и благодарности этого кроткого народа, который не попомнит ваших грехов, а будет любить вас за то добро, которое вы ему сделаете, так же как он любит теперь того и тех, которые избавили его от рабства. Вспомните, что вы не цари, министры, не сенаторы и губернаторы, а люди, и, сделав это, вы, вместо горя, отчаяния и страха, узнаете радость прощения и любви. Но для того чтобы это случилось, вам надо не внешним образом и как средство спасения, а искренно, серьезно всеми силами души отдаться этому делу, и вы увидите, какая горячая, разумная и согласная деятельность проявится в лучших слоях общества, выдвинув кверху лучших людей из всех сословий, упразднив и лишив всякого значения тех людей, которые теперь мутят Россию. Сделайте это, и уничтожатся все те ужасные, зверские элементы мести, злобы, корысти, зависти, тщеславия, честолюбия и, главное, невежества, которые теперь выступают наружу и заражают, тревожат и мучают русских людей и в которых вы виноваты. Да, перед вами, правительственными людьми, теперь только два выхода: братоубийственная бойня и все ужасы революции и притом всё-таки ...
8. Толстой Л. Н. - Чирьеву С. И., 15 августа 1901 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: Толстой Л. Н. - Чирьеву С. И., 15 августа 1901 г. 140. С. И. Чирьеву. 1901 г . Августа 15. Я. П. Милостивый государь, Очень рад буду познакомиться с вами. Мы пробудем в деревне, Ясной Поляне, до первых чисел сентября. Что же касается проекта реформ высших учебн[ых] заведений, то я боюсь, что мое мнение об этом предмете не может вам быть ни полезным, ни интересным. Я полагаю, что наше правительство, имея в виду готовить для себя в высших учебн[ых] заведениях нужных ему чиновников — цель, не совместимая с истинным образованием, — никогда не разрешит разумной и свободной постановки образования. Conditio sine qua non истинного образования есть полная свобода как учащих, так и учащихся и их отношений между собой, а этого-то не хочет и не может допустить наше правительство, а потому и все проекты, подлежащие утверждению правительства, не могут достигнуть цели. Благодаря вас за ваше доброе отношение ко мне, прошу принять уверения в моем совершенном уважении. Лев Толстой. 15 авг. 1901. Примечания Печатается по копировальной книге № 4, лл. 130—131. Сергей Иванович Чирьев (р. 1850) — физиолог, профессор Киевского университета. В яснополянской библиотеке сохранились одиннадцать его книг, с надписями от автора. В письме от 3 августа 1901 г. Чирьев просил разрешения приехать в Ясную Поляну, чтобы познакомить Толстого со своим проектом реформы высших и средних учебных заведений. Приезжал ли он, неизвестно.
9. Предисловие к 88- 89 томам (Письма к В. Г. Черткову 1897—1910 гг.)
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Часть текста: 89 томам (Письма к В. Г. Черткову 1897—1910 гг.) ПРЕДИСЛОВИЕ К ВОСЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМОМУ И ВОСЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТОМУ ТОМАМ Настоящие два тома Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого содержат письма к В. Г. Черткову, относящиеся к 1897—1910 гг. — последнему периоду жизни и творчества великого писателя. Этими томами завершается публикация эпистолярного наследия Л. Н. Толстого. В. Г. Чертков — известный деятель «толстовства», самый близкий друг Л. Н. Толстого в последние двадцать пять лет его жизни, сделавший больше других для собирания и сохранения всех — вплоть до мельчайших — памятников мысли и творчества Л. Толстого, наконец издатель его запрещенных царской цензурой произведений, организатор и первый редактор настоящего Полного юбилейного собрания сочинений Толстого. На протяжении многих лет близости Толстого с Чертковым — с начала 80-х годов и до смерти писателя — между ними шла, прерываемая только периодами личного общения, интенсивная переписка. Письма Толстого к Черткову (1897—1910 гг.), впервые полностью публикуемые, вводят нас в атмосферу последнего десятилетия жизни писателя, когда Толстой, порвавший со своим классом и перешедший на сторону народа, является одной из центральных и притягательных фигур эпохи. Весь мир...
10. О социализме
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: как это думали и думают все социалистические реформаторы от Сен-Симона, Фурье, Оуена до Маркса, Энгельса, Бернштейна и других, я бы никак не решился бы сказать это. Не решился же бы я сказать этого потому, что имеющие в будущем сложиться экономические формы жизни человеческих обществ, по моему несомненному убеждению, так же мало могут быть предвидены и определенны, как и будущее положение каждого отдельного живого человека, и что поэтому все эти вымышленные людьми законы и на основании этих законов предполагаемые различными людьми различные наилучшие устройства обществ не только не содействуют благу людей, но составляют одну из главных причин того неустройства человеческих обществ, от которого теперь страдают люди нашего времени. Думаю я так потому, что человек может находить и устанавливать посредством наблюдений и рассуждений законы движения небесных тел, жизни растений, а также и животных, но никак не может подводить свою жизнь и жизнь себе подобных существ, обладающих разумом и волею, под законы, выведенные из наблюдения над внешнею жизнью человечества, не принимая во внимание тех особенных...