Поиск по творчеству и критике
Cлово "REFLECTION"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Дневник 1890 г. Примечания
Входимость: 1. Размер: 252кб.
2. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 15 октября 1890 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
3. Лурье Я. С.: После Льва Толстого. Историческая необходимость: Толстой, Гегель и Бокль
Входимость: 1. Размер: 18кб.
4. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 27 (28) октября 1890 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
5. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 9
Входимость: 1. Размер: 109кб.
6. Шохор К. С. и Родионов H. С.: Краткая хронологическая канва жизни и творчества Л. Н. Толстого за 1890 г.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
7. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1908 г. Март
Входимость: 1. Размер: 87кб.
8. Толстой Л. Н. - Ганусову Т. и Кондратьеву В., 15 мая 1893 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
9. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 3 декабря 1890 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Дневник 1890 г. Примечания
Входимость: 1. Размер: 252кб.
Часть текста: 7 1—2 . поправлял комедию — «Плоды просвещения». См. т. 27. 2 . 7 2 . приехали тульские и танцовали. — Зиновьевы и Давыдовы, жившие в Туле. О них см. прим. 206 и 26. 3 . 7 4 . Пришел Пастухов — Алексей Алексеевич Пастухов. См. т. 50. 4 . 7 4 . с евреем Пропин[ым], — Михаил Пропин, товарищ А. А. Пастухова. Сохранилось письмо М. Пропина к Толстому 1896 г. 5 . 7 5 . Раевский с сыном. — Иван Иванович Раевский (1835—1891), старинный знакомый Толстого, и его сын Иван Иванович Раевский (1871—1931). См. т. 50. 6 . 7 5 — 6 . Читал превосходно написанную книгу Минского с ужасным плохим концом . — Запись о книге: Н. Минский, «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни», Спб. 1890. См. т. 50, запись от 31 декабря 1889 г. 7 . 7 6—7 . Прочел: Мать хвастунья. — Ср. запись в Записной книжке, стр. 120. 8 . 7 17 . Эмерсону — Ральф Эмерсон (1803—1882), американский поэт, философ-идеалист и богослов. 9 . 8 7 . к Павлу — Апостол Павел. 10 . 8 26 . поправлял «О жизни ». — Составленное Чертковым изложение трактата Толстого «О жизни». См. т. 87, письмо № ...
2. Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 15 октября 1890 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: мне об Вашей и своей болезни, а вместе передала мне от Вас и выговор за статьи против Соловьева — к несчастью, очень неясно. Как бы мне хотелось самому послушать! Я послал Вам обе статьи, и прошу обратить внимание на вторую — в ней вся сила. Мне очень хотелось показать мысли Данилевского в их настоящем свете и отличить их от каких-нибудь выходок К. Н. Леонтьева 4 и подобных патриотов. Когда я писал, то, как и всегда, думал о вас, и желал, сколько можно, вызвать Ваше внимание и одобрение. Между тем, сознаюсь, резкий тон статей мне потом самому кажется иногда противным. Но мне трудно было взять другой тон, да я даже прямо нахожу себе некоторое извинение — ведь сердитый тон легче для противника. Однако тон тоном, а от мыслей я никак не отступлюсь. Мне рассказывают, что Соловьев очень сильно задет и собирается отвечать. Вот мне случай показать себя умницей — замолчу совершенно. Мне это не впервой, ведь и тут я в защиту себя ничего не сказал, и за это отдали мне честь некоторые читатели. Вообще, однако, вижу, что полемика эта всем надоела и что газетных статей почти никто толком не читает. Чувствовал я это и прежде. И если бы Соловьев не раздразнил меня своими ласками и своим лукавством, то я, вероятно, не увлекся бы, и лучше бы сделал. Еще займу Вас собою. Розанову очень хочется знать хоть что-нибудь о впечатлении его статьи обо мне на Вас. Разумеется, и мне очень хочется знать Ваше суждение. Теперь я Вас слушаюсь, я с головою ушел в статью о законе сохранения энергии. Радуюсь этой теме и с наслаждением готовлюсь к писанию. ...
3. Лурье Я. С.: После Льва Толстого. Историческая необходимость: Толстой, Гегель и Бокль
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: которые стреляли, везли провиант и пушки, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей, и были приведены к этому бесконечным количеством сложных, разнообразных причин... Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических общечеловеческих целей..." (11, 5-6) (24). Может ли такое воззрение рассматриваться как фатализм (в котором часто обвиняли Толстого)? В наброске предисловия к "Войне и миру" Толстой писал, что "фатализм для человека такой же вздор, как произвол в исторических событиях" (13, 56). В окончательной редакции мы читаем: "Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем)" (11, 6) - т. е. неизбежен, пока мы не понимаем причин исторического процесса. Не определяются ли исторические "общечеловеческие цели" высшим существом - Провидением? В первоначальной редакции, сравнивая Наполеона и Александра с лошадью, вращающей колесо, Толстой упоминал "высшего машиниста", заставлявшего русских военачальников соединиться только под Смоленском (25). Но в той же редакции, в рассуждении, предшествовавшем рассказу о начале войны 1812 года, Толстой толковал "слова Соломона" "сердце царево в руце божьей" (Экклесиаст, IX, 1) в том смысле, что "царь - есть раб истории, стихийного события, и у него произвола менее, чем у людей" (26). В окончательной редакции слова о "высшем машинисте" были исключены, а вслед за словами "царь - есть раб истории" сама история определялось как "бессознательная, ровная жизнь человечества" (11, 5-6). Еще более последовательно высказана идея исторической необходимости в Эпилоге романа. "Есть законы, управляющий ...
4. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 27 (28) октября 1890 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: книг, — расширение понимания и пробуждение интереса к тому, что прежде казалось мало интересным, п[отому] ч[то] знакомым. Радуюсь знать, что вы взялись за настоящую работу. 2 — Про себя, к сожалению, не могу этого сказать. Утешаюсь тем, что сказано в 3-х Евангелиях в Гефсиманск[ом] саду: «Но не моя воля да будет, но твоя (в одном). И не то, что я хочу, а то, что ты хочешь (в другом). И не так, как я хочу, а ты (в третьем)». И когда вспомню это, то мирюсь с своей теперешней мне кажущейся непроизводительностью. Не знаем мы и не можем знать, чем мы призваны служить Пославшему. И то, что мы ценим в себе, может б[ыть], не нужно, а наоборот. Только бы помог бог об себе забывать — отвергнуться от себя. Спасибо очень за книги. 3 Кольриджа пришлю. Я разочарован в нем. 4 И что значит Coleredge и Ligton, и только Ligton? 5 — Фаpapa 6 я терпеть не могу. Фальшивый писатель. — Помогай вам бог. Обнимаю вас. Простите, что порученья вам надавал в прошлом письме. Изложение брошюры «Дианы», 7 после того, как я послал вам, мне разонравилось. Я много выпустил и смягчил, а то там есть нехорошее — удовлетворение чувственности в разных видах; и я боюсь, что она может подать повод к соблазну, особенно место о малороссийском обычае жениханья. Да и лучше не печатать ее вовсе. Как вы скажете. Если же печатать, то вычеркните, что лишнее. Примечания Впервые опубликовано с датой «Начало октября 1890 г.» в ПС, стр. 417—418. Основание даты: написано в ответ на письмо Страхова от 15 октября, полученное в Туле 17 октября; отправлено с художником H. Н. Ге, выехавшим из Ясной Поляны 28 октября. Ответ на неопубликованное письмо Страхова из Петербурга от 15 октября, в котором Страхов писал о желании В. В. Розанова знать мнение Толстого о его статье о Страхове (см. прим. 1), сообщал о своих работах и предлагал...
5. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 9
Входимость: 1. Размер: 109кб.
Часть текста: словац. переводчик и писатель, близкий друг и корресп. Маковицкого — I 40 , 48 ; III 87, 88; IV 37, 391, 438 , 479 «Na hostine» («На пиру») — I 40 , 48 «Smutne nôty», сб. — IV 479 «Тайные богачи» («Незаметные богачи») — IV 391, 479 Такаиси Сингоро (Такайши Шингоро), япон. журналист; посетитель и корресп. Т-го — II 170, 629 , 645 «The Sixth Financial and Economic Annual of Japan» — II 295, 645 Такахаша Гор, япон. переводчик; корресп. и адресат Т-го из Токио — IV 272, 464 Талмуд, собрание догматических религ. -этических и правовых законоположений иудаизма — I 157; II 9, 10, 65, 75, 103, 104, 157, 169, 295, 333, 335, 618 ; III 374; IV 59, 156, 162, 163, 200, 316, 451 , 456 Тамура Х. С. студент философского ф-та Токийского ун-та; корресп. и адресат Т-го — I 182, 197, 309, 378, 499 , 501 , 518 , 528 «Влияние на меня Толстого» — I 518 Тан, псевд. Богораза В. Г. (см.) Танеев, племянник С. И. Танеева; посетитель Т-го — II 46 Танеев Сергей Иванович (1856—1915) — I 12 , 24 , 185, 528 ; II 22, 27, 37, 39, 44—46, 57, 557, 598, 601, 612 , 615 ; III 8, 10—12, 27, 39, 78, 98, 145, 285; IV 49, 144, 145, 181, 235 Танечка, см. Альбертини Т. М. Таня, см. Сухотина Т....
6. Шохор К. С. и Родионов H. С.: Краткая хронологическая канва жизни и творчества Л. Н. Толстого за 1890 г.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: в голову. Странно художеств[енным] увлечен». Первое представление на русской сцене драмы «Власть тьмы»: любительский спектакль в доме А. В. и В. И. Приселковых в Петербурге («Новое время», 1890, № 4983 от 12 января). » 11, 12, 16, 17, Толстой в школе для крестьянских детей. » 22, 25   » 11, 13, 17, 18 Работа над «Плодами просвещения». » 14 Чтение Толстым вслух комедии «Плоды просвещения». Передача Толстым рукописи «Крейцеровой сонаты» Н. И. Стороженко для напечатания в сборнике Январь 18—22, 24, 25 «В память С. А. Юрьева» (письмо к А. И. Эртелю от 15 января). Исправление комедии «Плоды просвещения». » около 22 Посещение Н. Н. Страховым Победоносцева в связи с вопросом о печатании «Крейцеровой сонаты» (письмо Страхова к С. А. Толстой от 22 января 1890 г.). » 23(?) Попытка писать «Коневскую повесть». » 24 Толстой ездил в Тулу встретить Н. С. Лескова и В. Г. Черткова. » 25 Чтение Толстым вслух Лескову и Черткову комедии «Плоды просвещения». » 26 Толстой до Тулы провожал Лескова. » 27 Разговор с В. Г....
7. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1908 г. Март
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Часть текста: у нас есть монарх и депутаты, так и на небе бог, Христос — депутат, а вы, Лев Николаевич, предвестник другого депутата». Но, прочитав все письмо, увидел, что это остатки суеверия (якутского) 2 . Л. Н. : Сегодня я получил письмо от «бессмертника», ответ на мой ответ ему. Не разубедил его. Он пишет: «Как же вы пишете, что вы одной ногой в гробу? Ведь доктора вас лечат, они не стали бы лечить, если бы вы были при смерти» 3 . Гусев : Стало быть, понимание бессмертия у него основано на материальных предположениях. Л. Н. спросил меня, куда я ездил. — В Коледино, к старушке восьмидесяти лет. Она упала с лежанки и сломала себе ребро. Л. Н. : Русская бедность после заграницы, должно быть, поразила вас? Я : У нас беднее живут. Именно там, где я был врачом, в деревнях около Летавы, на каждого домохозяина приходится 1,4 морга земли, то есть не целая десятина. Тут, в Ясной, только в одном дворе живут двое хозяев. У нас же на одном дворе иногда по шесть-семь хозяев: комната о комнату — целый переулочек. Тут хлеб постоянно есть, у нас же не так, а картошка да капуста. Тут...
8. Толстой Л. Н. - Ганусову Т. и Кондратьеву В., 15 мая 1893 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: П. Иван Михайлович Трегубов передал мне последнее письмо ваше от 10-го апреля, в котором вы спрашиваете о том, передавал ли мне Иван Михайлович ваши прежние письма. Иван Михайлович передавал их мне, и я очень порадовался, найдя в них такое ясное и правдивое отношение к учению Христа. В последнем же письме вы пишете, что опасно народу говорить всю истину, как мы понимаем ее. Это мнение совершенно несправедливо. Нельзя вливать вина нового в меха старые. Всё учение Христа есть не что иное, как учение об истине, что он неоднократно и высказывал, и не то, чтобы то, что он говорил, была истина, потому что он говорил это, а то, что он требует веры себе только потому, что то, что он говорит, есть истина (Иоан. VIII, 46, и мн. др.). И потому надо говорить людям всю истину, а не часть ее; или подмешивать к истине долю лжи для того, чтобы, как нам кажется, люди легче приняли ее. Истину надо говорить всю до конца, до тех пор, пока она открылась нам, только тогда она убедительна. А главное то, что по отношению принятия истины все люди равны: нет умных и глупых, ученых и не ученых, и если есть преимущества, то на стороне не ученых в светском смысле. Я знаю это по рассуждению и на опыте. Ложь о том, что Христос был бог и родился от девы, не может быть передана всякому, а с выбором и с разными подходами и хитростями, а истина о том, что Христос учил, что все люди братья и должны, если хотят блага, жить для служения тому, кто послал нас в мир, служения, состоящего в единении и любви...
9. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 3 декабря 1890 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: дорогой Николай Николаевич, за хлопоты по моим делам, 1 я не понял только, что значат слова Семенова: 2 «всё будет сделано». Можно ли написать Богомольцу, чтоб он ехал в Петербург? Напишите, пожалуйста, тотчас же только ответ на этот вопрос. 3 Книгу вашу 4 получил и прочел не только предисловие, но и многие статьи: они интересны тем, что по ним застаешь юность нигилизма; еще нет у него внушающих седин. — Что с Соловьевым ваша полемика кончилась, очень радуюсь за вас и еще больше за то, что он поймал вас и вы осрамлены. 5 Я для себя желаю или, по крайней мере, хочу желать унижения: «горе вам, если хвалят вас и радуйтесь, если ругают...» Ведь это не шутка, не преувеличение, а истинная правда. Большая для души от этого польза, а от хвалы вред. Для себя желаю, потому и для вас также. Еще больше радуюсь, что статья ваша подвигается. Coleredg’a посылаю вам с Верочкой. 6 «Aids to reflection» 7 сначала понравились мне точностью выражений, а потом я увидал, что точность, ясность выражения, а не содержание — преобладающая забота, и оттолкнуло меня. Я немножко пишу, но без большой охоты; но живу радостно. Любящий вас Л. Толстой. Примечания Впервые опубликовано в ПС, стр. 418—419. Датируется записью в Дневнике Толстого 3 декабря (см. т. 51, стр. 111). Ответ на письмо H. Н. Страхова, оставшееся неизвестным. 1 См. письмо № 154. 2 Повидимому, Николай Петрович Семенов (1823—1904), сенатор. Н. П. Семенов был близко знаком с H. Н. Страховым. 3 По делу А. М. и С. Н. Богомолец (см. письмо № 154) Страхов писал Толстому лишь 2 января 1891 г. См. ПС, стр. 421. 4 H. Н. Страхов, «Из истории литературного нигилизма 1861—1865. Письма Н. Косицы. Заметки летописца и пр.», СПб. 1890. Сохранилась в яснополянской библиотеке. 5 См. статьи В. С....