Поиск по творчеству и критике
Cлово "TABULA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Страхов Н. Н.: Обучение народа (старая орфография)
Входимость: 2. Размер: 36кб.
2. Булгаков С. Н.: Человекобог и человекозверь
Входимость: 2. Размер: 107кб.
3. Страхов Н. Н.: Новая школа (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 46кб.
4. Правила для педагогических курсов и заметки на тему народного образования
Входимость: 1. Размер: 19кб.
5. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 1 сентября 1880 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
6. Лебрен В.: Лев Толстой (Человек, писатель и реформатор). Глава IV. Секретарство
Входимость: 1. Размер: 55кб.
7. Отрывок записки о народных школах Крапивенского уезда
Входимость: 1. Размер: 5кб.
8. В чем моя вера? (Комментарии, вариант 2)
Входимость: 1. Размер: 53кб.
10. Анна Каренина. Часть третья. Глава XXXII
Входимость: 1. Размер: 7кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Страхов Н. Н.: Обучение народа (старая орфография)
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Часть текста: отъ всей обыкновенной литературы. Чтобы писать такъ, нужно, прежде всего, очень любить свой предметъ; читатели чувствуютъ, что гр. Л. Н. Толстой заговорилъ о деле, которое близко его душе, которому онъ посвятилъ много силъ и времени. Съ своей стороны, мы хотимъ здесь только указать читателямъ всю великую важность вопроса, поставленнаго гр. Л. Н. Толстымъ. Многiе могутъ ошибиться, принявъ поднимающiйся споръ за одно изъ техъ безчисленныхъ разногласiй, которыя появляются въ педагогическомъ мiре; между темъ дело гораздо важнее. Это - коренной, главный споръ педагогiи, это - самый существенный вопросъ, какой только есть въ этой области. Надъ спорами объ обученiи грамоте легко посмеяться и, вероятно, многiе посмеиваются. Не все ли равно, въ сущности, по какой методе учить? Ведь, цель одна - грамотность и скорее, или медленнее, а, она достигается... Точно такъ можно, сказать, что кемъ бы, ни были заведены училища, самими-ли; крестьянами, или земствомъ и министерствомъ,-- все равно, лишь бы были заведены. Школы, учрежденныя сверху, и школы, возникшiя снизу имеютъ одну цель, одинъ смыслъ, и если ведомства, стоящiя надъ народомъ, хлопочутъ о правильномъ надзоре и правильномъ обученiи, то, ведь, это же, не дурное дело. Итакъ, больше грамотности, больше школъ - вотъ все, чего надобно желать, чего все одинаково желаютъ. Если же выходятъ разногласiя о средствахъ и прiемахъ, то это неизбежно по слабости самой человеческой природы; но при одинаковости цели эти споры не могутъ повредить сущности дела. Такъ могутъ говоритъ и, вероятно, говорятъ многiе, верующiе въ твердость и простоту делъ, человеческихъ. Между темъ, все, насъ убеждаетъ, что тамъ, где возможно благо, возможно и соразмерное, ему зло; такъ и въ настоящемъ случае, проявляется такое искаженiе дела, которое темъ печальнее, чемъ это дело важнее. Грамотность и образованiе сами по себе, суть вещи...
2. Булгаков С. Н.: Человекобог и человекозверь
Входимость: 2. Размер: 107кб.
Часть текста: образованная Россия, но и весь культурный мир с напряженным интересом встретили посмертные художественные произведения Л. Н. Толстого. В них воскресает великий мастер, силою послушного резца высекающий живые образы. Какая свежесть и непосредственность в "Хаджи-Мурате" и даже в отдельных сценах дидактических произведений, какая потрясающая простота и сила в "Дьяволе", какой зной душевный в "Отец Сергии"! 1 При всей незаконченности и неотделанности этих произведений, в них мы имеем такие создания русской художественной литературы, которые могут ставиться в один уровень даже с ранним творчеством Л. Н. Толстого, а выше этого могут ли быть вообще поставлены художественные произведения? Однако наша задача не есть эстетический анализ или художественная критика посмертных художественных произведений Л. Н. Толстого - как бы ни была интересна сама по себе такая задача, но ее мы отстраняем. Нам хочется уяснить жизненный смысл и мудрость этих произведений при свете нравственной философии вообще и общего мировоззрения самого Л. Н. Толстого в частности, и в этом отношении они представляют собою громадный, исключительный интерес, отнюдь не меньший, чем чисто художественные их красоты. Для настоящего художника его творчество есть и раскрытие его души в самых глубоких и недосягаемых ее тайниках - оно интимнее, чем дневник, и искреннее, чем исповедь. Оно есть одновременно мышление и искание художника, хотя и ...
3. Страхов Н. Н.: Новая школа (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: высказывающееся и еще не уложившееся въ ясныя и отчетливыя формы мысли. Чтобы понять все особенности этой новой школы, нужно искать той главной идеи, которая ее одушевляетъ, той точки зренiя, съ которой она смотритъ на дело. Намъ кажется, что "Ясная Поляна" съ каждой книжкой все яснее и яснее высказываетъ свою главную идею, свое руководящее начало. Мы предложили бы назвать его началомъ живой души и формулировать следующимъ образомъ: при воспитанiи должно постоянно иметь въ виду живую душу воспитываемаго. Мы говоримъ: живую душу въ противоположность душе, понимаемой мертво или механически; въ смысле "Ясной Поляны" мы называемъ живою - душу самостоятельно, самобытно развивающуюся, своеобразно отличающуюся отъ другихъ душъ, заключающую въ себе известные задатки, известные дары и возможности, или, говоря темъ выразительнымъ языкомъ, который смело употребляетъ г. Толстой,-- душу, созданную и одаренную Богомъ. Изъ этого начала прямо и просто объясняются различныя особенности ясно-полянскаго воспитанiя и обученiя, объясняется то, что имъ признается и сохраняется въ практике, и то, что имъ отвергается. Положительная сторона "Ясной Поляны" состоитъ въ...
4. Правила для педагогических курсов и заметки на тему народного образования
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: курсы {и народное училище) содержатся на иждивении графа Л. Н. Толстого и суть заведения открытые. 5. (В педагогических курсах состоит... человек учащихся.) Количество учащихся не может быть определено в точности; но предполагается не менее 50. 6. Педагогические курсы состоят из (трех) двух классов; курсы учения в них (трех) двухгодичный, по одному году в каждом классе. (Впрочем) для (некоторых) более же способных воспитанников он может быть сокращен, по усмотрению учредителя курсов; (но воспитанникам, оказавшимся через три года учения не вполне приготовленными для самостоятельной учительской деятельности, дозволяется оставаться в заведении еще один год.) 7. Педагогические курсы непосредственно подчиняются Попечителю Московского Учебного Округа. Глава II-я. Состав педагогических курсов для приготовления народных учителей. 9. Педагогические курсы и народное при них училище состоять под непосредственным управлением графа Л. Н. Толстого. 10. (Граф Л. Н. Толстой имеет бдительный надзор за воспитанниками в...
5. Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 1 сентября 1880 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: унывать. — Иногда же, и чемъ дальше живу темъ чаще, бываю совсемъ спокоенъ. Вчера прiехалъ изъ Москвы — ездилъ за учителемъ и гувернанткой 2 Учителя филолога 3 прекраснаго человека нашелъ, а гувернантки — нетъ. Все страннее и страннее мне становится людская жизнь особенно где ихъ много. Какъ вы живете? Поправились ли физически и духовно ободрились ли. — Работа ваша очень хорошая. 4 — Вамъ можно покойно заниматься ею. — Прощайте, напишите, когда вспомните обо мне. Вашъ Л. Толстой. Примечания Печатается по автографу, хранящемуся в ИЛ. Впервые опубликовано Б. Л. Модзалевским в СМ 1913, 8, стр. 258. Датируется на основании пометки Н. Н. Страхова: «3 сент. 1880» (дата получения письма). Письмо Н. Н. Страхова, на которое отвечает Толстой, неизвестно. 1 Тишендорф (Tischendorf Konstantin) (1815—1874) — немецкий ученый, протестантский богослов. Н. Н. Страхов прислал Толстому для его работы над «Исследованием Евангелия» издание Нового завета, критически обработанное Тишендорфом: «Novum Testamentum graece et latinЕ. Graecum textum addito lectionum variarum delectu recensuit latinum Hieronymi Notata Clementina lectione ex auctoritale codicum restituit Constantinus Tischendorf». Ex triglottis. Lipsiae: Hermann Mendelsohn. 1858. В 1880 г. этот труд вышел девятым изданием. «Novum Testamentum graecЕ. Recensuit inque usum academicum omni modo instruxit Constant, de Tischendorf». Editio academica undecimА. Ad ed. VIII,...
6. Лебрен В.: Лев Толстой (Человек, писатель и реформатор). Глава IV. Секретарство
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Часть текста: комнату". Можно ли вообразить себе, что-либо более привлекательное? Иметь возможность прочесть весь личный архив Толстого. О таком счастье я не мог и мечтать. Уже на следующий день я переселился в дом Л. Н. Толстого. Меня поместили в нижнюю комнату, комнату сына Андрея, который на тот период отсутствовал. Однако Толстой отверг план жены. Он заявил, что его ежедневные заметки могут отлично сохраняться и в том виде, в каком они есть, и что это всё совершенно не важно, а, кроме того, подобное чтение может оказать разрушающее влияние на столь юного человека, как я! Таким образом, вместо переписывания "Дневников" на меня свалилась должность личного секретаря Толстого. Это дало мне возможность очень близко увидеть и даже принять участие в личной жизни Мастера. С преогромнейшим любопытством и вниманием начал я изучать Толстого, но не как выдающегося романиста, отважного бунтаря (это все хорошо видят по его книгам), а как обычного человека в домашней обстановке, неустанно пишущего, а точнее, Толстого-мыслителя. Прежде всего, меня изумило, что у всемирно известного писателя никогда не было секретаря, т. к. Толстой считал свою работу как писателя столь незначительной, что, принимая охотно всяческую помощь друзей, никогда не позволял себе нанимать помощников. Но даже только переписка требовала много работы. Бывали дни, когда приходило до пятнадцати писем. В среднем, я думаю, четыре или пять писем ежедневно. Каждому письму присваивался номер, и оно регистрировалось в специальной большой тетради. Лично Толстой отвечал лишь на немногие письма. На некоторые он...
7. Отрывок записки о народных школах Крапивенского уезда
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: школах Крапивенского уезда [ОТРЫВОК ЗАПИСКИ О НАРОДНЫХ ШКОЛАХ КРАПИВЕНСКОГО УЕЗДА.] (1875.) ... качества ученiя. 3) Меньше расходы земства. 4) Прямое и живое участiе обществъ въ своихъ школахъ. 5) Привлеченiе изъ местныхъ жит[елей] крестьянскаго сословiя лицъ въ учителя. 6) Отсутствiе постороннихъ вредныхъ влiянiй. — 1) Цифры. — 2) Отчетъ и соображен[iя] о народномъ прiеме. Мой недостаточно народенъ. 3) Расходы относительно прежняго. 4) Эпизоды недовольства за дурн[ое] ученье въ Ник. когда открываются нов[ые] въ Моск. В. нерелигiозное въ Мисоедове — побои. — 5) Общiй характеръ учителей — Духовенства, разночинцевъ, крестьянъ. Характеръ ихъ образованiя и деятельности. 6) Эпизодъ Красногорь [?]. Общiй характеръ Семинаристовъ и Словъ [?]. Какъ смотрятъ на это пессимисты и либералы — анекдотъ о Борисове. Общiй выводъ — соответственность этихъ меръ помещенiя (%) жалованья на лето. Простаго прiема обученiя и образованiе учителей изъ крестьянъ. ... въ Амер[иканскихъ] книгахъ на конце тамъ где бываютъ Mоnеу тамъ у на[съ] скелеты. И это не хорошо. Я говорю, что это нехорошо не потому, чтобы это направлен[iе] мне не нравилось и чтобы я осуждалъ его и чтобы более верилъ въ Псалмы чемъ въ Дар[вина]. Я бы очень желалъ даже, чтобы направленiе это было бы моей задушевной верой...
8. В чем моя вера? (Комментарии, вариант 2)
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: к этому трактату. Догматика - сокращенное обозначение догматического богословия; систематическое изложение всей совокупности христианских догматов. Гомилетика - наука об искусстве проповеди. Патристика - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин отцов и учителей церкви - христианских мыслителей II и последующих веков. Литургика - наука о богослужении христианской церкви; по своему предмету принадлежит к области практического богословия; наименование получила от одной из церковных служб - литургии. Герменевтика - искусство и теория истолкования текстов; у христианских писателей - искусство толкования Библии. Апология - защитительная речь, защитительное письмо или сочинение, написанное в пользу обвиняемого лица. Апологетика - наука о защите христианской религии. Авторы сочинений, защищающих христианство, назывались апологетами. ...обращаться за разъяснениями... к Павлу... - Павел - в христианской традиции "апостол язычников", не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и миссионерско-богословских заслуг почитаемый, наряду с Петром, как "первопрестольный апостол" и "учитель вселенной". Ему приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый Завет. Проповедь Павлом христианства нередко встречалась враждебно: его избивали палками, бросали в темницу; предание относит его смерть ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65 г.); он был казнен в Риме. Климент - речь идет о Клименте Александрийском (ок. 150 - ок. 217) - знаменитом христианском ученом первых веков. Златоуст - Иоанн Златоуст (347-407) - один из отцов Восточной церкви, с 397 по 404 гг. - архиепископ Константинопольский. См. также: Экземплярский В.И. Гр. Л.Н.Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взглядах на жизненное...
10. Анна Каренина. Часть третья. Глава XXXII
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: скоро сделается невыносимо от их излишней требовательности и придирчивости. Он чувствовал, что это случится и с братом. И, действительно, кротости брата Николая хватило не надолго. Он с другого же утра стал раздражителен и старательно придирался к брату, затрогивая его за самые больные места. Левин чувствовал себя виноватым и не мог поправить этого. Он чувствовал, что если б они оба не притворялись, а говорили то, что называется говорить по душе, т. е. только то, что они точно думают и чувствуют, то они только бы смотрели в глаза друг другу, и Константин только бы говорил: «ты умрешь, ты умрешь, ты умрешь!» ― а Николай только бы отвечал: «знаю, что умру; но боюсь, боюсь, боюсь!» И больше бы ничего они не говорили, если бы говорили только по душе. Но этак нельзя было жить, и потому Константин пытался делать то, что он всю жизнь пытался и не умел делать, и то, что, по его наблюдению, многие так хорошо умели делать и без чего нельзя жить: он пытался говорить не то, что думал, и постоянно чувствовал, что это выходило фальшиво, что брат его ловит на этом и раздражается этим. На третий день Николай вызвал брата высказать опять ему свой план и стал не только осуждать...