Поиск по творчеству и критике
Cлово "UNIV"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Дневник с 23 ноября 1888 г. по 31 июля. 1889 г.
Входимость: 1. Размер: 246кб.
2. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Глава шестая. 1. Толстовство как тип морального мировоззрения
Входимость: 1. Размер: 46кб.
3. Федоров Н. Ф.: Что такое добро?
Входимость: 1. Размер: 24кб.
4. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Глава третья. 1. Понятие непротивления
Входимость: 1. Размер: 102кб.
5. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Зайденшнур Э. Е.: "Яснополянские записки". Их место среди других дневников о Толстом
Входимость: 1. Размер: 113кб.
6. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Литература
Входимость: 1. Размер: 60кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Дневник с 23 ноября 1888 г. по 31 июля. 1889 г.
Входимость: 1. Размер: 246кб.
Часть текста: а то, что люди живут не по совести, не по своей совести. Люди возьмут себе за совесть чью-нибудь другую, высшую против своей, совесть (н[а]п[ример] Христову — самое обыкновенное) и очевидно не в силах будучи жить по чужой совести, живут не по ней и не по своей, и живут без совести. Я барышню эту убеждал, чтобы она жила не по моей, чего она хотела, а по своей совести. А она, бедняжка, и не знает, есть ли у нее какая-нибудь своя совесть. Это великое зло. И самое нужное людям это выработать, выяснить себе свою совесть, а потом и жить по ней, а не так, как все — выбрать себе за совесть совсем чужую, недоступную и потом жить без совести и лгать, лгать, лгать, чтобы иметь вид живущего по избранной чужой совести. Потому-то я, истинно, предпочитаю кутилу весельчака, нерассуждающего и отталкивающего всякие рассуждения, умствовател[ю], живущему по чужой совести, т. е. без нее. У первого может выработаться совесть, у второго никогда, до тех пор пока не вернется к состоянию первого. Всё не...
2. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Глава шестая. 1. Толстовство как тип морального мировоззрения
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: ТОЛСТОВСТВА 1. ТОЛСТОВСТВО КАК ТИП МОРАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Толстовство - организованное общественное движение, которое возникло в России в конце XIX столетия и объединило людей самых различных национальностей, социальных слоев и вероисповеданий. Все они называли себя "толстовцами" (в знак приверженности идеям религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого) и совершили уникальный социально - исторический и духовно-нравственный эксперимент, который, в силу ис торических особенностей развития нашего государства и несомненной идеологической оппозиционности толстовства государству как таковому практически не был исследован современным толстоведением 1 . Толстовское движение в истории России - это своеобразный социально-нравственный феномен, имеющий ярко выраженный исторический и национальный колорит. В нем было реализовано одно из направлений русской духовной реформации, выразившей "внутренний ход русской революции" 2 , в значительной степени подготовившей "кадры отрицателей" (С. Франк) государственной и церковной власти. Толстовство - это не только определенные акции, имеющие место в толстовском движении, но и система духовно-нравственных ценностей, сформированных на основе религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого и имеющих черты: "религии человекобожия" 3 (С. Булгаков), "сентиментализма как обмирщенного пиетизма" 4 (Г. Флоровский), "моральной рефлексии" 5 (Н. Бердяев), "морализма" 6 (С. Франк), теократического социализма. Н. Бердяев, рассматривая...
3. Федоров Н. Ф.: Что такое добро?
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: 2 ) Толстой и написал этику, тем не менее он знает лишь отрицательное добро, знает, что оно не есть, и не знает, чт о оно есть . Под искусством же Толстой разумеет только передачу чувств от одних к другим, а не осуществление того, что каждый носит в себе в передуманном и в перечувствованном виде, если только он истинный сын человеческий, носящий в себе образы своих родителей и предков, как бы это должно быть, а не блудный сын, как это обыкновенно бывает, сердце которого обращено к вещам, имуществу. Причем искренно или неискренно это свое пристрастие прикрывают обыкновенно заботою о детях, о будущем, т. е. о продолжении эфемерного и бесцельного существования. Не в осуществлении того, что носит в себе сын человеческий, видит Толстой цель искусства, а в объединении в одном чувстве, содержания которого не знает, а когда называет это чувство, по рутине, братским, то забывает, что люди - братья лишь по отцам, предкам, а забывши отцов, делаются чужими, и, следовательно, то, что Толстой называет братским, вовсе не братское. Что счастье Толстого скорее этика, чем эстетика, видно из того, что красоты он не признает, а добро признавать, по-видимому, желал бы - но...
4. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Глава третья. 1. Понятие непротивления
Входимость: 1. Размер: 102кб.
Часть текста: Толстого Глава третья. 1. Понятие непротивления Глава третья ПРИНЦИП НЕПРОТИВЛЕНИЯ 1. ПОНЯТИЕ НЕПРОТИВЛЕНИЯ. МЕТАФИЗИКА ЗЛА И ЭТИКА НЕПРОТИВЛЕНИЯ Заповедь "не противься злому" была провозглашена Иисусом Христом в Нагорной проповеди и в своем буквальном и развернутом выражении встречается только в Евангелии от Матфея в контексте противопоставления закону талиона (возмездия, равного воздаяния): "Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" (5: 38-41). Содержание заповеди включает в себя две части. Первая выражена в форме запрета: "не противься злому". Вторая, напротив, имеет положительный императивный характер: "обрати к нему другую щеку", "отдай ему и верхнюю одежду" и т. д. , т. е. воздавай добром за зло. Характерно, что вторую часть заповеди можно встретить не только у Матфея. В Новом Завете она встречается, во-первых, в Евангелии от Луки в сочетании с заповедью о любви к врагам и в соотношении с "золотым правилом" нравственности: "Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящих вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (6: 27-31). Во-вторых, вторая часть заповеди непротивления злому в тех или иных вариациях приводится в посланиях апостолов Павла и Петра, причем опять-таки в запретно-отрицательном виде: "не воздавайте злом за...
5. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Зайденшнур Э. Е.: "Яснополянские записки". Их место среди других дневников о Толстом
Входимость: 1. Размер: 113кб.
Часть текста: 1 Мемуарно-дневниковая литература о Толстом огромна 1 . Публикуемые в настоящем издании «Яснополянские записки» Маковицкого обогащают эту литературу документом первостепенной важности, уникальным по своему содержанию, да и по своему объему. Толстого подчас стесняло и тяготило то, что многие посетители, особенно корреспонденты газет, побывав в Ясной Поляне, немедленно сообщали в печати о встрече с писателем и излагали свои беседы с ним. Однажды корреспонденту, приехавшему к нему в Бегичевку во время работы его на голоде осенью 1891 г., Толстой сказал: «Обо мне, т. е. как я ем, что говорю, что делаю, что сболтну, — об этом обо всем не пишите ничего. Это совершенно не важно. Но еще и вот почему это не нужно и даже вредно. Я знаю, что меня читают, слушают. Но разве в живом разговоре, в споре, в семье и среди близких своих я не могу пошутить, посмеяться, сказать необдуманное слово, обидное, иногда неверное, чтобы просто не сказать, глупое. А потом вдруг это подхватывают и на весь мир печатают. Я этого боюсь, мне это очень неприятно, я просто мучаюсь этим. Господа, да ведь я же сам умею писать и что накипало и перебродило во мне, что ум мой подтвердил и что перешло в убеждение, — это я и сам скажу, и сам напишу и напечатаю. К чему же это всё... И приходится прятаться, отмалчиваться, — и все это так тяжело» 2 . А через восемнадцать лет Толстой повторил ту же просьбу, обращаясь ко всем, кто собирает его письма и ведет записи о нем 3 . Возможно, это было вызвано тем множеством воспоминаний и интервью, которые в 1908 и 1909 гг. печатались в связи с восьмидесятилетием Толстого 4 . Но, несмотря на не раз высказывавшиеся протесты Толстого, мало кто упускал случай рассказать о встрече с писателем, записать разговор с ним. Корреспонденты...
6. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Литература
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: Т. 69, кн. 1. Астафьев П . Е. Учение графа Л. Н. Толстого в его целом: Крит, очерк. 2-е изд. М., 1892. Бабкин П . И. О непротивлении злу: По поводу драмы "Власть тьмы" Льва Толстого. СПб., 1896. Балу А. Учение о христианском непротивлении злу насилием. М., 1908. Белый А. Толстой и культура // О религии Льва Толстого. М., 1912. Сб. 2. Бем А. Л . Толстой в оценке Достоевского // Научные труды Русского Народного университета в Праге. Прага, 1929. Т. 2. С. 118-140. Бердяев Н . А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // О религии Льва Толстого. М., 1912. Сб. 2. Бердяев Н . А. О религиозном значении Льва Толстого // Вопр. лит., 1989. N 4. С. 269-274. Бердяев Н . А. Духи русской революции // Вехи: Из глубины. М., 1991. С. 277-289. Бердяев Н . А. Кошмар злого добра: (О книге И. Ильина "О сопротивлении злу силою") // Путь: Орган русской религиозной мысли. Париж, 1926. N 4. С. 78-87. Берман Б . Н. Сокровенный Толстой: Рел игиозные видения и прозрения ху дожественного творчества Льва Николаевича. М., 1992. Бирюков П . И. Биография Льва Николаевича Толстого. Т. 1-4. М.; Пг., 1922-1923. Булгаков В . Ф. Л. Н. Толстой в последний год его жизни. М., 1989. Булгаков В . Ф. Христианская этика: Си стематические очерки мировоззре ния Л. Н. Толстого. Екатеринбург, 1994. Булгаков С . Н. Карлейль и Толстой // Новый путь. 1904. N 12. Булгаков С . Н. Простота и опрощение // О религии Льва Толстого. М.,...