Поиск по творчеству и критике
Cлово "VITA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Carthago Delenda Est (Карфаген должен быть разрушен) - 1898 г.
Входимость: 6. Размер: 27кб.
2. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 30 июня ? 1898 г.
Входимость: 3. Размер: 4кб.
3. Опульская Л. Д.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1892 по 1899 год. Глава шестая. "Продолжение Хаджи-Мурата". Переселение духоборов
Входимость: 3. Размер: 282кб.
4. Мережковский Д. С.: Л. Толстой и Достоевский. Религия. Часть вторая. Четвертая глава
Входимость: 2. Размер: 116кб.
5. Толстой Л. Н. - Лёвенфельду Рафаилу, 15 (28) июля 1902 г.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
6. Дневник 1898 г.
Входимость: 2. Размер: 147кб.
7. Павел Иванович Бирюков. Биография Л. Н. Толстого (том 2, глава 2). История "Войны и мира"
Входимость: 1. Размер: 29кб.
8. Цявловский М. А.: Как писался и печатался роман "Война и мир"
Входимость: 1. Размер: 96кб.
9. Мысли мудрых людей на каждый день собраны Л. Н. Толстым. Декабрь
Входимость: 1. Размер: 20кб.
10. О жизни (1886―1887). История писания, история печатания, переделки
Входимость: 1. Размер: 141кб.
11. Дневник 1900 г. Примечания
Входимость: 1. Размер: 217кб.
12. Дневник 1890 г. Примечания
Входимость: 1. Размер: 252кб.
13. Толстой Л. Н. - Ге Н. Н. (сыну), 1 июня 1886 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
14. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава двенадцатая. Толстой в 1863—1869 годах
Входимость: 1. Размер: 211кб.
15. Соловьев-Андреевич Е. А.: Л. Н. Толстой. 10. Большие романы
Входимость: 1. Размер: 42кб.
16. Список писем, написанных по поручению Л. Н. Толстого (Письма к В. Г. Черткову 1897—1910 гг.)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
17. Мережковский Д. С.: Л. Толстой и Достоевский. Часть вторая. Четвертая глава
Входимость: 1. Размер: 53кб.
18. История писания и печатания "Войны и мира". Глава VIII
Входимость: 1. Размер: 29кб.
19. Леонтьев К. Н.: О романах гр. Л. Н. Толстого. Глава XI
Входимость: 1. Размер: 14кб.
20. Дневник 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 207кб.
21. Зайденшнур Э. Е.: Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Толстого
Входимость: 1. Размер: 282кб.
22. Дневник 1910 г. Примечания. Страница 8
Входимость: 1. Размер: 77кб.
23. Толстой Л. Н. - Фету А. А., 15 (31) декабря 1865 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Carthago Delenda Est (Карфаген должен быть разрушен) - 1898 г.
Входимость: 6. Размер: 27кб.
Часть текста: avec l’appui de «L’Humanité Nouvelle» (Paris et Bruxelles), a cru devoir s’intéresser au difficile problème qui dernièrement s’est montré dans toute sa gravité et son importance à cause de la délicate question pour laquelle la France et le monde entier se sont passionnés si vivement: nous voulons parler du problème de la guerre et du militarisme. A cette fin, nous prions tous ceux qui en Europe dans la politique, les sciences, les arts, dans le mouvement ouvrier, parmi les militaires mêmes occupent la place la plus éminente, de contribuer à cette oeuvre hautement civilisatrice en nous envoyant les réponses au questionnaire suivant: 1. — La guerre parmi les nations civilisées est-elle encore voulue par l’histoire, par le droit, par le progrès? 2. — Quels sont les effets intellectuels, moraux, phisiques, économiques, politiques, du militarisme? 3. — Quelles sont les solutions qu’il convient de donner, dans l’interêt de l’avenir de la civilisation mondiale, aux graves problèmes de la guerre et du militarisme? 4. — Quels sont les moyens conduisant le plus rapidement possible à ces solutions?[72] Не могу скрыть того чувства отвращения, негодования и даже отчаяния, которое вызвало во мне это письмо. Люди нашего христианского мира, просвещенные, разумные, добрые, исповедующие закон любви и братства, считающие убийство ужасным преступлением, неспособные, за самыми редкими исключениями, убить животное, все эти люди вдруг, при известных условиях, когда эти преступления называются войной, не только признают должным и законным разорение,...
2. Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 30 июня ? 1898 г.
Входимость: 3. Размер: 4кб.
Часть текста: тотчас же то, что одно важно, и во имя таких пустяков, как дело и свой взгляд на него, жертвуем этим. Мы говорим о боге, о любви, об исполнении его воли и что в этом жизнь, а как только явятся противники нашей воли, мы всё забываем. Если уж мы не можем во всех делах жизни ставить выше всего его волю, то по крайней мере признаем, что мы не знаем бога, не верим в бога и не поставили свою жизнь в исполнении его воли. Тогда у нас будет больше смирения, и мы найдем средства общения доброжелательного с людьми. А то мы считаем себя исполнителями воли бога, разжигаем свою гордость и при всяком столкновении не можем совладать с своей разросшейся от гордости личностью. Всё это говорю прежде всего о себе. Я с сыновьями не могу (не со всеми) стать в любовные отношения, — на днях огорчился на Льва и огорчил его 1 — не могу часто с женою, — а думаю, что служу богу, что в этом полагаю жизнь. Нет, еще далеко до этого. И лучше знать свою плохоту и смириться. Тогда легче уживешься. Ужасно это стыдно. Но будем знать это, спустим мнение о себе, сколько возможно. Напишите поскорей поподробней. Я всё еще не справился и очень слаб. Жозя вчера уехал. Я его полюбил. Обещался приехать с Ольгой. Очень буду им рад. Л. Т. Moneta 2 из «Vita internationale» пишет мне, прося прислать ему статью Carthago Delenda, но я послал ее вам. Я пишу ему, чтобы он обратился к В[ладимиру] Г[ригорьевичу]. Прилагаю его письмо. Дайте ему экз[емпляр] статьи, если это не помешает вам. Примечания Ответ на письмо А. К. Чертковой, сообщившей о разногласиях между В. Г. Чертковым, П. И. Бирюковым и П. А....
3. Опульская Л. Д.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1892 по 1899 год. Глава шестая. "Продолжение Хаджи-Мурата". Переселение духоборов
Входимость: 3. Размер: 282кб.
Часть текста: Л. Д.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1892 по 1899 год Глава шестая. "Продолжение Хаджи-Мурата". Переселение духоборов Глава шестая ПРОДОЛЖЕНИЕ «ХАДЖИ-МУРАТА». ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУХОБОРОВ. РОМАН «ВОСКРЕСЕНИЕ» I 1 января, «грустно» встречая новый, 1898 год, Толстой отметил в дневнике: «Получил письмо от Федосеева из Верхоленска о духоборах очень трогательное. Еще письмо от редактора «The adult» о свободной любви. Если бы было время, хотелось бы написать об этом предмете. Должно быть, и напишу». 29-летний революционер-марксист, ровесник и соратник В. И. Ленина, встретился в Сибири, сперва в пересыльной тюрьме, а потом на пути от с. Александровского до Верхоленска, с духоборами и с крестьянами Ольховиком, Середой, Егоровым, пострадавшими за отказ от военной службы. В пространном послании он рассказывал об этих людях, видимо, поразивших его; Толстой переслал копию В. Г. Черткову, и в ноябре 1898 г. письмо было опубликовано в № 1 «Листков свободного слова» (без указания автора). Самому Федосееву Толстой ответил в марте, благодаря и за рассказ и за участие к судьбе сосланных. Тогда же отправил письмо Усть-Ноторскому земскому заседателю, прося «во имя Христа» передать по назначению собранные пожертвования, не вычитая эту сумму из казенного содержания (как это было заведено). 29 марта известил П. А. Буланже: «Поразило меня, и очень радостно, недавно письмо административно ссыльного из Верхоленска, который пишет о том, что начальник дисциплинарного батальона в Иркутске прямо сказал Ольховику и Середе, что мое ходатайство о них спасло их от телесного наказания и уменьшило их срок содержания. Пускай 1000 писаний пропадут даром, если одно будет иметь такие последствия, то надо писать не переставая» (т. 71, с. 342). 9 июня Толстой писал Федосееву еще раз, отвечая на его третье письмо. «Чувствую к...
4. Мережковский Д. С.: Л. Толстой и Достоевский. Религия. Часть вторая. Четвертая глава
Входимость: 2. Размер: 116кб.
Часть текста: восьмой части "Анны Карениной", изданной им отдельно. Он просто отнимает у народа все его драгоценнейшее, лишает его главного смысла его жизни". Что разумел Достоевский под этим "драгоценнейшим", выясняется из другого места в том же "Дневнике Писателя", где говорится о штунде, родственной по многих отношениях, именно в отрицании всякого обряда и таинства, всякой внешней нормы, тела религии, христианству толстовскому: "Несут сосуд с драгоценною жидкостью, все падают ниц, все целуются и обожают сосуд, заключающий эту драгоценную, живящую всех влагу, и вот вдруг встают люди и начинают кричать: "Слепцы! чего вы сосуд целуете: дорога лишь живительная влага, в нем заключающаяся, дорого содержимое, а не содержащее: а вы целуете стекло, обожаете сосуд и стеклу приписываете всю святость, так что забываете про драгоценное его содержимое. Идолопоклонники! Бросьте сосуд, разбейте его, обожайте лишь живящую влагу, а не стекло!" И вот разбивается сосуд, живящая влага, драгоценное содержимое разливается по земле и исчезает в земле, разумеется. Сосуд разбили, и влагу потеряли. - Бедный, несчастный, темный народ! - Добытое веками, драгоценное достояние, которое надо бы разъяснить этому темному народу в его великом истинном смысле, а не бросать в землю, как ненужную старую ветошь прежних веков, в сущности пропало для него окончательно". Народные религиозные верования с их простодушными легендами, обрядами и таинствами - не только мертвый сосуд, но и живое, пусть во многих частях своих обезображенное, покрытое тысячелетнею грязью и рубищами, омертвевшее, но зато в других частях, может быть, все еще живое тело живой души: пока есть в нем хоть искра жизни, хоронить его нельзя. Возвращаясь к Левину в той же статье, Достоевский произносит над ним, как над представителем толстовского христианства и ...
5. Толстой Л. Н. - Лёвенфельду Рафаилу, 15 (28) июля 1902 г.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Часть текста: Толстой Л. Н. - Лёвенфельду Рафаилу, 15 (28) июля 1902 г. 299. Рафаилу Лёвенфельду. 1902 г. Июля 15/28. Я. П. Ясная Поляна. Очень сожалею, любезный Лёвенфельд, что не могу исполнить вашего желания. Драма Труп только набросана мною вчерне, и я едва ли скоро или когда-нибудь возьмусь за нее, 1 т[ак] к[ак] всё еще слаб от болезни, а сделать более важного и нужного хочется еще много. Ars longa, a vita, особенно в 74 года, очень brevis. 2 Желаю вам успеха в ваших делах и всего хорошего. Лев Толстой. Примечания Печатается по копировальной книге № 5, л. 35. Датируется на том же основании, что и письмо № 294. О Рафаиле Лёвенфельде (ум. 1910) см. т. 67. Ответ на письмо Лёвенфельда от 17 июля н. ст. 1902 г. Узнав о работе Толстого над драмой «Труп» («Живой труп»), Лёвенфельд просил разрешения перевести ее на немецкий язык. 1 Толстой работал над «Живым трупом» в мае — сентябре 1900 г. См. т. 34. 2 Латинская пословица: «Ars longa, vita brevis est» [«Искусство обширно, жизнь коротка»].
6. Дневник 1898 г.
Входимость: 2. Размер: 147кб.
Часть текста: Я, разумеется, против всякой регламентации и за полную свободу, но только идеал есть целомудрие, а не наслаждение. — Думал за это время только одно и кажется важное, именно: 1) Все мы думаем, что наша обязанность, призвание, это делать разные дела: воспитать детей, нажить состояние, написать книгу, открыть закон в науке и т. п., а дело у всех нас только одно: делать свою жизнь, сделать так, чтобы жизнь была цельным, разумным, хорошим делом. И делом не перед людьми, оставив по себе память доброй жизни, а делом перед БОГОМ: представить ему себя, свою душу, лучше, чем она была, ближе к Нему, покорнее Ему, согласнее с Ним. Думать так — главное чувствовать так, очень трудно. Всё сбиваешься на славу людскую, но это можно и должно. Помоги мне, Бог. Я иногда и вот сейчас чувствую это. — 2 Ян. 98. М. Е. б. ж. [4 января.] Нынче уже 4-е. Мне немного лучше. Хочется работать. Вчера Стасов и Р[имский-Корсаков], кофе, глупый разговор об иск[усстве]. Когда я буду исполнять то, что много баить — не подобаить. Получил вольно печатанную брошюру. Записать нужно только одно: то, что жизнь всякая бессмысленна, исключая той, к[оторая] имеет целью служение Богу, служение совершению недоступного нам дела Божия. Это еще напишу. Теперь сплю. Приехала милая Маша, потом Таня с Сашей. — 5 Я. ...
7. Павел Иванович Бирюков. Биография Л. Н. Толстого (том 2, глава 2). История "Войны и мира"
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: критическую оценку этого произведения неуместной для биографии и требующей специального обширного труда, который отлагаем до более благоприятного времени. Как ни странно это сказать, это великое произведение явилось на свет как бы случайно, или, выражаясь юридически, "без заранее обдуманного намерения". Многим читателям, вероятно, известно, что раньше "Войны и мира" Л. Н-ч задумывал написать роман "Декабристы". Отрывки этого романа, напечатанные в 3-м томе полного собрания сочинений, снабжены следующим примечанием: "Печатаемые здесь три главы романа под заглавием "Декабристы" были написаны еще прежде, чем автор принялся за "Войну и мир". В то время он задумывал роман, которого главными действующими лицами должны быть декабристы, но не написал его, потому что, стараясь создать его, он невольно переходил мыслью к предыдущему времени, к прошлому своих героев. Постепенно перед автором раскрывались все глубже и глубже источники тех явлений, которые он задумывал описывать: семья, воспитание, общественные условия и проч. избранных им лиц; наконец, он остановился на времени войн с Наполеоном, которое и изобразил в "Войне и мире". В конце этого романа видны уже признаки того возбуждения, которое отразилось в событиях 14-го декабря 1825 года" (*). (* Полное собр. соч. Т. III, с. 535. *) Время наполеоновских войн недаром привлекло внимание Л. Н-ча. Исторический и психологический анализ этих событий привел его к созданию особого...
8. Цявловский М. А.: Как писался и печатался роман "Война и мир"
Входимость: 1. Размер: 96кб.
Часть текста: занимают весьма скромное место. В частности, по истории создания великого романа, кроме статьи К. В. Покровского „История работы Л. Н. Толстого над романом „Война и Мир“1), дающей общую характеристику работы Толстого над текстом романа на основании сравнения текста „1805 г.“ в „Русском Вестнике“ с первым изданием 1868—1869 г. г., мы имеем лишь работы А. Е. Грузинского: „Первый период работ над „Войной и Миром“2) и „Комментарии к вариантам текста „Война и Мир“3), написанные на основании рукописей, хранящихся в Публичной Библиотеке им. Ленина (быв. Румянцевский Музей). Первая из названных статей, как показывает и заглавие ее, говорит лишь о начальном периоде работ Толстого над романом, прослеживая по рукописям ряд „начал“ задуманного произведения, которое по первоначальному замыслу еще было слито с „Декабристами“. Вторая статья, представляя комментарии к ряду любопытнейших черновых отрывков из рукописей „Войны и мира“4), говорит, кроме начального периода, о работе Толстого и в 1866 году. Но, конечно, эти статьи лишь предварительные этюды большого исследования, если не о творческой истории великого романа во всем ее сложном многообразии, то по истории его текста, исследования которого мы в праве ждать от лучшего знатока рукописей „В. и М.“, каким является А. Е. Грузинский. Надеемся, что нам уже недолго ждать этой работы, и что к 100-летнему юбилею со дня рождения великого писателя она будет не только написана, но и напечатана. Ни в какой мере не...
9. Мысли мудрых людей на каждый день собраны Л. Н. Толстым. Декабрь
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: опытом) скажут тебе: «разрушай», а молодежь: «созидай», то разрушай, а не созидай, ибо разрушение старцев — созидание, а созидание молодежи — разрушение. Уважай старца и тогда, когда он, вследствие старческой немощи своей, и позабыл свои познания. И разбитые скрижали лежали в ковчеге вместе с цельными. Талмуд. 2 Печально видеть, что люди больше заботятся о том, как прожить в том положении, в котором они оказались совершенно помимо своей воли, чем о том, чтобы выбрать себе положение и занятия на основании указаний своего разума и своей совести. Человека заранее уверили в том, что дело, доставшееся ему на долю, праведное дело, и он уже не думает разбирать, действительно ли это дело хорошее, или нет; он занят только тем, как бы успешнее исполнить это дело. А между тем, если бы он решился разобрать самую суть дела, то ему, пожалуй, пришлось бы совсем изменить свое занятие. Влас Паскаль. 3 Тот, кто любит обращать свой ум на изыскания закона своего долга, близок к науке нравственности. Тот, кто старается исполнять свой долг, близок к человеколюбию, то есть желанию блага всем людям. Тот, кто краснеет за свою слабость в исполнении своего долга, близок к той силе душевной, которая нужна для его исполнения. Китайская мудрость («Чунг-Юнг»). Всё еще истинное благо и истинная слава мира должны быть добыты трудом и слезами. И каждая правдивая душа должна всегда задать себе вопрос, есть ли у нее такая вера, есть ли нечто такое дорогое, за что она радостно готова умереть. Джон Рёскин. 4 То ли ты делал, что нужно делать, — получает огромную важность, потому что единственный смысл...
10. О жизни (1886―1887). История писания, история печатания, переделки
Входимость: 1. Размер: 141кб.
Часть текста: виновницей создания книги Толстого «О жизни». Летом того же 1886 г. «Лев Николаевич возил сено для бедной вдовы и, ударившись ногой о телегу, долго после страдал от этого ушиба, получив рожистое воспаление и другие осложнения. Ему долго пришлось лежать» (Воспоминания С. А. Толстой, ТЕ, 1912 г.). Произошло это около 4 августа, потому что С. А. Толстая в письме к А. А. Фету от 15 августа 1886 г. писала: «Сижу теперь 11-й день у постели Льва Николаевича. Он нас ужасно напугал. Началось с жара в 40°, рвоты и боли в ноге. Жар всё время не проходит; на ноге язва, нарыв и рожа. Он страшно страдает, исхудал и ослаб». Болезнь была настолько серьезная, что Толстой думал о смерти. В письме к А. А. Толстой (точно не датированном) он пишет: «О ноге там говорят, что воспаление накостницы и рожа и т. п., но я знаю очень хорошо, что главное в том, что я «помираю от ноги», как говорят мужики, т. е., нахожусь в положении немного более близком к смерти, чем обыкновенно, и именно от ноги, которая указывает на себя болью. И это положение, как и вы прекрасно говорите, — чувствовать себя в руке Божией — очень хорошее, и мне всегда желается в нем быть и теперь не желается из него выходить» (ПТ, стр. 344). Письмо дальше...