• Наши партнеры
    аквапарк спа
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "AUT"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Зайденшнур Э. Е.: Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Толстого
    Входимость: 2. Размер: 282кб.
    2. Записные книжки и отдельные записи 1900—1903 гг. III. Записная книжка 1902 г. Записи за весь 1902 г.
    Входимость: 2. Размер: 126кб.
    3. Дневник 1902 г.
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    4. Путь жизни (часть 23)
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    5. На каждый день. Февраль
    Входимость: 2. Размер: 115кб.
    6. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Август
    Входимость: 2. Размер: 126кб.
    7. Белый А.: Лев Толстой и культура
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    8. Дневник 1856 г. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 326кб.
    9. Юность. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    10. Дневник 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 91кб.
    11. The hostelry (Гостиница)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    12. Отрочество. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 72кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Зайденшнур Э. Е.: Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Толстого
    Входимость: 2. Размер: 282кб.
    Часть текста: Наличие «глупых и дурных» пословиц не колебало отношения Толстого к мудрости пословиц; он считал, что они «возникли среди глупых и дурных людей», что их сравнительно мало, и не стоит обращать на них внимания, они «подобны песку или мякине в хлебе» 1 . Задача нашей вводной заметки лишь в общих чертах коснуться вопроса о пословице в творчестве Толстого, не раскрывая темы во всем ее многообразии. К пословицам и поговоркам Толстой обращался на протяжении буквально всей жизни. По словам его старшего сына, Толстой никогда «не переставал изучать русский язык и собирать слова, поговорки и пословицы. В разговоре он нередко приводил русские пословицы как общеизвестные, так и мало известные, записанные им от крестьян и богомольцев». С. Л. Толстой перечисляет несколько пословиц, которые отец его чаще других вводил в свою речь. Это: «Много баить не подобаит»; «На всякий роток не накинешь платок»; «Как аукнется, так и откликнется»; «Бог-то бог, да сам не будь плох»; «Где родился, там и годился»; «Не так живи, как хочется, а как бог велит»; «День мой — век мой». ...
    2. Записные книжки и отдельные записи 1900—1903 гг. III. Записная книжка 1902 г. Записи за весь 1902 г.
    Входимость: 2. Размер: 126кб.
    Часть текста: Приня[лъ] 5 гр[анъ] хины, къ вечеру лучше. 2 [15]. Среда. Похоже на перебои. Жизнь идетъ въ предел[ахъ]. Движенiе въ этихъ предел[ахъ] расширяетъ ихъ.[1314] ———————————————————————————————————— [1315]Говорятъ: будущая жизнь. Если человекъ веритъ въ Бога и законъ его, то онъ веритъ и въ то, что онъ живетъ въ мiре по его закону. А если такъ, то и смерть происходитъ по тому же закону и есть только возвращенiе къ Нему.[1316] 3 [16]. Четвергъ. Половину дня лежалъ. Лучше. Поправлялъ письм[о], получилъ письмо отъ Чер[ткова]. ———————————————————————————————————— 4 [17]. Пятница. Не лучше, а стало хуже вечеромъ. Послали за докт[оромъ] Тихон[овымъ]. Всю ночь не спалъ. Съ утра поправлялъ письмо, написалъ Черткову. Бываютъ минуты, что не могу[1317] радоваться или хоть равнодушно смотреть на приближенiе смерти. А бываетъ въ хорошiя минуты что такъ просто хорошо.[1318] ———————————————————————————————————— 5 [18]. ...
    3. Дневник 1902 г.
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    Часть текста: хорошо жилъ. За это время написалъ письмо Г[осударю] и послалъ черезъ Ник[олая] М[ихайловича]. И письмо, и онъ нынче въ Петерб[урге]. Не знаю, передастъ ли. Превосходная книга Мадзини и мысли Рёскина. Нынче прiехалъ Граубергеръ, говоритъ совершенно справедливо, что для христiанина въ наше время есть только одно приличное местопребыванiе — тюрьма. За это время записано: 1) Если веришь въ Бога, то веришь, что все, чтò совершается, все благо: страданiя, болезнь и др., — это все только приготовленiя къ новой неожиданной радости. И потому кто веритъ въ Бога, тотъ всегда долженъ быть радостенъ; радостенъ и добръ. И подтверждается это сейчасъ же темъ, что кто веритъ въ Бога и потому радостенъ, того сейчасъ все любятъ и ему хорошо. 2) А чтобы быть радостнымъ всегда, надо только одно: то, чтобы пользоваться съ благодарностью теми радостями, к[оторыя] соответствуютъ желанiямъ; на те же событiя, к[оторыя] кажутся непрiятн[ыми], несогласными съ желанiями, смотреть какъ на обещанiе радости и во всякомъ случае какъ на испытанiя. 3) Доказательство, что это такъ, въ томъ, что прошло испытанiе, всегда жалеешь, что не воспользовался имъ, а могъ бы. 4) Богъ въ пределахъ есть жизнь. Движенiе въ этихъ пределахъ есть расширенiе ихъ. [590]5) Есть ли будущая жизнь? Будущая — не знаю. Знаю то, что есть Богъ, по воле кот[ораго] я вступилъ въ эту временную жизнь и живу въ ней. Кончится эта временная жизнь[591] по воле[592] Его же. Стало быть я буду опять въ...
    4. Путь жизни (часть 23)
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: бога. Сознание своей божественности он может выражать словом. Как же не быть осторожным в слове? 4 Время проходит, но сказанное слово остается. 5 Если имеешь время подумать, прежде чем начинать говорить, то подумай, стоит ли, нужно ли говорить, не может ли повредить кому-нибудь то, что ты хочешь сказать. И большей частью бывает так, что если подумаешь, то и не начнешь говорить. 6 Прежде думай, потом говори. Но остановись прежде, чем тебе скажут: "довольно". Человек выше животного способностью речи, но ниже его, если болтает, что попало. Саади. 7 После долгого разговора постарайся вспомнить все то, о чем было говорено, и ты удивишься, как пусто и ненужно и часто дурно было все говоренное. 8 Слушай, будь внимателен, но говори мало. Никогда не говори, если тебя не спрашивают, но если тебя спрашивают, отвечай тотчас же и коротко, и не стыдись, если ты должен признаться, что не знаешь того, о чем тебя спрашивают. Суфийская мудрость. 9 Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. ...
    5. На каждый день. Февраль
    Входимость: 2. Размер: 115кб.
    Часть текста: Вер много разных, но во всех верах учение о том, как надо жить людям, — одно и то же. Вот это одно и то же и есть закон Бога. 2. Если человек верит тому, что Богу можно угождать обрядами и молитвами, но не делами, то он хочет обмануть Бога, но обманывает только себя. 3. Большинству людей мы оказываем слишком много чести, когда говорим про них, что они исповедуют ту или иную религию. Ибо они не знают и не ищут никакой религии; уставная церковная вера — вот все, чтò они подразумевают под этим словом. И так называемые религиозные войны, которые так часто потрясали мир и заливали его кровью, никогда не были ничем иным, как только препирательствами из-за церковной веры; и угнетенный жаловался, в сущности, не на то, что ему препятствовали принадлежать к его религии, ибо это не может сделать никакая внешняя сила, а на то, что ему не позволяли следовать публично его церковной вере. Кант. 4. Утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жестокое слово, которое может один человек сказать другому, в особенности, когда это касается самого важного на свете дела. А между тем это самое говорят люди, спорящие о религии. 5. Религиозные упражнения для славы людской или для внешнего вида святости не имеют цены и происходят от низших требований души. Покаяние и самоистязание или истязание других происходят из ложных учений. Покаяние для тела — это целомудрие. Покаяние для речи — это то, чтобы говорить всегда правду и с добротою. Покаяние для мысли — это то, чтобы владеть собою, очищать душу, быть молчаливым и расположенным к добру. Магабхарата. 6. У кого религия на втором месте, у того ее совсем нет. Бог совместим со многим в сердце человека, но несовместимо ...
    6. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". 1906 г. Август
    Входимость: 2. Размер: 126кб.
    Часть текста: Пензенском крае. Какой чудный был, когда он там бывал; наверно теперь уже не такой. Сосновые леса, старые сосны с длинными голыми стволами и короткими макушками. Земля черная с камешками. Та самая, которую Селянинович (богатырь) пахал сохой (по камешкам поскребывал). И народ такой селяниновичский. Глушь. Там река Сура, лучшая стерлядь 3 . Л. Н. : Сегодня разговаривал с крестьянами в волости. Говорил им о едином налоге. Как они (Столыпины, Дума, правительство) обходят это решение! Никто и не заикнется о нем. Софья Андреевна : Мне Генри Джордж надоел. Мария Львовна : О нем как будто неприлично стало говорить. Л. Н. : Они (мужики в волости) говорили, что переход земли от помещиков к крестьянам был бы выгоден казне, потому что крестьяне больше податей платили бы. Я им сказал: «Давайте введем на всю землю единую подать». Поняли, согласились. За чаем Николай Леонидович рассказал, что Столыпин теперь энергически ловит революционеров. Революция выдохлась. Еще пять месяцев тому назад какое было настроение, а теперь?! Л. Н. : И мое то же впечатление, что революция выдохлась 4 . Я от народа не ожидал участия. Самые страшные — городские социал-революционеры, вот какие на днях были. Николай Леонидович : Погромы усадеб — нигде не убивали помещиков. Л. Н. желал бы, чтобы народ не участвовал в погроме ни усадеб, ни евреев. Николай Леонидович : Как представляешь себе ближайшее будущее, чего можно ожидать? Анархизма? Веришь, что христианский анархизм наступит? Л. Н. : Не верю. Но «il faut attendre l’inattendu»1*. Но я бы очень желал, чтобы народ не давал податей, отказывался служить, не участвовал во...
    7. Белый А.: Лев Толстой и культура
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    Часть текста: проповедь его последних десятилетий принесла одни только печальные плоды. А другие утверждают как раз обратное: в умении жертвовать своим художественным гением во имя религиозной правды-всемирно-историческое значение личности Льва Толстого. Личность же эта как будто всякий раз вырастала по мере того, как от личности отказывался Лев Толстой. Те и другие, однако, признают кризис в середине его писательской деятельности. Жила, действовала, творила одна половина души великого человека, и вот-ее нет: души половина пропала. И последние десятилетия пишет, живет, действует другая половина души писателя. Но душа-одна: печатью бездушия, мертвенности должна быть отмечена либо первая, либо вторая часть жизни Толстого. Так ли это? Можно было бы много и долго спорить с поклонниками Толстого-художника, отрицающими величие второй половины его жизни, но тут останавливаешься невольно: Толстой, создатель "Анны Карениной", "Войны и мира", не сумел создать своей личной жизни с той же силой и непосредственной убедительнос тью, с какой изваял он пред нами несуществующие жизни своих героев, о насколько более реальные для коллективного сознания человечества, нежели жизнь любого подлинно существующего среднего человека. Проклиная культуру, он остался в культуре; отрицая государство, не ушел из него-да и куда бы мог он уйти. Все рассуждения его о реальной, трудовой жизни-рассужде ния о жизни несуществующей, невозможной в рамках современной государственности. На одной чашке весов оказались Россия, Англия, Франция и далее-Япония, Марокко, Индия, оказались все страны света, подчиненные естественному развитию капитала, цивилизации, государственности; на другую чашку весов должен был стать сам Лев Толстой. Земной шар,...
    8. Дневник 1856 г. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 326кб.
    Часть текста: несколько дней». 535. 65 3 . Брат Дмитрий при смерти. — Дмитрий Николаевич Толстой скончался 21 января 1856 г. О нем см. прим. 7. Смерть брата Дмитрия описана Толстым в «Анне Карениной» в главе о смерти Николая Левина (ч. V, гл. XVII). Вообще, Николаю Левину приданы черты Дмитрия Николаевича Толстого. 536. 65 4 . Маша — Это может быть или М. Н. Толстая, за что говорит упоминание в этой же записи ее мужа Валерьяна Петровича Толстого, или, вернее, та самая «Маша», о которой Толстой пишет в своих «Воспоминаниях». Это была первая женщина, которую узнал Дмитрий Николаевич Толстой, когда ему было 26 лет. Он ее выкупил из публичного дома. Ее Толстой изобразил в «Анне Карениной» в лице Марьи Николаевны, ухаживающей за умирающим Николаем Левиным (ч. V, гл. XVII). Замечательно, что Толстой и внешность «Марьи Николаевны» в «Анне Карениной» изобразил так же, как внешность «Маши» в «Воспоминаниях». «Рябая, выкупленная им Маша» («Воспоминания»), «тупое, несколько пополневшее, рябое лицо»(«Анна Каренина»). 537. 65 5 . Т. Л. — Кто скрыт под инициалами Т. Л., сказать не можем. 538. 65 5 . Валериан — Валерьян Петрович Толстой, муж М. Н. Толстой. О нем см. прим. 5. 539. 65 6—7 . задумываю драму. — Какую драму задумывал Толстой, сказать не можем. 2 февраля. Стр. 65. 540. 65 8 . Я в Петербурге. — Из Орла Толстой выехал в Москву, где пробыл две недели (письмо к П. И. Юшковой ...
    9. Юность. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    Часть текста: хорошо, но мог бы написать больше и лучше», 18 марта: „.... Написал нынче около листа «Юности»“. После этого перерыв до 28 марта, когда записано: „Утром написал страницы к «Юности»“. На cледующий день: «Написал страниц 8 «Юности» и не дурно...». Затем опять перерыв, о чем читаем в дневнике под «3, 4, 5, 6, 7 апреля» уже в Севастополе: «Все дни эти так занят был самыми событиями и отчасти службой, что ничего, исключая одной нескладной странички «Юности», не успел написать еще». 11 апреля: „Очень, очень мало написал в эти дни «Юности»“. 13 апреля: „.... немного написал «Юности»“. На следующий день: „Вчера дописал главу «Юности» и очень не дурно. Вообще работа «Юности» уже теперь будет завлекать меня самой прелестью начатой и доведенной почти до половины работы. Хочу нынче написать главу «Сенокос»“. Главы «Сенокос» нет ни в одной из дошедших до нас редакций «Юности», но в конце рукописи I редакции «Отрочества» сохранился отрывок главы,...
    10. Дневник 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 91кб.
    Часть текста: бумаги, пишу письма П[елагее] И[льиничне] и старосте и на бело мятель, обедаю въ шахмат[номъ] клубе и все пишу еще мятель и вечеромъ захожу къ Т[ургеневу], утромъ часъ гуляю. Прочелъ страницу дневника, очень дельную, въ к[оторой] говорю, что не надо смешивать совершенства съ усовершенствованiемъ и стремиться ко 2-му отрицательно. Мои главные недостатки,[110] привычки къ праздности, безпорядочность, сладострастiе и страсть къ игре. Буду работать противъ нихъ. 4 Февраля. Утромъ писалъ немного. Булгаковъ помешалъ, заснулъ, а потомъ Кутлеръ. Обедалъ въ шахматномъ клубе. Фетъ очень милъ. Исторiя Десятскаго. Сцена пьянаго.[111] Вечеромъ былъ у Толстыхъ, взялъ деньги у Некрасова и до 2 ч[асовъ] просиделъ съ Кутлеромъ. [5 февраля.] 5) Благодаря Богу веду себя хорошо 2-й день. Исторiя любви Б. и К-ой. Никогда не будировать. — Уваженiе къ женщинамъ. Завтра утромъ напишу все эти факты и мысли такъ, чтобы ихъ можно было угадать, и для того назначать часы на писанье дневника. — Исторiя десятскаго . Староста продалъ хлебъ помещика на 7 тыс[ячъ] и, отлучившись по деламъ, велелъ десятскому ихъ караулить. Десятскiй взялъ деньги и бежалъ въ Одессу, где разжился. Но чтобы бежать, онъ далъ 2 тысячи помещику, который далъ ему фальшивую вольную. Черезъ десять летъ Десятскiй стосковался по родине. Онъ взялъ съ собой тысячъ 10 изъ 200 асиг[нацiями], кот[орыя] нажилъ, и прiехалъ въ деревню. Встретившись съ дядей, онъ просилъ его проводить къ братьямъ и не утерпелъ — открылъ ему себя, давъ ему 2 ты[сячи] и обещая братьямъ постольку же. Дядя ввелъ его въ деревню, но, когда они въехали, онъ схватилъ его за шиворотъ и закричалъ: караулъ. Десятскаго схватили и посадили въ острогъ. Дядя ничего не согласился взять въ награду отъ помещика и возвратилъ ему 2 тыс[ячи]. Сцена пьянаго. Выходя на Возн[есенскiй] Проспектъ, я заметилъ толпу. Два господина въ чуйкахъ выводили пьянаго, маленького...