Поиск по творчеству и критике
Cлово "1930"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. Глава пятая. Казанский период жизни Толстого
Входимость: 23. Размер: 233кб.
2. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава третья. В Москве и в Петербурге
Входимость: 17. Размер: 236кб.
3. Дневник 1856 г. Примечания
Входимость: 17. Размер: 326кб.
4. Поповский М.: "Русские мужики рассказывают...". Глава VI. В поисках тихой пристани
Входимость: 9. Размер: 26кб.
5. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. Глава четвертая. Отрочество Толстого
Входимость: 8. Размер: 159кб.
6. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Глава шестая. 3. Хозяйственная этика толстовства. Толстовские земледельческие коммуны
Входимость: 7. Размер: 50кб.
7. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Из бумаг Якова Дементьевича Драгуновского
Входимость: 6. Размер: 252кб.
8. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Глава шестая. 2. Опыт практической реализации принципов христианской этики в толстовском движении
Входимость: 6. Размер: 83кб.
9. Булгаков В. Ф.: Толстой, Ленин, Ганди
Входимость: 6. Размер: 82кб.
10. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 2
Входимость: 6. Размер: 130кб.
11. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Моргачев Д. Е.: Моя жизнь
Входимость: 6. Размер: 175кб.
12. Дневник 1908 г. Примечания
Входимость: 6. Размер: 205кб.
13. Дневник 1907 г. Примечания
Входимость: 6. Размер: 220кб.
14. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Об авторах
Входимость: 5. Размер: 24кб.
15. Дневник 1857 г. Примечания
Входимость: 5. Размер: 445кб.
16. Юнович М., Попов П.: Толстой Л. Н. (Литературная энциклопедия. Т. 11. — 1939)
Входимость: 5. Размер: 124кб.
17. Поповский М.: "Русские мужики рассказывают...". Глава V. Толстовский корабль терпит бедствие
Входимость: 4. Размер: 39кб.
18. Дневник 1903 г. Примечания
Входимость: 4. Размер: 155кб.
19. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава шестая. Толстой в 1858—1859 годах
Входимость: 4. Размер: 140кб.
20. Дневник 1910 г. Примечания. Страница 2
Входимость: 4. Размер: 102кб.
21. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Мазурин Б. В.: Рассказ и раздумья об истории одной толстовской коммуны "Жизнь и труд". Часть II. Сибирь
Входимость: 4. Размер: 186кб.
22. Дневник 1890 г. Примечания
Входимость: 4. Размер: 252кб.
23. Эйхенбаум Б.: Наследие Белинского и Лев Толстой
Входимость: 4. Размер: 105кб.
24. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава первая. В Петербурге в редакции "Современника"
Входимость: 4. Размер: 123кб.
25. Лакшин В. Я.: Л. Н. Толстой (Краткая литературная энциклопедия. — 1971)
Входимость: 3. Размер: 66кб.
26. Молоствова Е. В. и Родионов Н. С.: Краткая хронологическая канва жизни и творчества Л. Н. Толстого за 1881—1887 гг.
Входимость: 3. Размер: 137кб.
27. Дневник 23 ноября 1888 г. по 31 июля. 1889 г. Примечания
Входимость: 3. Размер: 241кб.
28. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Мазурин Б. В.: Рассказ и раздумья об истории одной толстовской коммуны "Жизнь и труд". Часть I. Под Москвой
Входимость: 3. Размер: 69кб.
29. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава восьмая. Второе заграничное путешествие
Входимость: 3. Размер: 175кб.
30. Толстой Л. Н. - Бонч-Бруевичу В. Д., 6 ноября ? 1899 г.
Входимость: 3. Размер: 13кб.
31. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава вторая. В Ясной Поляне
Входимость: 3. Размер: 98кб.
32. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 4
Входимость: 3. Размер: 90кб.
33. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 6
Входимость: 3. Размер: 64кб.
34. Дневник 1910 г. Примечания. Страница 1
Входимость: 3. Размер: 95кб.
35. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. Глава третья. Толстой в 1873—1877 годах
Входимость: 3. Размер: 431кб.
36. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. Глава шестая. От выхода из университета до отъезда на Кавказ
Входимость: 3. Размер: 188кб.
37. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 3
Входимость: 3. Размер: 106кб.
38. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 7
Входимость: 3. Размер: 100кб.
39. Дневник 1905 г. Примечания
Входимость: 3. Размер: 155кб.
40. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 1
Входимость: 3. Размер: 133кб.
41. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава четырнадцатая. Отзывы современников о "Войне и мире"
Входимость: 2. Размер: 185кб.
42. Указатель личных имен и названий периодической печати
Входимость: 2. Размер: 189кб.
43. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. Глава одиннадцатая. В Севастополе
Входимость: 2. Размер: 297кб.
44. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Мазурин Б. В.: Один год из десяти подобных. Письмо Дмитрию Чоргачеву, другу по несчастью
Входимость: 2. Размер: 58кб.
45. Дневник с 15 февраля 1895 г. по 28 октября 1895 г.
Входимость: 2. Размер: 195кб.
46. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава четвертая. Первое заграничное путешествие
Входимость: 2. Размер: 164кб.
47. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. Глава третья. Детство Толстого
Входимость: 2. Размер: 106кб.
48. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 5
Входимость: 2. Размер: 137кб.
49. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 10
Входимость: 2. Размер: 127кб.
50. Эйхенбаум Б.: Толстой после "Войны и мира".
Входимость: 2. Размер: 50кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. Глава пятая. Казанский период жизни Толстого
Входимость: 23. Размер: 233кб.
Часть текста: и моя сестра, не покидать нас в нашем горе, взять на себя опекунство. Вы должны себе представить, дядюшка, весь ужас нашего положения. Ради бога, дядюшка, не отказывайте нам, мы просим Вас ради бога и покойной. Вы и тетенька единственная наша опора на земле». В письме была приписка Т. А. Ергольской, присоединявшейся к просьбе детей: «Сжальтесь над нашими бедными детьми, — писала она, — не отказывайте им в их просьбе; ведь вы их ближайшие родственники, бога ради, не противьтесь тому, чтобы Полина приняла на себя опекунство. Они не осмеливаются просить и Вас также взять это на себя, зная Ваше слабое здоровье, но для них было бы большим счастьем, если бы Вы на это согласились»1. Т. А. Ергольская предполагала, что, поступив под опеку Пелагеи Ильиничны, дети попрежнему будут продолжать жить с ней в Ясной Поляне, но вышло иначе. П. И. Юшкова объявила, что она соглашается принять опекунство, но что всех детей она увозит к себе в Казань, где она жила вместе с мужем. Поводом к этому она выставляла то, что в Казани детям легче будет получить образование, но действительная причина была иная. Как сообщает С. А. Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого», Пелагея Ильинична ненавидела Татьяну Александровну за то, что муж ее Владимир Иванович в молодости был влюблен в нее и делал ей предложение, но Татьяна Александровна ответила отказом. Пелагея...
2. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. Глава третья. В Москве и в Петербурге
Входимость: 17. Размер: 236кб.
Часть текста: необходим «для их общего счастья». Если же такого взаимного понимания и уважения не будет, то очень скоро в их отношениях образуется «громадный овраг», который ничем нельзя будет заполнить. Тут же он делает барышне наставление о том, как ей жить, чтобы чувствовать внутреннее удовлетворение от своей жизни. «Главное, — пишет он, — живите так, чтоб, ложась спать, можно сказать себе: нынче я сделала 1) доброе дело для кого-нибудь и 2) сама стала хоть немножко лучше». Толстой поясняет, что он понимает под словами «сделаться лучше»: научиться хорошо исполнять трудный музыкальный пассаж, прочувствовать хорошее произведение искусства или поэзии. Но важнее всего этого — сделать кому-нибудь добро и тем заставить этого человека «любить и благодарить за себя бога». «Это — наслаждение и для себя одной, — прибавляет он, — а теперь вы знаете, что есть человек, который все больше и больше, до бесконечности будет любить вас за все хорошее, что вам не трудно приобретать», который расположен «любить вас самой сильной, нежной и вечной любовью». Толстому кажется, что это сам бог внушил ему мысль уехать из деревни, чтобы проверить свое чувство: «я один не мог бы этого сделать, — пишет Толстой. — Я верю, что он руководил мной для нашего общего счастья». И заканчивает письмо словами: «Христос с вами, да поможет он нам понимать и любить друг друга хорошо». На этот раз Толстой пробыл в Москве только пять дней. Оторвавши себя насильно от любимой девушки, он чувствовал «тоску невыразимую везде». Он побывал в Малом театре, где видел «Горе от ума» («Отлично», — записал он в дневнике про исполнение пьесы Грибоедова), читал «Полярную звезду» Герцена. Еще...
3. Дневник 1856 г. Примечания
Входимость: 17. Размер: 326кб.
Часть текста: смерти. — Дмитрий Николаевич Толстой скончался 21 января 1856 г. О нем см. прим. 7. Смерть брата Дмитрия описана Толстым в «Анне Карениной» в главе о смерти Николая Левина (ч. V, гл. XVII). Вообще, Николаю Левину приданы черты Дмитрия Николаевича Толстого. 536. 65 4 . Маша — Это может быть или М. Н. Толстая, за что говорит упоминание в этой же записи ее мужа Валерьяна Петровича Толстого, или, вернее, та самая «Маша», о которой Толстой пишет в своих «Воспоминаниях». Это была первая женщина, которую узнал Дмитрий Николаевич Толстой, когда ему было 26 лет. Он ее выкупил из публичного дома. Ее Толстой изобразил в «Анне Карениной» в лице Марьи Николаевны, ухаживающей за умирающим Николаем Левиным (ч. V, гл. XVII). Замечательно, что Толстой и внешность «Марьи Николаевны» в «Анне Карениной» изобразил так же, как внешность «Маши» в «Воспоминаниях». «Рябая, выкупленная им Маша» («Воспоминания»), «тупое, несколько пополневшее, рябое лицо»(«Анна Каренина»). 537. 65 5 . Т. Л. — Кто скрыт под инициалами Т. Л., сказать не можем. 538. 65 5 . Валериан — Валерьян Петрович Толстой, муж М. Н. Толстой. О нем см. прим. 5. 539. 65 6—7 . задумываю драму....
4. Поповский М.: "Русские мужики рассказывают...". Глава VI. В поисках тихой пристани
Входимость: 9. Размер: 26кб.
Часть текста: уйти туда, где не смогут достать руки хозяев страны и их опричников. Идея эта не раз уже за триста лет вызволяла русских людей: казаки, сектанты и старообрядцы создали на окраинах империи целые вольные провинции. Но то было при царях. У новой власти оказался иной нрав и иные обычаи. При большевиках в России не стало «тихих уголков», не стало и прибежища для свободного и независимого. Но в 1930-м истина эта еще не проявилась так явственно, как несколько лет спустя. Толстовцам мерещилось, что где-то на Алтае, в Сибири они еще смогут жить своей независимой трудовой жизнью, никому не мешая и не касаясь чуждой им советской действительности. Похоже, что даже Чертков еще сохранял эту иллюзию. Он посоветовал руководителям коммуны «Жизнь и Труд» обратиться к властям с просьбой выделить землю где-нибудь подальше на Востоке страны. Он даже подал об этом заявление во ВЦИК. Его авторитет помог делу: двадцать восьмого февраля 1930 года Президиум ВЦИК обсудил вопрос о переселении толстовских коммун и артелей и протоколом номер 41, параграфом пятым акцию эту одобрил (То же самое советовал В. Г. Чертков сделать и сектантам духоборам и молоканам. Он рекомендовал духоборам внести в их заявление Советскому правительству след, абзац:...
5. Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. Глава четвертая. Отрочество Толстого
Входимость: 8. Размер: 159кб.
Часть текста: всей семьей 10 января 1837 года1. Ехали, как помнилось Толстому, в семи экипажах. Возок, в котором ехала бабушка Пелагея Николаевна, имел для предосторожности отводы, на которых почти всю дорогу стояли камердинеры и которые были такой ширины, что в Серпухове возок не мог въехать в ворота постоялого двора, где Толстые остановились на ночлег. На следующий день приехали в Москву. С господами ехало тридцать человек дворовых, в том числе два кучера. Детей по очереди брали в экипаж к отцу, что доставляло им большое удовольствие. Толстой помнил, что именно ему досталось с отцом въезжать в Москву. «Был хороший день, — рассказывает он в «Воспоминаниях», — и я помню свое восхищение при виде московских церквей и домов, восхищение, вызванное тем тоном гордости, с которым отец показывал мне Москву». В Москве Толстые поселились на Плющихе в доме Щербачева. Дом этот, довольно поместительный, сохранился в прежнем виде до настоящего времени (Плющиха, дом № 11). В нем два этажа (нижний этаж — полуподвальный) и мезонин; по фасаду 11 окон. В настоящее время в доме 10 комнат2. Переезд в...
6. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Глава шестая. 3. Хозяйственная этика толстовства. Толстовские земледельческие коммуны
Входимость: 7. Размер: 50кб.
Часть текста: Глава шестая. 3. Хозяйственная этика толстовства. Толстовские земледельческие коммуны 3. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭТИКА ТОЛСТОВСТВА. ТОЛСТОВСКИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КОММУНЫ Толстовские земледельческие коммуны представляют собой уникальный социально-нравственный опыт, особенно в период с 1914 по 1938 г., когда они были официально уничтожены, а коммунары в основной своей массе - расстреляны, либо сосланы в ГУЛАГ Колымы, Сибири, Магадана и др. В хозяйственной деятельности толстовцев в полной мере проявился принцип неделания в плане нравственного выбора, проявления свободы в труде и социальном, экономическом устройстве коммун. Опыт толстовских земледельческих коммун интересен в различных отношениях. В социальном плане в толстовских земледельческих коммунах этого периода был создан прецедент социального синтеза (единения) интеллигенции и крестьянства в условиях безгосударственной общинной жизни и земледельческого труда. В них трудились и жили на равных социальных основаниях "и бывший "барин", понявший весь стыд своей прошлой жизни, и забитый нуждой и придавленный церковью мужик, и студент, подходивший к диплому, и солдат, обовшивевший и чуть не погибший в окопах мировой бойни, и рабочий оружейного завода, и следователь ЧК, под влиянием идей Толстого бросивший политическую деятельность и взявшийся за плуг" 1 13 . Духовная основа коммун привлекала многих людей, в том числе и сектантов, - малеванцев, субботников, адвентистов, баптистов, добролюбовцев, молокан, духоборов и др. В коммунах также жили и работали потомственные интеллигенты, такие, как братья Тюрк, сестры Страховы, потомственные крестьяне - Д . Е. Моргачев, Г. Гурин, разночинец Б . В. Мазурин. Коммуны объединяли людей разных национальностей, в них было много молодежи и детей. Толстовцы, по признанию Б . В. Мазурина, "не составляли из себя ни партии, ни секты. Они не хотели и...
7. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Из бумаг Якова Дементьевича Драгуновского
Входимость: 6. Размер: 252кб.
Часть текста: с первоисточниками, также предоставленными в наше распоряжение. Материал мы расположили в хронологическом порядке, разбив его на несколько частей, соответствующих, как нам кажется, основным этапам жизни Я. Д. Драгуновского, землепашца и философа, от его рождения до трагической гибели в одном из сибирских лагерей. 1886-1914. Моя жизнь Конспективное изложение Я родился 7 октября 1886 года. Большая крестьянская семья. Православная религия. Наши детские драки. Розги за эти драки. Я плакса. Мое воспитание. Сельское образование. Приучение к труду. Моя беспрекословность старшим. С 1900 по 1906 год я покорный и ценный работник. Малоземелье в Смоленщине. Покупка земли. Труд увеличивается. Религиозное соблюдение постов. Молитвы перед праздниками и в праздники. От плохой обуви и одежды я нажил себе ревматизм. Заболеваю воспалением легких. Умирать не страшно. Когда мне было семнадцать лет, наше семейство, выросшее до двадцати одного человека, - разделилось на три двора. Моя мать с больным мужем (моим отцом) уже не боялись жить самостоятельно своей семьей, имея пятерых подрастающих детей, во главе со мной, 17-летним юношей, на которого дяди полагали надежду, что я хороший работник, хорошо поведу хозяйство. В сущности, я плохой еще мог быть хозяин; я был хорошим послушным работником, никогда не ослушивавшимся приказаний дяди, и теперь я находился под руководством матери, что очень не плохо - не иметь забот мне, молодому. Заключение: ценный трудовик, крестьянин, покорный раб с некоторыми нравственными качествами. Я знакомлюсь со столярным делом, хочу найти учителя по столярничеству. Я слишком застенчивый. Делаюсь женихом, а боюсь девушек, боюсь общества. До некоторой степени я дикарь. Домоседство меня удовлетворяет. Отдаюсь больше религиозности. Люблю...
8. Мелешко Е. Д.: Христианская этика Л. Н. Толстого. Глава шестая. 2. Опыт практической реализации принципов христианской этики в толстовском движении
Входимость: 6. Размер: 83кб.
Часть текста: его развития и в процессе взаимодействия непротивления - ненасилия. Толстой неоднозначно относился к толстовскому движению. С одной стороны, он заинтересованно следил и всемерно способствовал его развитию - известна широкая гуманитарная деятельность писателя, его помощь духоборческим общинам, защита прав человека, свободы совести и свободы вероисповеданий. Толстой неоднократно выражает свое позитивное отношение к толстовскому движению: "Я всей душой сочувствую всякому способу единения людей, независимо от политических партий, и в особенности, сознательному единению людей разных национальностей и государств" 42 , " ... отношение мое к людям, стремящимся к единению, не может быть иным как самое сочувственное" 43 . Писатель с большим вниманием следил за деятельностью первых толстовских интеллигентских общин; результаты первых опытов толстовцев давали ему богатую пищу для размышлений при подготовке новых произведений о значении и формах непротивления в России 44 . С другой стороны, Толстой постоянно подчеркивал свою личную непричастность к какому-либо объединению, связанному с его учением: "Я рад был случаю высказать и уяснить себе, что говорить о толстовстве, искать моего...
9. Булгаков В. Ф.: Толстой, Ленин, Ганди
Входимость: 6. Размер: 82кб.
Часть текста: нами, - была, конечно, ужасная мировая война 1914-1918 г. г., война, наиболее кровопролитная из всех, когда-либо бывших на земле, войн, война, поглотившая не десятки и не сотни тысяч, а миллионы человеческих жертв. Как и все вообще великие мировые катаклизмы, мировая война, конечно, родилась не внезапно и не неожиданно, а была подготовлена и вызвана всем предшествующим развитием духовной, политической и социальной жизни народов. Это была не случайная катастрофа, вроде землетрясения или наводнения, а постепенно созревшая катастрофа известного строя общеевропейской жизни, долгое время существовавшего и поддерживавшегося сознательно и сознательными людьми. Мировая война явилась своего рода роковым счетом, предъявленным историей и судьбою к уплате современной европейской - обанкротившейся, не оправдавшей своего существования - цивилизации. Война вскрыла все противоречия этой цивилизации, еще так недавно казавшейся нам безукоризненно-здоровой, цельной и прекрасной. Вместе с тем, мировая война разбудила спящую совесть огромного большинства человечества, поставила на очередь вопросы о том, как изменить, как перестроить общую жизнь таким образом, чтобы избежать в будущем подобных катастроф, как спасти положение, как примирить противоречия и где найти выход из затруднений? Этот косвенный результат - всеобщее пробуждение умов и напряженное искание наилучших способов исправления старых ошибок - и является, бесспорно, едва-ли не главным положительным результатом мировой войны. Современное духовное состояние человечества - это, конечно, неуравновешенное состояние, состояние поисков, нащупывания, прокладывания новых, лучших путей. Тяжело жить с таким наследством на плечах, как воспоминания о невероятных кровопролитиях и...
10. Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки". Личные имена и названия. Страница 2
Входимость: 6. Размер: 130кб.
Часть текста: Т-го — II 130, 357 Вагнер (Wagner) Рихард (1813—1883) — I 185, 404; II 336, 418, 598; III 11, 81, 289; IV 62, 181, 454 «Зигфрид» — IV 181, 454 «Парсифаль» — III 81 «Тангейзер» — III 289; IV 62 Вазов Иван Минчов (1850—1921), болг. писатель — III 238 Ваисов, основатель магометанской секты «Божий полк», отец Х. М. Г. Ваисова — III 325—328 Ваисов Ходзя Мухаммед-Гинанутдин (ум. в 1918 г.), руководитель магометанской секты, основанной его отцом под названием «староверское общество мусульман Ваисовского божьего полка»; посетитель, корресп. и адресат Т-го — III 76, 98, 132, 137, 203, 311, 314, 325—329, 333, 334, 344, 355, 369, 467 , 469 , 473 , 495 , 497 , 499 ; IV 386 Вакуленчук Григорий Никитич (1877—1905), матрос-большевик, инициатор и руководитель вооруженного револ. восстания на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» — I 319, 519 Валаам (библ.) — I 129, 491 Валерия Владимировна, см. Арсеньева В. В. Валишевский (Waliszewski) Казимеж (Казимир Феликсович; 1849—1935), польск. историк, писатель и публицист, сотр. газ. «Новое время» и др. изд....